Периодизация психического развития ребенка лекция

Периодизация психического развития ребенка лекция thumbnail
  • 4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
  • 4.2. Понятие возраста
  • 4.3. Параметры возраста
  • 4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
  • Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии

    Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

    Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

    В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

    Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

    По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.

    Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.

    Французский психолог Р. Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.

    Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.

    Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

    3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

    Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.

    1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.

    2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

    3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

    Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:

    1) доверие – недоверие (1 год);

    2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года);

    3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет);

    4) умелость и неполноценность (6-11 лет;

    5) идентификация личности и путаница ролей (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики);

    6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

    7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);

    8) целостность и безнадежность.

    На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

    Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

    1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев);

    2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет);

    3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);

    4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).

    Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков. К этой группе можно отнести следующие периодизации. Периодизация Л.С. Слободчикова:

    1 ступень – оживление (от рождения до 1 года);

    2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет);

    3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет);

    4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). А. Дистервег установил три возрастные стадии:

    1 стадия – господства ощущения:

    2 стадия – господства памяти;

    3 стадия – господства разума.

    Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

    Л.С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» (Выготский Л.С., 1991). Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

    Читайте также:  Слова для развития речи ребенка 7 лет

    Эта проблема интересовала и А.Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий тип деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.

    Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили основой для создания Д.Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в возрастной психологии (табл. 3). Эльконин исходил из следующих положений:

    • возрастное развитие – это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

    • развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;

    • природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании;

    • в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.

    Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и новообразования данного возраста.

    Таблица 3

    Возрастная периодизация по Д.Б. ЭльконинуПериодизация психического развития ребенка лекция

    Окончание табл. 3

    Периодизация психического развития ребенка лекция

    4.2. Понятие возраста

    С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

    По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

    В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

    Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

    Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

    Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

    Возраст – это времетя характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

    Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

    4.3. Параметры возраста

    Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

    Основания развития включают в себя:

    • социальную ситуацию развития;

    • круг отношений;

    • ведущий тип деятельности;

    • сензитивность.

    Результаты развития включают в себя:

    • новообразования личности;

    • формы общения;

    • эмоционально-волевую сферу;

    • способности общения;

    • новый вид деятельности.

    Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

    4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды

    Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

    Особенностям сензитивного периода (см. 2.8) уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

    М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

    Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

    Читайте также:  Динамика развития ребенка первого года жизни

    На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

    В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

    Источник

    3

    Вопрос № 3

    Возрастная
    периодизация психического развития
    ребенка.

    Возраст
    качественно
    своеобразный период физического,
    психологического или поведенческого
    развития, характеризующийся присущими
    только ему особенностями.

    Виды
    возрастов:

    • биологический
    — определяется степень созревания
    организма, состоянию нерв­ная система
    и ВНД.

    • социальный —
    определяется уровнем социальных ролей,
    функции человека (16 лет — права и
    обязанности).

    • психологический
    — особенности психологии и поведения,
    качественные изме­нения в психическом
    развитии — достигнутый к этому времени
    уровень психо­логического развития.

    • физический —
    характеризует время жизни ребенка в
    годах, месяцах и днях, прошедших с момента
    его рождения.

    Периодизация
    – разделение жизненного цикла на
    отдельные периоды или возрастные этапы.

    Периодизация
    Л.С. Выготского

    Основные
    понятия теории Выготского.

    Выготский рассматривает развитие,
    прежде всего как возникновение нового.
    Стадии развития характеризуются
    возрастными
    новообразованиями,
    т.е. качествами или свойствами, которых
    не было раньше в готовом виде. Источником
    развития, по Выготскому, является
    социальная среда. Взаимодействие ребенка
    со своим социальным окружением,
    воспитывающим и обучающим его, определяет
    возникновение возрастных новообразований.

    Выготский
    вводит понятие «социальная
    ситуация развития»
    — специфическое для каждого возраста
    отношение между ребенком и социальной
    средой. Среда становится совершенно
    иной, когда ребенок переходит от одной
    возрастной стадии к следующей.

    Динамика
    возрастного развития.

    Л.С. Выготский выделяет стабильные и
    кризисные стадии развития.

    Для стабильного
    периода характерно плавное течение
    процесса развития, без резких сдвигов
    и перемен в личности ребенка. Стабильные
    периоды составляют большую часть
    детства. Они длятся, как правило, по
    нескольку лет. И возрастные новообразования,
    образующиеся так медленно и долго,
    оказываются устойчивыми, фиксируются
    в структуре личности.

    Кроме
    стабильных, существуют кризисные периоды
    развития. Это краткие, но бурные стадии,
    в течение которых происходят значительные
    сдвиги в развитии. Кризисы длятся
    недолго, несколько месяцев, при
    неблагоприятном стечении обстоятельств
    растягиваясь до года или даже двух лет.

    В кризисные периоды
    обостряются основные противоречия: с
    одной стороны, между возросшими
    потребностями ребенка и его все еще
    ограниченными возможностями, с другой
    — между новыми потребностями ребенка
    и сложившимися раньше отношениями со
    взрослыми.

    Периоды
    детского развития.

    Кризисные и стабильные периоды развития
    чередуются. Поэтому возрастная
    периодизация Л.С. Выготского имеет
    следующий вид:

    — кризис
    новорожденности;

    — младенческий
    возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;

    — раннее детство
    (1-3 года) — кризис 3 лет;

    — дошкольный возраст
    (3-7 лет) — кризис 7 лет;

    — школьный возраст
    (8-12 лет) — кризис 13 лет;

    — пубертатный
    возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

    Периодизация
    Д.Б. Эльконина

    Д.Б.
    Эльконин создал периодизации на основе
    идей Выготского и Леонтьева. Основана
    на смене ведущего типа деятельности.
    Среди видов ведущей деятельности
    Эльконин выделяет две группы.

    В
    первую группу
    входят деятельности, которые ориентируют
    ребенка на нормы отношений между людьми:

    • непосредственно-эмоциональное
      общение младенца,

    • ролевая игра
      дошкольника

    • интимно-личностное
      общение подростка.

    Деятельности
    первого типа связаны с системой отношений
    «ребенок —взрослый».

    Вторую
    группу составляют
    ведущие деятельности, благодаря которым
    усваиваются способы действий с предметами:

    • предметно-манипулятивная
      деятельность ребенка раннего возраста,

    • учебная деятельность
      младшего школьника

    • учебно-профессиональная
      деятельность старшеклассника.

    Читайте также:  Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте семинар

    Деятельности
    второго типа связаны с системой отношений
    «ребенок —предмет».

    Согласно Эльконину,
    каждый возраст характеризуется

    • социальной
      ситуацией развития;

    • ведущей
      деятельностью;

    • возрастными
      новообразованиями.

    Границами возрастов
    служат кризисы — переломные моменты в
    развитии ребенка.

    Периодизация
    детского развития
    .
    Согласно периодизации Эльконина, процесс
    детского развития в целом можно разделить
    на этапы (более крупные временные
    образования), включающие в себя периоды
    детского развития.

    Этапы
    детского развития.

    Детство, охватывающее период времени
    от рождения ребенка до окончания школы,
    по возрастной классификации делится
    на следующие три этапа:

    — дошкольное детство
    (от рождения до 6—7 лет);

    — младший школьный
    возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по
    четвертый-пятый классы школы);

    — средний и старший
    школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с
    пятого по одиннадцатый класс школы).

    Периоды
    детского развития.

    Весь процесс детского развития в целом
    можно разделить на семь периодов:

    1.
    Младенчество: от рождения до 1 года
    жизни.

    2.
    Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

    3.
    Младший и средний дошкольный возраст
    : от 3 до 4-5 лет.

    4.
    Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7
    лет.

    5.
    Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
    лет.

    6.
    Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет.

    7.
    Ранний юношеский возраст: от 13-14 до 16-17
    лет.

    Каждый из этих
    возрастных периодов имеет свои
    особенности, требует своего стиля
    общения с детьми, применения особых
    приемов и методов обучения и воспитания.

    Источник

    ПЛАН:

    1. Что такое периодизация?

    Это деление процесса
    психического развития на отдельные
    стадии.

    2. По каким критериям один этап отделяется от другого?

    ПОЗИЦИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО:

    — появление
    новообразований;

    — качественные
    изменение в тех факторах, которые
    определяют развитие:

    в анатомо-физиологических
    особенностях; в типе ведущей деятельности
    (по А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность
    – это не только преобладающая деятельность
    на определенной стадии. Эта деятельность,
    которая вызывает возникновение
    психических новообразований»);
    качественные изменения в социальной
    ситуации развития («значимые для человека
    условия жизни, переживаемые им»).

    3. Какие периоды выделяются внутри каждой стадии? Какова их характеристика?

    1) стабильный период
    — период плавных, количественных
    изменений.

    2) кризисный период
    — период резких, качественных изменений.

    Другими отличительными
    особенностями кризисов являются:

    — кратковременность

    — размытость границ

    — относительная
    трудновоспитуемость, когда старые
    педагогические приемы перестают
    работать.

    К тому используется
    понятие «сензитивного периода». Это
    период созревания определенных
    психических функций, когда воздействие
    на них наиболее эффективно.

    4. Что значит раскрыть содержание той или иной периодизации пр.

    Это значит ответить
    на ряд вопросов:

    1. Какие стадии
    развития выделяются и как они соотносятся
    с биологическим возрастом?

    2. По каким признакам
    различаются стадии?

    Этими признаками
    являются новообразования и факторы
    развития.

    3.Выделяются ли
    кризисные периоды наряду со стабильными?

    4. Какова характеристика
    каждой стадии?

    5. Для каких
    практических целей создавалась и может
    быть использована данная периодизация?
    Кто ее автор?

    Психическое развитие в младенческом возрасте.

    ЦЕЛЬ: 1) выделить
    признаки нормального ПР.

    2) сформировать
    рекомендации по управлению ПР ребенка.

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ
    Л.С. ВЫГОТСКОГО

    1. Кризис
    новорожденности (0-2,5 месяцев)

    С чем мы рождаемся?

    1) с набором
    физиологических потребностей.

    2) со
    способностью к ощущениям, т. е. выделению
    отдельных жизненно важных признаков
    ситуации.

    3)
    ощущения не дифференцированы между
    собой и эмоциями.

    4)
    набором безусловных рефлексов (пищевым,
    защитным, цеплятельным)

    О
    нарушениях развития свидетельствует
    отсутствие или избыточная выраженность
    рефлексов. К примеру, отсутствие голосовых
    реакций или постоянный плач.

    Основное
    новообразование – комплекс оживления.

    Он
    проявляется в сосредоточении на лице
    матери, улыбке, гулении, одновременном
    движении ручками и ножками.

    В чем суть
    комплекса оживления?

    Он
    свидетельствует о возникновении
    восприятия, эмоциональной памяти,
    способности к сосредоточению, а также
    о способности элементарным координационным
    движениям в соответствии с воспринятым.

    Основные
    рекомендации для родителей.

    Удовлетворение
    физиологических и ориентировочных
    потребностей ребенка. Насытить мир
    новыми впечатлениями. Сделать это можно
    только при непосредственном физическом
    эмоциональном контакте с ребенком.

    Развитие
    ребенка на прямую зависит от готовности
    родителей к его воспитанию, а готовность
    предполагает не только умение воспитывать,
    но и желание это делать. Желание
    определяется смыслом, которым человек
    вкладывает в свою деятельность.

    Период
    новорожденности и младенчество является
    сензитивными, чувствительными этапами
    для развития двух базовых свойств
    человека:

    — доверие к миру

    — потребность и
    умение любить и быть любимым.

    Что значит
    уметь любить?

    Признаки любви:

    — желание физического
    контакта.

    — контакт глаз.


    пристальное внимание, желание уделять
    время только этому человеку.

    — учет
    потребностей другого человека.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник