План индивидуального развития ребенка в детском саду

Светлана Терехова
План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника

ФИО ребенка

Группа

Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические представления. Ребенок отрицает правила, обижает детей. Недостаточная коммуникативная включенность, имеет отрывочные представления о художественной литературе.

Цель: создание комфортных условий для успешного усвоения программного содержания; развитие познавательных и коммуникативных способностей детей; расширение знаний об окружающем мире; развитие: памяти, мышления, внимания, воображения.

Задачи.

Развивать физические качества, овладение основными движениями.

Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы, в ситуациях и способах поведения в них.

Повышение внимания друг к другу; способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать элементарные математические представления.

Развивать устной речи, обогащать словарный запас.

Развитие литературной речи, формирование целостной картины мира.

Месяц

Неделя Режимные моменты Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с педагогом Взаимодействие с родителями

октябрь

1 неделя Игра «Ну — ка, отгадай».

Цель. Расширение знаний детей из области «познание». Развитие самостоятельности и познавательной активности. Активизация познавательных интересов. Формирование коммуникативных навыков.

Игра «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру».

Цель: Развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

Игра «Дорожка».

Цель. Разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия. Консультация «Дружная семейка».

2 неделя Игра «С кем ты дружить?». Игра «Найди друзей».

Цель. Формировать умение детей высказывать свои мысли, воспитывать дружелюбие. Упражнений «Репка».

Цель: Различать лево, право.

Игра «Что где растет».

Цель. Учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи

3 неделя Ситуативный разговор «Кого мы называем добрым человеком?».

Цель. Закрепить хорошие качества человека. Рисование ладошкой «Гусенок».

Цель. Развивать кисть руки. Спортивная игра с мячом «Поймай мяч».

Цель. Развивать умение ловить мяч.

Предложить оформить картотеку «Зарядка».

4 неделя Помочь другу снять футболку перед сном.

Цель. Развивать желание оказывать помощь другим.

Д. / Игра «Подбери слово».

Цель. Закрепить умение подбирать слова противоположного значения.

Игра «Найди применение».

Цель. Умение находить применение различным предметам; развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Консультация «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

ноябрь

1 неделя Игра «Мишка заболел».

Цель. Воспитывать сочувствие и переживание к другим.

Рассматривание иллюстраций «Осень».

Игра «Путаница».

Упражнение «Массажный мячик».

Предложить родителям поиграть в игру «В гости к нам пришел гость».

2 неделя Разучивание стихотворения с использование мимики лица и тела.

Убери разбросанные игрушки по местам.

Игра «Светофор»

Цель. Учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Рассмотри и расскажи сказку вместе с ребенком.

3 неделя Декларирование стихотворения перед всей группой.

Игра «Красиво — некрасиво»

Цель. Развивать умение выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Упражнения для метания игра «Кольцеброс».

Цель. Развивать меткость.

Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья».

4 неделя Игра «Хорошо — плохо».

Цель. Закрепить правила поведения.

Работа с наглядным материалом «Чего не хватает?».

Цель. Развивать память и внимание.

Д. /Игра «Пуговицы и бантики».

Консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома».

декабрь

1 неделя «Эмоции людей».

Цель. Расширять и активизировать словарный запас.

Инсценировка отрывка из знакомой сказки.

Цель. Развивать творческие умения.

Д. /Игра «Что ты слышишь».

Цель. Развивать внимание и слух.

Папка-передвижка «Воспитание сказкой».

2 неделя. С. р. Игра «Семья».

Цель. Развитие коммуникативно-социальных навыков.

Беседа о семье.

Цель. Закрепить членов семьи. Эмоционально обогащать чувства детей.

Д. /Игра. «Зеркало».

Цель. Развивать монологическую речь.

Повтор стихотворения, выученного в детском саду.

3 неделя Беседа: «Будь вежливым».

Цель. Развитие взаимоотношений с окружающими.

Игра: «Колобок» (Придумай вежливое слово).

Цель. Воспитывать культуру общения.

Д. /и. «Кто выше?».

Цель: Продолжать учить сравнивать предметы по высоте, длине, ширине

Предложить родителям собрать картинки с зимним праздником.

4 неделя Беседа «Как вести себя на прогулке».

Цель. Закрепить элементарные правила поведения на прогулке.

Игра в сказку.

Цель. Закрепить последовательность в сказке.

Словесно-дидактическая игра по сказке «Курочка Ряба»

Цель. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Беседа с родителями «Игра в сказку».

январь

1 неделя Игра: «Расскажи Айболиту о себе».

Цель. Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т. д., условиях их нормального функционирования.

Игровое упражнение «Что надо для поездки».

Цель. Помочь овладеть способами ролевого взаимодействия.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры. Советы родителям «Учим детей рассказывать».

2 неделя Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.

Рисуем «Домик».

Цель. Развивать умение создавать простые изображения.

Игра «Качели»

Цель. Учить выполнять ритмичные различные движения; развитие координации и равновесия.

Рекомендации «Как развить память ребенка».

3 неделя Беседа. «Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

«Расскажи по картинке».

Цель. Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Цель. Развивать умение сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Консультация «Что должны усвоить дети дошкольного возраста».

февраль

1 неделя «Специальный транспорт».

Цель. Закреплять знания о специальном транспорте.

Д. /игра «Разноцветные шары».

Цель. Обогащать сенсорный опыт.

П. /игра «День и ночь».

Цель. Формировать понятие день и ночь. Развивать внимание, слух.

Папка-передвижка для родителей «Волшебные точки».

2 неделя Д/игра «Полезно – не полезно».

Цель. Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

Д. /игра «Составь такую же фигуру».

Цель. Развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Д/игра «Где правая, где левая?».

Цель. Обогащать временные ориентировки.

Для родителей «Игры на развитие внимания, мышления, памяти».

3 неделя Беседа. «Где можно играть».

Цель. Закрепить элементарные правила поведения во время игр.

«Лепим для папы».

Цель. Совершенствовать умение лепить из пластилина.

П. /и. «Лошадки».

Цель. Развивать воображение, подражание, умение бегать, высоко поднимая колени. Советы родителям «Во время прогулки понаблюдать за птицами».

4 неделя Беседа «Что ты знаешь о снеге?».

Цель: Закреплять знания о свойстве снега. Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т. д.)

Игра – ситуация «Что будет, если козлята не откроют дверь волку?».

Цель. Формировать умение делать простые выводы.

Физкультминутка «Маша варежку одела».

Цель. Развивать умение согласовывать движения с текстом.

Консультация «Дорожная азбука».

март

1 неделя Отгадывание загадок о животных.

Цель. Развивать память, сообразительность.

«Подарок для друга».

Цель. Воспитывать доброе отношение к сверстникам.

Д. /игра «Раздели предметы на группы»

Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы.

Предложить родителям вечером рассмотреть открытки с детьми к 8 марта.

2 неделя Беседа: «Можно ли разговаривать с незнакомцем?»

Цель. Развивать и поддерживать интерес к общению с взрослым, закрепить знания о безопасности.

Просмотр сказки «Репка», поставленной детьми.

Последовательность событий. Кто кем был? Кто кем будет?

Цель. Общее развитие и освоение знаний из области «Познание».

Упражнение «Покатился мячик».

Цель. Развивать крупные мышцы туловища. Разгружать позвоночник. Вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

Рекомендации «Как знакомить детей с окружающим миром».

3 неделя Помощь воспитателю в поливке цветок.

Цель. Воспитывать отзывчивость, чуткость.

Игра «Собери по образцу».

Цель. Развивать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать принцип конструкции.

Физкультминутка «Самолет».

Цель. Обогащать двигательный опыт ребенка.

Консультация «Подвижная игра в жизни ребенка».

4 неделя Д. /и. «Кто первый, а кто потом?».

Цель. Развивать умение последовательно называть и показывать героев сказки «Теремок».

«Закончи рисунок».

Цель. Развивать образное мышление.

П. /и. «Заинька».

Цель. Способствовать умению подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут, произнесены последние слова.

Играем в сказку вместе с родителями.

апрель

1 неделя Игра «Нарисуй картинку палочками»

Цель. Развивать у детей чувство симметрии; учить точно, передавать форму предмета. Игра «Подбери картинку».

Цель. Продолжать знакомить с фруктами овощами с грибами.

Игровое упражнение «Попади в круг».

Цель. Развивать меткость.

Консультация «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей».

2 неделя Поручение. Помощь воспитателю при организации показа сказки.

Цель. Воспитывать желание сотрудничать с взрослым.

Рисуем колобка.

Цель. Формировать умение рисовать героя сказки, в рисунке отразить свои эмоции.

Д/и «Что зачем?», «Когда это бывает?».

Цель. Расширять представления о временах года, частях суток.

Лепим героев из сказок вместе с детьми.

3 неделя Расскажи любимую сказку.

Цель. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности.

Игра «Замкни цепочку».

Цель. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Игра «Построим дом».

Цель. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Совет для родителей «Поручения для ребенка».

4 неделя Чтение любимой сказки.

Игра «Кто закончит правильно предложение».

Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Цель. Развивать умение интонационно выразительно воспроизводить любимую сказку.

Музыкально – пластические импровизации.

Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

Беседа «Развитие мелкой моторики у детей».

Я буду рада, если кому, пригодится мой материал. Большое СПАСИБО за внимание.

Источник

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник