Планирование развитие личностных качеств ребенка
Библиографическое описание:
Рощина Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. С. 120-121. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9574/ (дата обращения: 03.03.2020).
Детские годы — самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых — родителей и педагогов.
Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.
Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?
Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:
инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании;
уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;
умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
развитие крупной и мелкой моторики рук;
способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.
Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.
Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?
Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности — это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?
Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.
Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей — родителей.
Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.
Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.
Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это —переживание успеха.
Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.
Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, игра, умение ребенка, качество личности, жизнь человека, дошкольное образование.
Источник
Лариса Тиунова
Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее, имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда, но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников.
В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.
Дошкольники, в детском саду должны научиться и обладать определенными социально — личностными качествами:
определять «Что такое — хорошо, что такое — плохо?
проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.
знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)
иметь адекватную самооценку к самому себе.
И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств.
В программе «Истоки» это направление решается в большей степени во всех разделах программы.
Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей и был разработан данный проект. Настоящий проект представляет собой систему работы с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей.
Цель работы:
Внедрение эффективных форм, методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально- личностных качеств дошкольников.
2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
4. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
5. Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
6. В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Ожидаемые результаты:
• Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
• Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
• Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.
• Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Система работы по следующему алгоритму:
Методы и приёмы
1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра)
2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)
Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»
Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.
Алгоритм выявления правил поведения
1. Увидеть проблему и понять причину
2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»
3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует
Выход на Правило:
4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» — пожалуйста.
В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа:
• Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;
• Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);
• Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;
• Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.);
• Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;
• Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей;
• Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;
• Дидактические игры — в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
• Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.
Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает следующее:
• Создание благоприятных условий для самостоятельной и совместной игры воспитателя с дошкольниками.
• Беседа — используется с разными дидактическими целями:
Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией).
Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей.
• Проблемная ситуация создается с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных форм общества. Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а так же обсуждаются межличностные конфликты, возникающие на моральной почве:
Таким образом:
• Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения).
• Показываем, как действовать
• Формируем ценностное отношение у детей
• Ставим детей в условия: видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.
Наши результаты:
У детей:
прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств
создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе
• Обогатилась предметно развивающая среда в группе
• Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Результаты работы по проекту:
Результаты диагностики детей (способы поведения и личностные качества)
• Высокий уровень — 26%
• Средний уровень — 72%
• Низкий уровень — 2%
Результаты анкетирования родителей
28% — уделяют внимание формированию у детей нравственных качеств
58% — частично уделяют внимание
14% — не имеют представления, как и какие нравственные качества необходимо развивать у ребёнка.
Список использованной литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа). — М., 2003.
2. Голицына Н. С. — Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет. — М. 2004.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. — М., 2002.
4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк.: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
5. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновай. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320с.
6. .Солодянкина О. В. — Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М., 2006.
7. Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения). М., 2002 г. ,
Источник
Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.
Уровень развития личностных качеств
Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.
Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.
Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.
От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.
Развитие личностных качеств детей
Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.
На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.
Факторы развития личностных качеств
Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:
- активное и уместное применение личных местоимений;
- владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
- способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.
Возраст начала становления личности
Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.
На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.
Формирование качеств ребенка
На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества.
Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей.
Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».
Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.
Развитие личностных качеств учащихся
Если в дошкольном возрасте основным ориентиром и авторитетом для ребёнка являлись родители, то с началом активной учебной деятельности порядок вещей несколько изменяется.
Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель. При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.
Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.
Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.
Развитие личностно профессиональных качеств
С началом активной профессиональной деятельности человек начинает реализовывать не только свои личностные качества, но и профессиональные. Именно от них зависит выбор сферы деятельности и успешная реализация себя как специалиста. Большую часть своей жизни человек проводит на работе и с этой стороной жизни связаны многие ожидания и стремления.
Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.
Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств. Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.
Главные профессиональные качества
Самыми главными качествами являются:
- умение работать одной командой с коллективом;
- быстрая обучаемость и гибкость;
- инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
- способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
- умение отстоять и аргументировать своё мнение;
- скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
- умение точно следовать должностным инструкциям;
- коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.
Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их. Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.
Этапы формирования личностно профессиональных качеств
Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.
Методы развития личностных качеств
Самое главное, что должно быть у успешного человека, независимо от его профессиональной деятельности – уверенность в своих силах. Это основа в любой профессии. Не обязательно обладать лидерством и вести за собой всех, достаточно уметь адекватно оценивать себя и свои возможности, все возможные риски. Если взялся за выполнение задачи – никогда нельзя бросать её при возникновении трудностей.
Выделяют несколько основных методов, которые помогают в развитии личностных качеств.
Самоанализ
Первым шагом должен стать самоанализ, помогающий выделить качества, которые уже имеются. Определившись с недостающими качествами, следует выбрать пути их формирования. Это длительный и нелёгкий процесс. Важно изначально определиться с желаемым результатом и разработать несколько путей его достижения. Обязательным условием успеха является наличие сроков достижения цели и примера для подражания.
Заключение
Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. Этот процесс занимает не один день. Существует большое количество разного теоретического материала, тренингов. Но и без них вполне возможно решить эту задачу. Для начала, нужно заняться самодисциплиной. В случае удачного выполнения первого этапа, у человека появляется повод гордости перед самим собой, следовательно, повышается самооценка. Теперь, когда появилась уверенность в себе, можно начинать действовать по направлению профессиональному успеху. Важно составлять план по карьерным достижениям, не забывать придерживаться его.
Источник