Метод управления и развитие ребенка

Метод управления и развитие ребенка thumbnail

Технология — это модели, методы и приемы, дающие нужный результат. У разных родителей свое видение, как можно и нужно добиваться от ребенка того, что нужно, от этого видения во многом зависят используемые методы и приемы. В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает оперативные вопросы «здесь и сейчас».

Любая технология основывается на некотором видении природы ребенка и задачах родителя. В случае негативного мировосприятия этого видение воплощается в модели «Огород с сорняками», в случае позитивного — «Садовник и роза».

Огород с сорняками

Метод управления и развитие ребенка

Модель «Огород с сорняками» основана на вере, что с ребенком нужно обходиться как с запущенной грядкой, находить и выпалывать сорняки-недостатки в его душе. Родители борются с ленью и неорганизованностью детей, утаптывают детскую агрессивность и выжигают каленым железом детское вранье. Обычный результат: контакт разрушается, эффективность низкая, добиться удается мало что. Сухомлинский говорил, что в таком случае воспитание идет «по ложному пути». «Пороки, — писал он, — искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка, и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств». Модель спорная, продуктивнее работать на позитиве, см.→.

Садовник и роза

Метод управления и развитие ребенка

В этой модели ребенок видится как красивый цветок, о котором должен позаботиться воспитатель-садовник. Хороший садовник должен понять природу цветка, куста или плодового дерева, чтобы выращивать в нем то, что заложено в нем его природой↑. Здесь в ребенке родители стараются разглядеть, каковы склонности ребенка, и поддерживают его в его стремлениях и начинаниях. При таком подходе воспитательные результаты лучше, чем в модели «Огород с сорняками», однако сама метафора семечка, из которого разворачивается личность ребенка, представляется спорной.

Мишень воздействия

Кто-то из родителей считает правильным чаще обращаться к чувствам, кто-то — к разуму, кто-то решает вопросы дрессировкой, работающей на уровне тела.

Дрессировка, или модель «Кнут и пряник»

Метод управления и развитие ребенка

Кажется, это самое естественное: за добрый поступок наградить, за плохой — наказать, поругать. В принципе это разумно, но есть и минусы: данная система требует постоянного присутствия воспитателя, «кнут» разрушает контакт между ребенком и воспитателем, а «пряник» приучает ребенка без награды доброго не делать…

Варианты: Подкуп. «Если будешь хорошо себя вести, куплю тебе мороженое». В умелых руках переходит в модель «Вознаграждение за успехи». Чаще заканчивается педагогической ситуацией Маленький тиран: «Если не купишь мне мороженое, буду вести себя плохо!»

Другой вариант: короткий поводок — позитивная дрессировка, отрабатывающая безусловное послушание. Много интересных заданий, простых инструкций и сразу же — положительное подкрепление.

Модель «Кнут и пряник» спорная, если оказывается не вспомогательной, а основной. Дело воспитания идет лучше, если метод наград и наказаний дополняется методом отрицательных и положительных подкреплений, причем предпочтение отдается положительным подкреплениям и подкреплению не столько желательных внешних действий, сколько желательных внутренних состояний и отношений. В любом случае полезно помнить, что настоящее воспитание выходит далеко за пределы самой лучшей дрессировки↑.

Обращение к чувствам

Обращение к чувствам — чаще женская стратегия. Стандартные варианты — это обращение к сопереживанию («Посмотри, как из-за тебя плачет сестренка!» или «Пожалуйста, не серди маму»), отвлечение от нежелательных вещей («Посмотри какая птичка!) и привлечение к желательным, а также принятие решений на основании чувств, которые демонстрирует родителям ребенок (модель «Светофор»).

Посмотри, из-тебя плачет сестренка!

Метод управления и развитие ребенка

К большому удивлению взрослых, и особенно мам, на маленьких детей это обращение обычно не действует вовсе. Однако если на детей долго сердиться в подобных ситуациях, они рано или поздно понимают, что взрослые от них хотят, и начинают изображать раскаяние. Впрочем, дети любят копировать взрослых, и если мама расстраивается часто, за нею это начинают повторять и дети. Трудно назвать это подлинным сопереживанием, но дорога к этому прокладывается. Настоящая эмпатия возникает у детей не раньше семилетнего возраста, причем тут все очень индивидуально. Если дети к этому очень расположенные, а есть не расположенные к этому никак.

Пожалуйста, не серди маму!

Метод управления и развитие ребенка

Когда ребенок не слушается, мама начинает расстраивать себя и показывать, как ей плохо от такого поведения ребенка. Модель эта очень распространена, и практикуется обычно среди женщин. Ее результаты? В маленьких детях, особенно в девочках, успешно формируется чувство вины, привязанность и послушание. Более взрослые дети, и особенно мальчики, на это ведутся хуже, у них возникает раздражение или пофигизм к чувствам мамы.

Посмотри какая птичка!

Метод управления и развитие ребенка

Ребенку подыскивают все новые и новые привлекательные вещи вокруг него, отвлекающие от не нужного. Не ест кашу — предложим яблоко. Не хочет делать утром зарядку, предложим с друзьями идти на плавание. Не пошло плавание — попробуем заинтересовать красивой игрой теннис. Хорошо работает с маленькими детьми. Чем дети старше, тем чаще возникают сбои. Как правило, этот путь заканчивается моделью «Подкуп».

Читайте также:  Связь возраста и психического развития ребенка

Метод управления и развитие ребенка

В этой модели родители в своих действиях ориентируются на чувства и реакции ребенка. Чувства и реакции ребенка — это цвета светофора для родителя. Когда ребенок позитивно откликается на действия родителей, радуется действиям родителями, это для них зеленый свет, сигнал родителям: «Вперед! Все правильно делаешь». Если ребенок выполняет просьбы родителей неохотно, забывает, огрызается — это желтый цвет для родителей, цвет-предупреждение: «Внимание, осторожно, кажется что-то не так! Подумай, прежде чем сказать или сделать!». Если же ребенок в протесте, это красный цвет для родителей, сигнал:» Стоп!!! Замри! В этом направлении ни шагу вперед! Вспоминай, где и что нарушил, срочно и экологично исправляй!»

Модель спорная. Достоинства этой модели — чуткость к обратной связи, недостатки — легко подпасть под влияние ребенка. Ребенок начинает управлять родителями, демонстрируя им те или иные свои реакции…

Обращение к разуму

Правила движения.

Метод управления и развитие ребенка

В этой модели предполагается, что ребенок ведет себя плохо, потому что просто не знает или забыл правила. А если ему правила рассказать и он их выучит, то он будет все делать… И родитель все объясняет, учит, рассказывает. Детям слушать это бывает тоскливо, но — приходится… Знания, как себя вести, конечно необходимы, но одни знания без заинтересованности и приучения — мертвы. Легко убедиться, что дети все главные правила поведения знают: «Драться нехорошо», «Врать плохо», «Вещи нужно класть на место», но в столкновении разума и чувств у детей чаще побеждают чувства, особенно если смысл правила ребенок не понимает: «Зачем нужно вещи класть на какое-то место, если они и так хорошо лежат?». К правилам детей нужно приучать, правила должны быть просты и понятны, правила должны оказываться детям интересны и выгодны, правила должны соответствовать возрасту ребенка↑… Итого, если модель «Правила движения» оказывается не вспомогательной, а основной, то это модель спорная.

Методы и приемы управления ребенком

Способы и приемы управления ребенком сильно зависят от управляемости ребенка, взглядов и мотивации родителей, требований конкретной ситуации. В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном — инструкции и система подкреплений. См.→

Источник

Метод управления и развитие ребенка

Способы и приемы управления ребенком сильно зависят от:

  • управляемости ребенка,
  • взглядов и мотивации родителей, Родители частенько ошибаются в оценке действий ребенка и применяют силу и давят на болевые точки там, где вполне можно обойтись профилактикой.
  • требований конкретной ситуации.

Конкретные методы и приемы

  • Метод хорошо направленной свободы

Это создание взрослым обстоятельств, от которых ребенок получает положительные и отрицательные подкрепления, направляющие его жизнь и развитие в нужном направлении. См.→

  • Прием Больные точки

Взрослые создают в душе ребенка больные точки, после чего тыкают в них острыми словами-палками, и ребенок начинает дергаться в нужном направлении. Чем более управляем ребенок и более цивилизованны родители, тем реже приходится пользоваться этим приемом.

  • Ноль-реакция

Родители часто, сами того не замечая, подкрепляют проблемное поведение ребенка. Очень часто ребенок ведет себя плохо потому, что ему нужно ваше внимание, а вы на его вызывающее поведение внимание обращаете. Когда ребенок не получает от вас никаких реакций, то скоро свое вызывающее поведение прекращает. См.→

  • Изоляция

Не надо устраивать психологию там, где проблемную ситуацию можно решить деловым путем, изолировав ребенка от ситуации или ситуацию от ребенка. См.→

Хорошие советы по методам управления ребенком дает книга Каррен Прайор, где приводит способы избавиться от нежелательного поведения.

  • Метод 2. Наказание
  • Метод 3. Угасание
  • Метод 4. Выработка несовместимого поведения
  • Метод 5. Поведение по сигналу
  • Метод 6. Формирование отсутствия
  • Метод 7. Смена мотивации
  • Изоляция
  • Метод: Выработка несовместимого поведения
  • Метод: Страшилка​​​​​​​
  • Собственный опыт ребенка
  • Метод: наказание
  • Метод: один-два-три
  • Метод: поведение по сигналу
  • Метод: смена мотивации
  • Метод: тайм-аут
  • Метод: угасание
  • Метод беседы (объяснение)
  • Метод: положительное подкрепление
  • Метод: дрессировка
  • Школа хороших манер
  • Метод: Обучение на ошибках
  • Метод: Короткое ясное требование
  • Метод: Заезженная пластинка
  • Метод: Твой выбор — твоя ответственность

Мороз, гуляем,замерзли. Дочка не хочет идти домой. Так вот, на самом деле ей надо домой и писать хочет и устала и замерзла, но еще не осознает этого. Мне прихоится «сдвинуть все с мертвой точки». Просто хватю и несу ее метров 20 в сторону дома, она отвлекается от игры, подружек и действительно понимает что домой надо срочно. Потом еще и спасибо говорит. То есть надо всегда помнить, что дети не слушаются не потому что они вредные, плохие, тупые… Просто это происходит потому что они дети.

Читайте также:  Психология развитие ребенка младенческий возраст

Статьи по теме:

Технологии управления ребенком

Технологии управления ребенком

В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает оперативные вопросы «здесь…

Если мы не управляем детьми, они начинают управлять нами

Если мы не управляем детьми, они начинают управлять нами

Семья — это малая группа, и этой малой группой управляют родители. Точнее, должны управлять родители…

Модели воспитания: запреты и предписания

Модели воспитания: запреты и предписания

Центральный вопрос разных моделей воспитания — вопрос о запретах и предписаниях. Сколько должно быть…

«Войны» с малышами из-за одежды (Б. Адлер)

«Войны» с малышами из-за одежды (Б. Адлер)

В какой‑то момент малыш начинает осознавать, что одежда — это не просто то, что надевают на тебя род…

Категории:

  • Управление ребенком
  • Все статьи

Источник

Если папа пытается что-то сказать дочке, а дочка кривит лицо и отмахивается от него рукой — папа в этой ситуации не способен управлять ничем. Он здесь — никто.

Управление ребенком — вещь обязательная

Семья — это малая группа, и этой малой группой управляют родители. Точнее, должны управлять родители, потому что по факту это происходит далеко не всегда. «А что я могу с ними поделать, они меня не слушают!» — для многих родителей, особенно мам и бабушек, действительно сложно с детьми как-либо разумно управляться. Но если мы не управляем детьми, они начинают управлять нами…

Если мы не управляем детьми, они начинают управлять нами

Управление ребенком — способность взрослых целенаправленно воздействовать на поведение ребенка в конкретной ситуации. В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление решает оперативные вопросы «здесь и сейчас».

Мама, которая кричит ребенку: «Немедленно иди домой!» — занята не воспитанием ребенка, ей нужно только, чтобы ребенок оторвался от игры и оказался дома.

На воспитание ребенка у нас не всегда хватает времени и сил, но элементарное управление ребенком — вещь обязательная. Хотя бы, если ребенку нужно лечить зубы — как привести его к зубному?

Элементарная управляемость ребенком — обязательна для взрослого, хотя бы чтобы уберечь ребенка от опасности. Когда ребенок выбегает на дорогу с интенсивным движением транспорта, его нужно вернуть на тротуар. Аналогично понятная задача — обеспечить, чтобы ребенок не мог совершенно безнаказанно хулиганить в конкретной ситуации. К сожалению, родители не всегда способны это сделать.

Если папа пытается что-то сказать дочке, а дочка кривит лицо и отмахивается от него рукой — папа в этой ситуации не способен управлять ничем. Он здесь — никто.

Чтобы ребенок воспитывался, его в начале воспитания и параллельно воспитанию делают воспитуемым: управляемым, поддающимся воспитанию. Хорошо воспитанный ребенок — это послушный ребенок, важно только, чтобы послушание было направлено на развитие у ребенка уверенности в себе, развитие самостоятельности и умение жить среди людей. Приучайте ребенка вас слушать и слушаться, это нужно вам и полезно для самого ребенка.

У разных родителей свое видение, как можно и нужно добиваться от ребенка того, что нужно, от этого видения во многом зависят используемые методы и приемы. Любая технология основывается на некотором видении природы ребенка и задачах родителя. Кто-то из родителей считает правильным чаще обращаться к чувствам, кто-то — к разуму, кто-то решает вопросы дрессировкой, работающей на уровне тела.

Если мы не управляем детьми, они начинают управлять нами

Способы и приемы управления ребенком сильно зависят от управляемости ребенка, взглядов и мотивации родителей, требований конкретной ситуации. В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном — инструкции и система подкреплений. 

В таком виде управление ребенком приобретает простой вид: если ребенок делает не то, что нужно, мы даем ему инструкцию. Если он делает, что нужно — мы даем ему поддержку. И все. Если эту систему наладить, отношения с детьми становятся действительно очень простыми, и эта та простота, которая характеризует самые лучшие решения.

Действительно, инструкции — один из естественных и необходимых элементов в общении родителей с детьми. Простые и четкие инструкции нужно в отношениях с маленьким ребенком, который не понимает сложных вещей и витиеватых обращений; понятные инструкции будут очень полезны, когда ребенок с вашей помощью осваивает любое новое дело или хотя бы в первый раз делает трудное упражнение из домашнего задания; твердые инструкции даются родителями ребенку, когда ребенок пробует не послушаться родителей, пока те обращаются к нему мягким образом. опубликовано econet.ru

Автор: Николай Козлов

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление- мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».

Читайте также:  Методика выявления интеллектуального развития ребенка

Мы предлагаем вам рекомендации, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, чтобы помочь им справиться со своими негативными переживаниями, обеспечить комфортное пребывание в группе детского сада в течение дня.

1.Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение

рабочего дня.

Это может быть общение с коллегами, психогимнастика,

аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

  1. Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному!
  2. Выстраивать систему правил. В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, правила развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется «Я» ребенка. Больше1 внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности).
  3. Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре с помощью игры, а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.
  4. Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).
  5. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически не развита произвольность. В этом случае можно использовать в течение дня игры с правилами: «Обзывалки», «Кричалки — шепталки — молчал-ки», «Поем и молчим», «Что слышно?», «Пожалуйста», «Четыре стихии», «Да и нет» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).
  1. Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости», где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.
  2. Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на занятия).

9. Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:

•        Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что

его интересует!

•        Не отвечай на агрессию встречной агрессией!

  1. Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения — выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения приводятся в книгах М. И. Чистяковой, К. Фопеля, Н. А. Кряжевой.
  2. Используйте технику «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.», «Меня раздражает, когда дети хнычут», «Я злюсь», «Я сержусь», «Я огорчена», «Мне скучно».

12.        Ведение беседы по способу «активного слушания».
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно

выслушать. Активно слушать ребенка — это значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Необходимо повторить, что случилось с ребенком (как вы это поняли), а потом обозначить его чувство. Это исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает переживание ребенка. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. «Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что…»

13. Использование настенного панно «Мое настроение». Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных

моментов.

  1. Проведение игр и упражнений на снятие негативного состояния и восстановления сил: «Разрывание бумаги», игра «Тух-тиби-дух», «Доброе животное», всякого рода жужжалки, рычалки, пыхтелки.
  2. Чтобы помочь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний, необходимо изучать его интересы и склонности, желания и предпочтения, пронаблюдать, какие предметы, действия и ситуации вызывают положительные эмоции.

Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:

Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально-приемлемой форме.

Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.

Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.

Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению» (А. В. Запорожец).

         Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.

Не существует плохих и хороших эмоций.

        Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.

Источник