Периоды развития ребенка и виды деятельности ребенка

Периоды развития ребенка и виды деятельности ребенка thumbnail

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДАХ

 
         Основным условием психического развития ребёнка является его собственная активная деятельность.  А. Н. Леонтьев ввёл в психологию развития понятие  ведущей деятельности. Он подчёркивал, что «… главным процессом, который характеризует психическое развитие ребёнка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. … Этот процесс осуществляется в деятельности ребёнка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человека».   Именно в активной мотивированной деятельности самого ребёнка происходит формирование его личности. Причём это формирование происходит прежде под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обуславливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребёнка (общение, игра, учение, труд).

          Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает  главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на определённых стадиях его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется её определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей  деятельности, ведущего отношения ребёнка к действительности.

             У младенца ведущая деятельность – непосредственно эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми (с первых недель до года).

             В раннем детстве – деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действиями с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослыми внутри совместной предметной деятельности.  Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым (от года до трёх лет).

           В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и появляется потребность ребёнка воздействовать на мир. А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой  деятельности и тем самым отвечают потребности ребёнка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребёнок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьёзной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой  деятельности: ориентируясь на взрослого  как на образец, но только с предметами –заместителями (игрушками) в сюжетно – ролевой игре. В игре для ребёнка  существенны не только свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда – возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения . Играя , ребёнок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевая игра, игры с правилами.  В игре развиваются не только  познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребёнка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создаёт зону ближайшего развития, служит основой  для становления будущей учебной деятельности (от трёх до шести).

              Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте? Формируются ли в ней качества, которые будут способствовать будущей успешности ребенка в школе? Может ли игра стать «мостиком» преемственности между дошкольным и начальным общим образованием?

Уже само понятие «ведущий» даёт нам подсказку. Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.  

Игра – это…

ИГРА —

ведущий вид деятельности.

Ведёт к развитию новых качеств психики и личности дошкольника

ИГРА –

основная форма организация  жизни ребёнка. В игре удовлетворяются базовые потребности ребёнка

ИГРА –

развивающий потенциал. Функции игры в педагогическом процессе:

v   коммуникативные способности  (умеет согласиться, договориться, поделиться)

v   воображение и фантазия

v   способность к символизации и преобразованию

v   произвольность поведения

v   развитие целеполагания, умение думать в уме

v   развитие «самости»

v   в познании через игрушку

v   в общении

v   в движении

v   в радости, удовольствии

v   в потребности быть как взрослый

v   потребность в свободе, самореализации, самостоятельности, активности

v   это средство развития

v   средство воспитания

v   средство общения средство коррекции

v   средство формирования позитивной «Я концепции» (успешность в игре)

v   средство развития (мышления, речи, воображения, креативности, фантазии и т.д.)

 Признаки ведущей деятельности:

Читайте также:  Закономерности возрастного психического развития ребенка

1. В ней возникают новые виды деятельности.

2. В этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции (в игре появляется творческое воображение).

3. От этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Выделение понятия «ведущая деятельность» необходимо для понимания сущности её воздействия на психическое развитие человека. Последовательная смена ведущих видов деятельности означает, что при переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, а теряется её определяющая роль в развитии. К сформировавшимся ранее видам деятельности добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности.

С возрастом на первый план выходят одни, а на второй отодвигаются другие виды деятельности, так что меняется иерархия ведущих видов деятельности.

Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований.

Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

 В конце 19 – начале 20 в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924), учеником Вундта. 
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон Геккеля. Холл доказывал, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека.
В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклонится, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Ученик Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. 

•  от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

•  от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

•  от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У де тей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

•  от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана е интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

Читайте также:  Условия развития мышления ребенка раннего возраста

•  от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специ фическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

1.    Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Россий-ское педагогическое агентство. 1996

2. Марцынковская Т. История детской психологии.

3.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

Источник

В постнатальном
онтогенезе выделяют четыре критических
периода: 1-й месяц жизни,
3 года,
7 лет и
12-16 лет. В
эти периоды происходят существенные
изменения в морфофункциональной
зрелости организма. В течение 1-го месяца
жизни ребенка по своей «критичности»
особенно выделяются первые минуты 1-го
дня жизни. В момент рождения начинается
новый отсчет времени и условий развития
организма. Меняется среда обитания:
водная
— на
воздушную, начинают действовать силы
гравитации: до рождения плод, находясь
в жидкой среде, был как бы в невесомости.
Ребенок впервые в жизни получает
«глоток» воздуха
— начинается
газообмен организма с окружающей средой
не посредством плаценты, а через легкие.
Резко изменяется кровообращение:
последовательно к большому кругу
подключается малый круг кровообращения,
происходят и другие изменения. К
завершению 3-го года жизни малыш
самостоятельно передвигается в
окружающей среде, с минимальной помощью
одевается. В это время бурно развивается
его речевое общение с родителями и
сверстниками. В возрасте
7 лет
ребенок обычно идет в школу. Развитие
центральной нервной системы, анализаторов,
мышечной системы, мышление достигают
нового уровня. В этом возрасте наблюдается
пик активности гипофизарно-надпочечниковой
системы. Критический период
— возраст
от
12 до 16
лет

характеризуется ярко выраженными
гормональными сдвигами: происходят
половое созревание и связанное с ним
изменение физического и умственного
развития.

Достаточно полно
критические периоды в развитии организма
учтены в классификации Н.П.Гундобина,
которую мы приводим с некоторыми
изменениями и дополнениями.

А. Внутриутробный
(антенатальный) онтогенез.

1.
Эмбриональный период (эмбрион до
2 мес).

2.
Фетальный период (плод от
2 до
9 мес).

Б. Внеутробный
(постнатальный) онтогенез.

1.
Период новорожденности (неонатальный
период
— от рождения
до
1 мес).

2.
Грудной возраст (от
1 мес до
1 года).

3.
Ясельный период (от
1 года до
3 лет).

4.
Дошкольный период (от
3 до
7 лет).

5.
Младший школьный период: у мальчиков
— от
7 до
13 лет, у
девочек
— от
7 до
11 лет.

6.
Подростковый возраст (пубертатный
период): у мальчиков
— от
13 до
17 лет, у
девочек
— от
11 до
15 лет.

Глава 1регулирующие системы организма и их взаимодействие

Регуляция функций
органов

это
изменение интенсивности их работы для
достижения полезного результата
согласно потребностям организма в
различных условиях его жизнедеятельности.
Классифицировать регуляцию целесообразно
по двум основным признакам: механизму
ее осуществления (три механизма: нервный,
гуморальный и миогенный) и времени ее
включения относительно момента изменения
величины регулируемой константы
организма. Выделяют два типа регуляции:
по отклонению и по опережению (см. раздел
1.6).

Регуляция
осуществляется согласно нескольким
принципам, основными из которых являются
принцип саморегуляции и системный
принцип (см. раздел
1.5). Наиболее
общий из них
— принцип
саморегуляции, который включает в себя
все остальные.
Принцип саморегуляции

заключается в том, что организм с помощью
собственных механизмов изменяет
интенсивность функционирования органов
и систем согласно своим потребностям
в различных условиях жизнедеятельности.
Так, при беге активируется деятельность
ЦНС, мышечной, дыхательной и
сердечно-сосудистой систем. В покое их
активность значительно уменьшается.

Читайте также:  Образец индивидуального маршрута развития ребенка с овз в школе

Соседние файлы в папке Нейрофизиология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В
каждой стадии, которую проживает ребенок,
действуют одинаковые механизмы. Принцип
классификации – смена ведущих видов
деятельности таких как:

1) ориентация
ребенка на основные смыслы человеческих
отношений (происходит интерио-ризация
мотивов и задач);

2) усвоение
выработанных в обществе способов
действий, в том числе предметных,
умственных.

Освоение
задач и смысла всегда является первым,
а за ним наступает момент освоения
действий. Развитие можно описать в двух
координатах:

1) ребенок
– «общественный взрослый»;

2) ребенок
– «общественный предмет».

Д.
Б. Эльконин предложил следующие периоды
развития детей:

1) младенчество
– с момента рождения до года (ведущей
формой деятельности является общение);

2) раннее
детство – от 1 до 3 лет (развивается
предметная деятельность, равно как и
вербальное общение);

3) младший
и средний дошкольный возраст – от 3 до
4 или 5 лет (ведущим видом деятельности
является игра);

4) старший
дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет
(ведущим видом деятельности по-прежнему
остается игра, которая объединяется с
предметной деятельностью);

5) младший
школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает
обучение в начальной школе


этот период основным видом деятельности
является учение, формируются и развиваются
интеллектуальные и познавательные
способности);

6) подростковый
возраст – от 11 до 17 лет, охватывает
процесс обучения в старших классах (для
этого периода характерны: личностное
общение, трудовая деятельность; происходит
определение профессиональной деятельности
и себя как личности). Каждый период
возрастного развития имеет свои отличия
и определенное время протекания. Если
наблюдать за поведением и теми психическими
реакциями, которые возникают у ребенка,
то можно самостоятельно выделить каждый
из периодов. Каждый новый возрастной
этап психического развития нуждается
в изменениях: общаться с ребенком следует
уже иначе, в процессе обучения и воспитания
необходимо искать и подбирать новые
средства, методы и приемы.

Если
взять процесс развития ребенка в общем,
то можно выделить три основных этапа:

1) дошкольное
детство (это достаточно большой период,
охватывающий жизнь ребенка от момента
рождения до 7 лет);

2) младший
школьный возраст (этот период охватывает
жизнь ребенка с момента его поступления
в школу и до окончания начальных классов,
т. е. интервал от 7 до 11 лет);

3) средний
и старший школьный возраст (этот период
охватывает жизнь ребенка с момента
перехода его в средние классы школы до
момента ее окончания, т. е. от 11 до 17
лет).

Этап детского развития и его состав

Если
рассматривать детское развитие как
этап становления личности, то можно
разделить его на несколько периодов.
Периоды детства:

1) кризис
новорожденности;

2) младенчество
(первый год жизни ребенка);

3) кризис
1-го года жизни ребенка;

4) кризис
детства;

5) кризис
3 лет;

6) дошкольное
детство;

7) кризис
7 лет;

8) младший
школьный возраст;

9) кризис
11–12 лет;

10) подростковое
детство.

Все
периоды были выделены с помощью
предъявляемых к ним требованиям. Каждый
из них должен в себя включать новую
социальную ситуацию развития, в которой
оказывается ребенок, формирование
нового ведущего вида деятельности,
новообразования в психике ребенка.

Кризис
новорожденности. Здесь исследуется
физическое и психическое состояние
новорожденного в первые часы его жизни,
их особенности.

Младенчество.
Возрастная психология в этот период
занимается исследованием врожденных
форм психики и поведения, двигательной
активности младенца, особенностей его
психических функций.

Кризис
1-го года жизни. Изучаются: новый вид
деятельности ребенка, его новая социальная
ситуация, появление новых средств
общения, разрыв психологического
единства матери и ребенка, новые методы
и задачи воспитания.

Кризис
детства. На данном этапе исследуются
особенности психических и физиологических
процессов, новообразования этого
возраста и появление противоречий,
речевое развитие и развитие умственных
способностей, их особенности.

Кризис
3 лет. Изучаются новообразования,
социальная ситуация развития, возрастные
симптомы.

Дошкольное
детство. Исследуются познавательные
процессы, ведущие виды деятельности
этого возраста, особенности психических
функций, а также психологическая
готовность ребенка к обучению в школе
и развитие личности.

Кризис
7 лет. Изучают социальную ситуацию
развития, формирование самооценки и
самосознания.

Младший
школьный возраст. Изучаются психологические
особенности на начальном этапе обучения,
познавательное развитие младших
школьников, умственное развитие, основные
виды деятельности, становление личности.

Кризис
11–12 лет. Изучаются социальная ситуация
развития, новообразование личности,
ведущий вид деятельности.

Подростковое
детство. Исследуются развитие
познавательных процессов, развитие
психики, мышление, развитие специальных
способностей, личность ребенка и
межличностные отношения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник