Планирование работы по развитию речи с ребенком 3 лет
с детьми 2-3 лет.
Неделя месяц.
Связь с другими видами деятельности.
Сентябрь
1.неделя.
-Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» — с использованием книжных иллюстраций.
-Дидактические упражнения – «Кто что делает?», по сказки «Курочка ряба»
-Ди «Поручение»
Лепка – знакомство с пластилином
Рисование – «Зернышки» — рисование пальчиками.
Физкультура – Пи «Курочка с цыплятами»
Конструирование: узкая дорожка
2.неделя.
-Чтение потешек – «Вот и люди спят» — рассматривание картинок: птички на веточках, зайки на травки и т.д.
-Чтение сказки «Курочка ряба» пальчиковый теарт.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звука «А».
Лепка – «Дождик»
Рисование – «Спрячь мышку» — карандаш.
Физкультура – Пи «Птички»
Конструирование: широкая дорожка
3.неделя.
-Чтение потешек – «Вот и люди спят». Дидактические упражнения – «Птички летают, а звери бегают».
-Чтение стихов А.Барто из цыкла «Игрушки»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «У», «Паровоз»
Лепка – «Мячик»
Рисование – «Дорожка» — краски.
Физкультура – Пи «Поезд»
Конструирование: башенка
4.неделя.
-Чтение рассказа Е.Чарушина «Кошка». Театр игрушек – корова, коза, кошка – звукоподражание.
-ЗКР– звуки «У»-«А». Развитие речевого дыхания, упражнение «Ветерок».
-Д упражнение – «Что звучит?» — слуховое развитие.
Лепка – «Травка»
Рисование – «Травка» — рисование пальчиками.
Физкультура –Пи «Мыши и кот».
Конструирование: башенка.
Октябрь
1.неделя.
-Чтение потешек – «Водичка – водичка» — песенка водички: звук – «ССС»
-Экспериментирование- игры с водой. Потешки: «Наша Таня громко плачит».
-ЗКР– развивать умение правильно выдыхать воздух, через рот, для развития речевого дыхания «Ветерок»
Лепка – «Мячик»
Рисование – «Дождик кап-кап-кап» — карандаш
Физкультура –Пи «Догони мяч»
Конструирование: башня
Сюжетная игра: Дочки матери
2.неделя.
-Чтение сказки «Курочка ряба» — театр Би-Ба-Бо
-Экспериментирование: игры с водой – «Тонет, не тонет». Потешки «Водичка – водичка»
-Артикуляционная гимнастика, на улыбку. ЗКР– звук –«И»
Лепка – «Мячик».
Рисование – «Дождик» — красками.
Физкультура – Пи «Через ручеёк»
Конструирование: башня.
3.неделя.
-Е.Чарушин – «Курочка» — картинка «Курочка с цыплятами»
-Подвижные игры – «Наседка с цыплятами. Песенка: курочки – ко,ко,ко; цыплят – пи,пи.
-Артикуляционная гимнастика – округлые губы. ЗКР– звук «О»
Лепка – «Зернышки»
Рисование – «Зернышки» — карандаш.
Физкультура – Пи «Курочка с цыплятами»
Конструирование: ворота
4.неделя.
-Е.Чарушин –«Курочка».
-Чтение стихов А.Барто «Мячик».
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звуки «И-О», развивать умение правильно выдыхать.
Лепка – «Зернышки».
Рисование – «Нитки» — карандаш
Физкультура – Пи с мячом.
Конструирование: ворота.
Ноябрь
1.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» (повтор). Дидактические упражнения – «Кто, как кричит?» — звукоподражание и звуковосприятия (громко, тихо)
-Чтение русской народной сказки «Репка» — на фланелеграфе.
-Дидактическая игра – «Кто к нам пришёл?» — игрушки или картинки – корова, кошка, мышка, коза. Артикуляционная гим-а. ЗКР– звук «М»
Лепка – «Яичко»
Рисование – «Мостик через речку» — краски.
Физкультура – Пи «Солнышко и дождик»
Конструирование: автомобиль – деревянный конструктор
2.неделя.
-Чтение потешек про пальчики, использование театра на пальчиках.
-Чтение р.н.с. «Курочка ряба» — театр на фланнелеграфе
-Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания «Ветерок». Артикуляционная гимнастика. ЗКР– звук «П».
Лепка – «Пряник»
Рисование – «Письмо маме» — карандаш
Физкультура – Пи «Мышки»
Конструирование: ворота – Лего конструктор.
3.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Курочка ряба» настольный театр. Ду – «Скажи ласково за курочку»
-Чтение потешеки «Пошел котик не Торжок». Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
— ЗКР – звук «Б». Пальчиковая гимнастика. Игра на музыкальных инструментах.
Лепка – «Колбаски».
Рисование – «Клубок» — карандаш
Физкультура – Пи «Догони мяч»
Конструирование: дорожка – деревянный конструктор.
4.неделя.
— Чтение потешек «Пошел котик на Торжок» — рассматривание иллюстраций в книги.
-Игра драматизация – «Курочка ряба», с использованием костюмов.
-ЗКР- развитие слухового внимания (различие произношений звуков) «М-Б-П».
ДИ – Чудесный мешочек – «Кто к нам пришёл?»
Лепка – «Колбаски»
Рисование – «Ворота»
Физкультура – Пи «Догоните меня»
Конструирование: ворота – крупный конструктор
Декабрь.
1.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Репка» — настольный театр
-ДУ на величину – сравнение героев по величине (большой, маленький, меньше) и голосу, у кого какой голос (громкий, тихий, ласковый, сердитый).
-ЗКР- звук «Ф» -звукоподражание «аф-аф». ДИ – «Далеко, близко».
Лепка – «Скатаем снежный ком»
Рисование – «На деревья на лужок тихо падает снежок» — краски
Физкультура – Пи «Пузырь»
Конструирование: стул и стол
Сюжетная игра: Дочки матери
2.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Репка» — пальчиковый театр.
-Игра – «Посуда для всех героев», по сказки «Репка», на величину (большой, маленький).
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР – звук «К»
Лепка – «Тарелка»
Рисование – «Огни в окнах» — карандаш.
Физкультура – Пи «Лохматый пёс»
Конструирование: диван
3.неделя
-Повторение р.н.с. «Репка» «Курочка ряба» — книги с иллюстрациями. По иллюстрации дети договаривают сказку за воспитателям.
-Игра инсценировка по сказки «Курочка ряба».
-ЗКР- звуки «В-К» упражнения для артикуляционного аппарата.
Лепка – «Угощение».
Рисование – «Зернышки»
Физкультура –Пи «Мыши и кот»
Конструирование: диван
4.неделя.
-Чтение потешк- «Наша Маша маленька»
-Игра драматизация «Репка» с использованием костюмов.
-ЗКР- звукоподражание: «Чудесный мешочек» -корова, коза, кошка, и т.д. произнесение звукосочитаний: мяу-мяу, мур-мур, кис-кис.
Лепка – «Яблоки на блюде»
Рисование – «Украсим елку, хлопушку» — краски.
Физкультура – Пи « Кто тише»
Конструирование: кресло
Январь
1.неделя.
-Чтение «Как у нашего кота» — театр игрушек
-Экспериментирование – ДУ – «Шерсть и перышко»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Д».
Лепка – «Столбик»
Рисование – «Разукрасим шапку, варежку» — карандаш
Физкультура – Пи «Воробушки и кот»
Конструирование: домик из кубиков
2.неделя.
-Чтение сказки «Теремок» фланелеграф
-Ди – «Найди по цвету»
-ЗКР- звук «Т». ДУ- Игры с молоточками – забить втулки, шарики в ячейки.
Лепка – «Столбик»
Рисование – «Новогодняя елка» — краски.
Физкультура – Пи «Мышки»
Конструирование: домик – Лего конструктор
Сюжетная игра: Доктор Айболит
3. неделя.
-З.Чарушин «Кошка» — Татр «Би-Ба-Бо». Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.
-Потешка «Заинька походи». Ди – «Кто в домике живет?» домашние и лесные животные.
-ЗКР — звук «Г». Закрепление гласных «Б-И-О»
Лепка – «Заборчик»
Рисование – «Следы котенка» — рисование пальчиками.
Физкультура – Пи «Зайка серенький сидит»
Конструирование: кресло
4.неделя.
-Чтение потешек «Заинька походи» — хороводная игра
-Беседа с детьми, на тему «Кто живет в лесу?». Игра на звукоподражание.
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Т», закрепление «Д-Т-Г».
Лепка – «Заборчик»
Рисование – «Мишка топает, зайчик скачет» — краски.
Физкультура – Пи «Через ручеёк»
Конструирование: кровать
Февраль.
1.неделя.
-Чтение стихотворения А.Барто «Снег» — с движениями и с моделью снежков. Рассматривание картинок с изображением птиц.
-ЗКР – звук «Х». Ду «Сова» — на звукоподражание – «ууух-ууух-ууух»
-Экспериментирование – Ду «Шубка из перьев, или из меха.
Лепка – «Снеговик»
Рисование – «Снежные дорожки» — краски.
Физкультура – Пи «Птички»
Конструирование: лесенка из кирпичиков
2.неделя.
-Рассказывание р.н.с. «Теремок» — театр «Би-Ба-Бо». ДУ- «Попросись вежливо»
-Рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка». Потешки «Заинька походи» — хороводная.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Э» — упражнения на выдох и на слух.
Лепка – «Бревнышки для домика»
Рисование – «Заборчик» краски
Физкультура – Пи «Зайцы и волк»
Конструирование: лесенка из кубиков
3.неделя.
-Рассказ р.н.с. «Теремок» — настольный театр.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Х-Э». Ду на звукоподражание, с использованием картинок.
-Ди «Высоко – низко» — на ориентировку в пространстве
Лепка – «Снеговик»
Рисование – «Лесенка» — краски
Физкультура – Пи «Мишка косолапый»
Конструирование: башенка и лесенка
4.неделя.
-Ду «Чей голос?» — картинки героев сказки «Теремок»
-Игра драматизация – «Теремок», с использованием костюмов.
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР- звуки «И-У»
Лепка – «Домик» — коллективная работа, изготовление бревнышек.
Рисование – «Горка» — краски.
Физкультура – Пи «Самолеты»
Конструирование: горка
Март
1.неделя
-Рассказывание р.н.с «Колобок» — театр на фланелеграфе.
-Ду –«Снежинки» -речевое дыхание. Развитие слухового внимания «Угадай по голосу».
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР- звук «Ы».
Лепка – «Сушка»
Рисование – «Дорожка»
Физкультура – Пи «Зайка серенький сидит»
Конструирование: горка и дорожка
Сюжетная игра: игры в уголке «Кухня»
2.неделя
-Рассказывание р.н.с. «Колобок» – театр «Би-Ба-Бо»
-Ди «Найди маму» — знание название животных взрослых и детёнышей.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «Ц»
Лепка – «Улитка»
Рисование – «Колобок»
Физкультура – «Мишка шалунишка»
Конструирование: короткая скамейка
Слушание аудио записи
3.неделя.
-Чтение потешек «Ладушки – ладушки». Пальчиковая гимнастика.
-Игра инсценировка – «Колобок»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звуки «Ц-И» в словосочетаниях
Лепка – «Блины»
Рисование – «Светит солнышко в окно» — краски.
Физкультура – Пи «Кто тиши»
Конструирование: длинная и короткая скамейки
4.неделя.
-Совместное с детьми рассказывание сказки «Колобок», настольный театр
-Игры на звукоподражание: утёнок – кря-кря, гусёнок – га-га, цыплёнок — пи-пи.
-ЗКР- звуки «Ц-И» — в словосочетаниях
Лепка – «Тарелка»
Рисование – «Заборчик и лестница» — карандаши.
Физкультура – Пи «Мишка шалунишка»
Конструирование: ворота
Апрель
1.неделя.
-Чтение потешки «Ай качи, качи…» — без наглядности
-Ди по сказке «Теремок»: -«Кого не стало?»
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «С». Игры с водой.
Лепка – «Баранки»
Рисование – «Капель»- карандаш
Физкультура – Пи «Где звенит»
Конструирование: ворота и скамейка:
2.неделя.
-Игра инсценировка «Как машина зверей катала»
-Чтение потешки «Ай качи, качи…»
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР звук «С»
Лепка – «Погремушка»
Рисование – «Дерево» — краски.
Физкультура – Пи «Лошадки»
Конструирование: мост и дорожка
3.неделя.
-Игра инсценировка «Гусь и жеребенок». Звукоподражание: гусенок: га,га; жеребенок: и-го-го. Ди – «Кто что ест?»
-Рассказывание сказки «Колобок» — плосткосной театр.
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастики. ЗКР—звук «С»
Лепка – «Тарелка с яблоками»
Рисование – «Разукрасим конфету» — карандаш
Физкультура – Пи «Мышки»
Конструирование: домик
4.неделя.
— «Накормим птичек» — рассматривание сюжетной картины, пальчиковая гимнастика, звукопроизношение: «цып-цып-цып», «клю-клю-клю»
— Ди – на величину (большой, маленький) – пирамиды.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»
Лепка – «Пирамида»
Рисование – «Дождик и лужи» — краски.
Физкультура – Пи «Воробушки и автобус»
Конструирование: домик и дорожка
Май
1.неделя.
-Чтение знакомых потешек: «Как у нашего кота», «Маше маленькая», «Чики-чики-чикалочки».
-Игры и упражнения на дыхание – кораблики, вертушки, мыльные пузыри и др.
-Артикуляционная гимнастика. ЗКР- звук «З»
Лепка – «Цветок» барельеф на картоне.
Рисование – «Шарики воздушные» — карандаш.
Физкультура – Пи «Мошки, мышки»
Конструирование: скамейка – крупный конструктор.
2.неделя.
— Е.Чарушин – «Кошка», «Собака» — с использованием картинок животных.
— Игра драматизация «Колобок» с использованием костюмов.
-ЗКР- различать на слух звуки «С-З»
Лепка – «Угощение – для кошечки и собачки»
Рисование – «Салют» — краски.
Физкультура – Пи «Лохматый пес»
Конструирование: диван – мелкий строительный материал
3.неделя.
-Чтение стихов А.Барто «Козленок», «Зайка» — с использованием игрушек.
-Ди – «Чудесная коробочка» — набор игрушек и предметов (кот, кубик, лейка, лента и пр)
-Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ЗКР — звук «Ц»
Лепка – «Цветок»
Рисование – «Травка» — краски или карандаш.
Физкультура – Пи «Мой веселый звонкий мяч»
Конструирование: стул и стол
4.неделя.
-Чтение потешки «Наши уточки с утра» — театр на фланелеграфе (набор картинок)
-Ду – «Отгадай на слух» — музыкальные инструменты, вода, шумовые коробочки
-ЗКР — определять звуки «С-З-Ц»
Лепка – «Ужик или червечёк»
Рисование – по желанию детей.
Физкультура – Пи «Птички в гнездышках»
Конструирование: домик и скамейка – разнообразные наборы строительного материала.
Источник
Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнений для детей 3–4 лет
Продолжение
Сентябрь:
1-2 недели – обследование
3-4 недели: тема «Наши имена»
Цель: Учить детей рассматривать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Помочь запомнить и употреблять в речи имена кукол.
Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовать существительное с прилагаемым в роде и числе.
Уточнить и закрепить правильное произношение звука «о» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука «о» в словах.
Развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Подготовить к элементам драматизации.
Игры: «Угадай, кто позвал!», «Куклы пляшут», «Наши имена», «Назови соседа», «Перед кем ты стоишь», «Оденем куклу»
Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Куколка», «Моя семья»
Октябрь:
1-2 недели: тема «Овощи и фрукты»
Цель: Проверить, как дети различают и называют овощи и фрукты. Учить различать овощи и фрукты, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. Развивать зрительную память. Обогащать словарь за счет обозначения качеств, использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый, овощной и др.
Показывать и называть действия, которые ребенок может перенести в игровую ситуацию. Использовать в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты».
Учит выразительности движений, мимики, жестов.
Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение.
Игры и игровые упражнения: «Чудесный мешочек» «Что утащили мыши?», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Яблонька», «Кабачок – кабачок», «Огуречик, огуречик», «Яблоко»— молдавская игра, «Что изменилось»,»Сварим щи и компот», «Соберем урожай картофеля», «Соберем урожай».
Пальчиковая гимнастика: «Капустка», «Будем мы варить компот»
3-4 недели: тема «Игрушка»
Цель: Учить детей рассматривать картинку, формировать умение отвечать на вопросы (по картинке) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить правильно, употреблять формы единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (стоит — стоят, играет – играют, и др.) Закрепить правильное произношение звуков «а», «у», «и», развивать речевой выдох, мелкую моторику.
Закреплять умение читать самостоятельно стихотворения. Помочь выучить наизусть новое стихотворение.
Закреплять умение классифицировать предметы
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать эмоциональную сферу.
Игры и игровые упражнения: «Скажи ласково», «Сложи целое слово из частей», «Кто к нам в гости пришел», «Подарки», «чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Принеси игрушку – животное», «Найди свой домик», «Мишка с куклой, «Куколка»
Дыхательные упражнения: «Подуть на султанчика», «Игра с воздушными шарами»
Пальчиковая гимнастика: «Кольцо», «Флажок», «Шарик», «Цепочка», «Колокольчик», «Зайка и барабан»
Ноябрь:
1 неделя: тема «Осень»
Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями об осени. Развивать эстетические чувства детей, вызывать эмоциональный отклик на литературное произведение. Закрепить знания о характерных признаках осени. Дифференцировать красный, желтый, и оранжевые цвета. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторику, воспитывать длительный плавный выдох. Закрепить правильное произношение звука «Ш».
Игры: «Солнышко и дождик», «Листья», «Листопад», «такой листок — лети ко мне», «Найди свой цвет», «Когда это бывает», «Дождик»
Дыхательные упражнения: «Ветерки»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Грабли», «Осенние листочки»
2-3 недели: тема «Одежда»
Цель: Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Закрепить представление детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды. Учить активно, использовать обобщающее слово «Одежда», правильно называть предметы одежды, использовать прилагательные, обозначающие цвет.
Развивать умственное и эмоциональное восприятие. Вызывать интерес к драматизации сказки, к решению.
Побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре. Обратить внимание на новые слова. Закрепить произношение гласных звуков и звукоподражательных слов (пи – пи, ква –ква, у, э)
Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Игры и игровые упражнения: «Кукла одевается», «Парные картинки», «По дорожке Валя шла», «Найди свой шкафчик» «Один – много», «Чудесный мешочек», «Оденемся на улицу», «Катя, попляши», «Ножки, ножки», «Что одела кукла?»
Пальчиковая гимнастика: «Шла лягушка по дорожке», «Наша Маша маленькая»
4 неделя: тема: «Наше тело»
Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «девочка» — «мальчик», знать к какому полу относится сам ребенок. Развивать пространственные представления. Учить сравнивать и обобщать, развивать местную и общую моторику, пополнять активный словарь.
Развивать познавательные способности, тактильное восприятие.
Воспитывать у детей умение слушать и понимать, а так же запоминать небольшое количество по объему стихотворение. Учит читать не торопясь, четко выговаривая слова. Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Прививать гигиенические навыки
Игры и игровые упражнения: «Кукла попляши», «Водичка, водичка», «По ровненькой дорожке», «Где наши ручки?», «Ровным кругом», «Что умеют делать ножки (ручки?», «Отвечай быстро», «Бабушка Маланья», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Скажи ласково»
Пальчиковая гимнастика: «Детишки», «Дружба», «Большой братец», «Человечек», «Ладонь – кулак»
Декабрь:
1-2 недели: тема «Посуда»
Цель: Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции посуды. Учить различать и называть части предметов посуды. Развивать зрительное внимание, учить сравнивать, активизировать словарь
Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Учить детей образовывать по аналогии существительные с суффиксом – «ник» (чайник, молочник, кофейник)
Воспитывать интонационную выразительность речи, учить детей отвечать на вопросы.
Игра и игровые упражнения: «Чудесный мешочек», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой – маленький», «У медведя во бору», «Три медведя», «Что взяла Машенька», «Горшочек», «Повар», «Найди предмет по описанию»
Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли», «Чайник»
3 неделя: тема «Зима»
Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить устанавливать простейшие причинно — следственные связи, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, активизировать словарь, учить отвечать на поставленные вопросы.
Игры и игровые упражнения: «Белый снег пушистый», «Зайка беленький сидит», «Слушай внимательно», «Снег идет», «Игра в снежки», «Закончи предложение», «Выпал беленький снежок», «Зимний хоровод», «С льдинки на льдинку»
Пальчиковая гимнастика: «Снежинка», «Снежинки пуховые»
4 неделя: тема «зимние забавы»
Цель: Познакомить детей со значением потешки — заклички, учить выразительно и ритмично проговаривать потешку «Ты мороз», помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.
Закрепить знание характерных признаков зимы. Развивать речевой выдох, мелкую моторику.
Игры и игровые упражнения: «Дед мороз», «Ты мороз — мороз», «Выпал беленький снежок», «Мороз», «С льдинки на льдинку», «Скажи ласково», «Влезь на горку», «Снег, снег кружится», «Подбери слово», «Ловим снежинку»
Дыхательные упражнения: «Снег идет», «Снежинка летит»
Пальчиковая гимнастика: «Снежок слепили», «Снежинки пуховые»
Источник