Планирование по личностному развитию ребенка

«Личностное развитие »

Пояснительная записка.

Дети школы-интерната – это особый контингент. Его особенность заключается в том, что дети имеют ряд недостатков, которые обуславливают комплексы поведенческого характера: неустойчивость, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, иступлённый гнев, пугливость и страхи, пессимизм и равнодушие, безучастность и нечистоплотность, порывистость и противоречивость поведения и т.п.

Задача воспитателя — скоррегировать эти недостатки в процессе воспитательной работы. Перед воспитателем стоит ряд специальных задач по коррекции личностных свойств воспитанников, формированию у них системы навыков коммуникативного поведения. Решение этих задач осуществляется в ходе воспитательских занятий по «Личностному развитию». Коррекционно-развивающие занятия, по «Личностному развитию» направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: доброты, гуманизма, человечности, дружелюбия…

В направление «Личностное развитие» входят 2 блока:

— «Культура поведения (нравственно — этическое воспитание)»;

— «Семья (семейное и половое воспитание)».

Цели и задачи «Личностного развития»

Ступень I

(1-4 классы)

— научить детей говорить о себе, о чувствах, мыслях и поступках.

— познакомить с основными моделями коммуникативного поведения;

— объяснить правила, регулирующие поведение ребёнка с позиции его индивидуальности в обществе;

— развивать внутреннюю убеждённость в востребовании ребёнка обществом;

— знакомство и отработка общепринятых норм поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин и т.д.

Ступень II

(5-7 классы)

-пробудить у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.

— развитие основ личностной самооценки, ответственности за свои поступки;

— развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

Ступень III

(8-10 классы)

-способствовать адаптации учащихся в социуме.

— развитие механизмов эмоционально – волевого регулирования поведением;

— развитие мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей.

Содержание направления «Личностное развитие»

«Культура поведения»

(нравственно – этическое воспитание)

«Семья»

(Семейное, половое воспитание)

I

Ступень

(1-4 классы)

II

Ступень

(5-7 классы)

III

Ступень

(8-10 классы)

а). диагностика уровня воспитанности, самооценка черт характера;

б). формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников, как основы новой социальной ситуации развития;

в). отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица…

а). становление личностной позиции

«Я сам»,

«Я и другие»;

б). развитие обще психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого…

а). построение временной перспективы будущего, перспектив личности;

б). развитие представлений об общечеловеческих ценностях личного счастья: любви, здоровье, семье…

Занятия по «Личностному развитию» можно проводить в любой форме.

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Ступень: I (1-4 классы)

Нравственно-этическое воспитание

1-я неделя (понедельник)

Программа «Семья»: половое, семейное воспитание

2-я неделя (среда)

СЕНТЯБРЬ

1 кл. Человек на улице.

2 кл. Вежливая улица.

3 кл. Правила поведения на улице.

4 кл. Поведение на улице.

1 кл. Кто Я ? (ФИО).

2 кл. Как я повзрослел.

3 кл. Мой маршрут из дома в школу.

4 кл. Мой домашний адрес (правильно написать).

ОКТЯБРЬ

1 кл. Как надо одеваться.

2 кл. Твой внешний вид.

3 кл. Быть всегда чистым.

4 кл. Внешний вид.

1 кл. Где я живу (город, село, название).

2 кл. Кл Домашний адрес.

3 кл Мои увлечения.

4 кл. Мир моих увлечений.

НОЯБРЬ

1 кл. Правила поведения в школе.

2 кл. Как себя вести в школе.

3 кл. Твое поведение в школе.

4 кл. Поведение в школе.

1 кл. Мой день рождения.

2 кл. Занятия членов семьи.

3 кл. Моя семья и традиции семьи.

4 кл. Взаимоотношения в семье.

ДЕКАБРЬ

1 кл. «Что такое хорошо и что такое плохо».

2 кл. Твои привычки.

3 кл. Полезные и вредные привычки.

4 кл. Все о привычках.

1 кл. Мама, папа и я – наша дружная семья.

2 кл. Мужская и женская работа в семье.

3 кл. Занятость членов семьи.

4 кл. За что ты любишь свою семью.

ЯНВАРЬ

1 кл.Культура речи.

2 кл. Добрые слова.

3 кл. Разговор о разговоре.

4 кл. Вежливые слова.

1 кл. Моя мама.

2 кл. Как я помогаю дома.

3 кл. Как я отношусь к членам семьи.

4 кл. За что ты любишь свою маму.

ФЕВРАЛЬ

1 кл. Поведение на природе.

2 кл. Культура поведения на природе.

3 кл. Как себя вести в автобусе.

4 кл. Поведение в транспорте.

1 кл. Что мы можем (детский труд).

2 кл. Мое свободное время.

3 кл. Праздники в семье.

4 кл. Обычаи и праздники в семье.

МАРТ

1 кл. Правила поведения в общественных местах.

2 кл. В театре.

3 кл. Я иду в театр.

4 кл. Поведение в театре.

1 кл. Как мы отдыхаем дома.

2 кл. Моя семья (члены семьи).

3 кл. Встреча гостей.

4 кл. Приходят ли к вам гости?

АПРЕЛЬ

1 кл. Правила поведения за столом.

2 кл. Как себя вести за столом.

3 кл. Вы принимаете гостей. Вы идете в гости.

4 кл. Дома и в гостях.

1 кл. Мир моих увлечений.

2 кл. Свободное время семьи.

3 кл. Добрые традиции моего дома.

4 кл. Семейный альбом.

МАЙ

1 кл. Что такое «телефонный разговор».

2 кл. «У меня зазвонил телефон».

3 кл. Правила для гостей и хозяев.

4 кл. Азбука вежливого человека.

1 кл. Лето в семье.

2 кл. Летний отдых.

3 кл. Мои летние каникулы дома.

4 кл. Мама, папа и я летом.

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Ступень: II (5-7 классы)

Нравственно-этическое воспитание

1-я неделя (понедельник)

Программа «Семья»: половое, семейное воспитание

2-я неделя (среда)

СЕНТЯБРЬ

5 кл. Этикет и этикетка (кто придумал этикет).

6 кл. С чего начать разговор (откуда появились разные правила поведения).

7 кл. Устарел ли этикет?

5 кл. Я и моя семья.

6 кл. Будь самостоятельным.

7 кл. Мы и родители.

ОКТЯБРЬ

5 кл. Гость в дом – радость в дом (как вести себя хозяину и гостю).

66 6 кл. Человек на улице (правила поведения на улице).

7 кл. Отчего прибавляется счастье?

5 кл. Что интересного в моем маршруте из дома до школы.

6 кл. Ты живешь среди людей.

7 кл. Каков твой пример для младших.

НОЯБРЬ

5 кл. «А у нас во дворе» (как вести себя на улице).

6 кл. «После третьего звонка» (как вести себя в общественных местах).

7 кл. «Милая моя, солнышко лесное…» (как обращаться к людям).

5 кл. Интересные минуты моей жизни.

6 кл. Твой долг перед родителями.

7 кл. Умей владеть своими чувствами (уважение в семье).

ДЕКАБРЬ

5 кл. «Осторожно: двери закрываются!» (как вести себя в транспорте).

6 кл. «Дома и в гостях» (как вести себя хозяину и гостю).

7 кл. «Быть среди людей» (каких друзей мы выбираем).

5 кл. Профессии членов семьи.

6 кл. Уважение к родителям.

7 кл. У кого нам учиться жить.

ЯНВАРЬ

5 кл. «…И, взвившись занавес шумит» (как вести себя в театре).

6 кл. «Юности честное зерцало» (как вести себя за столом).

7 кл. Шестое чувство (тактичность).

5 кл. Кем бы я хотел работать?

6 кл. О красоте внешней и внутренней.

7 кл. Умей владеть собой и понимать человеческое горе.

ФЕВРАЛЬ

5 кл. «…Имя и фамилия не пара пустяков» (как относиться к товарищам).

6 кл. Ты хочешь быть красивым? (как надо одеваться, быть всегда чистым).

7 кл. Семь наших Я (сообразуй поведение с обстановкой).

5 кл. Обычаи и праздники в семье

6 кл. Что прилично, что неприлично.

7 кл. Рюмка против детства.

МАРТ

5 кл.Для чего человеку зеркало?

6 кл. Разговор о разговоре (культура речи).

7 кл. Казаться или быть (как прослыть приятным человеком?)

5 кл.Свободное время семьи.

6 кл. Враги семьи (курение, алкоголь, наркотики).

7 кл.Для чего человек живет.

АПРЕЛЬ

5 кл. Говори культурно. Употребление в речи «волшебных слов».

6 кл. Чувство времени (как стать точным).

7 кл. «Над чем смеетесь» (мы все нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке – символе человечности и согласия).

5 кл. Как живется моей маме в семье.

6 кл. половое развитие мальчика (девочки).

7 кл. Честь семьи.

МАЙ

5 кл. Красота – сестра добра и разума.

6 кл. Как стать сильным.

7 кл. «Сорока стрекочет – гостей пророчит» (умение принимать гостей, быть хорошим хозяином, гостем).

5 кл. Лето в семье.

6 кл. Мои летние каникулы дома.

7 кл. Мама, папа и я летом.

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Ступень: III (8-10 классы)

Нравственно-этическое воспитание

1-я неделя (понедельник)

Программа «Семья»: половое, семейное воспитание

2-я неделя (среда)

СЕНТЯБРЬ

8 кл. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте (культура речи).

9 кл. Азбука воспитанного человека.

10 кл. Спешите делать добро.

8 кл. Анкета «Я и моя семья».

9 кл. Семья и родной дом.

10 Моя родословная.

ОКТЯБРЬ

8 кл. И еще раз о хороших манерах (жесты, красивая походка).

9 кл. «Самая большая роскошь).

10 кл. Милосердие.

8 кл. Верность и преданность семье.

9 кл. Этикет в семье (общение с родными).

10 кл. Самые дорогие люди мама и папа.

НОЯБРЬ

8 кл. «Мы едем, едем, едем» (правила поведения пассажиров).

9 кл. «Город и мы».

10 кл. О бережливости.

8 кл. Психологический климат в семье.

9 кл. Культура быта и обстановка в квартире.

10 кл. Самый добрый человек на земле (бабушка, дедушка).

ДЕКАБРЬ

8 кл. «Вы у себя дома» (правила поведения дома).

9 кл. «Порядок — дисциплина — этикет».

10 О культуре речи.

8 кл.Конфликты в семье.

9 кл. Мужской этикет.

10 Мои обязанности перед семьей.

ЯНВАРЬ

8 кл. «У меня зазвонил телефон».

9 кл. «Как наше слово отзовется».

10 кл. О любви и дружбе.

8 кл. Учитель по имени Труд.

9 кл. Женский этикет.

10 кл. Поощрения и наказания в семье.

ФЕВРАЛЬ

8 кл. «Театр уж полон».

9 кл. Гостеприимство.

10 кл. О вспыльчивости и выдержанности.

8 кл. Физическая и социальная зрелость.

9 кл. «Любовью дорожить умейте».

10 кл. Добрые традиции моего дома.

МАРТ

8 кл. Мода? Мода?..Мода! (Что такое мода. Берегите вещи! Будьте опрятны!)

9 кл. Красота повседневности.

10 кл. О трудолюбии.

8 кл. Отец – глава семьи.

9 кл. Традиции семьи.

10 кл. Тест «Хорошая ли вы хозяйка (хозяин)?»

АПРЕЛЬ

8 кл. Самому себя сделать (самовоспитание, познай самого себя).

9 кл. Этикет для двоих.

10 кл. О воспитанности.

8 кл. О дружбе, влюбленности и культуре поведения.

9 кл. Семейный альбом.

10 кл. Правила счастливого человека.

МАЙ

8 кл. С днем рождения (советы, как надо дарить подарки).

9 кл. Игра «Проще простого» (тема: «культура поведения в общественных местах, гостях, на улице»).

10 кл. Тест «Воспитанная ли вы дочь (сын)».

8 кл. Экономика семьи.

9 кл. Отдельная встреча специалиста с юношами и девушками по проблемам полового воспитания.

10 кл. Здоровый образ жизни — здоровое потомство

Литература:

  1. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате и детском доме. Издательство: Аркти

  2. Гребенников И.В. Ковинько Л.В. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.
    Издательство: Просвящение 1998г.

  3. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности: Кн. для подростков : Издательство: Просвещение 1980г.

  4. Дорохов А.С. Как себя вести: беседа о вежливости и правилах поведения.
    М. 1979.

  5. Алексеева А.И. Азбука нравственности (сборник).

  6. Рукавчик Л.Н.Энциклопедия этикета.
    С-П 1997г.

  7. Ягодинский В.Н. Наш этикет.
    Москва 1998г.

МКОУ РАООП «Старогородковская специальная(коррекционная)

школа — интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Программа

(и календарно – тематическое планирование)

по «Личностному развитию».

1-11 классы

Количество занятий в год – 18 час.

Составлена воспитателем:

Шатохиной Н.З.

2015год.

Источник

месяц

1. Ребёнок и взрослые.

2. Ребёнок и сверстники.

3. Отношение ребёнка к самому себе.

4. Отношение ребёнка к своей семье, к окруж.

сентябрь

Учить детей иметь представление о развитии человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Учить детей понимать, что взрослые люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния.

  • Д/и «Расставь картинки по цепочке» (младенец – старик)
  • Д/и «Угадай настроение»

Закрепить представления детей о детях разного возраста и пола. Формировать понятие о том, что все дети отличаются друг от друга.

  • Дидактическое упражнение «Определи возраст» (по картине, фотографии)
  • Упражнение «Спиной друг к другу»
  • Д/и «Переходы»
  • Д/и «Найди пару»

Учить детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, адрес, членов семьи, место работы родителей.

  • Беседа: «Расскажи о себе»
  • Беседа: «Где ты живёшь?»
  • Занятие «Моя семья»
  • Д/и «Узнай, кто это» (по частям одежды, другим вещам)
  • П/и «Цветы и пчёлки»

Познакомить с правилами телефонного разговора.

  • Беседа: «Телефон в моём доме»
  • Д/и «Телефонный разговор»

октябрь

Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.

  • Рассматривание фотоальбомов.
  • Беседы: «Выходной день в нашей семье», «Я люблю бабушку и дедушку»
  • Этюд «Бабушкины ладони»
  • Д/и « Грязи – нет! И пыли – нет!»

Иметь представление о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательными, чуткими, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно. Уметь научить другого тому, что умеешь сам. Играть дружно, быть справедливым.

  • Занятие «Будь всегда вежливым»
  • Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»
  • Д/и «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Учить детей заботиться о глазах и ушах. Дать сведения о их назначении и условиях их нормального функционирования.

  • Игра-драматизация «Послушай и угадай»
  • Беседы: «Как я дышу?», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Какое у меня обоняние?»

Учить детей иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца.

  • Беседа: «Воскресное фото»
  • Составление семейного фотоальбома. (Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?)

ноябрь

Учить детей выделять возрастные и половые особенности во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, обувь, причёска). Учить детей понимать, что поведение по отношению к старшим должно зависеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предложить помощь, заботу). Дать детям представление о профессиях взрослых.

  • Составление описательных рассказов по картинкам.
  • Беседа: «Как быть послушным»
  • Беседа: «Профессии моих родственников»

Учить детей понимать, что самые младшие дети (братья и сёстры) нуждаются в заботе и внимании старших детей.

  • Беседа: «У меня есть старший брат»
  • Изготовление подарков малышам.
  • Д/и «Добрые эльфы»

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. Знать особенности своего организма и здоровья.

  • Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений: «Гномики на полянке», «Брыкалочка», «Сильный ветер», «Гномики на озере», «Гномики резвятся»

Воспитывать умение общаться со взрослыми.

  •  Беседа: «Будь       внимательным к старшим», «Как я люблю маму»
  • Беседа: «Мой день дома»
  • Беседа: «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время»

декабрь

Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к членам семьи, дать представления о том, как проявляется забота взрослых к самим детям. Учить проявлять заботливое, вежливое отношение к старшим.

  • Ситуация «Мама заболела»
  • Беседа: «Откуда я знаю, что меня любят»
  • Ситуация «Сестрёнка плачет»

Учить детей культуре общения мальчиков и девочек.

  • Упражнение «Приглашение на танец»

Развивать у детей знания о себе, умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

  • Беседы: «Мой возраст», «Что я знаю о себе? Какой я?»
  • Творческая игра «Угадай, кто это?»
  • Упражнение «Кто я?»

Учить понимать, почему нужно выполнять правила, объяснять детям их гуманистический смысл.

  • Беседа: «Наши отношения»

январь

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким. Учить детей заботиться о своём здоровье

  • Беседа: «Кем работают мои родственники»
  • Игра-рисование «Спортсмены»
  • Беседа: «Как стать сильными и ловкими»
  • Д/и «Кто больше назовёт действий»

Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.

  • Беседа: «с кем бы я хотел дружить?» Сюжетно-ролевая игра «Зимние забавы»
  • Изготовление орденов «За благородный поступок»

Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание избавиться от них. Учить детей заботиться о животных и птицах

  • Игра-драматизация «Девочка чумазая»
  • Беседа «Как помочь животным и птицам зимой»

февраль

Учить детей понимать, что заслуживает одобрения окружающих проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим.

  • Д/и «Как Буратино стал вежливым»
  • Игра-драматизация «Добрый день»

Учить детей знать конкретные способы и приёмы распределения ролей, игровых материалов. Учить понимать детей, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей.

  • Игра-соревнование «Рыцарский турнир»
  • Игра-соревнование «Петушки»
  • Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Салон красоты»

Учить детей проявлять интерес к событиям своего детства, к своему будущему, формировать понятие «друг».

  • Игра-драматизация рассказа «Три товарища»
  • Сочинение «Кем я буду, когда вырасту»
  • Этюд по стихотворению Е. Юдина «Вот какой малыш»
  • Этюд «Зайчики»

Формировать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

  • Занятие «Изучим правила вежливости»

март

Воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим поступкам. Учить детей понимать связи между поведением детей и соответствующими чувствами взрослых.

  • Занятие «Чем можно порадовать маму»
  • Д/и «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме?»
  • Обсуждение стихотворения «Если был бы я девчонкой»
  • Беседа «Как мы поздравляем маму в детском саду»

Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других.

  • П/и «Вспомни имена своих друзей» Занятие «Наша группа»
  • Этюд «Странная девочка»
  • Беседы: «Если заболел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги»

Воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

  • Д/и «Радио»
  • Д/и «Зеркало»

Воспитывать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

  • Беседа «Как тебя называют?» Игра-упражнение «Передай другому»
  • Игра драматизация «Гуси-Лебеди»

апрель

Учить детей интересоваться событиями детства и жизни своих родителей и близких.

  • Беседа «Что ты знаешь о маме (папе) маленькой сестрёнке (маленьком) братишке?»
  • Беседа «Интересы нашей семьи» (Космос, звёздное небо)

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов. Обучать правильному поведению в конфликтных ситуациях. Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье

  • Этюд «Котята»
  • Д/и «Не поделили игрушку»
  • Беседа «Если хочешь быть здоров»

Дать детям представление об их собственных эмоциях. Проявлять интерес к эмоциям и чувствам людей. Узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.

  • Беседа «Есть ли эмоции у птиц?», Д/и «Птенцы»  
  • Д/И «Передай настроение»
  • Беседа «Как настроение?»
  • Д/и «Определи настроение детей» (с помощью моделей)

Формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах.

  • Д/и «Где это можно купить?»
  • Беседа «Праздничное угощение»

май

Учить детей понимать, что все люди стремятся к миру, выступают против войны. Учить стихи, пословицы, поговорки, в которых отражены героические поступки старших.

  • Чтение и заучивание стихов о войне, о Победе.
  • Праздник «День Победы»

Учить детей показывать хороший пример, заботиться о малышах, помогать взрослым. Учить понимать, что недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку; быть несправедливым по отношению к слабому.

  • Этюд «Капризуля»
  • Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка»
  • Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани»
  • Рассказывание из личного опыта « Моя семья. Как я помогал (а) маме стирать бельё (печь пироги)»

Учить детей выражать стремление к экспериментированию, познанию, творчеству.

  • Игры-экспериментирования.

Учить детей выразительным движениям и жестам.

  • Д/и «Ожившие игрушки» (животные)
  • Игры-имитации «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт?»
  • Д/и «Птенцы»
  • Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Воспитатель: Л.А. Малахова

Источник