Первые признаки развития зависимости у ребенка

Первые признаки развития зависимости у ребенка thumbnail

На сегодня мы имеем следующий список зависимостей, которые имеют одни и те же причины:

  • алкогольная зависимость;
  • табачная зависимость;
  • наркотическая зависимость,
  • игровая зависимость (азартные или компьютерные игры);
  • пищевая зависимость (булимия, анорексия);
  • информационная зависимость (телевизор, Интернет);
  • эмоциональная зависимость (очень сильная любовь, безответная любовь);
  • несамостоятельность, нужда в других;
  • сильная потребность в интернет-общении (или телефонном общении);
  • трудовая зависимость (трудоголизм);
  • шопинг-зависимость;
  • сексуальная зависимость (в том числе виртуальная).

Все из перечисленных выше зависимостей формируются в детстве, взрослыми, родителями или воспитывающими взрослыми, если ребенок живет не с родителями. И происходит это в детстве примерно с 4-х лет, задолго до того, как ребенок становится способен вступить в какую-либо компанию и пристрастится к вредным привычкам, а именно тогда, когда он очень зависим от родителей и того, чему они его мучают как непосредственно, так и собственным примером.

Откуда ноги растут?

Сама по себе зависимость от вещества или какого-то действия обозначает привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности. Иными словами это невротическое поведение, направленное на избежание внутреннего напряжения. В таком случае, человек не осознает, что снятие напряжения или удовлетворение потребности можно достичь здоровыми способами.

Стадии развития зависимости.

Да, зависимость не появляется сразу и из ниоткуда. Зависимость это лишь симптом или то, как перерабатывается внутренний конфликт. Сама зависимость и ее проявления не является причиной, а лишь симптомом! Поэтому, чтобы избавиться от зависимости следует обращаться к психологу за помощью, чтобы найти причину зависимости, а не бороться с самими проявлениями зависимости (т.е. с ее симптомами), что не даст результатов.
И так, зависимость как таковая это вполне нормальное явление и она проходит свои стадии от собственно самой зависимости (или симбиотической связи с матерью) до самодостаточности. Но если на каком-то этапе возникают сложности, то могут начаться патологические процессы, которые как раз таки и приводят к возникновению тех зависимостей, перечисленных нами выше.
Первая стадия развития – младенчество – это стадия полной зависимости ребенка от матери. Затем, по мере роста, все возрастающей возможности обеспечивать удовлетворение потребностей самостоятельно, зависимость от матери уменьшается. Это при правильном воспитании.

И если мать поддерживает ребенка в его стремлении к развитию и отделению от себя, и принимает его без критики в минуты ошибок, то она создает максимально возможную уверенность в ребенке и в том, чтобы он был самостоятельным, познавая полный опасностей мир.

Однако это идеальная ситуация. В реальности так происходит редко. Обычное воспитание часто страдает перекосом в одну или другую сторону. Либо отсутствием поддержки в движении ребенка в мир, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, формирование навыков адаптации к миру задерживаются и нарушается. Таким образом, при нарушениях в воспитании зависимость от матери, как от объекта удовлетворения потребности, не уменьшается, и эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей.
Такого рода нарушения в развитии ребенка могут происходить, в основном, по двум причинам:

1 причина – родительская гиперопека.
Когда мама слишком сильно оберегает ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама.

Какие тут могут быть последствия?

Когда ребенок окажется в ситуации, (уже привыкший к контролю над матерью) когда он не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное – чувствовать себя неудачником. Потому что рядом с ним другие подростки, воспитанные в более реалистичных условиях, своими собственными навыками добиваются и получают то, что он не может получить: подходящие для себя отношения, творческую самореализацию, удовлетворяющие профессиональные поиски.
Раздражение и неудовлетворенность нарастает и частая вещь, с которой сталкивается подросток – это существующие на «рынке» предложения «для снятия стресса» в виде алкоголя, легких наркотиков, табака. Что приводит часто к тяжелым видам зависимости. И здесь очень важно, чтобы был человек, имеющий авторитет (кто-то из друзей, родитель или психолог).
Гиперопекающие родители, гиперконтролирующие родители ведут себя так не от большого счастья и не от большой радости. Страсть контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все уже названные мной. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.

Контролирующий родитель, жесткий, — это из тех детей, которые не смирились с тем, что мир им не подчиняется. Если брать шире, то склонность к контролю более всего проявляется у людей, чувствующих себя в небезопасности. Только у одних это выражается в форме опеки – мягкой тюрьмы, неочевидной, а у других — в форме жесткой тюрьмы для ребенка, очевидной.
Но, как показывает клиентская практика, чаще всего родители не хотят разбираться в эмоциональных проблемах своего ребенка, просто запрещая ему что-то, лешая его чего-то или просто закрывают глаза на это. Так ведь спокойнее, не правда ли? Но лишь потом, когда ситуация достигает своего критического апогея они обращаются к нам за консультацией по скайпу на Vashe-Soznanie.ru.

Читайте также:  Заполните таблицу периоды развития ребенка

В чем ошибки воспитания?
А ошибки в том, что гиперопекающие родители уверены, что их стиль воспитание идеален, поэтому и проблем быть не может. И, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинают его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего ребенка.

2 причина – домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями. Об этом на сайте Vashe-Soznanie.ru есть статья.

Насилие бывает четырех видов:

  • психологическое;
  • физическое;
  • сексуальное;
  • экономическое.

Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребенка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей. Прежде всего, потому, что выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать.
Таким образом, этот ребенок тоже не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Он попросту отказывается от их удовлетворения в связи с неимением достаточных ресурсов для их удовлетворения.
Как результат длительного подавления родителями и подавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

Для здорового человека удовлетворенность возникает благодаря реализованным потребностям. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Для детей, воспитанных в вышеописанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован. Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворенности – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.
В итоге, и гиперопекающие родители и те, кто причиняют насилие — не в состоянии контролировать свою собственную жизнь, удовлетворять свои собственные потребности и поэтому занимаются тем, что им больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. По моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.
Мы настоятельно рекомендуем прислушаться к этой статье и не терять время на самостоятельные поиски причин, почему Ваши дети зависимы от чего-то, а обратиться к психологу за консультацией на нашем сайте Vashe-Soznanie.ru.

Источник

Какие бывают зависимости у детей?

У детей школьного возраста чаще всего наблюдается зависимость от компьютерных игр, мобильных устройств, социальных сетей. Врачи утверждают, что эта зависимость у детей опасна тем, что у ребенка пропадает желание контактировать с реальным миром, он комфортнее чувствует себя в виртуальной реальности. Он перестает ощущать потребность в общении, играх и совместных делах с другими детьми, начинает испытывать сильную тревогу при коммуникации. Чем выше уровень зависимости от компьютерных игр и социальных сетей, тем больше ребенок закрывается от окружающих, становится раздражительным, иногда агрессивным. Последствия такой зависимости отражаются на здоровье (ухудшение зрения, искривление позвоночника, нарушение питания, сна) и мешают полноценному развитию личности. Описаны случаи, когда ребенок начинает воспринимать реальность как компьютерную игру, перестает понимать, что другому больно, что какие-то действия опасны или непоправимы. У ребенка, страдающего зависимостью, может нарушиться способность к сопереживанию и выстраиванию близких отношений.

На этапе переходного возраста у многих подростков формируется зависимость от курения. Сейчас активно используют электронные сигареты, которые считаются безопасными (не вызывают привыкания к никотину), но приводят к эмоциональной зависимости.

На протяжении многих лет молодежная тусовка не обходится без сигарет. Персонажи кино и сериалов, современных молодежных бестселлеров продолжают быть курящими. Многие взрослые курят. Наблюдая все это, подросток делает вывод: «Быть крутым, независимым, взрослым = покурить». Так же происходит с алкоголем и кофе, которые помогают «взбодриться» или «снять стресс». Кроме того, курение помогает почувствовать принадлежность к группе сверстников, ощутить себя в безопасности, среди своих. А ведь этих вещей можно добиться и другими способами — изменением поведения, развитием своих способностей и коммуникативных навыков.

Если игнорировать эти зависимости ребенка и не пытаться преодолеть их в подростковом возрасте, в они могут нанести серьезный урон здоровью и развитию личности человека.

Почему появляются зависимости?

Зависимости у детей и подростков

Зависимости у детей могут появляться по разным причинам. Спровоцировать их могут коммуникативные трудности, низкая самооценка, неуверенность, сильное давление и завышенные ожидания со стороны родителей или же полное отсутствие внимания, нехватка эмоциональной близости в семье.

Риску формирования зависимого поведения подвергаемся мы все. Универсальными факторами, помогающими противостоять зависимости являются:

  • умение разбираться в своих чувствах и потребностях, выражать их адекватными способами,
  • умение разрешать конфликты и отстаивать границы,
  • наличие поддержки со стороны семьи и сверстников,
  • наличие интересных дел в жизни.

Эти и другие умения могут не сформироваться у ребенка «сами собой», поддержки по разным причинам может не быть. Тогда ребенок оказывается беззащитен перед лицом зависимости.

Читайте также:  Роль отца в перинатальном развитии ребенка

Что делать, если у ребенка зависимость?

Понять, когда простые увлечения перерастают в зависимое поведение – непросто. Если у родителей появились опасения, что ребенок становится жертвой компьютерной зависимости, попробуйте поговорить с ним об этом. Не стоит вводить жесткие запреты и ставить ультиматумы. Лучше постараться обратить внимание ребенка на интересные ему дела и спортивные занятия. Если Вы узнали, что подросток курит или употребляет наркотики, нельзя резко критиковать, унижать и наказывать его. Такая реакция оттолкнет его и сделает дальнейший контакт невозможным. Необходимо выяснить, какие непреодолимые проблемы есть у него в жизни, поделиться своим опытом решения проблем, а также борьбы с курением (или как удалось не начать курить). Полезно аккуратно рассказать ему о вреде курения, приведя в доказательство факты и обоснованную информацию. Родителям рекомендуется запастись терпением, потому что зависимое поведение сложно быстро преодолеть.

Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону +7 (495) 106-79-99

Специалист по детской психологии

Макарова Мария Александровна
— опыт работы — более 5 лет. Консультации по вопросам детско-родительских отношений, отношений в семье: непослушание, упрямство и капризы ребенка, появление нового ребенка в семье, приемные родители, переживание развода.. Индивидуальные психотерапевтические занятия с детьми.

Чурсинова Мария Владимировна
— опыт работы более 15 лет в ведущих Центрах диагностики и консультирования г. Москвы. Более 10 лет частной психологической практики.
Психологическое консультирование и психотерапия, помощь в решении проблем детско-родительских и семейных отношений, коррекция эмоциональных и поведенческих трудностей у детей, сложностей в учебе, проблем в общении.

Источник

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

games-online

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

games-online-3

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Читайте также:  Общее развитие ребенка это определение в психологии

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

games-online-1

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

games-online-2

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней. Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры. При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности. При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы. Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

По материалам сайтов psychologytoday.ru, syl.ru, hifi-expert.ru

Источник