Первичные условия музыкального развития ребенка

АРЗЫ ЮЛДАШОВА
Развитие музыкальных способностей дошкольников

1.

Развитие

музыкальных

способностей

дошкольников

Презентацию составила Юлдашова А. С.

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №1 «Ляле»

2. Способности

Способности – индивидуально-психологические

особенности личности, являющиеся условием

успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности /Кирнарская Д. К.

Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и

являющиеся условием успешного её выполнения.

Большинство авторов разделяют способности на

общие и специальные.

3.

Виды способностей

Общие способности

Специальные способности

Система интеллектуальных свойств

личности (внимание, память, мышление,

волевые качества, грамотная речь,

работоспособность и др., обеспечивающая лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и в познании действительности.

Они носят универсальный характер,

т. е. присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности в той или иной деятельности.

Система свойств, обеспечивающая

при прочих

равных условиях

высокие достижения в познании,

творчестве, в специальной области

деятельности

(например,

музыкальной).

Для них необходимы особые

задатки, которые присущи не всем.

Однако специальные способности

могут быть развиты при длительной

и упорной тренировке.

Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных

способностей образует более широкое понятие – музыкальная одарённость.

К еёпоказателям относятся:

блестящие музыкальный слух и память

пластичный, скоординированный двигательный аппарат;

необычайная обучаемость;

работоспособность в музыкальной деятельности.

Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а

формируются при жизни в деятельности

4. Задатки

Человек не рождается со способностями. Врождёнными могут быть

только задатки.

Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов

чувств и движений, функциональные особенности организма, данные

каждому человеку от рождения

Психологи утверждают:

задатками музыкальных способностей выступают основные

сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и другие

функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.);

«задатки взаимосвязаны со

предпосылками к их развитию»;

способностями

и

являются

тяготение ребёнка к определённой деятельности — первый

признак зарождающейся способности;

дети одарены ко всем видам художественного творчества; это —

возрастная одарённость, сензитивность к развитию способностей во

всех видах художественной деятельности, в том числе и

музыкальной.

5. Условия музыкального развития ребёнка

Первичные условия музыкального развития

Звуковысотный слух

Чувство ритма

Музыкальная память

Музыкальное воздействие на ребёнка в пренатальный

период, пребывание его в насыщенной музыкальной среде и

слуховой опыт способствуют созреванию необходимых

нервных связей в структуре мозга. Всё это как бы «включает»

природные задатки, которые предопределены генетически

или анатомически.

Важным фактором развития музыкальных способностей

выступает интенсивность и планомерность обучения,

сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне

развития ребёнка.

6. Характеристика музыкальных способностей

Музыкальные способности – это способности необходимые для

успешного осуществления музыкальной деятельности. Они

объединяются в понятие музыкальность.

Музыкальность – комплекс способностей необходимых для

осуществления всех видов музыкальной деятельности (Б. М. Теплов).

Ведущие компоненты музыкальности

Эмоциональный отклик на музыку

(способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на неё. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он

музыкален)

Музыкальный слух

(способность

вслушиваться,

сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности)

7. Музыкальный слух

Выделяют несколько видов музыкального слуха:

Музыкальный слух

звуковысотный

(различение высоты

звуков)

мелодический

(восприятие

одноголосной

мелодии)

тембровый

(различение

окраски звуков);

гармонический

(восприятие

созвучий,

многоголосия)

динамический

(различение

силы звука)

8. Основные музыкальные способности

Отечественный психолог Б. М. Теплов в структуре музыкальности

выделяет три основные способности:

Структура музыкальности

Ладовое чувство

(восприятие

мелодического движения)

– эмоциональный

компонент музыкального

слуха

Музыкально-слуховые

представления

или

звуковысотный слух

(способность звуковысотного

отражения мелодии)

Чувство ритма

способность активного

двигательного переживания

музыки, ощущение его

воспроизведения

В детском возрасте характерное проявление ладового чувства –

любовь и интерес к слушанию музыки

9. Музыкально-сенсорные способности –

это слуховое восприятие отдельных качеств музыкальных звуков

(высота, тембр, динамика, длительность,

лежащее в основе познания музыки

Характеристики музыкально-сенсорных способностей:

различение свойств музыкальных звуков;

различение их выразительных соотношений;

качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание

свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;

выделение комплекса других звуков;

различение их выразительного звучания;

воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на

музыкальном инструменте;

комбинирование звуковых сочетаний;

сопоставление с принятыми эталонами.

Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:

формирование слухового внимания детей;

концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;

умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых

комплексов.

10.

Ведущие компоненты музыкальности

Структура музыкальности:

ведущие компоненты музыкальности

Эмоциональное

реагирование на музыку

Тонкость эмоциональных

переживаний

Эмоциональный

отклик на музыку

Музыкальный

слух

Звуковысотный слух

Мелодический слух

Гармонический слух

Творческое

воображение

Тембровый слух

Художественное

восприятие мира

Высота

Музыкальные сенсорные способности

Тембр

Динамика

Динамический слух

Длительность

Основные музыкальные способности

Ладовое чувство

Восприятие

эмоциональной

выразительности мелодии

Чувствительность

к точности интонации

Музыкально-слуховые

представления

Воспроизведение мелодии

по слуху

Чувство ритма

Темп

Музыкальный метр

Ритмические единицы

в музыке

11.

Способности к различным видам музыкальной деятельности

Способность восприятия

Способность целостного восприятия

Способность дифференцированного восприятия

Исполнительские способности

Чистота певческих интонаций, качество

звукообразования

Координационность, согласованность движений рук

(игра на инструментах)

Пластичность моторного аппарата, изящность

движений и слитность их с музыкой

Творческие способности

Способность творческого воображения при

восприятии музыки

Способность к песенному, музыкально-игровому,

танцевальному творчеству, к импровизации на

инструментах

13. Развитие музыкальных способностей

Все способности развиваются в деятельности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех

видах музыкальной деятельности, но лучше всего она развивается при:

восприятии музыки (предшествует и сопутствует всем видам

музыкальной деятельности);

музыкально-ритмических движениях, так как проявляется ярче

всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и

чувстве ритма.

Ладовое чувство может успешно развиваться в процессе:

восприятия музыки (её узнавания, определения, закончилась ли

мелодия);

пения (дети контролируют слухом правильность интонации).

Музыкально-слуховые представления – в видах деятельности,

которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в

пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих характеру окраске музыки (согласованность ритма движений и

музыки).

23. Источники информации

1. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания

детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. М.: Академия, 2005.

320 с.

2. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания:

учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В.

Гончарова, Ю. С. Богачинская. — 3-е изд., стер. — М.: Академия,

2014. 256 с.

3. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей

младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / А. Н.

Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.

4. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М.: Таланты – XXI век,

2007. 367 с.

5. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И, Тарасова К. В. и др. Психология

музыкальной деятельности: Теория и практика. М.: Академия, 2003.

Источник

Условия для музыкального развития ребенка.

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

    Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

  Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье  зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой — либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителей,  что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только,  когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте  музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна — это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально — ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Источник