План развития ребенка на каждый день

План развития ребенка на каждый день thumbnail

Мои мысли более менее систематизировались и я хотела бы с вами поделиться. Хочется верить, что эта информация окажется кому-нибудь полезной.

Когда моей дочки было около 10 месяцев и я уже медленно начинала сходить с ума по причине того, что не знала как еще можно организовать ее досуг, который повторялся изо дня в день … по случаю судьбы наткнулась на один интересный сайт. Поскольку я человек, который обожает все планировать, расписывать и составлять во единое целое, мне требовалось найти подходящую структуру, чтобы свести все свои мысли в один большой «план развития». Этот «план развития» в дальнейшем стал отправной точкой в наших каждодневных занятиях с ребенком.

Чтобы составить план развития ребенка, я вела заметки по следующим пунктам:

1. Хронометраж

Прежде чем составлять наш план развития, я вела хронометраж дня в течении недели. Цель этого 1. знать точный график по которому живет ребенок (с учетом каких-либо отклонений. Поэтому хронометраж лучше вести минимум неделю); 2. рассчитать сколько времени мама проводит с ребенком (именно с ребенком, без отвлечения на свои домашние хлопоты); 3. знать на что уходит время мамы; 4. подумать, как тратить больше времени на проведение его с ребенком (в случае, если с этим есть проблемы). По моим прежним подсчетам за 14 часовой день, проведенный с ребенком вместе, мое время рядом с ней в процессе игр было от 2,5 до 3 часов. Сейчас получилось выкроить еще и играя вместе мы проводим 4-4,5 часа (чистое время игр, без гулянья, еды и прочего).

2. Зона ближайшего развития — это те умения, которыми ребенок владеет еще не твердо, с которыми он справляется, но только с помощью взрослых. Например, ребенок учится ходить на горшок (самостоятельно есть, говорить, читать, писать и т.д) Он в он в общем-то уже почти готов к самостоятельным действия, но навыков еще не всегда хватает, и для их освоения ребенку еще требуется помощь взрослого. Вот это самое формирующееся умение и находится в зоне ближайшего развития (использовано с сайта Марии Потаповой). На момент написания плана развития, тогда малышке уже было 11 месяцев и зону ближайшего развития я писала именно на тот период. Позже, около 1.2 я корректировала план. Более подробно,что это такое можно почитать здесь или вбив в строку поиска.

3. Нормы развития детей. Мне нравится как это описывается здесь

4. Законы развития личности по Выготскому, можно скачать здесь.

5. Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по Монтессори, почитать здесь

Учитывая все вышеизложенные пункты + добавив свои «хотелки» вот какой стратегический план (общий) получился у меня на ближайшие полгода развития ребенка (с 1.2 до 1.8)

1. Физическое развитие — освоить самостоятельно подъем и спуск по ступенькам, прыжки, бег по дорожке, залезание по турнику + висение, толкать мяч ногой (футбол), бросать мяч кому-то, подтягивание, забирание на горку, игра с фитболом (посмотреть упр), гуляние без коляски, массаж ножек и ручек, хождение на мысочках, плавание ( с 1.5 лет), зарядка дома и на улице, беговел, хождение назад, ходьба по бревну/доске, ходьба в горку, по кочкам.

2. Моторика (мелкая и крупная) — пальчиковые игры, игра с песком (в песочнице и дома), куличики, сенсорные коробки (трогать, перебирать, пересыпать, сортировать), шнуровки (различать, нанизывать, придумывать), рвать бумагу/салфетки, стройка башенок из разных предметов (коробки. кубики, стаканчики и т.п.), сбивать башни мячом (не рукой), игра с пуговицами, молнией, петельками (застегивать, трогать, расстегивать), конструкторы, мозаики, кубики, сортеры, откручивание и закручивание крышек у банок, игры с водой (переливание), прищепки, рисование, пластилин, аппликации

3. Развитие речи — чтение книг, сказки, аудиосказки, стишки, потешки, прослушивание музыки со словами, обучающие видеозанятия, мультики, фильмы, знакомство с цифрами, буквами, звуками, количественное понятие (много/мало), наводящие вопросы при чтении, рассматривание картинок + пояснение если не знает и не показывает, артикуляционная гимнастика

4. Эстетическое развитие

4.1. Музыка — игра на муз инструментах, музыка по Железновым, классика, детская музыка, современная музыка (составить полный плейлист)

4.2 Рисование — пальчиковые краски, гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, ручки (научить имитировать штрихи);

Пластилин — катать колбаски, шарики, отщипывать, вдавливать пальцем, крупой, поделки простые;

Аппликации (особенно осенью)

4.3 Танцы — изучение простых движений (наклоны, фонарики, повороты бедрами, топание ножками, кружение, наклоны головой и .т.п.)

4.4. Живопись/искусство — устраивать музей дома (развешивание картин), посещение, по возможности, музея 1 раз в месяц, рассматривание и дискуссии на тему художественной литературы

5. Когнитивное развитие — память, логика, цвет, форма, мышление (пазлы, подбор форм, сортеры, разрезанные картинки, систематизация и сопоставление фигур, карточек, игрушек (по форме, объему, цвету, текстуре и т.п.), последовательность (бусины, карточки, кубики), домино

6. Эмоциональное развитие — рассматривание карточек «Маленький гений — Эмоции», обращать внимание на эмоции людей, героев сказок, рассуждать почему у людей возникают те или иные эмоции научить выражать свои эмоции

7. Развитие правого полушария по методике Макато Шичида — разобрать, подготовить материал и ввести (ввела сразу после написания плана, осталось только совершенствовать) =))

8. Сенсорное развитие

8.1 Зрение — различные цвета, формы, объемы

Читайте также:  Нормативы развитие ребенка в таблице

8.2 Слух — музыка, звуки, уровень шума, игры что как звучит (продумать)

8.3 осязание — сенсорные коробки, ткани, вода разной температуры, игра со льдом

8.4 обоняние — нюхать, угадывать (продумать какие ароматы собрать по баночкам)

8.5 Вкус — продумать меню!

9. Навыки самообслуживания — отойти от подгузников днем, самостоятельно залезать на унитаз, когда хочется в туалет, самостоятельно держать ложку при еде, пить из трубочки и стакана, чистка зубов, совместная самостоятельная трапеза за столом с мамой и папой, одевание/раздевание

10. Я-концепция — ролевые игры с куклами (покормить, одеть, покупать, покатать в коляске, убаюкать, уложить спать)

11. Социализация — привлечение к дом делам, общение с другими детками (поделиться, попросить, предложить), говорить словами (не только показывать) привет/пока

12. Пространственное ориентирование — внутри/снаружи, слева/справа, спереди/сзади, внизу/вверху, предлоги — на, под, за и т.п, количественное понятие

13. Мир вокруг нас — семья (кто есть кто, фото, рассказы), кукольные постановки дома, животные, птицы, деревья, растения время, погода и явления, предметы и их предназначение, транспор, противоположности, художники (книги, презентации и т.п.), превращения (лед-вода, сахар в воду, смешение красок и т.п.), зоопарк, общение с детками

14. Иностранный язык — книги, презентации, аудиосказки.

Далее, я учитываю какие планы в нашей семье присутствуют на месяц (подробный план по развитию на месяц я не делала). Например, по субботам я учусь, в какой-то будний день надо отвезти ребенка к врачу, в выходной мы идем в гости или гости приходят к нам, и тому подобное.

После этого я прописывала недельный план по сферам развития в общем виде и затем делала шаблон на неделю с детализацией, где соблюдается «баланс» по каждой сфере, чтобы не перегружать ребенка изо дня в день =)

И уже отталкивая от этого плана я могу каждый день придумывать новые темы, либо делать тематические недельки и прочее, но все это рамках плана развития на ближайшие полгода… =)

А уже какие темы и тематические недельки мы делаем, это я оставлю для следующего поста.

Надеюсь не слишком вас загрузила, но все же спасибо, что дочитали до конца! =)

При возникновении вопросов, пожалуйста пишите, буду рада помочь еще чем-нибудь.

P.S. Отдельное спасибо хочу выразить Марии Потаповой

Источник

Доброе время суток всем участникам группы). Выкладываю пост о плане занятий с детьми, который предложу в Рубрику «Совместные занятия»

Знаю по своему опыту, что не всегда есть возможность и желание заниматься ребенком в силу определенных обстоятельств. Сразу хочу отметить, что чаще всего в «определенные обстоятельства» входят — ЛЕНЬ, ОТСУТСТВИЕ ПЛАНА, ОТСУТСТВИЕ МАТЕРИАЛА и НЕХВАТКА ВРЕМЕНИ. Это на мой взгляд. Ни для кого не секрет, что для развития ребенка необходимы разносторонние занятия. Для себя я выделила такой список занятий, который необходимо стараться выполнять каждый день. Разделила такой список на ПЛАН МАКСИ и ПЛАН МИНИ.

План Макси

1. Творчество (аппликации, рисование, лепка и т. д.)
2. Чтение вслух ребенку
3. Развивающие занятия
4. Подвижные игры
5. Самостоятельное время для игр
6. Пальчиковая гимнастика
7. Артикуляционная гимнастика
8. Сюжетно-ролевые игры
9. Обнять и поцеловать ребенка не менее 10 раз за день
10. Улыбнуться, похвалить себя и ребенка

План Мини

1. Творчество (аппликации, рисование, лепка и т. д.)
2. Чтение
3. Сюжетно -ролевая игра
4. что -то на выбор из пунктов 3,4,5,6,7 из Макси плана
Мини план в принципе может быть у каждого свой, главное, чтобы там было 4 основных пункта из макси плана
Ну и конечно, бонус — 9 и 10 пункты:
9. Обнять и поцеловать ребенка не менее 10 раз за день
10. Улыбнуться, похвалить себя и ребен

На первый взгляд может показаться, что это большой объем за день. На самом деле, каждое занятие может длится не больше 5 — 10 минут, в зависимости от ребенка. Потому как НЕ ВРЕМЯ является показателем продуктивности занятий, а радость и желание ребенка.
Надо для себя запомнить — 10 пальцев на руках — 10 пунктов занятий. Нет я конечно не предложу, загибать пальчики при выполнении каждого пункта, но вот распечатать план и отмечать прямо галочками очень даже советую. И даже если они занимаю по двеминутки — этого достаточно. Не загружайте себя. Пусть ваш день будет спокойным и радостным. Не надо посвящать себя ребенку целый день. Не надо навязывать свое общество ему. Только тогда, когда это необходимо. И если сюда еще включить тепло и ласку, если вы будете говорить ласковым спокойным тоном и очень часто обнимать и целовать ребенка — все, у вы продуктивно провели день)

Теперь, хотелось бы остановиться на каждом пункте отдельно

1. ТВОРЧЕСТВО

Не обязательно каждый день делать все сразу:рисовать, лепить, клеять и т. д. Достаточно одного вида деятельности, но основательно и не спеша.

Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбку. А смешивание красок – это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя… Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество – это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым. В 1,5-3 года каждый малыш — уже уникальная личность. Не забывайте об этом, предлагая своему крохе то или иное занятие. И если соседская девчушка в 2 года создает красочные шедевры и легко управляется с кисточкой, совсем не обязательно, что точно так же будет вести себя с красками и ваш сорванец. Очень важно не ограничивать ребенка в выборе того или иного материала, не ставить перед ним никаких целей, не навязывать ему свое видение мира, а дать возможность почувствовать радость от собственного творчества, выразить СЕБЯ в рисунке или аппликации. А способов для этого самовыражения существует великое множество.

Читайте также:  Этапы развития насморка у ребенка

2. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ РЕБЕНКУ

Значение книги в развитии детей
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Зачем читать детям книги?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Игры для детей — это некий метод познания окружающего мира, адаптация в нём и получение различных навыков. Именно поэтому так важны развивающие игры для детей. С их помощью можно обучить деток читать, писать, считать, рисовать и так далее. Более того, развивающие игры для детей могут вырабатывать у них такие навыки, как развитие быстрой реакции, умение концентрировать внимание, дифференцировать картинки и предметы и так далее. Все развивающие и обучающие программы по сути, это те же развивающие игры для детей, только в более обширном спектре.

Развивающие игры для детей делятся по возрастной категории. Это и понятно. Ведь психика и интеллектуальные способности детей в разном возрасте неодинаковы. Большую роль в данном пункте играют различные методические пособия и развивающие игрушки.

4. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Подвижные игры не только будут интересны малышу, они еще и станут существенным фактором в формировании личности еще пока маленького человека. Врачи во все времена твердят: движение — это здоровье. Доказано, что подвижные детки меньше подвержены всяческого рода заболеваниям, сон у них крепкий и полноценный (что не маловажно в формировании здоровой психики и нервной системы), такие детки растут более сильными, ловкими и быстрее развиваются физически.
У психологов есть свой весомый аргумент в пользу подвижных игр для детей. Так, по их словам, ребенок, принимающий участие в подвижных занятиях, получает больше положительных эмоций. Подвижные игры способны обеспечить малышу психологическую и нервную разрядку, избавить его от тревог и сделать более общительным.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ИГР

Свободное время должно быть
Во-первых, чтобы ребенок привыкал к самостоятельности, а во-вторых, чтобы он осваивал мир. В освоении мира заложен ряд функций, которые развиваются на этом этапе. Как же приучить ребенка к самостоятельной игре?

Прежде всего, надо подбирать игрушки и игры, которые располагали бы его к игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. С ними малышу лучше всего играть самостоятельно. Но сами по себе игрушки не решают дела. Их надо обыграть вместе с ребенком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они еще не имеют достаточного опыта, чтобы играть самостоятельно.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка дошкольного возроста

Часто роль взрослых в организации детской игры сводится к тому, что они говорят малышу:
— Ну что ты ходишь за мной? Вот сколько игрушек у тебя, бери любую и играй!

Но этого вовсе недостаточно, чтобы малыш начал играть самостоятельно. Требуется совсем другое: надо подсказать ребенку варианты такой игры. Сколько прелести и обаяния для него приобретает даже старая игрушка в руках у взрослого! Например, кукла, «заговорившая» с малышом, мяч, ловко прыгающий в такт под простую песенку или считалочку, матрешки, выстроенные в хоровод… Научите малыша таким простым действиям, чтобы у него возникло желание играть.
За самостоятельность полезно ребенка поощрять: рассадил кукол, расставил кукольную посуду, сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора, — можно показать всем результаты, похвалить за самостоятельность. Подчеркнуть, что это он сам сделал, без помощи взрослых. Хорошо руководить самостоятельной игрой ребенка исподволь, чтобы это руководство осталось им не замеченным.

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

7. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

8. СЮЖЕТНО_РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.
Сюжетно-ролевая игра не так проста, как кажется. Ребенку нужно обладать определенными знаниями и навыками, чтобы получить от этого занятия наслаждение. Воображения и творческого потенциала у ребенка и так с лихвой. А вот внимание, память, умение анализировать и сотрудничать придется развивать. Поэтому первые ролевые игры создаются под руководством взрослых. Конечно, в главной роли малыш, ну а вы предлагаете сюжет и развиваете его.

9. Обнять и поцеловать ребенка не менее 10 раз за день

Давно еще как-то читала, что ребенка необходимо не менее 10 раз в день обнимать и целовать. Чем больше тем лучше. ТАк ребенок становится уверенным в себе возникает доверие к родителям и к миру в целом. Это мое мнение))))

10. Улыбнуться, похвалить себя и ребенка

Непременно нужно себя хвалить и улыбаться, это повышает настроение и самооценку. Дает новый стимул для занятий. Хвалите себя и любите, вы у себя одна такая. Ну, а хвалить малыша и улыбаться ему это святое. Говорят когда мама улыбается ребенку, она излучает положительную лечебную энергию на малыша. Я в это верю))))))

Вот как-то так. Спасибо всем кто вытерпел и дочитал внимательно до конца. Как только я приготовлю материал с заданиями по пунктам пока на один день выложу и думаю, многим станет понятнее моя идея, и вы увидите, что нужно не так много сил и времени на занятия с ребенком.

Чего-то волнуюсь…

Ах, да забыла написать, такие дни предлагаю чередовать ТД, ТН и Днями Монтессори (давайте все дружно попросим Бучаку)

Источник