Периодизация психического развития ребенка эльконина

Периодизация психического развития ребенка эльконина thumbnail

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Критерии периодизации[править | править код]

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]

Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]

Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]

Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).

Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]

Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).

Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
  • Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
  • Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).

Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.

Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]

Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
  • Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

  • потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
  • манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
  • феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.

Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
  • Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]

Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 
  • Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место с обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
  • Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Возрастная периодизация
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие
  • Эльконин, Даниил Борисович
  • Нормативные кризисы развития

Источник

Ïî÷åìó ìàëåíüêèå äåòè ñ÷èòàþò êðàñèâûõ ëþäåé äîáðûìè è êàê ôîðìèðóåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü. Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ ïîíèìàíèåì ýìîöèé, ïîìîãàåò ðåáåíêó õîðîøî ó÷èòüñÿ è ëåãêî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ îêðóæàþùèìè. Êàê íàó÷èòü ðåáåíêà ñïðàâëÿòüñÿ ñ ëþáûìè ïðîáëåìàìè.

Ñîöèàëüíîå íàó÷åíèå — ñèòóàöèÿ, êîãäà ìû ó÷èìñÿ ðåøàòü ïðîáëåìû, íàáëþäàÿ çà òåì, êàê ýòî äåëàþò äðóãèå. Íî áîëåå âàæåí äðóãîé âàðèàíò, êîãäà îäèí ÷åëîâåê ó÷èò äðóãîãî, êàê ïðàâèëüíî ÷òî-òî äåëàòü. Ýòî ìîæíî íàáëþäàòü äàæå â ìëàäåí÷åñòâå ïî îòíîøåíèþ ê ñàìûì ðàçíûì âåùàì. Õîòÿ íàì êàæåòñÿ, ÷òî ñîöèàëüíîå íàó÷åíèå — ýòî î÷åíü ïîçäíåå ïðèîáðåòåíèå, íå òàê ÷àñòî âñòðå÷àþùååñÿ â îáû÷íîé æèçíè, ïîñëåäíèå äàííûå óêàçûâàþò íà òî, ÷òî îïðåäåëåííàÿ ôîðìà ýòîãî ïðîöåññà ñóùåñòâåííà äëÿ ÷åëîâåêà âíå çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà èëè êóëüòóðû.

Ñî âðåìåíåì ðåáåíîê íà÷èíàåò äåìîíñòðèðîâàòü çíà÷èòåëüíî áîëåå ñëîæíûå ôîðìû ýìîöèîíàëüíûõ ÿâëåíèé: ïå÷àëü èëè ãíåâ, à íå ïðîñòî íåãàòèâíîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, ãîðäîñòü èëè ðàäîñòü, à íå ïðîñòî ïîëîæèòåëüíàÿ ýìîöèÿ. Ýòè ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ êóëüòóðíî íàñûùåíû, çà íèìè ñòîèò ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ñîöèàëüíûõ äåéñòâèé, è îíè âûõîäÿò çà ïðåäåëû òåêóùåé ñèòóàöèè. Íàïðèìåð, ìû íå ìîæåì ãîâîðèòü î ãîðäîñòè, åñëè íå ïîäðàçóìåâàëè ïîñòàíîâêó öåëè.

 íà÷àëå äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðåáåíêó òðóäíî ïðèíÿòü, ÷òî òîò, êòî âûãëÿäèò ñèìïàòè÷íî è óëûáàåòñÿ, ìîæåò èìåòü ïëîõèå íàìåðåíèÿ. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ðåáåíîê ïðèîáðåòàåò ýìîöèîíàëüíûå ìåõàíèçìû, êîòîðûå ïîçâîëÿþò ðàçëè÷àòü òàêèå îöåíêè è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ îñìîòðèòåëüíî, íà îñíîâå îïûòà. Åñëè ÷åëîâåê âåë ñåáÿ ïî îòíîøåíèþ ê ðåáåíêó íåãàòèâíî, òî îí â ìåíüøåé ìåðå ïîâåðèò åãî òåêóùèì ýìîöèîíàëüíûì âûñêàçûâàíèÿì. Íî åñëè, êàê â ñêàçêå î Êðàñàâèöå è ×óäîâèùå, áîëüøîé è ñòðàøíûé çâåðü ïîñòóïàåò ïî-äîáðîìó, çàáîòëèâî, òî ðàçóìíî è ïðàâèëüíî äîâåðÿòü åìó è îòíîñèòüñÿ ê íåìó õîðîøî.

Êàê îòäåëÿòü ïîñòóïêè îò ýìîöèé

×òîáû îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ñóùåñòâåííîå, íàïðèìåð íà ïîñòóïêè ÷åëîâåêà, à íå íà íåïîñðåäñòâåííîå è âíåøíåå â åãî ïîâåäåíèè èëè íà ïîëüçó ìûòüÿ ðóê, à íå íà íåîáõîäèìîñòü îòâëå÷üñÿ ðàäè ýòîãî îò èãðû, ðåáåíîê äîëæåí ñîõðàíÿòü ýìîöèîíàëüíûé îïûò ïðåäûäóùèõ ñîáûòèé, äàæå êîãäà ñàìè ýòè ñîáûòèÿ ïðîøëè. Äàæå åñëè îïûò ïðîòèâîðå÷èò òîìó, ÷òî ïðîèñõîäèò çäåñü è ñåé÷àñ. Ýòîò ÷åëîâåê óëûáàåòñÿ, è åãî íóæíî îöåíèâàòü êàê õîðîøåãî, íî ÷åðåç íåáîëüøîå âðåìÿ òîò æå ÷åëîâåê ïîñòóïàåò ïëîõî. Ñåé÷àñ èäòè ÷èñòèòü çóáû íå õî÷åòñÿ, íî â÷åðà, êîãäà ïî÷èñòèë, áûëî ïðèÿòíîå îùóùåíèå ñâåæåñòè. Åñëè ñîõðàíèòü â ïàìÿòè ñîáûòèÿ è ïîñëåäñòâèÿ, òî ìîæíî ñîïîñòàâëÿòü èõ è äåëàòü âûâîä î áîëåå ñóùåñòâåííîé èíôîðìàöèè: îáû÷íî ýòîò ÷åëîâåê ïëîõîé èëè õîðîøèé, çàáîòèòñÿ îí îáî ìíå èëè, íàîáîðîò, îïàñåí. Ìîæíî âåñòè ñåáÿ áîëåå âíåñèòóàòèâíî, ëó÷øå ïîíèìàòü ñåáÿ è ïîìîãàòü ñåáå ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, íàèáîëåå ïîëíî îòâå÷àþùèå ñâîåé ñîáñòâåííîé ìîòèâàöèè.

Íàïðèìåð, ðåáåíîê ïîíèìàåò, ÷òî ìàìà åãî ëþáèò, íî ïðè ýòîì ìîæåò åãî ðóãàòü. Åñëè îí â ñîñòîÿíèè ïîìíèòü ÷óâñòâà, òî ðåáåíîê ñåðäèòñÿ, íî ïîìíèò, ÷òî ìàìà åãî ëþáèò è îí ëþáèò ìàìó, òî åñòü ìèð íå ðóõíóë. Ïîêà ó ðåáåíêà íåò ìåõàíèçìà, ñîõðàíÿþùåãî ýìîöèîíàëüíóþ èíôîðìàöèþ, êàæäóþ ñåêóíäó ìèð áóäåò ìåíÿòüñÿ, à îòíîøåíèå ê äðóãèì ëþäÿì áóäåò ñèòóàòèâíûì. Íàïðèìåð, èñïûòûâàÿ ãîëîä, ìàëûø áóäåò ñ÷èòàòü, ÷òî åäà — õîðîøàÿ âåùü, íî, äàæå ñëåãêà íàñûòèâøèñü, ïîäóìàåò, ÷òî åäà — ýòî ïëîõî è îíà íå ñòîèò òîãî, ÷òîáû îòêàçàòüñÿ îò ïðîãóëêè, íå îòäàâàÿ ñåáå îò÷åòà â òîì, ÷òî ÷åðåç ïîë÷àñà ïðîãóëêà ñòàíåò íå â ðàäîñòü èç-çà òîãî, ÷òî îí ïðîãîëîäàåòñÿ.

Ýìîöèîíàëüíûå êîíñòðóêöèè íóæíû, ÷òîáû ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ. ×åì îíè áîëåå àíàëèòè÷íî óñòðîåíû, òåì îíè ïîëåçíåå, òåì áîëåå ýôôåêòèâíûå ðåøåíèÿ îíè ïîìîãàþò ïðèíÿòü.

Êàê ìëàäåíöû ó÷àòñÿ ïîíèìàòü ñâîè ýìîöèè

Íà êàæäîì èç âîçðàñòíûõ ýòàïîâ ñâîè âîçìîæíîñòè ïî ïåðåðàáîòêå ýìîöèîíàëüíîé èíôîðìàöèè. Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ ðàçâèòèÿ ñõîäÿòñÿ â òîì, ÷òî íà ñàìîì ñòàðòå æèçíè ýìîöèîíàëüíàÿ îöåíêà ñîáûòèé î÷åíü ïðîñòàÿ: õîðîøåå èëè ïëîõîå, îæèäàë èëè íå îæèäàë — ýòî ïðåäçàäàííàÿ ôîðìà îöåíêè ìèðà. Êîãäà ìû ñòàíîâèìñÿ ñàìîñòîÿòåëüíûìè, ðåøåíèÿ íóæíî ïðèíèìàòü íà áîëåå ñåðüåçíîé îñíîâå. Ìëàäåíöàì ñëîæíî ïðîàíàëèçèðîâàòü, ÷òî îçíà÷àåò èõ ïëîõîå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå. Ðåáåíîê èñïûòûâàåò íåãàòèâ èëè ïîçèòèâ, íî åìó íóæíû èíñòðóìåíòû, ÷òîáû ýòî èíòåðïðåòèðîâàòü è ñîîòíåñòè ñâîè ÷óâñòâà ñ ñîáûòèÿìè, êîòîðûå ïîðòÿò èëè óëó÷øàþò íàñòðîåíèå.

Ïî ïðåäïîëîæåíèþ Ä. Ãåðåãåé (G. Geregely) è Ö. Óíîêà (Z. Unoka), èñòî÷íèêîì òàêîé èíôîðìàöèè ñòàíîâèòñÿ áëèçêèé óõàæèâàþùèé âçðîñëûé, íàïðèìåð ìàìà. Îíà, ðåàãèðóÿ íà ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ìëàäåíöà, çåðêàëèò èõ, òî åñòü îòîáðàæàåò ìèìè÷åñêè è ãîëîñîì èõ áîëåå òî÷íîå çíà÷åíèå. Òàêîå ïîâòîðåíèå ñîïðîâîæäàåòñÿ èíòåðïðåòèðóþùèìè êîììåíòàðèÿìè: «Òû òàê ïëà÷åøü, ïîòîìó ÷òî óñòàë!» ×åì áîëüøå ìàìà ñòðåìèòñÿ ñîîòâåòñòâîâàòü êîíòåêñòó, ðåàëüíûì îáñòîÿòåëüñòâàì, òèïè÷íîìó ïîâåäåíèþ ðåáåíêà â òàêèõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, òåì òî÷íåå ïîëó÷àåòñÿ èíòåðïðåòàöèÿ. Ðåáåíîê çàïîìèíàåò ýòó èíôîðìàöèþ.

Ïîâåäåíèå ìàìû — ýòî ÿêîðü äëÿ íåîôîðìëåííûõ ýìîöèé. Âïîñëåäñòâèè â ïîõîæåé ñèòóàöèè èõ ìîæíî áóäåò ïîíèìàòü, à çíà÷èò, ïðåäñêàçûâàòü äàëüíåéøåå è âåñòè ñåáÿ îïðåäåëåííûì îáðàçîì, ÷òîáû ñïðàâèòüñÿ ñ ñèòóàöèåé. Åñëè ÿ ÷óâñòâóþ ñåáÿ âîò òàêèì îïðåäåëåííûì îáðàçîì, ýòî çíà÷èò, ÷òî ÿ óñòàë, íóæíî íàéòè êîìôîðòíûå óñëîâèÿ è îòäîõíóòü. À äðóãîå ñîñòîÿíèå, ïóñòü òîæå íåïðèÿòíîå, íî îçíà÷àåò äðóãîå: ÿ ãîëîäåí — íóæíî íàéòè ïèùó, íàïðèìåð, èëè ÿ çàñêó÷àë — íóæíî ÷òî-òî èíòåðåñíîå. Ïðàêòè÷åñêè îäèíàêîâî íåãàòèâíûå ñîñòîÿíèÿ íà÷èíàþò ïåðåæèâàòüñÿ è äàæå âûðàæàòüñÿ ïî-ðàçíîìó, ÷òî ïîçâîëÿåò òî÷íåå ðåøàòü æèçíåííûå çàäà÷è. Âíèìàòåëüíûå ðîäèòåëè çàìå÷àþò, íàñêîëüêî ïî-ðàçíîìó çâó÷èò ïëà÷ íîâîðîæäåííîãî, ÷åòûðåõìåñÿ÷íîãî è ãîäîâàëîãî ìàëûøà: ïîÿâëÿåòñÿ âñå áîëüøå ôîðì, è èõ ñìûñë ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíåå äëÿ ïàðòíåðà ïî îáùåíèþ.

Ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíàÿ îöåíêà

 âîçðàñòíîì ðàçâèòèè ýìîöèé åñòü ôåíîìåí, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíîé îöåíêîé. Ýòî ñèòóàöèÿ, êîãäà ñîáûòèå, êîòîðîå äîëæíî âûçûâàòü ó ðåáåíêà îäíó ýìîöèþ, ïðè îïðåäåëåííîé èíòåðïðåòàöèè ýòîãî ñîáûòèÿ ìàìîé âûçûâàåò ñîâåðøåííî äðóãèå ÷óâñòâà.

 ýêñïåðèìåíòàõ Ýëåàíîð Ãèáñîí èñïîëüçîâàëñÿ ñòîë èç ïðîçðà÷íîãî ìàòåðèàëà, ïîä êîòîðûì ñ ïîìîùüþ ñâèñàþùåãî êëåò÷àòîãî ìàòåðèàëà áûë ÿâíî îáîçíà÷åí îáðûâ. Äåâÿòèìåñÿ÷íûé ðåáåíîê ïîäïîëçàë ê êðàþ «îáðûâà» è íà÷èíàë îùóïûâàòü ñòåêëî, íå ðåøàÿñü ïîëçòè äàëüøå. Èññëåäîâàòåëè ðàçâèòèÿ ýìîöèé ïîïðîñèëè â òàêîé ñèòóàöèè ñòîÿùóþ ñ äðóãîé ñòîðîíû ñòîëà ìàìó çâàòü ðåáåíêà, óëûáàòüñÿ, ãîâîðèòü, ÷òî âñå íîðìàëüíî. Îêàçàëîñü, ÷òî áîëüøèíñòâî äåòåé ðåøàþòñÿ ïåðåïîëçòè ÷åðåç «îáðûâ» â ýòîì ñëó÷àå.

Êîãäà ýòîò ôåíîìåí çàìåòèëè âïåðâûå, îí âûçâàë ìíîãî äîïîëíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèé, ãäå àâòîðû âàðüèðîâàëè óñëîâèÿ: áóäåò ëè ìàìà èñïîëüçîâàòü òîëüêî ãîëîñ èëè äîáàâèò óëûáêó, áóäåò ëè òàêîé ýôôåêò, åñëè ïûòàòüñÿ ïðåäñòàâèòü ñòðàøíîé áåçîïàñíóþ ñèòóàöèþ. Îêàçàëîñü, ÷òî ìàìå ïðîùå âûçâàòü îïàñåíèÿ ïî îòíîøåíèþ ê ÷åìó-ëèáî íåñòðàøíîìó, ÷åì íàîáîðîò, è â ýòîì ïðîÿâëÿåòñÿ îñòîðîæíîñòü íàøåé ïñèõèêè. Íî ãëàâíîå, ÷òî â öåëîì òàêîå âîçìîæíî ïðè ñìåíå ïîëîæèòåëüíîãî íà îòðèöàòåëüíîå è íàîáîðîò: ðåáåíîê âèäèò ïðîÿâëåíèå ýìîöèè ìàìû ïî îòíîøåíèþ ê îáúåêòó è íà÷èíàåò âåñòè ñåáÿ ñ íèì â ñîîòâåòñòâèè ñ ýòîé ýìîöèåé, õîòÿ äî ìàìèíîé ðåàêöèè îòíîñèëñÿ ê ýòîìó îáúåêòó ñîâåðøåííî ïî-äðóãîìó.

Ýìîöèîíàëüíàÿ ïðèâÿçàííîñòü

Ìû (Kotova, Yudina, 2014) ïðîâåëè èññëåäîâàíèå, â êîòîðîì ïîñìîòðåëè, â êàêîé ìåðå ýòîò ôåíîìåí — ñïîñîáíîñòü ìëàäåíöåâ ïîëàãàòüñÿ íà ýìîöèè ìàìû — áóäåò ïðåäñòàâëåí ó ðåáÿò ñ ðàçíûì òèïîì ïðèâÿçàííîñòè. Ïðèâÿçàííîñòü — ýòî âàæíûé ýëåìåíò ìëàäåí÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, õàðàêòåðèñòèêà ýìîöèîíàëüíûõ îòíîøåíèé ìåæäó ðåáåíêîì è áëèçêèì óõàæèâàþùèì âçðîñëûì. Îíà óêàçûâàåò íà äîâåðèå ðåáåíêà ê ìèðó, êîòîðîå ñôîðìèðîâàíî, åñëè ðåáåíîê óáåæäåí, ÷òî ìàìà áóäåò âñåãäà ðÿäîì, à çíà÷èò, îí ñìîæåò ñïðàâèòüñÿ ñ ëþáîé òðóäíîé ñèòóàöèåé. Ôîðìèðîâàíèå ïðèâÿçàííîñòè çàâåðøàåòñÿ â âîçðàñòå îò äåâÿòè ìåñÿöåâ äî ãîäà ñ íåáîëüøèì.

Äåòè ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ, ëèøåííûå îùóùåíèÿ, ÷òî ìàìà ïîìîæåò â ëþáîé ñèòóàöèè, ÷àñòî ôîðìèðóþò çàâèñèìîå ïîâåäåíèå âî âçðîñëîì âîçðàñòå. Íåíàäåæíàÿ ïðèâÿçàííîñòü êîððåëèðóåò ñ àãðåññèâíûì ïîâåäåíèåì ó ìàëü÷èêîâ â øêîëüíîì âîçðàñòå, à âî âçðîñëîì âîçðàñòå — ñ òðóäíîñòÿìè â ñîâëàäàíèè ñî ñòðåññîì.

Êàê ôîðìèðóåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü

Ñóùåñòâóþò äàííûå, ÷òî ê ôîðìèðîâàíèþ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòè ïðèâîäèò îïðåäåëåííûé õàðàêòåð ïîâåäåíèÿ ìàìû. Îí ñâÿçàí ñ åå ãîòîâíîñòüþ ñîãëàñîâàííî ðåàãèðîâàòü íà ýìîöèè ðåáåíêà. Åñëè ìàìà ïðèíèìàåò ðåøåíèå, îðèåíòèðóÿñü íà ýìîöèè ðåáåíêà, òî âåðîÿòíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòè çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì åñëè íå ïðèäàåò ýòîìó çíà÷åíèÿ èëè ðåàãèðóåò íåñîãëàñîâàííî, òî ÷ðåçìåðíî ïðèäàâàÿ çíà÷åíèå íåêîòîðûì ïðîÿâëåíèÿì, òî ïðîïóñêàÿ èõ.

×àñòî ìîæíî ñëûøàòü îò íåêîòîðûõ ðîäèòåëåé, ÷òî ê ïëà÷óùåìó â êðîâàòêå ðåáåíêó ëó÷øå íå ïîäõîäèòü, èíà÷å îí ïðèâûêíåò ïîñòîÿííî íàõîäèòüñÿ íà ðóêàõ. Èíîãäà ðîäèòåëè òåðÿþòñÿ â ñèòóàöèè, êîãäà ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò ðåçêèå íåãàòèâíûå ýìîöèè â ïðèñóòñòâèè äðóãèõ ëþäåé.  ýòîì ñëó÷àå ðîäèòåëè íå äîâåðÿþò ñâîåé ðåàêöèè íà ïåðåæèâàíèÿ ðåáåíêà, à ïûòàþòñÿ ñëåäîâàòü ìíîæåñòâåííûì, ïîä÷àñ ìîë÷àëèâûì ñîâåòàì ñî ñòîðîíû.

Ìàìà äëÿ ýìîöèé ìëàäåíöà âûñòóïàåò êàê çåðêàëî, ïîçâîëÿþùåå ðåáåíêó èíòåðïðåòèðîâàòü, ÷òî ïðîèñõîäèò. Åñëè çåðêàëî, â êîòîðîå âû ñìîòðèòåñü, áóäåò îòðàæàòü åùå êîãî-íèáóäü è èñêàæàòüñÿ, òî øàíñû óâèäåòü â íåì ñâîè ýìîöèîíàëüíûå ïðîÿâëåíèÿ î÷åíü ìàëû. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ âû ïåðåñòàíåòå äîâåðÿòü ýòîìó çåðêàëó è ïîòåðÿåòå íàäåæäó ðàçîáðàòüñÿ â êëóáêå ýìîöèé, êîòîðûé âíóòðè âàñ ïðîèñõîäèò, îí ïåðåñòàíåò áûòü ñèãíàëîì ê ÷åìó-ëèáî, à çíà÷èò, ïðîãíîçèðîâàòü ïîñëåäñòâèÿ äëÿ ñåáÿ òåõ èëè èíûõ ñîáûòèé è ñîáñòâåííûõ âûáîðîâ ìîæíî áóäåò ëèøü íà ñèòóàòèâíûõ, èçìåí÷èâûõ, íåñóùåñòâåííûõ îñíîâàíèÿõ.

Êàê ïðèâÿçàííîñòü âëèÿåò íà âîñïðèÿòèå ýìîöèé

Ìû ñðàâíèëè ñâÿçü ïðèâÿçàííîñòè ñ ñîöèàëüíî-ðåôåðåíòíîé îöåíêîé è óâèäåëè, ÷òî ðåáÿòà ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ äîâåðÿþò ýìîöèÿì ìàòåðè.  èññëåäîâàíèè ìàìû ïîêàçûâàëè ìèëóþ ïëþøåâóþ èãðóøêó, íîâóþ è íåçíàêîìóþ äëÿ ðåáåíêà, è ãîâîðèëè, ÷òî îíà ïëîõàÿ è îïàñíàÿ. Äåòè ñíà÷àëà áûëè íåìíîãî ðàñòåðÿíû, íî, êîãäà èãðóøêà îêàçûâàëàñü ó íèõ â ðóêàõ, ïîâòîðÿëè ýìîöèþ ìàòåðè. Ðåáÿòà ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ïîêàçûâàëè ýìîöèþ, ïðèâû÷íóþ äëÿ ýòîé èãðóøêè, à íå òî, ÷òî äåìîíñòðèðîâàëà ìàìà.

Êàæåòñÿ, ÷òî äåòè ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ óäèâèòåëüíî íàèâíûå è äîâåð÷èâûå, ãîòîâûå ïðèíèìàòü ñëîâà ìàìû íà âåðó. Íî èíòåðïðåòàöèÿ ôàêòîâ òàêîâà, ÷òî ðåáÿòà ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ çíàþò: íà ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè ìàìû ìîæíî ïîëàãàòüñÿ, îíè ñîîòâåòñòâóþò ÷åìó-òî â îáúåêòèâíîì ìèðå. Ìàìà ëó÷øå ïðåäñêàçûâàåò òâîè ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ, ÷åì òû ñàì ïðè ïåðâîì ñòîëêíîâåíèè ñ íîâûì ïðåäìåòîì.

Åñëè ìàìà â æèçíè ïîâòîðÿåò è óòî÷íÿåò ýìîöèè ðåáåíêà — ðàäîñòü èëè ïå÷àëü, — ðåáåíîê ïîíèìàåò, ÷òî ìîæíî îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ìàìó, ÷òîáû ïîíèìàòü ñåáÿ ñàìîãî. Ýòî ïîìîãàåò ïðèíèìàòü áîëåå ýôôåêòèâíûå ðåøåíèÿ â æèçíè, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò íàó÷èòüñÿ ñðàâíèâàòü, àíàëèçèðîâàòü è ïðåäñêàçûâàòü ñâîè ýìîöèè, ðåàêöèè íà áóäóùèå ñîáûòèÿ.

Ðåáåíîê ñ íàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ëó÷øå îïðåäåëÿåò, êîìó èç âçðîñëûõ ñòîèò äîâåðÿòü, à êîìó íåò, ïîòîìó ÷òî îí óìååò èñïîëüçîâàòü ñîáñòâåííûå ýìîöèè êàê ñèãíàëû áîëåå ýôôåêòèâíî.  ìîìåíò, êîãäà îí âèäèò ÷åëîâåêà óëûáàþùèìñÿ, ðåáåíîê ïîìíèò, êàêèå ýìîöèè ó íåãî áûëè â÷åðà è ïîçàâ÷åðà, è ìîæåò ýòî ñîïîñòàâëÿòü. À ðåáåíîê ñ íåíàäåæíîé ïðèâÿçàííîñòüþ ñâîèì ýìîöèÿì ïðîñòî íå äîâåðÿåò, ïîýòîìó íå ñ÷èòàåò íóæíûì èõ ñîõðàíÿòü. Òàê æå è ïî îòíîøåíèþ ê ñîáûòèÿì. Íàïðèìåð, îùóùåíèÿ óñïåõà îò äîñòèæåíèÿ öåëè â ïðåäûäóùèå ìîìåíòû ïîçâîëÿþò ïîòåðïåòü äîñàäó îò íåóäà÷íûõ ïîïûòîê è íàéòè â ñåáå ñèëû ïðîáîâàòü íîâûå âàðèàíòû ðåøåíèÿ ïðîáëåìû.

Ðàçâèòèå ýìîöèé ó äîøêîëüíèêîâ

 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ñîáûòèå, êîòîðîå äàåò òî÷êó äëÿ îòñ÷åòà ñîáñòâåííûõ ýìîöèé, — ýòî ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà.  ýòîì âîçðàñòå âàæíî íå ñòîëüêî íàó÷èòüñÿ ïîíèìàòü, ÷òî ÿ ÷óâñòâóþ çäåñü è ñåé÷àñ, à ñîõðàíÿòü ÷óâñòâà âîïðåêè äèíàìèêå àêòóàëüíûõ ýìîöèé. Íàõîäÿñü â êâàðòèðå, ÷óâñòâîâàòü, ÷òî ìíå òåïëî, íî çíàòü, ÷òî ÿ äîëæåí õîðîøî îäåòüñÿ, âûõîäÿ íà ïðîãóëêó, âåäü íà óëèöå ìèíóñ äâàäöàòü. Õîòåòü äîáèòüñÿ êàêîé-òî öåëè, à ïîòîìó ðàáîòàòü íàä íåé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îòâëåêàåò. Ñåðäèòüñÿ íà ÷åëîâåêà èç-çà êàêîãî-òî ïîñòóïêà, íî íå ïåðåñòàâàòü èç-çà ýòîãî ëþáèòü åãî.

Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ çíàåò âûðàæåíèå Âûãîòñêîãî î òîì, ÷òî âî âðåìÿ èãðû â äîêòîðà ðåáåíîê ðàäóåòñÿ êàê èãðàþùèé è ïëà÷åò êàê ïàöèåíò. Ýòî ðàçäâîåííîñòü ýìîöèîíàëüíîãî ôîíà: ÿ ïëà÷ó, êàê áóäòî ÿ ïàöèåíò è ìíå áîëüíî, èëè ðàäóþñü îòòîãî, ÷òî ñîñòîþ â óâëåêàòåëüíîì äåëå. Ýòî òðåíèðîâêà äâóõñëîéíîñòè íàøåãî ñîçíàíèÿ, êîòîðàÿ ñ ëåãêîñòüþ ïåðåíîñèòñÿ â ñîñòîÿíèå, êîãäà ÿ äîëæåí ïîíèìàòü, ÷òî õîòÿ ïðÿìî ñåé÷àñ ÿ ðàññåðäèëñÿ íà äðóãà çà òî, ÷òî îí ìåíÿ óäàðèë, íî îí ìîé äðóã, îí ñäåëàë ýòî ñëó÷àéíî è ÿ êîãäà-òî äåëàë ÷òî-òî íå÷àÿííî, ïîòîìó ÿ ïîòåðïëþ è èçâèíþ åãî.

Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî ðîëü çåðêàëà, â êîòîðîì ðåáåíîê ìîæåò óâèäåòü ñâîè ÷óâñòâà è ðàçîáðàòüñÿ â òîì, êàê îíè ñâÿçàíû ñ òåêóùèìè ýìîöèÿìè, ñîáûòèÿìè è îòíîøåíèÿìè ñ äðóãèìè ëþäüìè, â äîøêîëüíîì âîçðàñòå âûïîëíÿþò ñþæåòû èãð, òî÷íåå, òå ñîöèàëüíûå ìîäåëè, êîòîðûå â íèõ çàêëþ÷åíû.  îáîèõ âîçðàñòàõ — è â ìëàäåí÷åñòâå, è â äîøêîëüíîì âîçðàñòå — äëÿ òîãî, ÷òîáû îñâîèòü ôîðìó ýìîöèé, ïîçâîëÿþùóþ ïîíèìàòü ñåáÿ è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ â áîëüøåì ñîîòâåòñòâèè ñî ñâîèìè ñîáñòâåííûìè âíåñèòóàòèâíûìè ìîòèâàìè, íåîáõîäèì îïûò ñîãëàñîâàííîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè ïî ýìîöèîíàëüíî çíà÷èìûì ïîâîäàì, çàêðåïëåííûé âî âíåøíåé, «çíàêîâîé» ôîðìå, áóäü òî ìèìèêà, ñëîâà è äåéñòâèÿ ìàìû èëè ðîëè, ýìîöèè è äåéñòâèÿ ïàðòíåðà â èãðå.

Äëÿ ïîäðîñòêà æå òàêèì çåðêàëîì, íåîáõîäèìûì äëÿ îñâîåíèÿ öåííîñòåé, êàê ôîðìû ýìîöèé, âûñòóïàþò ìíîãî÷èñëåííûå ïîäðîñòêîâûå «ðàçãîâîðû» — êàê â âèäå êíèã, ìóçûêè, ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ äåéñòâèé, òàê è â âèäå îáûêíîâåííîãî îáñóæäåíèÿ ñåáÿ è äðóãèõ, êîòîðîå ïîñòîÿííî ïðèñóòñòâóåò â èõ ìåæëè÷íîñòíîì îáùåíèè.

Àâòîð: Òàòüÿíà Êîòîâà êàíäèäàò ïñèõîëîãè÷åñêèõ íàóê, ñòàðøèé íàó÷íûé ñîòðóäíèê Ëàáîðàòîðèè êîãíèòèâíûõ èññëåäîâàíèé ïðè Øêîëå àêòóàëüíûõ ãóìàíèòàðíûõ èññëåäîâàíèé ÐÀÍÕèÃÑ

Источник