Перинатальный период развития ребенка психология

Перинатальный период развития ребенка психология thumbnail

Ребенка,
находящегося в утробе матери, называют
плодом, а после рождения ребенка называют
новорожденным в течение 4 недель.
Перинатальная психология (peri-вокруг;
natalis — относящийся к рождению) — это наука
о психической жизни в перинатальном
периоде, ее влиянии на формирование
личности человека, а так же о связи плода
и новорожденного с матерью и о влиянии
психической жизни матери на ребенка.
Перинатальная психология — новое
направление в психологии. Как наука оно
существует около 30 лет и быстро развивается
в цивилизованных странах. Создана
Всемирная Ассоциация перинатальной
психологии, имеющая свои отделения в
различных городах и странах.

Перинатальная психология исходит из
двух основных утверждений: наличия у
плода психической жизни, а также наличие
долговременной памяти у плода и
новорожденного.

Предполагается, что долговременная
память плода распространяется на
события, происходящие во время
беременности, родов и в послеродовом
периоде. Эти события влияют на формирование
подсознания и на формирование психических
и поведенческих реакций взрослого
человека. Особенно сильно перинатальные
события влияют на поведение человека
в критических ситуациях (стресс, развод,
служебные трудности, аварии и т.п.). Кроме
того, перинатальный период оказывает
влияние на отношение человека к службе
в армии, войне, сексу, азартным играм, а
также ответственен за тягу человека к
экстремальным видам спорта, и вообще
ко всему «острому».

Основателем теоретической базы считается
С. Гроф, который предложил теорию
«перинатальных матриц». Кратко его
основные положения заключаются в
следующем: у человека перинатальные
события фиксируются в виде клише
(штампов) — стойких функциональных
структур, являющихся базовыми для его
психических и физических реакций и
соответствующих процессу беременности,
родов и послеродового периода. Они и
называются базовыми перинатальными
матрицами. С. Гроф выделяет четыре
основных матрицы.

  1. Матрица наивности (амниотическая
    Вселенная).

Биологическую основу этой матрицы
составляет симбиотический союз плода
с материнским организмом во время его
внутриутробного существования. Если
не возникает каких-либо помех, такая
жизнь близка к идеальной. Однако различные
факторы физической, химической,
биологической и физиологической природы
могут отрицательно повлиять на это
состояние. На более поздних стадиях
ситуация может стать менее благоприятной
также из-за размера плода, механического
сжатия или неудовлетворительной работы
плаценты. Для формирования матрицы
наивности необходимо наличие сформированной
коры головного мозга у плода. Таким
образом, ее формирование относят к 22-24
неделе беременности. Некоторыми авторами
предполагается наличие клеточной и
волновой памяти, а, следовательно,
матрица наивности может начать
формироваться сразу после зачатия и
даже до него.

Эта матрица формирует жизненный потенциал
человека, его потенциальные возможности,
способность к адаптации. У желанных
детей, детей желанного пола, при здоровой
беременности базовый психический
потенциал выше, и это наблюдение было
сделано человечеством очень давно.

  1. Матрица
    жертвы.

Формируется с момента начала родовой
деятельности до момента полного или
почти полного раскрытия шейки матки,
что примерно соответствует первому
периоду родов. Ребенок испытывает силы
давления схваток, некоторую гипоксию,
а «выход» из матки закрыт. При этом
ребенок частично сам регулирует свои
роды выбросом собственных гормонов в
кровоток матери через плаценту. Если
нагрузка на ребенка слишком высока и
есть опасность гипоксии, то он может
несколько затормозить свои роды, чтобы
успеть адаптироваться. С этой точки
зрения стимуляция родов нарушает
естественный процесс взаимодействия
матери и плода, формируя патологическую
матрицу жертвы. С другой стороны, страх
матери перед родами провоцирует выброс
матерью гормонов стресса, происходит
спазм сосудов плаценты, гипоксия плода,
что также формирует патологическую
матрицу жертвы. Активация этой матрицы
при действии неблагоприятных факторов
на протяжении последующей жизни человека
может приводить к выявлению в памяти
ситуаций, угрожающих выживанию или
целостности тела человека. Возможны
переживания нахождения в замкнутом
пространстве, чувство загнанности в
ловушку, безвыходной ситуации, которой
не видится конца, чувство вины и
неполноценности, бессмысленность и
абсурдность человеческого существования,
неприятные телесные проявления (ощущение
гнета и давления, сердечная недостаточность,
жар и озноб, потливость, затрудненное
дыхание).

При плановом кесаревом сечении эта
матрица сформироваться не может, в то
время как при экстренном кесаревом
сечении она формируется.

3. Матрица
борьбы.

Онаформируется
с конца периода раскрытия до момента
рождения ребенка, что примерно
соответствует 2 периоду родов. Она
характеризует активность человека в
моменты жизни, когда от его активной
или выжидательной позиции нечто зависит.
Если мать вела себя в потужном периоде
правильно, помогала ребенку, если он
чувствовал, что в период борьбы он не
одинок, то в дальнейшей жизни его
поведение будет адекватным ситуации.
При кесаревом сечении, как плановом,
так и экстренном, матрица, видимо, не
формируется, хотя это считается спорным.
Скорее всего, она соответствует моменту
извлечения ребенка из матки в процессе
операции.

Читайте также:  Форма выписки из карты развития ребенка

4.Матрица
свободы.

Эта
матрица
начинает
формироваться с момента рождения. Ее
формирование заканчивается либо в
период первых семи дней после рождения,
либо в первый месяц после рождения.
Считают, что эта матрица может
пересматриваться всю жизнь человека,
т.е. человек всю жизнь пересматривает
свое отношение к свободе и собственным
возможностям, учитывая обстоятельства
своего появления на свет. У исследователей
нет единства по вопросу продолжительности
формирования 4-й матрицы. Если ребенок
по некоторым причинам разлучен с матерью
после рождения, то во взрослом возрасте
свободу и независимость он может
расценивать как обузу и мечтать о
возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным
вскармливанием до года, хорошим уходом
и любовью можно компенсировать негативные
перинатальные матрицы (например, если
было кесарево сечение, если ребенок
попал сразу после рождения в детскую
больницу и был разлучен с матерью и
т.п.).

Если ребенок
может подвергаться влиянию матери, то
возникает важный практический вопрос
о возможности его внутриутробного
воспитания. Перинатальная психология
утверждает, что это не только возможно,
но и необходимо. Для этого существуют
программы пренатального (дородового)
воспитания, в которых подчеркивается
значимость достаточного количества
положительных эмоций, испытываемых
матерью. Во все времена беременным
рекомендовали смотреть на красивое
вокруг (природа, море), не расстраиваться
по пустякам. Очень хорошо, если будущая
мать будет рисовать (даже не умея этого
делать) и в рисунке будет передавать
свои ожидания, тревоги и мечты. Кроме
того, большой положительный эффект
имеет рукоделие. К положительным эмоциям
относится и так называемая «мышечная
радость», которую испытывает ребенок
при занятиях мамой физкультурой и
спортом, при продолжительных прогулках.
 

Конечно, все положения о матрицах в
значительной степени являются гипотезой,
но некоторые подтверждения эта гипотеза
получила при изучении пациенток,
перенесших кесарево сечение. Последнее
приводит к тому, что рождающийся
посредством кесарева сечения ребенок
не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти
матрицы не могут проявиться в последующей
жизни. 

Вместе с тем известно, что опытные
акушеры уже давно стремятся (в случае
отсутствия страдания плода) при операции
кесарева сечения сдержать стремительное
извлечение новорожденного, ибо это
через ретикулярную формацию способствует
включению дыхательной системы, точнее,
первого вдоха новорожденного.

В последнее
время появились новые наблюдения,
расширяющие положение о роли перинатальных
матриц. Есть подтвержденное психотерапией
мнение о возможности активации матриц
как механизма усилия естественных
эволюционно выработанных способов
физиологической защиты и выздоровления
организма. 

Если признавать наличие у плода и
новорожденного возможности зафиксировать
информацию о перинатальном периоде на
всю жизнь, то тут же встает вопрос о
путях передачи этой информации от
беременной к плоду и обратно. Согласно
современным представлениям существуют
несколько основных путей такой передачи.
Считают, что передача информации может
осуществляться через маточно-плацентарный
кровоток (через плаценту передаются
гормоны, уровень которых частично
управляется эмоциями). Есть гипотеза
(волновой путь), что яйцеклетка, находящаяся
в благоприятных условиях, может принять
не любой сперматозоид, а только тот,
который совпадает с ней по характеристикам
электромагнитного излучения, а
оплодотворенная яйцеклетка также
извещает материнский организм о своем
появлении на волновом уровне. Вода также
может являться энергоинформационным
проводником и мать плоду может передавать
некую информацию просто через жидкостные
среды организма (водный путь).

Раньше всего у плода появляется осязание.
Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать
тактильные раздражители. Слуховой и
вестибулярный аппараты плода формируются
к 22 неделям беременности. Находясь в
утробе матери, дети тоже слышат. Однако,
им мешает шум материнского кишечника,
сосудов матки, стук сердца. Поэтому
внешние звуки доходят до них плохо. Но
мать они слышат хорошо, т.к. акустические
вибрации доходят до них через организм
матери. Доказано, что дети, матери которых
пели во время беременности, имеют лучший
характер, легче обучаемы, способнее к
иностранным языкам, усидчивее, а
недоношенные, у которых в кювезе играет
хорошая музыка, лучше прибавляют в весе.
Вдобавок поющие матери легче рожают,
т.к. у них нормализуется дыхание, они
научаются регулировать выдох. Внутриутробно
ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель
пьет околоплодные воды, а их вкус
несколько меняется, в зависимости от
пищи матери. При обилии сладкой пищи
воды сладкие. Обоняние же появляется
достаточно поздно, и некоторые доношенные
новорожденные не слышат запаха молока
матери несколько дней после рождения,
а дети в возрасте 10 дней уже отличают
свою мать по запаху.

Читайте также:  Работа по познавательному развитию ребенка в доу

Соседние файлы в папке Психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.

В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.

Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.

Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].

Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.

Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].

Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].

М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].

Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].

З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].

А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].

Читайте также:  Фильмы развитие ребенка по неделям

Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.

При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].

Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.

Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.

Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].

Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.

Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:

  1.              Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2.              Отношение к отцу ребенка.
  3.              Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].

Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.

Литература:

  1.              Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.
  2.              Боровикова, Н. В. Акмеологический потенциал беременной женщины / Н. В. Боровикова. — М.: Наука, 1998. — 334 с.
  3.              Добряков, И. В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И. В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.
  4.              Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — СПб.: Петербург 21 век, 1997. — 147 с.
  5.              Захаров, А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
  6.              Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.
  7.              Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257–1259.
  8.              Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.
  9.              Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.

Источник