Периоды развития ребенка личности в психологии

Периоды развития ребенка личности в психологии thumbnail

Купить игрушки для малышей>>

    Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы  кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, погремушкиближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

2. Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравненрамки-вкладышиие своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила игрыфункционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры.

Читайте также:  Фон для презентации развитие ребенка

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

4. Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет).

    Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

   Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, палочки кюизенераопрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

    Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

    В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 — 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

   Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель — «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

   Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже «взрослый». С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы «нарушить границы», не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее «чувство взрослости» подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Читайте также:  Три года ребенку развитие что должен уметь

Купить игрушки для малышей>>

Источник

Возраст
— период развития человека, который
характеризуется совокупностью
закономерностей формирования организма
и личности.

Паспортный
возраст

хронологический возраст человека с
момента рождения и до конца жизни.

Биологический
возраст

отражает биологическую эволюцию
человека.

Психологическая
характеристика возраста

— ступень психического развития человека
как индивида и как личности.

Возраст культурного
развития

показатель овладения культурными
правилами и нормами поведения относительно
хронологического возраста.

Социальная
характеристика возраста

— степень его социальной зрелости.

Возрастная
периодизация

— периодизация этапов в жизни человека
и определения возрастных
границ этих этапов, принятая в обществе
система возрастной стратификации.
Между этими периодами нет четко очерченных
границ, и они в значительной мере условны,
все же установление примерных границ
этих периодов на основе объективных
критериев — очень важная задача.

Каждый
возрастной период характеризуется
специфической для него социальной
ситуацией развития

– это сочетание внутренних процессов
и внешних условий писхического развития
индивида, типичного для определённого
возрастного периода. Она выражается
через:

  • Социальный
    статус – положение в обществе;

  • Систему
    взаимоотношений с другими людьми
    (взрослыми, ровесниками и т.д.);

  • Адаптацию
    к новым социальным условиям (д/с, школа,
    ВУЗ и т.д.)

В кадом
возрастном периоде из множества
деятельностей
есть ведущая

деятельность,
которая обеспечивает решение психических
противоречий и формирования психических
новообразований. Выделяют следующие
виды ведущей деятельности:

Младенчество
–непосредственное эмоциональное
общение.

Раннее детство
– предметная
д-ть.

Дошкольный
возраст – игра.

Младший школьный
возраст –
учебная деятельность.

Подростковый
возраст –
интимно-личностная,
общественно-полезная.

Юношество
–учебно-профессиональное, поиск смысла
жизни, личностное самоопределение.

В
результате каждого вида ведущей
деятельности формируются психические
новообразования

это
результат психического развития индивида
в определённом возрастном периоде.

Именно новообразования составляют суть
каждого возрастного периода, с их
появлением заканчивается один период
и появляется другой.

Существует много
периодизаций возрастного развития.
Детальность проработки периодизаций
неодинакова для разных возрастов;
периодизации детства и юности, как
правило, привлекали больше внимания
психологов, чем периодизация зрелости.

Л.
С. Выготский
выделял следующие периоды:

  • кризис новорожденности
    (до 2 мес.)

  • младенческий
    возраст (до 1 года)

  • кризис 1 года

  • раннее детство
    (1-3 года)

  • кризис 3 лет

  • дошкольный возраст
    (3-7 лет)

  • кризис 7 лет

  • школьный возраст
    (7-13 лет)

  • кризис 13 лет

  • пубертатный
    возраст (13-17 лет)

  • кризис 17 лет

Периодизация Д.
Б. Эльконина,
являющаяся интеграцией концепций Л.
С. Выготского
и А.
Н. Леонтьева,
выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство

    • Младенчество
      (0—1 год)

    • Ранний возраст
      (1—3 года)

  • Детство

    • Дошкольный возраст
      (3—7 лет)

    • Младший школьный
      возраст (7—11/12 лет)

  • Отрочество

    • Подростковый
      возраст (11/12—15 лет)

    • Ранняя юность
      (от 15 лет)

Понятие критических
периодов
в
психологию введено Л.С.Выготским, который
различал периоды спокойного развития
лизисы»)
и периоды переломного, критического
развития («кризисы«).

Он писал, что
«развитие здесь, в отличие от устойчивых
периодов, совершает скорее разрушительную,
чем созидательную работу», и понимал
критические периоды как «поворотные
пункты в детском развитии», как
периоды, когда «развитие приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер».

Но вместе с тем
Выготский подчеркивал и позитивные
тенденции развития в период возрастных
перестроек. В зависимости от преобладания
позитивной или негативной симптоматики
различным будет и характер переходного
периода: он
может быть бурным или постепенным. В
конце каждого переходного периода
формировались новые свойства и качества,
которых не было в предыдущем возрасте
(психологические новообразования).

Л.С. Выготский
выделял в качестве критических периодов
детства период
новорожденности
,
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и
подростковый период.

Некоторые исследователи выделяют также
критические периоды взрослости .

В физиологии
критические периоды получили название
возрастных кризисов. Возрастные кризисы
характеризуются как «реакции организма
человека на перестройку физиологических
процессов в различные возрастные
периоды».

Кризис
новорожденности
.
знакомство
с другим, страшным и неизвестным миром,
происходит через преодоление жутких
препятствий -процесса рождения.

Кризис 1 года

прямохождение, развитие р
ечи
– это главные новообразования возраста,
длится около месяца.

Кризис 3 лет.
1)реб-к
становится более настойчивым и свободным
в движениях и поэтому устанавливает
более широкий радиус целей; 2)его чувство
языка становится настолько совершенным,
что он начинает задавать бесконечные
вопросы обо всем, часто не получая
вразумительного ответа, что способствует
неправильному толкованию понятий;3)речь
и развивающаяся моторика позволяют
распространить свое воображение на
огромное колич. ролей, что пугает его
самого.

Симптомы:негативизм(отказ
подчиняться требованиям взрослых),
упрямство(требование,
чтобы с ней считались; настаивание на
своих решениях), строптивость
(протест
против порядков, существующих в доме),
своеволие
(сам хочет
что-то делать, эмансипация от взрослого).
Гл новообразование «Я
сам
» —
появляется фундамент личности.

Кризис
7 лет
.
Становление произвольности, конкретных
ситуаций. Готовность к школе. У
ребёнка возникает эмоционально-смысловая
основа поступка. Особенности
повед
:«манерничанье»
(играет придуманные самим роли, становится
скрытным), симптом
«горькой конфеты»(обусловлен
желанием скрыть внутреннее (порой и
физич) ощущение боли и страха; замыкается
в себе, становится неуправляемым). Кризис
требует нового содержания отношений,
в том числе с близкими. Ребенок стремится
осуществлять обязательную и общественно
полезную деят-ть.Выражается в стремлении
пойти в школу.

Кризис
подросткового возраста
.Особенность-личностная
нестабильность.
Период отчаянных попыток «пройти ч/з
все».Легкомысленное отношен к порокам,
в результате —
приобщение
к алкого­лю, нарк, перевод их из
источника любопытства в потребности.

Отроческий
кр-с
связан
с ду­ховным ростом и изменением психич.
статуса. Хоть и происходит объективное
изменение соц.положения (новые отношения
с близкими, сверстниками, учителями),
но он
начинает
размышлять о внутр. мире и часто
возникает
глубокая неудовлетворенность собой.
Неудовл-ть может быть столь сильной,
что появляются навязчивые состояния:
угнетающие мысли о себе, сомнения,
страхи. Задача близких и психологов —
включить­ся в его проблемы и постараться
облегчить жизнь в этот период.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики ребенка с зпр

Кр-с
17лет.
Стрессовый
период, определяется професс-я деят-ть.
Для тяжело переживающих кризис характерны
высокая
тревожность, страхи,
которые
могут привести к невротич реакциям,
головным болям, обострению хронич-х
заболев. Помогают: уверенность в себе,
чувство компетентности, поддержка
семьи.

Кризис
среднего возр
.По
числу суицидов близок к подростковому.Переоценка
ценностей, критич. пересмотр своего
«Я». Обнаруживает, что многое не изменить
в жизни, в себе: семью, образ жизни,
профессию. Для мужчин характерны разводы,
смена работы или изменение образа жизни,
покупка дорогих вещей (автомобили).У
женщин меняются приоритеты, установленные
в начале ранней взрослости (ориентированные
на замужество и детей, меняют их на
профессиональные и наоборот).

Кризис
старости
.3
подкризиса
.
1) переоценка своего «Я» помимо
профессиональной роли, которая у многих
до ухода на пенсию остается главной. 2)
осознание факта ухудшения здоровья и
старения тела, выработка необходимого
равнодушия к этому. 3) исчезновение
самоозабоченности, спокойное принятие
мысли о смерти.

Сензитивные
периоды в развитии —
периоды особой
восприимчивости

детей к тем или иным способам, видам
деят-ти (легкой обучаемости им),
т.е. это период максимальных возможностей
для формирования свойств психики. Длятся
определенное время и проходят безвозвратно
— независимо от того, удалось ли полностью
воспользоваться их условиями для
развития каких-либо своих способностей.

Понятие сензитивных
периодов развития ребёнка ввёл Выготский.
Он считал, что на каждом возрастном
этапе необходимо уделять внимание
конкретной области. Н-р, на первом году
жизни малыш познаёт мир, используя
слуховые и тактильные ощущения. Имеено
в этот период важным становится
формирование сенсорной области. Ранне
детство от 1года до 3 является сензитивным
периодом равития речевых способностей.
Возраст от 1,5 до 2,5 лет считается
благоприятным для развития мелкой
моторики пальчиков и руки т.д.

Сенз.
период развит. движений и действий
от
1 до 4лет
,
очень важен для общ.развития. Благодаря
движению и сопровождающей усиленной
вентиляции легкихпроисходит насыщен.крови
кислородом, достаточное для снабжения
им клеток мозга, которые участвуют в
развитии всех психич. функций. Все
воспит-е приемы и методы (включая
классно-урочную), ограничивающие свободу
движений в этом возрасте —преступление
против его естественного развития
.

Сенз. период
развития соц. навыков
:
2,5-6лет.
Начинает
активно интересоваться формами вежливого
поведения. Овладение невежливыми
способами происходит само (надписи на
заборах, курильщики и т.п.)Подражает
тому, что видел дома, на улице, и
воспроизводит это бессознательно в
поведении.

Т.о.,каждый возраст
представляет собой качественно особый
этап психического развития и характеризуется
множеством изменений, составляющее в
совокупности своеобразие личности
ребенка на данном этапе его разв-я.

Вопр. 24. Готовность
дошкольника к обучению в школе
(интеллектуальная, эмоциональная,
социальная). Социально-педагогические,
психологические и физиологические
критерии готовности личности ребенка
к школьному обучению. Понятие «зона
ближайшего развития» и ее роль в освоении
учебной программы.

Проблема готовности к обучению становится
особенно острой в связи с тем, что имеется
выбор сроков, когда отправлять ребенка
в школу, и выбор типа школы, класса и
характера образовательных услуг, какие
будут ему по силам. Преждевременное
включение в школьную жизнь затрудняет
адаптацию ребенка к новым условиям и
может вызвать нарушения в личностном
развитии: неуверенность, тревожность,
потерю интереса к учебе, стремление к
избеганию неудач вместо усилий к
достижению успеха и т. д. Однако запоздалое
начало школьной жизни также опасно
потерей интереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).

Готовность к обучению
включает как физиологические компоненты
— школьную зрелость, так и психологические
составляющие. В школе ребенку приходится
длительно выдерживать статическую позу
при сидении, выполнять напряженную
умственную работу; многие учебные
действия, особенно письмо, требуют
координированных движений пальцев и
кисти, в то время как у ребенка развита
в основном крупная моторика. Легче
приспосабливаются к школьным условиям
дети физически крепкие, с достаточно
развитыми физиологическими системами.

Кора головного мозга достигает уровня
физиологической зрелости у большинства
детей не к 6, а к 6,5 годам, детей моложе
6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется.
Дети воспринимают строгого учителя с
повышенной тревожностью, что вызывает
у них болезненные явления (боли в животе,
ночной энурез). Причем болезненные
симптомы могут наблюдаться даже у хорошо
подготовленных шестилеток, которыми
учителя довольны.

Психологическую готовность
к обучению разделяют
на общую и специфическую.

Специфическая готовность
включает учебные навыки, необходимые
для первоначальных школьных успехов:
умение читать, писать, считать. Однако
для устойчивых школьных успехов важнее
общая готовность
ребенка к обучению.

В ее составе выделяют три
компонента: социальную готовность,
интеллектуальную и личностную
.

Социальная готовность к школевыражается в том, что ребенок усваивает
внутреннюю позицию школьника. Ему
перестают нравиться детские виды
деятельности, возникает потребность в
таких делах, которые были бы ценными,
значимыми в глазах взрослых. Таким
важным делом является школа. Нормально
развитый ребенок хочет ходить в школу,
выполнять задания, получать отметки.

При этом меняется отношение
к взрослым, ребенок ждет оценку
правильности своих действий. Если
действие не было успешным, результативным,
его уже не радует и похвала. (Феномен
«горькой конфеты» — А. Н. Леонтьев).
При этом круг людей, чья оценка важна и
значима, существенно расширяется.
Ребенок твердо намерен в школе все
делать правильно и получать пятерки.

Социальная зрелость
выражается и в определенной эрудиции
ребенка: он должен знать полное имя и
место работы родителей, их профессию,
свой домашний адрес и т. д.

Интеллектуальная готовностьк
обучению представлена как достаточный
уровень развития познавательных
процессов и усвоения элементов учебной
деятельности.
• Детализированное
восприятие, фонематический слух. Умеют
сравнивать и находить отличия в деталях
объектов.
• зрительное (прохождение
лабиринтов) и слуховое внимание — умение
слушать рассказы, задания, инструкции.

Память, основанная на логике,
последовательности событий, а не набор
ярких образов.
• Воображение
детализированное и гибкое.

Наглядно-схематическое мышление, с
помощью которого дети ведут анализ
объектов по заданным признакам и могут
результаты обозначить на схеме (например,
звуковой состав слова).
• Достаточное
развитие речи, при котором дети свободно
понимают несложный текст и могут сами
построить сообщение (монолог).

Элементы умения учиться, то есть принимать
и понимать учебное задание, уметь
сравнивать свою работу с образцом,
замечать свои ошибки.

Перечисленные показатели высокого
уровня познавательных процессов
усваиваются детьми к 6-7 годам при условии
правильно организованных детских видов
деятельности.

Важным показателем готовности
к школе становятся изменения
в общении ребенка со взрослыми
.
Многие дети даже в школьном возрасте
обижаются на замечания, считают, что
учитель их не любит.

Отношения с товарищами
также перестраиваются, приобретают
соревновательный характер. Появляется
мотив быть не хуже других, отвечать
раньше и удачнее других, и
т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник