Планирование по личностному развитию ребенка
«Личностное развитие »
Пояснительная записка.
Дети школы-интерната – это особый контингент. Его особенность заключается в том, что дети имеют ряд недостатков, которые обуславливают комплексы поведенческого характера: неустойчивость, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, иступлённый гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения и т.п.
Задача воспитателя — скоррегировать эти недостатки в процессе воспитательной работы. Перед воспитателем стоит ряд специальных задач по коррекции личностных свойств воспитанников, формированию у них системы навыков коммуникативного поведения. Решение этих задач осуществляется в ходе воспитательских занятий по «Личностному развитию». Коррекционно-развивающие занятия, по «Личностному развитию» направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: доброты, гуманизма, человечности, дружелюбия…
В направление «Личностное развитие» входят 2 блока:
— «Культура поведения (нравственно — этическое воспитание)»;
— «Семья (семейное и половое воспитание)».
Цели и задачи «Личностного развития»
Ступень I
(1-4 классы)
— научить детей говорить о себе, о чувствах, мыслях и поступках.
— познакомить с основными моделями коммуникативного поведения;
— объяснить правила, регулирующие поведение ребёнка с позиции его индивидуальности в обществе;
— развивать внутреннюю убеждённость в востребовании ребёнка обществом;
— знакомство и отработка общепринятых норм поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин и т.д.
Ступень II
(5-7 классы)
-пробудить у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.
— развитие основ личностной самооценки, ответственности за свои поступки;
— развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.
Ступень III
(8-10 классы)
-способствовать адаптации учащихся в социуме.
— развитие механизмов эмоционально – волевого регулирования поведением;
— развитие мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей.
Содержание направления «Личностное развитие»
«Культура поведения» (нравственно – этическое воспитание) | «Семья» (Семейное, половое воспитание) |
I
Ступень
(1-4 классы)
II
Ступень
(5-7 классы)
III
Ступень
(8-10 классы)
а). диагностика уровня воспитанности, самооценка черт характера;
б). формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников, как основы новой социальной ситуации развития;
в). отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица…
а). становление личностной позиции
«Я сам»,
«Я и другие»;
б). развитие обще психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого…
а). построение временной перспективы будущего, перспектив личности;
б). развитие представлений об общечеловеческих ценностях личного счастья: любви, здоровье, семье…
Занятия по «Личностному развитию» можно проводить в любой форме.
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Ступень: I (1-4 классы)
Нравственно-этическое воспитание
1-я неделя (понедельник)
Программа «Семья»: половое, семейное воспитание
2-я неделя (среда)
СЕНТЯБРЬ
1 кл. Человек на улице.
2 кл. Вежливая улица.
3 кл. Правила поведения на улице.
4 кл. Поведение на улице.
1 кл. Кто Я ? (ФИО).
2 кл. Как я повзрослел.
3 кл. Мой маршрут из дома в школу.
4 кл. Мой домашний адрес (правильно написать).
ОКТЯБРЬ
1 кл. Как надо одеваться.
2 кл. Твой внешний вид.
3 кл. Быть всегда чистым.
4 кл. Внешний вид.
1 кл. Где я живу (город, село, название).
2 кл. Кл Домашний адрес.
3 кл Мои увлечения.
4 кл. Мир моих увлечений.
НОЯБРЬ
1 кл. Правила поведения в школе.
2 кл. Как себя вести в школе.
3 кл. Твое поведение в школе.
4 кл. Поведение в школе.
1 кл. Мой день рождения.
2 кл. Занятия членов семьи.
3 кл. Моя семья и традиции семьи.
4 кл. Взаимоотношения в семье.
ДЕКАБРЬ
1 кл. «Что такое хорошо и что такое плохо».
2 кл. Твои привычки.
3 кл. Полезные и вредные привычки.
4 кл. Все о привычках.
1 кл. Мама, папа и я – наша дружная семья.
2 кл. Мужская и женская работа в семье.
3 кл. Занятость членов семьи.
4 кл. За что ты любишь свою семью.
ЯНВАРЬ
1 кл.Культура речи.
2 кл. Добрые слова.
3 кл. Разговор о разговоре.
4 кл. Вежливые слова.
1 кл. Моя мама.
2 кл. Как я помогаю дома.
3 кл. Как я отношусь к членам семьи.
4 кл. За что ты любишь свою маму.
ФЕВРАЛЬ
1 кл. Поведение на природе.
2 кл. Культура поведения на природе.
3 кл. Как себя вести в автобусе.
4 кл. Поведение в транспорте.
1 кл. Что мы можем (детский труд).
2 кл. Мое свободное время.
3 кл. Праздники в семье.
4 кл. Обычаи и праздники в семье.
МАРТ
1 кл. Правила поведения в общественных местах.
2 кл. В театре.
3 кл. Я иду в театр.
4 кл. Поведение в театре.
1 кл. Как мы отдыхаем дома.
2 кл. Моя семья (члены семьи).
3 кл. Встреча гостей.
4 кл. Приходят ли к вам гости?
АПРЕЛЬ
1 кл. Правила поведения за столом.
2 кл. Как себя вести за столом.
3 кл. Вы принимаете гостей. Вы идете в гости.
4 кл. Дома и в гостях.
1 кл. Мир моих увлечений.
2 кл. Свободное время семьи.
3 кл. Добрые традиции моего дома.
4 кл. Семейный альбом.
МАЙ
1 кл. Что такое «телефонный разговор».
2 кл. «У меня зазвонил телефон».
3 кл. Правила для гостей и хозяев.
4 кл. Азбука вежливого человека.
1 кл. Лето в семье.
2 кл. Летний отдых.
3 кл. Мои летние каникулы дома.
4 кл. Мама, папа и я летом.
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Ступень: II (5-7 классы)
Нравственно-этическое воспитание
1-я неделя (понедельник)
Программа «Семья»: половое, семейное воспитание
2-я неделя (среда)
СЕНТЯБРЬ
5 кл. Этикет и этикетка (кто придумал этикет).
6 кл. С чего начать разговор (откуда появились разные правила поведения).
7 кл. Устарел ли этикет?
5 кл. Я и моя семья.
6 кл. Будь самостоятельным.
7 кл. Мы и родители.
ОКТЯБРЬ
5 кл. Гость в дом – радость в дом (как вести себя хозяину и гостю).
66 6 кл. Человек на улице (правила поведения на улице).
7 кл. Отчего прибавляется счастье?
5 кл. Что интересного в моем маршруте из дома до школы.
6 кл. Ты живешь среди людей.
7 кл. Каков твой пример для младших.
НОЯБРЬ
5 кл. «А у нас во дворе» (как вести себя на улице).
6 кл. «После третьего звонка» (как вести себя в общественных местах).
7 кл. «Милая моя, солнышко лесное…» (как обращаться к людям).
5 кл. Интересные минуты моей жизни.
6 кл. Твой долг перед родителями.
7 кл. Умей владеть своими чувствами (уважение в семье).
ДЕКАБРЬ
5 кл. «Осторожно: двери закрываются!» (как вести себя в транспорте).
6 кл. «Дома и в гостях» (как вести себя хозяину и гостю).
7 кл. «Быть среди людей» (каких друзей мы выбираем).
5 кл. Профессии членов семьи.
6 кл. Уважение к родителям.
7 кл. У кого нам учиться жить.
ЯНВАРЬ
5 кл. «…И, взвившись занавес шумит» (как вести себя в театре).
6 кл. «Юности честное зерцало» (как вести себя за столом).
7 кл. Шестое чувство (тактичность).
5 кл. Кем бы я хотел работать?
6 кл. О красоте внешней и внутренней.
7 кл. Умей владеть собой и понимать человеческое горе.
ФЕВРАЛЬ
5 кл. «…Имя и фамилия не пара пустяков» (как относиться к товарищам).
6 кл. Ты хочешь быть красивым? (как надо одеваться, быть всегда чистым).
7 кл. Семь наших Я (сообразуй поведение с обстановкой).
5 кл. Обычаи и праздники в семье
6 кл. Что прилично, что неприлично.
7 кл. Рюмка против детства.
МАРТ
5 кл.Для чего человеку зеркало?
6 кл. Разговор о разговоре (культура речи).
7 кл. Казаться или быть (как прослыть приятным человеком?)
5 кл.Свободное время семьи.
6 кл. Враги семьи (курение, алкоголь, наркотики).
7 кл.Для чего человек живет.
АПРЕЛЬ
5 кл. Говори культурно. Употребление в речи «волшебных слов».
6 кл. Чувство времени (как стать точным).
7 кл. «Над чем смеетесь» (мы все нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке – символе человечности и согласия).
5 кл. Как живется моей маме в семье.
6 кл. половое развитие мальчика (девочки).
7 кл. Честь семьи.
МАЙ
5 кл. Красота – сестра добра и разума.
6 кл. Как стать сильным.
7 кл. «Сорока стрекочет – гостей пророчит» (умение принимать гостей, быть хорошим хозяином, гостем).
5 кл. Лето в семье.
6 кл. Мои летние каникулы дома.
7 кл. Мама, папа и я летом.
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Ступень: III (8-10 классы)
Нравственно-этическое воспитание
1-я неделя (понедельник)
Программа «Семья»: половое, семейное воспитание
2-я неделя (среда)
СЕНТЯБРЬ
8 кл. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте (культура речи).
9 кл. Азбука воспитанного человека.
10 кл. Спешите делать добро.
8 кл. Анкета «Я и моя семья».
9 кл. Семья и родной дом.
10 Моя родословная.
ОКТЯБРЬ
8 кл. И еще раз о хороших манерах (жесты, красивая походка).
9 кл. «Самая большая роскошь).
10 кл. Милосердие.
8 кл. Верность и преданность семье.
9 кл. Этикет в семье (общение с родными).
10 кл. Самые дорогие люди мама и папа.
НОЯБРЬ
8 кл. «Мы едем, едем, едем» (правила поведения пассажиров).
9 кл. «Город и мы».
10 кл. О бережливости.
8 кл. Психологический климат в семье.
9 кл. Культура быта и обстановка в квартире.
10 кл. Самый добрый человек на земле (бабушка, дедушка).
ДЕКАБРЬ
8 кл. «Вы у себя дома» (правила поведения дома).
9 кл. «Порядок — дисциплина — этикет».
10 О культуре речи.
8 кл.Конфликты в семье.
9 кл. Мужской этикет.
10 Мои обязанности перед семьей.
ЯНВАРЬ
8 кл. «У меня зазвонил телефон».
9 кл. «Как наше слово отзовется».
10 кл. О любви и дружбе.
8 кл. Учитель по имени Труд.
9 кл. Женский этикет.
10 кл. Поощрения и наказания в семье.
ФЕВРАЛЬ
8 кл. «Театр уж полон».
9 кл. Гостеприимство.
10 кл. О вспыльчивости и выдержанности.
8 кл. Физическая и социальная зрелость.
9 кл. «Любовью дорожить умейте».
10 кл. Добрые традиции моего дома.
МАРТ
8 кл. Мода? Мода?..Мода! (Что такое мода. Берегите вещи! Будьте опрятны!)
9 кл. Красота повседневности.
10 кл. О трудолюбии.
8 кл. Отец – глава семьи.
9 кл. Традиции семьи.
10 кл. Тест «Хорошая ли вы хозяйка (хозяин)?»
АПРЕЛЬ
8 кл. Самому себя сделать (самовоспитание, познай самого себя).
9 кл. Этикет для двоих.
10 кл. О воспитанности.
8 кл. О дружбе, влюбленности и культуре поведения.
9 кл. Семейный альбом.
10 кл. Правила счастливого человека.
МАЙ
8 кл. С днем рождения (советы, как надо дарить подарки).
9 кл. Игра «Проще простого» (тема: «культура поведения в общественных местах, гостях, на улице»).
10 кл. Тест «Воспитанная ли вы дочь (сын)».
8 кл. Экономика семьи.
9 кл. Отдельная встреча специалиста с юношами и девушками по проблемам полового воспитания.
10 кл. Здоровый образ жизни — здоровое потомство
Литература:
Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате и детском доме. Издательство: Аркти
Гребенников И.В. Ковинько Л.В. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.
Издательство: Просвящение 1998г.Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности: Кн. для подростков : Издательство: Просвещение 1980г.
Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения.
М. 1979.Алексеева А.И. Азбука нравственности (сборник).
Рукавчик Л.Н.Энциклопедия этикета.
С-П 1997г.Ягодинский В.Н. Наш этикет.
Москва 1998г.
МКОУ РАООП «Старогородковская специальная(коррекционная)
школа — интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»
Программа
(и календарно – тематическое планирование)
по «Личностному развитию».
1-11 классы
Количество занятий в год – 18 час.
Составлена воспитателем:
Шатохиной Н.З.
2015год.
Источник
месяц
1. Ребёнок и взрослые.
2. Ребёнок и сверстники.
3. Отношение ребёнка к самому себе.
4. Отношение ребёнка к своей семье, к окруж.
сентябрь
Учить детей иметь представление о развитии человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Учить детей понимать, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.
- Д/и «Расставь картинки по цепочке» (младенец – старик)
- Д/и «Угадай настроение»
Закрепить представления детей о детях разного возраста и пола. Формировать понятие о том, что все дети отличаются друг от друга.
- Дидактическое упражнение «Определи возраст» (по картине, фотографии)
- Упражнение «Спиной друг к другу»
- Д/и «Переходы»
- Д/и «Найди пару»
Учить детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, адрес, членов семьи, место работы родителей.
- Беседа: «Расскажи о себе»
- Беседа: «Где ты живёшь?»
- Занятие «Моя семья»
- Д/и «Узнай, кто это» (по частям одежды, другим вещам)
- П/и «Цветы и пчёлки»
Познакомить с правилами телефонного разговора.
- Беседа: «Телефон в моём доме»
- Д/и «Телефонный разговор»
октябрь
Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
- Рассматривание фотоальбомов.
- Беседы: «Выходной день в нашей семье», «Я люблю бабушку и дедушку»
- Этюд «Бабушкины ладони»
- Д/и « Грязи – нет! И пыли – нет!»
Иметь представление о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательными, чуткими, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно. Уметь научить другого тому, что умеешь сам. Играть дружно, быть справедливым.
- Занятие «Будь всегда вежливым»
- Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»
- Д/и «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Учить детей заботиться о глазах и ушах. Дать сведения о их назначении и условиях их нормального функционирования.
- Игра-драматизация «Послушай и угадай»
- Беседы: «Как я дышу?», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Какое у меня обоняние?»
Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.
- Беседа: «Воскресное фото»
- Составление семейного фотоальбома. (Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?)
ноябрь
Учить детей выделять возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска). Учить детей понимать, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Дать детям представление о профессиях взрослых.
- Составление описательных рассказов по картинкам.
- Беседа: «Как быть послушным»
- Беседа: «Профессии моих родственников»
Учить детей понимать, что самые младшие дети (братья и сёстры) нуждаются в заботе и внимании старших детей.
- Беседа: «У меня есть старший брат»
- Изготовление подарков малышам.
- Д/и «Добрые эльфы»
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Знать особенности своего организма и здоровья.
- Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «Гномики на полянке», «Брыкалочка», «Сильный ветер», «Гномики на озере», «Гномики резвятся»
Воспитывать умение общаться со взрослыми.
- Беседа: «Будь внимательным к старшим», «Как я люблю маму»
- Беседа: «Мой день дома»
- Беседа: «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время»
декабрь
Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к членам семьи, дать представления о том, как проявляется забота взрослых к самим детям. Учить проявлять заботливое, вежливое отношение к старшим.
- Ситуация «Мама заболела»
- Беседа: «Откуда я знаю, что меня любят»
- Ситуация «Сестрёнка плачет»
Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.
- Упражнение «Приглашение на танец»
Развивать у детей знания о себе, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.
- Беседы: «Мой возраст», «Что я знаю о себе? Какой я?»
- Творческая игра «Угадай, кто это?»
- Упражнение «Кто я?»
Учить понимать, почему нужно выполнять правила, объяснять детям их гуманистический смысл.
- Беседа: «Наши отношения»
январь
Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким. Учить детей заботиться о своём здоровье
- Беседа: «Кем работают мои родственники»
- Игра-рисование «Спортсмены»
- Беседа: «Как стать сильными и ловкими»
- Д/и «Кто больше назовёт действий»
Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.
- Беседа: «с кем бы я хотел дружить?» Сюжетно-ролевая игра «Зимние забавы»
- Изготовление орденов «За благородный поступок»
Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание избавиться от них. Учить детей заботиться о животных и птицах
- Игра-драматизация «Девочка чумазая»
- Беседа «Как помочь животным и птицам зимой»
февраль
Учить детей понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим.
- Д/и «Как Буратино стал вежливым»
- Игра-драматизация «Добрый день»
Учить детей знать конкретные способы и приёмы распределения ролей, игровых материалов. Учить понимать детей, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей.
- Игра-соревнование «Рыцарский турнир»
- Игра-соревнование «Петушки»
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Салон красоты»
Учить детей проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему, формировать понятие «друг».
- Игра-драматизация рассказа «Три товарища»
- Сочинение «Кем я буду, когда вырасту»
- Этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот какой малыш»
- Этюд «Зайчики»
Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.
- Занятие «Изучим правила вежливости»
март
Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Учить детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых.
- Занятие «Чем можно порадовать маму»
- Д/и «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»
- Обсуждение стихотворения «Если был бы я девчонкой»
- Беседа «Как мы поздравляем маму в детском саду»
Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.
- П/и «Вспомни имена своих друзей» Занятие «Наша группа»
- Этюд «Странная девочка»
- Беседы: «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги»
Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.
- Д/и «Радио»
- Д/и «Зеркало»
Воспитывать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.
- Беседа «Как тебя называют?» Игра-упражнение «Передай другому»
- Игра драматизация «Гуси-Лебеди»
апрель
Учить детей интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких.
- Беседа «Что ты знаешь о маме (папе) маленькой сестрёнке (маленьком) братишке?»
- Беседа «Интересы нашей семьи» (Космос, звёздное небо)
Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях. Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье
- Этюд «Котята»
- Д/и «Не поделили игрушку»
- Беседа «Если хочешь быть здоров»
Дать детям представление об их собственных эмоциях. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.
- Беседа «Есть ли эмоции у птиц?», Д/и «Птенцы»
- Д/И «Передай настроение»
- Беседа «Как настроение?»
- Д/и «Определи настроение детей» (с помощью моделей)
Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.
- Д/и «Где это можно купить?»
- Беседа «Праздничное угощение»
май
Учить детей понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. Учить стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены героические поступки старших.
- Чтение и заучивание стихов о войне, о Победе.
- Праздник «День Победы»
Учить детей показывать хороший пример, заботиться о малышах, помогать взрослым. Учить понимать, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку; быть несправедливым по отношению к слабому.
- Этюд «Капризуля»
- Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка»
- Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»
- Рассказывание из личного опыта « Моя семья. Как я помогал (а) маме стирать бельё (печь пироги)»
Учить детей выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству.
- Игры-экспериментирования.
Учить детей выразительным движениям и жестам.
- Д/и «Ожившие игрушки» (животные)
- Игры-имитации «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт?»
- Д/и «Птенцы»
- Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Воспитатель: Л.А. Малахова
Источник