План беседы с родителями о развитии речи ребенка
Беседа с родителями: « Развитие речи детей в повседневной жизни»
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».
Например.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),
«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребёнка:
«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),
«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Можно играть с цельюразвития грамматического строя речи.
Приготовим сок» Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из вишни … (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.
Хорошо предложитьигровые упражнения на развитие мелкой моторики:
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
По дороге из детского сада (в детский сад)
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц.. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.
«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро…). «Я
надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения — ответах.
Подвижные игры
«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга…»
«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.
Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.
Источник
Ирина Квиткина
Конспект беседы для родителей «Развиваем речь играя»
Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.
Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье. Уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.
Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно усаживать его за стол и создавать атмосферу урока. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Ведь усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, они потом во много раз окупятся!
Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление приро-ды, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, счи-тайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко». Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра «Сравни два яблока» — одно яблоко жёлтое, а другое — красное; одно сладкое, а другое — кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, …Что это? — Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать с ребёнком. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить правильно проговаривать их. Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарный запас ребёнка, тренировать грамматически правильную фразовую речь. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предла-гайте ребёнку всё новые и новые слова. Называйте свойства продуктов (цвет, форму, размер, вкус, горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др. Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в изменившейся обстановке, в отпуске, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в деревне ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», и многих других. Не на картинке, а в живую, малыш увидит растения в разную пору их развития (рост, цветение, плодоношение, увядание, поймёт, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах ребёнок просто будет их знать, даже если повторить эти слова ему трудно. Постепенно новые слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры, как: «Какое слово лишнее?», «Лилипут и Великан», «Узнай по описанию», «Скажи наоборот», «Один – Много». Во всех играх обязательно взрослый и ребёнок меняются ролями.
В общем-то, ничего сложного в развитии детской речи нет, тут главное не заострять внимание ребёнка на том, что это обучение. Пусть он воспринимает такие занятия именно как игру, тогда они не будут ему в тягость.
Давайте вместе поможем нашим детям вырасти умными и успешными!
Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звуко-произношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамот-ному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.
Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье. Уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.
Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно усаживать его за стол и создавать атмосферу урока. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Ведь усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, они потом во много раз окупятся!
Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко». Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой. В этом поможет игра «Сравни два яблока» — одно яблоко жёлтое, а другое — красное; одно сладкое, а другое — кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, …Что это? — Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать с ребёнком. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить правильно проговаривать их. Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарный запас ребёнка, тренировать грамматически правильную фразовую речь. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Называйте свойства продуктов (цвет, форму, размер, вкус, горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др. Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятель-ности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в изменившейся обстановке, в отпуске, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в деревне ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «порыхлить», «прополоть», и многих других. Не на картинке, а в живую, малыш увидит растения в разную пору их развития (рост, цветение, плодоношение, увядание, поймёт, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах ребёнок просто будет их знать, даже если повторить эти слова ему трудно. Постепенно новые слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры, как: «Какое слово лишнее?», «Лилипут и Великан», «Узнай по описанию», «Скажи наоборот», «Один – Много». Во всех играх обязательно взрослый и ребёнок меняются ролями.
В общем-то, ничего сложного в развитии детской речи нет, тут главное не заострять внимание ребёнка на том, что это обучение. Пусть он воспринимает такие занятия именно как игру, тогда они не будут ему в тягость.
Давайте вместе поможем нашим детям вырасти умными и успешными!
Источник
наталья мальцева
План работы с родителями по развитию речи детей второй младшей группы.
Сентябрь.
1. Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей.
Цель: Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду
2. Консультация: «Особенности развития речи детей младшего возраста. «
Цель: Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Октябрь.
1. Папка-передвижка: Рекомендации родителям «Учим ребенка общаться».
Цель: Познакомить с играми и упражнениями для развития культурного общения детей, для обогащения речи детей вежливыми словами.
2. Консультация «Роль семьи в активизации речи ребенка».
Цель: Вовлечение родителей в деятельность по обогащению и активизации речи. Привлечение внимания к важности грамотной речи при общении с ребенком дома.
Ноябрь.
1. Беседа «Использование фольклора в обогащении речи младшего дошкольника».
Цель: Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором – как средством обогащения речи детей.
2. Разучивание фольклорного материала: песенок – потешек, прибауток.
Цель: Знакомство с тематикой, предоставить памятку текстов песенок – потешек.
3. Оформление папки-передвижки «Воспитание сказкой».
Цель: Распространение среди родителей педагогических знаний.
Декабрь.
1. Сообщение «Воспитываем любовь к книге».
Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка.
2. Знакомство с книжным уголком в группе.
Цель: Предоставить тематику сказок и игр – театрализаций по сказкам.
3. Консультация «Как организовывать праздник в семье».
Цель: Знакомство родителей с играми, которые можно предложить детям на семейном празднике (игра – драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание песенок — потешек, кукольный театр и т. д.)
Январь.
1. Консультация «Когда бывает скучно».(предложить игры по обогащению и активизации речи, в которые можно поиграть по дороге домой).
Цель: Расширение педагогического опыта родителей через знакомство с речевыми играми. Обогащение детей и родителей опытом эмоционального общения.
Февраль.
1. Консультация «Развитие мелкой моторики».
Цель: Формировать представление у родителей о том, что развитие мелкой моторики рук стимулирует умственное и речевое развитие ребёнка. Предложить рекомендации по проведению игр в домашних условиях.
2. Фоторепортаж с рассказом «Играем дома!»
Цель: Выяснить в какие развивающие игры играют дома и как. Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фоторепортажей.
Март.
1. Информационный стенд «Книжки в нашем доме»
Цель: Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
2. Консультация «Чтение сказок как одно из условий развития речи».
Цель: Распространение среди родителей педагогических знаний. Вовлечение родителей в деятельность по развитию речи.
3. Оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки».
Цель: Распространение среди родителей полезной информации.
Апрель.
1. Круглый стол «Читаем детям»
Цель: Обмен опытом по организации семейного чтения. Установление дружеских отношений среди родителей. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству, традициям старины.
2. Выставка поделок родителей совместно с детьми: «Как умелые ручки язычку помогали».
Цель: Узнать о том, как родители распорядились информацией, представленной мной в виде консультаций, папок передвижек об активизации и обогащении словаря детей
3. Родительское собрание: «Обогащение и активизация словаря младшего дошкольника».
Цель: Дать знания о важности обогащения и активизации словаря детей, как заниматься дома развитием речи, эффективных приемах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность.
Май.
1. Консультация — практикум «Роль дидактической игры в обогащении речи детей младшего дошкольного возраста!»
Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении,подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры.
2. Подведение итогов.
Цель: Рассказать об успехах детей, об их достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе педагогов и родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период.
Сентябрь — Май: Один раз в неделю ежемесячно:
1.«Домашняя игротека» .
Цель: Знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
2. Традиционные игра «Подари словечко».
Цель: Расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов.
Источник