Пешие переходы и их значение в развитии ребенка

Пешие переходы и их значение в развитии ребенка thumbnail

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, спортивные развлечения -(упражнения).

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование

Пешие прогулки — один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой не только решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь, бережное отношение к природе родного города, края, удовлетворяются познавательные потребности, развивается наблюдательность, формируются основы экологической культуры. Особенно большие возможности для наблюдений во время пеших прогулок летом, когда цветут растения, много насекомых и птиц. Естественные природные условия оказывают также неоценимое закаливающее воздействие на детский организм.

В пеших прогулках с выходом за пределы участка по улице, на которой расположено дошкольное учреждение, участвуют дети, начиная со второй младшей группы. Продолжительность прогулок увеличивается с учетом возраста воспитанников: от 30 мин для детей среднего дошкольного возраста до 1,5-2 ч — старшего.

Значение организации рабочего пространства и позиции участников при разной форме организации занятий.

Организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

· включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

· добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

· свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);

· открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Партнёрская деятельность взрослого с детьми строится на основе культурных практик (п.2.7 ФГОС ДО):

· чтение художественной литературы,

· игра,

· продуктивная деятельность, 

· познавательно-исследовательская деятельность.

Партнерская форма занятия Школьно-урочная форма занятия
Взрослый — партнер,
рядом с детьми (вместе), в круге
Взрослый — учитель, отделен от детей (над/против)
Разрешено свободное размещение детей За детьми жестко закреплены рабочие места
Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Запрещено перемещение детей
Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Запрещено свободное общение
детей; вводится дисциплинарное требование тишины
Позиция взрослого динамична; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Позиция взрослого либо стабильна, либо он перемещается для контроля и оценивания.

39. Понятие об умственном воспитании и умственном развитии дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

В процессе действий с предметами у ребенка возникает Наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется в том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать вещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникает новый тип активности — Умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы её достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

Средства умственного воспитания:

Игра — практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план, а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — Словесно-логический.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе Конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его части, их соотношения и т. д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В Процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т. д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является Обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Источник

Татьяна Босенко
Пешие переходы и экскурсии.

Пешие переходы и экскурсии.

ИЮНЬ

1. Экскурсия по детскому саду.

Цель: уточнить знания детей о разных помещениях детского сада, их назначении; обратить внимание на чистые коридоры и лестницы (напомнить об осторожности во время ходьбы по лестнице); развивать наблюдательность, чувство благодарности взрослым за труд, желание помогать.

Воспитатель предлагает пройти коридорами детского сада, кто там работает.

Вопросы для беседы:

• Кто из взрослых больше времени проводит с детьми в детском саду?

• Как называются их профессии?

2. Пеший переход на спортивную площадку.

Читайте также:  Влияние взаимоотношений на развитие ребенка

Цель: расширить знания детей о значении и влиянии подвижной деятельности и спорта на физическое состояние человека; вызвать радость и удовлетворение от коллективных игр. Дети вместе с воспитателем подходят к спортивной площадке и наблюдают, как дети другой группы играют в игры.

Вопросы для беседы:

• В какие игры играют дети?

• Как вы думаете, какое у них настроение? Нравится ли им играть в игры?

• Как одеты дети для занятия спортивными играми?

3. Экскурсия на кухню.

Цель: расширить знания детей о профессии повара; развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать уважение к людям разных профессий.

Дети вместе с воспитателем приходят на кухню.

Вопросы для беседы:

• Кто знает, как называется это место в детском саду?

• Как вы думаете, можно ли тут бегать, играть и баловаться?

• Кто тут работает? Чем они занимаются?

Повар рассказывает о том, какие блюда он приготовил, и какие продукты он использовал.

4. Пеший переход на игровую площадку.

Цель: продолжать знакомить детей с особенностями людских отношений, особенно тех, на которых основывается дружба; развивать внимание, память; формировать дружеское и товарищеское отношение к однолеткам.

Воспитатель обращает внимание детей на игры на площадке младших детей.

Вопросы для беседы:

• Чем занимаются дети на игровой площадке?

• Как они играют?

• Кто может назвать своих лучших друзей?

• Нравится ли вам дружить? Почему?

• Чем вам нравится заниматься со своими друзьями?

Воспитатель предлагает составить описательный рассказ о своем друге.

ИЮЛЬ

1. Пеший переход к парковой зоне.

Цель: продолжать закреплять знания детей о признаках природы летом; формировать понятие про лес как единую систему, в какой взаимосвязи живая и неживая природа; закрепить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, интерес к природе; воспитывать заботливое отношение к природе.

Воспитатель предлагает послушать шум деревьев, вспомнить правила поведения на природе.

Вопросы для беседы:

• Какие изменения вы заметили?

• Какая на ощупь кора деревьев?

• Какие изменения произошли в природе летом?

2. Экскурсия на прачечную.

Цель: расширить знания детей о профессии прачки; развивать наблюдательность, логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Дети вместе с воспитателем приходят на прачку.

Вопросы для беседы:

Кто знает, как называется это место в детском саду?

Кто здесь работает? Чем занимается прачка?

Как вы думаете, важна ли работа прачки в детском саду?

Прачка рассказывает о своей работе.

3. Пеший переход на спортивную площадку.

Цель: углубить знания о назначении спортивного оборудования; воспитывать желание заниматься физкультурой.

Воспитатель объясняет, что на игровой площадке мы гуляем, играем, а на спортивной площадке занимаемся физкультурой.

Вопросы для беседы:

• Что есть на спортивной площадке?

• Что дети делают на лестнице?

• Что вы еще заметили?

• Для чего нужны дуги, яма с песком?

Воспитатель предлагает выполнить несложные упражнения на спортивном оборудовании.

4. Экскурсия в медицинский кабинет.

Цель: расширить знания детей о разных профессиях взрослых; познакомить с особенностями работы медицинской сестры в детском саду; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Дети вместе с воспитателем заходят в мед. кабинет.

Вопросы для беседы:

• Кто нас встречает мед. кабинете?

• Что проверяет медсестра у детей?

• С помощью чего измеряют рост, вес?

Медсестра рассказывает о своей работе детям. Дети внимательно слушают и задают вопросы о том, что их интересует.

Август

1. Экскурсия на кухню.

Цель: расширить знания детей о профессиях людей близкого окружения; закрепить умение определять особенности профессии повара;

Воспитывать уважение к профессии повара.

Дети вместе с воспитателем заходят на кухню, здороваются с поваром.

Вопросы для беседы:

• Кто работает на кухне?

• Какая рабочая одежда у повара?

• Чем занимается повар?

• Как вы считаете, важна ли профессия повара в детском саду?

Повар рассказывает детям об особенности своей работы. Предложить детям помочь повару расставить посуду на полки.

2. Пеший переход в парковую зону.

Цель:закрепить умение детей наблюдать за летней природой: рассматривать и описывать цветы в природных условиях; расширять представление и знание детей о цветах, об их значении в нашей жизни, формировать желание беречь природу.

Вопросы для беседы:

• Каким цветом цветы?

• Посчитаем сколько лепестков у цветочка?

• Пахнут ли цветы?

• Как вы думаете, почему цветы не цветут зимой?

3. Экскурсия по детскому саду.

Цель: закрепить знания детей о профессиях людей, которые работают в детском саду; воспитывать уважение к труду.

Воспитатель обращает внимание, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о том, чтобы жизнь в нем была веселой и интересной. Предлагает вспомнить, как называются профессии этих людей.

Вопросы для беседы:

• Как зовут нашего повара (дворника, няню, медсестру и т. д. ?

• Про какие профессии мы еще не вспомнили?

• Чем занимаются люди этих профессий?

4. Пеший переход по территории детского сада.

Цель: познакомить детей с трудом дворника летом, его инвентарем; формировать интерес к трудовой деятельности и понятие ее значимости; воспитывать уважительное отношение к работе взрослых.

Вопросы для беседы:

Что сейчас делает наш дворник?

Как вы думаете, зачем поливать растения?

При помощи чего дворник убирает сорняки?

Как себя нужно вести с садовым инвентарем?

Воспитатель предлагает детям помочь дворнику, прополоть клумбу на площадке и полить растения.

Источник

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, спортивные развлечения -(упражнения).

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование

Читайте также:  Развитие ребенка по доману с чего начинать

Пешие прогулки — один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой не только решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь, бережное отношение к природе родного города, края, удовлетворяются познавательные потребности, развивается наблюдательность, формируются основы экологической культуры. Особенно большие возможности для наблюдений во время пеших прогулок летом, когда цветут растения, много насекомых и птиц. Естественные природные условия оказывают также неоценимое закаливающее воздействие на детский организм.

В пеших прогулках с выходом за пределы участка по улице, на которой расположено дошкольное учреждение, участвуют дети, начиная со второй младшей группы. Продолжительность прогулок увеличивается с учетом возраста воспитанников: от 30 мин для детей среднего дошкольного возраста до 1,5-2 ч — старшего.

Источник

Консультация для педагогов

Разработала: воспитатель – методист    

          Столярова М.В.

Слайд 1. Тема: Организация экскурсий, целевых прогулок, пеших переходов.

Слайд 2. Прогулка – это режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. Цель прогулок – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулок таковы:

Оказание закаливающего воздействия на организм в естественных условиях,

Способствование повышению уровня физической подготовленности детей,

Оптимизация двигательной активности,

Способствование познавательно – речевому, художественно – эстетическому, социально – личностному развитию детей.

Слайд 3. Различают следующие виды прогулок:

По месту проведения: по территории и за пределами дошкольного учреждения.

По содержанию: традиционная, тематическая, целевая, экскурсия, поход либо пеший переход.

Слайд 4. Традиционная прогулка включает в себя:        

  • двигательную активность: подвижные, спортивные игры, спортивные  упражнения;
  • индивидуальную  работу по различным направлениям развития воспитанников;
  • трудовые поручения;
  • самостоятельную деятельность детей.

Тематическая прогулка  содержит беседы и наблюдения на конкретную тему.

А что такое экскурсии, целевые прогулки и пешие переходы мы сегодня подробнее рассмотрим.

Слайд 5. Следует отметить, что с младшего возраста разрешен выход за пределы участка, 1 – 2 раза в неделю.

В средней группе – за пределы учреждения 2 раза в неделю.

В старшей группе – 3 раза.

Слайд 6. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. В летний период приём детей осуществляется на улице.

Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

В летнее время пребывание детей на свежем воздухе может быть сокращено или исключено из режима  в следующих случаях: сильный ветер, температура воздуха в тени +350С, ливень, гроза.

Слайд 7. Организация и проведение целевых прогулок. Целевые прогулки – одна из основных форма организации детей  для ознакомления детей   с ярким природным явлением сезона, имеющая небольшой объём задач. Это прогулка с определённой целевой установкой.

Слайд 8. В раннем возрасте проводится по территории участка.

 Со второй младшей группы  — по территории участка  либо с выходом за его пределы.

Значение целевых прогулок заключается в повышении интереса детей к родной природе, способствование воспитанию эстетических чувств.

Проводятся с целью ознакомления детей с явлением или объектом природы для расширения или уточнения детских впечатлений. Их отличительной особенностью является то, что они кратковременны и имеют определённое программное содержание.

Слайд 9.  Целевые прогулки проводятся в определённые часы, по заранее составленному в соответствии с программой конспекту – плану.

Используют следующие методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных  произведений, рассказы, беседы и т.д.

Организовывают игры с естественным материалом – песок, листья, снег, вода, ветер. В соответствии с этими играми следует  подбирать игрушки.

Целевые прогулки организовывают в ближайшие места: парки, пруды, скверы, бульвары. Со старшей группы в школу.

Слайд 10. При подготовке воспитатель должен заранее посетить место проведения, определить конкретный объект, необходимый материал для сбора, переноса растений. Так же следует определить, как одеться.

Непосредственно пред выходом следует уточнить, всё ли взяли, и повторить правила поведения при переходе и в природе.

По приходу на место нужно дать детям возможность подвигаться, побегать, посидеть, дать детям почувствовать природу.

Помните, что наблюдение на целевой прогулке занимает центральное место.

При сборе растений необходимо следить, как дети соблюдают правила сбора.

Перед возвращением детям дают отдохнуть 5-10 мин. В это время можно организовать спокойную игру либо можно предложить разобрать собранный материал.

Слайд 11. Предлагается следующая тематика целевых прогулок.

Слайд 12. Экскурсия – один из основных видов занятий, на котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте. Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо. Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.

Систематически проводится со средней группы не менее одного раза в месяц.

Слайд 13. Значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, обучением, наглядности и т.п. Во время экскурсии у детей возникают эстетические чувства, происходит физическое развитие, возникает интерес, обогащается словарь, развивается  грамматический строй речи, формируется культура речевого общения.

Слайд 14. В дошкольном учреждении используют следующие виды экскурсий по содержанию: тематические и обзорные. Тематические экскурсии посвящается одной конкретной теме. Могут быть производственными, с целью ознакомления детей с различными профессиями и природоведческие.

Обзорные экскурсии строятся на показе различных объектов: памятников истории, зданий, сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий и т.д. Но события излагаются крупным планом, что может дать только общее представление о городе или крае.

Слайд 15. Следует отметить, что в дошкольном учреждении целесообразно проводить экскурсии в различные места в разное время года с целью продемонстрировать сезонные изменения в природе.

Слайд 16. Длительность экскурсий составляет: для детей среднего возраста – 30 мин, для детей старшего возраста – 40 -50 мин.

Слайд 17. Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Воспитатель намечает заранее последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.

Так же необходимо продумать и спланировать в каком виде будут оформлены результаты экскурсии.

Слайд 18. Как составляется заявление о выходе группы на экскурсию.

Слайд 19.  Подготовка экскурсии происходит в такой последовательности:

  • детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта, которые непосредственно представляют интерес для воспитанников;
  • определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведет сам воспитатель. Но на промышленных объектах эрудиции воспитателя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проводится  согласительная беседа относительно цели экскурсии и возраста детей;
  • в соответствии с целями воспитатель тщательно подбирает методы, приёмы,  необходимое экскурсионное снаряжение;
  • определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение детей от сада до объекта экскурсии;
  • за несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать.
  • Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.

Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду.

Накануне проведения воспитатель должен осмотреть место, определить,  какая одежда необходима, проверить всё ли взяли, повторить правила поведения.

Читайте также:  Особенности личностного развития ребенка при дцп

Слайд 20.  Природоведческая экскурсия   включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.

Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала. При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т.д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к дереву беги!» и т.д.

Слайд 21. Производственная экскурсия. Она даёт возможность наглядно познакомиться с основными трудовыми операциями.

Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования вспомогательных механизмов. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым, если это возможно.

 Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к производственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Слайд 22. Работа с детьми в группе после экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий. Можно сочинить рассказ.  Составить книгу сказок, составление коллажей, конструирование макетов экосистем.

Слайд 23. Во время проведения экскурсий необходимо не забывать об отдыхе. Рекомендуется проводить игры и игровые упражнения.

Слайд 24. Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей.

Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

Слайд 25. Темы экскурсий могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному.

Слайд 26.  Памятка для педагогов при проведении экскурсий:

Длительность может составлять 30 минут в одну сторону для старших детей. Принимает участие музработник и медсестра. Составляется конспект экскурсии. Необходимо разрешение руководителя учреждения на выход группы за пределы. Желательна телефонная связь. Границы места стоянки отмечается флажками.

При организации ходьбы учитывать то, что дети могут передвигаться не только парами, но и по три – четыре человека. Максимально использовать естественные препятствия на дороге. Если встретилось поваленное дерево, то можно устроить перелезание и т.д. На природоведческих экскурсиях организовать сбор природного материала, который можно будет использовать на занятиях. По окончании подвести итог.

Слайд 27. Следует отметить один важный аспект. В те дни, когда проводится экскурсия либо целевая прогулка за пределы территории учреждения не проводятся ни музыкальные ни физкультурные занятия. Однако можно провести физкомплекс из подвижных игр, но выбирать игры средней и малой подвижности.

Слайд 28. Пеший переход  — это занятие физическими упражнениями за пределами участка на свежем воздухе в природных условиях.

Слайд 29. Пешие переходы проводятся 1 раз в неделю. Но в летний период может быть организовано 2 -3 раза. Состоит из физических упражнений. Содержание физических упражнений и форма их организации подбирается в зависимости от длительности перехода и места его проведения.

Слайд 30. Общая продолжительность пеших прогулок в осенне-зимний период составляет 1,5-2 часа, в летний 2 -2,5 часа. При этом время ходьбы в один конец может быть от 30 до 45 минут, а время проведения физических упражнений на месте стоянки соответственно от 3- до 15 минут.

Слайд 31. Пеший переход состоит из трёх частей:

   -первая — переход к месту стоянки;

   -вторая —        длительность на месте;

   -третья — обратный путь.

В содержание пешего перехода могут входить различные виды основных движений, часть из которых (различные виды ходьбы и бега, прыжки в длину с места, с разбега и в глубину, метание на дальность и в цель, а также пролезание и подлезание) выполняются по ходу передвижения.

           Организация пешего перехода должна проводится таким образом, чтобы выполнение этих движений вызывалось потребностью преодоления того или иного участка пути.

           После прибытия на место, детям надо дать возможность заняться интересующим их делом  (10 — 15 минут),  после чего и проводятся занятия физическими упражнениями и игры. Форма проведения, которых может быть такой же, как и при проведении их на участке детского сада, если переход длится до 30 минут.

           При более длительном передвижении к месту стоянки занятие может быть проведено в тех же формах, как проводится основная часть занятия на участке, но с уменьшенным количеством упражнений и дозировкой. Например: последовательное выполнение ряда основных движений в виде полосы препятствий или объединённых единым игровым сюжетом «Туристы», «Охотники», «Разведчики».

Слайд 32. Снаряжение. 

Слайд 33.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ

ТРАВА.

Ходить по лужайке, высоко поднимая ноги. Стараться перешагивать через высокую траву, не задевая ее: бегать по лужайке, подпрыгивая выше травы.

КУСТЫ.

Бегать между кустами, пригнувшись, пробежать за кустами так, чтобы другие дети не заметили.

ГОРКА.

Вбегать на горку и сбегать с нее: вползать на горку на четвереньках, опираясь на колени и помогая руками: сползать с горки на четвереньках, вбегать на горку мелкими шагами, наступая на переднюю часть стопы, а сбегать широким размашистыми шагом.

ТРОПИНКА.

По очереди пробегать по тропинке 15-20 метров, сначала наступая на корни деревьев, затем стараясь не наступать на них: бегать по тропинке быстро, но так, чтобы не хрустнула ни одна веточка.

ДЕРЕВО.

Переползти через поваленное дерево: взбираться по наклонному дереву, опираясь на ступни и держась руками, опускаться: подпрыгивать на двух ногах, стараясь одной или обеими руками достать до ветки: по очереди прыгать на одной ноге от дерева к дереву (кто сколько раз прыгнет до цели).

Подтянуться и зацепиться  руками и ногами за дерево с тонким стволом, в таком положении продвинутьс?