План развития ребенка с аутизмом

План развития ребенка с аутизмом thumbnail

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Игры с аутистами

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Какие игры у аутистов

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Полезные игры

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Игры дети аутисты

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Какие бывают игры для детей аутистов

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Предметные игры

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!»Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой»Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол»Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Развивающие игры для детей аутистов

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Список игр для детей аутистов

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Пятеро детей аутистов

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
Читайте также:  Заззо психическое развитие ребенка и влияние среды

Специальные игры для детей

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Разные игры для детей аутистов

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Игры с детем

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Детские игры для аутистов

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Дети с шариками

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Источник

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза,
при котором наблюдаются сложные сочетания
общего психологического недоразвития,
задержанного, поврежденного и ускоренного
развития отдельных психических функций, что
приводит к ряду качественно новых
патологических образований. Одним из
клинических вариантов этого дизонтогенеза
является ранний детский аутизм (РДА) (И.И.
Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от
латинского слова autos – сам и означает отрыв от
реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его
клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие
потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по
отношению к близким, даже к матери, вплоть до
полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и
неодушевленные предметы. Нередко таких детей
считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые
раздражители заставляет многих родителей
обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это
ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот,
очень чувствительны к слабым раздражителям.
Например, дети часто не переносят тиканье часов,
шум бытовых приборов, капанье воды из
водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности
окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у
детей – аутистов очень рано. Дети не переносят
смены места жительства, перестановки кровати, не
любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к
стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные
интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная
отсталость.

Читайте также:  Индивидуальный логопедический маршрут развития ребенка с зпр

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и
установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей
сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения
с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации
целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам
поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного
ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с
аутичным ребенком. Для успешной реализации этого
этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера
занятий. Это достигается с помощью спокойной
негромкой музыки в специально оборудованном
помещении для занятий. Важное значение придается
свободной мягкой эмоциональности занятий.
Психолог должен общаться с ребенком негромким
голосом, в некоторых случаях, особенно если
ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо
избегать прямого взгляда на ребенка, резких
движений. Не следует обращаться к ребенку с
прямыми вопросами. Установление контакта с
аутичным ребенком требует достаточно
длительного времени и является стержневым
моментом всего психокоррекционного процесса.
Перед психологом стоит конкретная задача
преодоления страха у аутичного ребенка, и это
достигается путем поощрения даже минимальной
активности.

Второй этап – усиление психологической
активности детей. Решение этой задачи требует от
психолога умения почувствовать настроение
больного ребенка, понять специфику его поведения
и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной
задачей является организация целенаправленного
поведения аутичного ребенка. А также развитие
основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с
РДА дает основу для эффективной адаптации
ребенка к миру. Благодаря этим занятиям
происходит настройка ребенка к активному
контакту с окружающим миром. Таким образом,
ребенок будет чувствовать безопасность и
эмоциональный комфорт, а значит, будет
происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование
занятий по программе

Содержание занятий

Кол-во часовНомера занятий
Первичная диагностика. Методика
наблюдения.

1

1

 

1.ЭТАП  
Диагностика эмоционально-поведенческих
реакций

1

2

Диагностика активности

1

3

Диагностика эмоционального тонуса и
эмоциональных проявлений

1

4

Диагностика оценки своего поведения

1

5

Диагностика внимания, памяти

1

6

2.ЭТАП  
1.Формированнннние эмоционального
контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

1

7

2.Развитие активности: игры «Поводырь»,
«Птички», «Догонялки».

1

8

 

3.Развитие контактности: игры «Погладь
кошку», «Поиграй с куклой»

1

9

3.ЭТАП  
1.Развитие восприятия и
воображения. Пространственная координация.
Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

1

10

 
2.Развитие зрительного и осязательного
восприятия. Психотехнические игры: найди место
для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

1

11

4.ЭТАП  
1.Развитие аналитико-синтетической
сферы. Таблицы Равена. Графический диктант.
Продолжи ряд.

1

12

2.Развитие внимания. Корректурная проба
’’Девочки’’. Таблицы.

1

13

3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди
отличия.

1

14

4.Развитие речевого общения. Позови
мячом. Закончи фразу.

1

15

5.Развитие личностно-мотивационной
сферы. Моя семья

1

16

5.ЭТАП  
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел
Мурзик поиграть’’

1

17

2.Развитие подвижно-ролевой игры.
”Обезьянка озорница’’

1

18

3.Развитие подвижно-соревновательных
игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

1

19

6.ЭТАП  
Итоговая диагностика. Диагностика
эмоционально-поведенческих особенностей.

1

20

 

Итоговая диагностика. Диагностика
активности.

1

21

Итоговая диагностика. Диагностика
оценки своего поведения.

1

22

Итоговая диагностика. Диагностика
операций мышления.

1

23

Итоговая диагностика. Диагностика
памяти, внимания.

1

24

Итоговая диагностика. Диагностика
эмоционального тонуса и эмоциональных
проявлений.

1

25

ВСЕГО

25

25

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед
психологом. Психолог берет ребенка за руку и
ритмично похлопывает своей рукой по руке
ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если
ребенок активно сопротивляется, отнимает свою
руку, тогда психолог продолжает похлопывание
себе или с другим ребенком. При согласии ребенка
на контакт с помощью рук продолжается
похлопывание руки психолога по руке ребенка по
типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое
четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка,
который здоровается с детьми, пожимает каждому
ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в
центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под
музыку приветствуют того, кто будет в центре
круга. Дети поочередно входят в центр круга, и
группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах.
Сначала ведущий (психолог) водит ведомого
(ребенка) с повязкой на глазах, обходя
всевозможные препятствия. Затем они меняются
ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети,
поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все
превращаются в маленьких птичек и приглашает
полетать вместе с ними, взмахивая руками, как
крыльями. После «птички» собираются в круг и
вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать,
прятаться от него. Догнав ребенка, психолог
обнимает его, пытается заглянуть в глаза и
предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Читайте также:  Форма психологической карты развития ребенка

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и
нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом
дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к
ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на
различные темы, например: «Идем за покупками», «В
гостях». Кукла в этом случае является помощником
в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности.
Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных»
объектов. Формирование активности ребенка с
помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение
«зашумленных» картинок, его задача распознать
эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу
(количество элементов в мозаике постепенно
увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной
координации (понятия слева, справа, перед, за и
т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно
положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку
и в соответствующее вырезанное в коробке
отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и
разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической
сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать
коврик. По мере выполнения задания все больше
усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет
ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести
анализ, найти закономерность и следовать ей при
продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги
по определенному признаку сначала один вид
девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в
разброс, задача ребенка найти и назвать их по
порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается
несколько картинок, которые они по памяти
проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование
последовательности слов, каждый следующий
участник воспроизводит предыдущие слова с
сохранением заданной последовательности,
добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки,
отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо
найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог
кидает любому мяч, называя того ребенка по имени.
Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему,
также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое
стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной
сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые
играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько
ситуаций, в которых заранее с помощью психолога
будут распределены роли. Например: «Поздравь
маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости».
Если ребята затрудняются, психолог должен
включится в игру и показать, как следует вести
себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота
Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается
с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям
прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами,
которые он принес, и предлагает каждому взять
любое количество фигурок и расставить их на
столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с
детьми домик для куклы или гараж для машины.
Психолог стимулирует детей на общение с
Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог
показывает обезьянку и рассказывает, как она
любит подражать. Психолог поднимает руку, потом
делает это же движение с обезьянкой, потом
предлагает детям выполнить это же движение самим
или на обезьянке. Затем движения усложняются:
взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и
так далее.

Развитие подвижно – соревновательных
игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3
человека и говорит, что у него есть два друга:
игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень
добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома.
Давайте поможем им построить дом, одни будут
строить домик для Мурзика, другие для Шарика.
После этого ребятам предлагаются кубики и
задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди
бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех
попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают
друг другу мяч, по окончании игры называется
самый ловкий. Можно предложить другие варианты
подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх
понимали, что в их силах добиться положительных
результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа
занятий по развитию познавательной деятельности
младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ,
2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений
общения младших школьников \ Семья в
психологической консультации Под редакцией А.
А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.-
Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии
для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе.- М.,1998

Источник