План работы с ребенком имеющим отклонения в развитии
Ольга Исаченко
Семинар для педагогов «Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии»
«Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии».
Регистрация участников мероприятия.
Приветствие.
Упражнение «Здравствуйте». Участникам предлагается взять любое количество фишек и поздороваться с группой и продолжив фразу: «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…1 фишка- определение, 2-,. 3- …» и так по количеству фишек описать свое отношение к сегодняшнему дню.
Цель: Актуализация знаний педагогов в области сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Задача: формировать умение учитывать особенности ребенка, имеющего психофизические нарушения в развитии.
Ход мероприятия.
Упраженение 1. Расскажите о своих ожиданиях сегодняшней встречи от имени кинестетика, аудиалиста, визуалиста.
Ответьте на вопросы:
1. Имеется ли у вас опыт работы с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии?
2. Дети, с какими нарушениями встречались в вашей практике?
Среди трудностей, которые переживает современная начальная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными и сложными отклонениями в психофизическом развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями развития, проблемами в развитии, отклонениями в развитии, недостатками психофизического развития) — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т. д.
И при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств — новообразований, которые в свою очередь становятся основой для следующего этапа.
Каждая категория детей имеет специфические психолого- педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого- педагогического изучения.
Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой — имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития. Эта специфика определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития.
В настоящее время наибольшую распространенность имеет классификация отклонений развития, предложенная В. В. Лебединским.
В ней выделено шесть вариантов психического дизонтогенеза.
1. Психическое недоразвитие, типичным пример- умственная отсталость.
2. Задержанное развитие — разнообразная группа, представленная вариантами нарушений школьных навыков, задержкой психического развития.
3. Поврежденное развитие, при котором ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, а затем вследствие заболевания (прежде всего центральной нервной системы) или травмы это нормальное развитие нарушилось.
4. Дефицитарное развитие — особенности развития в условиях нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное развитие, при котором сочетаются когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нарушения. Такое развитие отмечается у детей и подростков с РДА и детской шизофренией.
6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности, приводящие к стойкой социальной дезадаптации. Типичной моделью этого вида дизонтогенеза являются различные формы психопатий.
Для педагога наиболее важной является классификация, которая отражает существующую систему специального образования. Согласно этой классификации выделяется несколько категорий лиц с нарушениями развития, для некоторых из них созданы определенные виды специальных коррекционных учреждений:
• лица с нарушениями функций слухового анализатора (неслышащие и слабослышащие);
• лица с нарушениями функций зрительного анализатора (незрячие и слабовидящие);
• лица с тяжелыми нарушениями речи;
• лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• лица с задержкой психического развития;
• лица с умственной отсталостью;
• лица с расстройствами аутистического спектра;
• лица с нарушениями поведения;
• лица со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
При этом важно учитывать, что в классе могут быть и дети, имеющие незначительные отклонения в психофизическом развитии, учебные трудности которых носят стойкий характер и, как правило, сопровождаются поведенческими нарушениями.
Одну из наиболее многочисленных групп среди неуспевающих школьников составляют дети с ЗПР. В данной группе встречаются дети как с нарушенным темпом физического и умственного развития, так и учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности. В первом случае задержка вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связей с другими областями коры и подкорки. Такие дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью, в их поведении зачастую развивается нервозность. Что касается функциональных расстройств психической деятельности, то здесь можно отметить, что для данной категории школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.
Чаще всего ЗПР выявляется в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет. Снижение работоспособности и неустойчивости внимания у детей этой категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других – наибольшее сосредоточение наступает после некоторого периода деятельности, у третьей группы учащихся отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. В процесс обучения детей с данными нарушениями, целесообразно вводить игровые элементы, использовать красочный наглядный материал. Занятия должны быть разнообразными и эмоционально насыщенными.
В заключение несколько рекомендаций педагогам, из практического опыта коррекционно-педагогической работы с особенными детьми:
1. Постарайтесь ограничиться важнейшими делами и поначалу закройте глаза на некоторые проблемы поведения ребенка, воспользуйтесь правом приоритета.
2. Избегайте безграничной опеки; контроль необходим, но он должен быть не всегда заметным; не оберегайте своего воспитанника «от всего» и предоставьте ему самостоятельность настолько, насколько это возможно.
3. Дайте время себе и ребёнку, прежде всего, после острой фазы заболевания; не дожидайтесь с нетерпением «быстрого скачка вперед», а содействуйте продвижению в развитии малыми шагами и радуйтесь им.
4. Приравняйте ваши ожидания и стремления к сложившейся индивидуальной ситуации; избегайте чрезмерного стимулирования и не предъявляйте завышенных требований.
5. Если вы хотите, чтобы такой ребёнок выполнил какое – либо действие, прежде всего подумайте, как поступить деликатнее, и дождитесь наиболее благоприятного момента.
6. Выражайте свои мысли ясно и деловито, если действовать с раздражением или с прямым нажимом, то уменьшаются шансы добиться намеченной педагогической цели.
7. Надо понимать, что проявление симптомов психического заболевания (даже самые неприглядные) являются не выражением злой воли, а попыткой ребенка справиться с нарушенным образом жизни и дисгармоничным внутренним миром.
8. Помните, что ребёнок сам пытается защитить от болезни остающиеся здоровыми части своего организма, островки своей сохранной личности; помогите ему их укрепить и развить.
9. Необходимо постараться создать для ребенка комфортные условия, даже если порой это дается с трудом; потрудитесь над тем, чтобы свести до минимума конфликты и натянутые отношения в детском коллективе.
Источник
Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.
«Дети с отклонением в физическом развитии».
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.
Это далеко не весь перечень заболеваний, есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).
1. Что должен знать воспитатель?
— количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)
— хронические заболевания;
— выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:
* гр. риска по миопии;
* уплощение стопы или плоскостопие;
* нарушение осанки;
* ЧБД.
— ребенка с явным физическим недостатком.
— диагностику уровня физической подготовленности.
2. Оформить лист здоровья своей группы.
3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).
4. Внести мероприятия в циклограмму.
5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.
6. Оборудование в группе центра физического развития.
Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:
— снижение заболеваемости,
— изменение группы здоровья на более высокую,
— научить заботиться о своем зрении и осанке.
Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.
Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.
Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически. Например:
В группе слабовидящий ребенок.
Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.
Игры:
«Особый заказ».
Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.
Оборудование:
— щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;
— коробка с предметами по теме игры;
— пустые 1-2 коробки;
— карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)
Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.
Заказы могут касаться и фактуры материалов, из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.
Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.
Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.
«Лото».
Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» — вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».
Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.
Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.
Игра «Арома» — касается еще одной сферы чувств, обонятельной.
(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).
Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.
В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.
Внимание:
1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.
2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.
2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.
В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.
«Слушаем птиц».
Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.
Оборудование: запись голосов птиц.
Цель: Научить различать голоса птиц.
Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.
— кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.
— кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.
Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).
«Шуршунчики».
Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей; небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).
Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).
Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.
— приближается первый шуршунчик, — дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили — его можно отпугнуть гласным «а»
(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.
Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.
В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.
Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.
Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).
На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.
Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.
Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.
В группе слабослышащий ребенок.
Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.
Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.
Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.
Источник