План по математическому развитию на одного ребенка

Алеся Чистова
Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях

Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях.

[/h3]

План.

1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.

2. Виды планирования работы по математическому развитию.

3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.

Объем знаний дети усваивают на протяжении всего дошкольного возраста. Задача состоит в том, чтобы распределить равномерно: на все года обучения и в течении одного учебного года. В этом и поможет нам планирование. Можем дать несколько определений планированию:

• планирование – одна и функций управления,

• планирование – это деятельность педагога,

• планирование – это определение последовательности осуществления воспитательно — образовательной работы с указанием необходимых средств, форм и методов работы.

Таким образом, план представляет собой систему комплексных мер, подчиненным единым целям. Отсюда значение планирование работы:

1. дает возможность сделать процесс обучения целенаправленным, т. е. осуществить дидактические принципы.

2. осуществляет взаимосвязь процесса обучения и воспитания.

3. усвоить программу всем детям и каждому ребенку в отдельности (благодаря коллективным и индивидуальным формам работы).

При планировании работы педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания дошкольников и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это определяет принципы планирования:

1. Учет педагогических условий: возрастного состава группы, уровня развития детей.

2. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

Исходя из принципов, определяются требования к планированию:

умение ориентироваться в «программе»;

умение сочетать программные задачи;

умение определять последовательность решения программных задач;

учет общих возрастных и индивидуальных особенностей;

знание методики решения программных задач.

[Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика. — М. :

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под редакцией Столяра А. А. – М. Просвещение, 1988г., с 287-290]

2. Виды планирование работы по математическому развитию дошкольников.

Планирование воспитательно – образовательной работы в детском саду осуществляется через календарное и перспективное планирование. Календарное планирование – основной вид планирования воспитателя и включает в себя:

1. планирование работы на занятиях;

2. планирование работы в повседневной жизни.

Планирование работы в повседневной жизни предполагает осуществление математического развития детей:

на других занятиях (изобразительная деятельность, развитие речи, занятие по физическому воспитанию);

математические развлечения (математические досуги, викторины, КВНы);

в режимных процессах (утренний прием; работы дежурных по столовой, занятиям и в уголке природы; сбор на прогулку, прогулка и т. д.);

в разных видах деятельности (трудовая деятельность, самостоятельная игровая деятельность).

Работа планируется по математическому развитию в повседневной жизни 2 – 3 раза в неделю, по характеру организации, как правило, это индивидуальная и групповая работа.

В большей мере, работа в повседневной жизни осуществляется в игровой форме: дидактические игры, игровые ситуации, включение математического содержания в сюжетно – ролевые игры, подвижные игры с математическим содержанием.

В перспективном планировании определяются основные задачи в работе воспитателя на месяц, квартал или год. Перспективное планирование реализуется в календарном планировании.

3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Планирование работы по ФЭМП на занятии. Основное содержание занятий по ФЭМП определена программой, в которой имеется специальный раздел «Развитие элементарных математических представлений»

количество и счет

величина

геометрические фигуры

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени

Подготовка к занятию.

1. «программа воспитания и обучения в детском саду» на каждого студента.

2. Конспект и план занятия на каждого студента для анализа.

3. Вопросы для анализа программного содержания занятия.

4. Вопросы для анализа написания конспекта и плана занятия.

Различают следующие виды планирования занятий:

1. План занятия

2. Конспект

Выбор вида планирования занятия зависит от желания и опыта воспитания. Молодому педагогу вначале удобнее пользоваться подробным конспектом занятия, а опытному – более кратким планом.

Обычно план занятия пишется каждую неделю: это основная форма планирования занятий для воспитателя, конспект занятий иногда.

Например: к открытому занятию: или с целью накопить конспекты занятий по какой либо проблеме.

Рассмотрим что включает в себя план и конспект занятия в форме сравнительной таблицы.

Конспект занятия.

Полное написание проведения занятия с указанием деятельности и детей

План занятия

Краткая форма написания

1. Название занятия

Занятия по ФЭМП … возр. гр. Математика в … возр. гр.

2. Программное содержание/задачи/

1. Программное содержание должно формулироваться в соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду».

2. Включает образовательные и воспитательные задачи.

3. Количество программных задач зависит от:

а) возрастной группы

б) сложности программной задачи.

Младшая группа – 2-3 задачи,

Старший возраст – может быть 4-5 задач, в зависимости от сложности материала.

4. Программное содержание включает обучающие и закрепляющие задачи, т. е. сочетание нового материала и ранее пройденного. Отсюда и разные формулировки программных задач. Новые задачи формулируются, начиная со слов «учить», «познакомить», «формировать». Если задачи имеют продолжение, тогда записываем : «продолжать учить», «упражнять», «закреплять», «уточнить представление».

Читайте также:  Механизм формирования нарушений в развитии ребенка

5. программное содержание составляется из 2-3 разделов Программы.

3. Подготовка воспитателя к занятию

Указать:

а) Демонстрационный и раздаточный материал, его количество

б) Литература, которой пользовался воспитатель : автор, название, страницы.

в) Наглядный материал

4. Организация детей и методика проведения занятия.

1) Подготовка рабочих мест воспитателя и детей.

Разложить материал для работы воспитателя и детей, т. е. для того, чтобы он был под рукой в нужный момент и не отвлекал внимание детей раньше времени. Организация подготовки рабочего места зависит от возрастной группы, в младшей группе – осуществляется воспитателем на занятии, в старшей группе – осуществляется детьми с помощью воспитателя, перед занятием.

2) Организация детей на занятии:

за столами;

в кружок на стульчиках;

за общим столом;

на ковре свободно и т. д.

5. Начало занятия.

обратить внимание на осанку детей;

сюрпризный момент;

театральное действие;

обратиться к опыту детей оп теме занятия;

создать проблемную ситуацию

Подробная методика проведения:

речь воспитателя к детям, указания, задания, вопросы;

действия воспитателя;

кого спросить из детей;

какой ответ получить;

деятельность детей;

полностью рассказывается содержание игровых упражнений или дидактических игр;

подробный итог занятия.

Программные задачи не обязательно можно решать в той последовательности, в которой они записаны в программном содержании.

Последовательность определяется по выбору воспитателя.

Мы закончили рассматривать анализ конспекта плана занятий.

Вопросы для повторения

1. Какие требования предъявляются к планированию работы вне занятий? Его место в течение дня: покажите на примерах.

2. Каково основное предназначение планирования работы вне занятий?

3. Чем отличаются по структуре конспект от плана занятия по формированию элементарных математических представлений? В каких случаях воспитатель пользуется составлением конспекта занятий?

Домашнее задание

Проанализируйте план предложенного занятия по следующей схеме:

Вопросы для анализа

Оценка структурных компонентов плана

Источник

План работы воспитателя с детьми старшего дошкольного    возраста по математическому развитию на 2 недели

Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100

День недели

Мероприятие

Цель

Отрезок времени

I неделя

Понедельник

1.Игра «Что изменилось?»

2. Игра «Найди геометрическую фигуру»

3. Игра «Назови соседей»

1.Совершенствовать умения называть геометрические фигуры развивать память, активизировать речь.

2. Расширить представление детей о треугольнике и квадрате

3. Упражнять детей в увеличении (уменьшении) чисел на 1.

Утро

Прогулка

Вечер

Вторник

1. Занятие «Различие между квадратом и прямоугольником»

2. Игра «Прокати в ворота»

3. «Когда это бывает?»

1. Подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника; упражнять в счёте в пределах трёх; закрепить название дней недели.

Активизация словаря: квадрат, прямоугольник, дни недели, счёт в пределах трёх

2. Расширить и закрепить знания о кубе и шаре

3. Закрепить представления о времени суток

Утро

                 Прогулка

                  Вечер

Среда

1.Игра «Чудесный мешочек»

2. . Игра «Поезд»

3.Игра «Что лишнее?»

1. Закрепить представления детей о знакомых им геометрических фигурах; развивать мелкую моторику рук

2. Упражнять в нахождении предметов окружающей обстановки: одного и много

3. Различать знакомые геометрические фигуры, развивать внимание

Утро

Прогулка

Вечер

Четверг

1. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

2. Игра «Путешествие»

3.Утренник  «В страну математику»

1. Упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 100

2. Расширить представление о треугольнике, квадрате, шаре, круге

3. Повысить уровень компетенции в области математике, познакомить родителей с математической работой, которая проводится в детском саду

Утро

              Прогулка

Вечер

Пятница

1. Игра «Найди пару»

2.Игра «Найди свой домик»

3. Игра «Найди такую же»

1. Учить называть предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы 

2.Учить группировать геометрические  фигуры, абстрагируясь от цвета и величины

3. Учить сначала различать геометрические фигуры, называть их

Утро

                Прогулка 

                Вечер

II неделя

Понедельник

1.Игра «Магазин»

2. Игра «Найди свою фигуру»

3. Игра «Задумай число»

1.Учить соизмерять предметы (примерять), понимать слова «велико», «мало»; учить употреблять в речи слова «примерять», «померить»; показывать необходимость измерять

2. Научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры

3. Закрепить навыки нахождения чисел больше (меньше) любого названного числа (без указания, на сколько больше или меньше задуманного числа), ориентировки в числовом ряду в пределах 100.  

Утро

               Прогулка

                 Вечер

Вторник

1.Занятие «Четырёхугольник»

2.Игра «Кот и мыши»

3. . Викторина по математике «Проверяем знания по ориентировки во времени»

1. Закрепить название геометрической фигуры четырёхугольник; упражнять в составе числа из единиц в пределах восьми; совершенствовать умение обозначать словами результаты сравнения: выше-ниже, равные по высоте

Активизация словаря: четырёхугольник, выше-ниже, равные по высоте, в пределах трёх.

Читайте также:  Теория аномального развития ребенка выготского

2.Упражнять детей в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов

3. Закрепить представления детей по ориентировки во времени

Утро

              Прогулка

                Вечер

Среда

1. Игра «Наш день»

2. Игра «Куда бросим мяч?»

3. Игра «Лото»

1. Закрепить представления о времени суток

2.Учить определять и обозначать словами положение предметов по отношению к себе

3. Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии

Утро

                Прогулка

                  Вечер              

Четверг

1и 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

3.Игра «Воробушки и автомобили»

1 и 2. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений: палочек, кружков, развитие интереса и уважения к профессии продавца, знакомство с правилами поведения в магазине

3. Закрепить понятия «один» и «много»; упражнять детей в установлении равенства – неравенства между группами предметов.

Утро и вечер

                  Прогулки

Пятница

1 и 2. Сюжетно-ролевая игра «Почта»

3.Игра «Скорый поезд»

1 и 2. Практическое применение знаний о геометрических фигурах; развитие умения действовать с предметами и без предметов; формирование уважения к профессии почтальона

3. Упражнять в нахождении предметов окружающей обстановки: одного и много

Утро и вечер

                   Прогулка

Источник

Елена Ерохина
План недели математики в старшей группы

План педагогического проекта для воспитанников старшей группы

«Математическая неделя»

руководитель проекта:

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 10 «Сказка»

Ерохина Е. А.

Актуальность проекта.

Целью математического образования дошкольников является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания. Для этого в ДОУ создаются специальные условия, к воспитательно-образовательному процессу подключаются родители.

В дошкольном возрасте необходимо привить детям любовь к математике. Интегрируя различные виды деятельности, доказать детям, что математические знания необходимы в разных областях жизни.

Математика для дошкольников – способ познания окружающего. Занимаясь математикой, он изучает цвета, форму, свойства предметов, пространственные отношения, числовые отношения. В результате математического образования дошкольник не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, получает элементарные представления, но и становится умнее, сообразительнее, увереннее в рассуждениях, комбинировании различных способов при решении нестандартных вопросов.

На успешность освоения математическими знаниями влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Организуя математическое образование в детском саду и семье, педагоги и родители должны не только сохранять лучшие традиции дошкольной педагогики, но и применять инновационные подходы, согласовывая свое влияние на ребенка. Одной из таких форм является педагогический проект.

Название педагогического проекта: Математическая неделя

Тип проекта:

по количеству участников: групповой

по содержанию: интегративный

по продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

по доминирующему виду проектной деятельности:

информационно- творческий

Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители

Задачи проекта:

1. развитие познавательной и творческой активности воспитанников группы; создание условий для закрепления знаний детей по элементарной математике, использования их в повседневной жизни.

2. внедрение в практику работы ДОУ новых форм организации математического развития детей;

3. обеспечение партнерского взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам математического развития детей дошкольного возраста;

Предполагаемый результат:

• готовность детей самостоятельно применять математические знания и навыки в бытовых ситуациях, играх;

• активность, творческая инициатива родителей воспитанников в реализации задач математического образования;

• пополнение игротеки группы дидактическими играми, созданными семьями воспитанников;

• совершенствование профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение мероприятий с детьми и родителями воспитанников.

Продукты проектной деятельности:

• творческие работы детей и родителей;

• дидактические игры, созданные семьями воспитанников;

• презентации «Как люди научились считать», «Геометрия в природе»

• консультации для родителей «Веселые цифры», «Игры с геометрическими фигурами», «Игры-головоломки», мастер класс для родителей «Плоскостное конструирование в детском саду и дома»

День 1. Веселый счет.

Задачи:

1. Закреплять умение:

• создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);

• считать до 10 (в прямом и обратном порядке,

• отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10,

• считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

• получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет;

2. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины

предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Познавательное развитие Беседа «Как люди научились считать?»

Речевое развитие Чтение сказки В. Сутеева «Про Козленка, который умел считать до 10», беседа по содержанию сказки.

Читайте также:  Мелкая моторика рук и развитие мышления ребенка

Рассматривание иллюстраций к сказке «Два жадных медвежонка», беседа по содержанию сказки

Социально-коммуникативное развитие Домашнее задание (совместная деятельность детей и родителей):

Составление семейной истории «Важные семейные даты», рисование на тему «Портрет любимой цифры»

Художественно-эстетическое развитие Театрализация русской народной сказки «Волк и семеро козлят», сказки С. Михалкова «Три поросенка» (настольный театр)

Выставка работ «Раскрашиваем по цифрам»

Физическое развитие Использование считалок при организации подвижных игр, подвижные игры «Будь внимателен, не ленись и по двое (трое, четверо и т. д.) становись!»

День второй «Мир геометрических фигур»

Задачи:

1. Закреплять представления о геометрических фигурах разной формы (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале).

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружениипредметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

2. Развивать умение в ходе анализа изображения предмета выделять его части, на основе сходства с геометрическими фигурами (человечек: голова-круг, туловище – овал или широкий прямоугольник, руки, ноги –узкие прямоугольники т. д.)

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Познавательное развитие Просмотр и анализ презентации «Геометрия вокруг нас»

Речевое развитие Знакомство с авторской сказкой Сытовой Н. Б. «Как геометрические фигуры город строили»,

Социально-коммуникативное развитие Домашнее задание (совместная работа с родителями) составление плана-схемы «Мой дом» (с помощью геометрических фигур)

Художественно-эстетическое развитие Выполнение задания «Волшебные на бусы»

Коллективная аппликация «Город геометрических фигур»

Физическое развитие Подвижные игры с использованием геометрических фигур («1,2,3 круг (треугольник, квадрат и т. д.) найди!», «Найди пару!» и т. д.

Мастер-класс для родителей «Плоскостное конструирование в детском саду и дома»

День третий «Измеряй-ка!»

Задачи:

1. Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис-тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;

2. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему;

3. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

4. Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Познавательное развитие Игровая ситуация: «В гостях у профессора Измеряйкина»

Просмотр мультфильма «38 попугаев», беседа по содержанию мультфильма

Дидактические игры: «Ателье», «Угощение для всех» и т. д.

Речевое развитие Речевые игры «Что вокруг нас дальше-ближе (шире-уже, тоньше-толще?»

Социально-коммуникативное развитие Игровая ситуация «Книжкина больница» (ручной труд)

Домашнее задание (совместная работа с родителями): помощью 3 необычных мерок измерить рост каждого члена семьи.

Художественно-эстетическое развитие Конструирование из бумаги «Коврик»

Физическое развитие Игра «Ходилки-мерилки» (измеряются различные расстояния в групповом помещении, на улице и т. д. используя индивидуальную длину шагов воспитанников)

День четвертый «Пространство и время»

Задачи:

1. Совершенствовать умение

• ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху—внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около);

• двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками —указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

• определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;

• ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

2. Закреплять навык помощью сюжетных картинок устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом).

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Познавательное развитие Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Было, есть, будет…», «Что сначала, что потом?», «Морской бой»

Речевое развитие Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», беседа по содержанию сказки

Социально-коммуникативное развитие Домашнее задание (совместная работа с родителями): создание коллажа «Я росту!»

Художественно-эстетическое развитие Рисование по клеткам

Физическое развитие Игра-путешествие «Кладоискатели» (ориентировка на местности по карте и указательным знакам)

День пятый «Математике – физкультура

Задачи:

1. Формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием;

2. Способствовать общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками

3. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье

Поддерживать интерес родителей к решению образовательных задач в ходе непосредственного общения с детьми.

Интеграция образовательных областей

образовательная область содержание деятельности

Познавательное развитие

«Математическая олимпиада»

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое Выставка творческих работ и дидактических игр, созданных детьми совместно с родителями в ходе выполнения домашних заданий

Источник