Перечень технологий развития ребенка в образовательной деятельности

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)
      Предтечи, разновидности, последователи

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии
      Игровые технологии в дошкольном периоде
      Игровые технологии в младшем школьном возрасте
      Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии
      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 
      Технология проведения дискуссий
      Технология «Дебаты» 
      Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
      Дифференциация по уровню развития способностей
      Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 
      Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 
      Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 
6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 
      Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
      Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 
6.6. Технологии групповой деятельности
      Модель: групповая работа в классе
      Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) 
      Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 
7.3. Укрупнение дидактических единиц — УДЕ (П.М. Эрдниев) 
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 
7.6. Технологии интеграции в образовании
      Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
      Технология воспитания экологической культуры
      Концепция глобального образования
      Концепция холистической педагогики
      Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
      Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин» 
      Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
      Модель «Интегрированные занятия (уроки)» 
      Модель «Интегрированные дни» 
      Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения
      Модель суггестивного погружения
      Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
      Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
      Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» 
      Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России — 93» О.Г. Парамонова
      Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России — 94» М.А. Нянковского
      Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России — 95» З.В. Климентовской
      Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ? 96» Е.А. Филипповой
      Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России ? 97» А.Е. Глозмана
      Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
      Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России — 99» В.В. Шилова
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
      Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
      Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
      Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности
9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 
9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 
      Особенности усвоения языковой культуры
      Технология «Другая математика» 
9.4. Технология мастерских
9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 
      Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир) 
      Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 
10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 
10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 
10.6. Технология Дальтон-план
10.7. Технология свободного труда (С. Френе) 
10.8. Школа-парк (М. А. Балабан) 
10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

      Общие основы технологий развивающего образования
11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 
11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 
11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 
11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко
11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 
11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры
      Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
12.2. Компьютер как объект и предмет изучения
12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
12.4. Технологии компьютерного урока
12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
      Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) 
      Технологии телекоммуникаций
12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
12.8. Технология медиаобразования
      Модель «Медиаобразование» как учебный курс
      Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» 
      Модель «Школьный Центр СМК» 

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания
13.2. Технологии дошкольного воспитания
13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 
13.4. Технологии социально-педагогических комплексов
      Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» 
      Модель «Содружество школы и производства» 
      Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» 
      Модель «СПК как специально спроектированная среда» 

13.5. Технологии дополнительного образования
13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
      Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
      Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения
13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
      Модель дифференциации и индивидуализации обучения
      Технологии компенсирующего обучения
      Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
      Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 
      Технология работы с умственно отсталыми детьми
      Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
      Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» 
      Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» 
      Модель «Социальный приют» 
      Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
      Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) 
14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
14.7. Технологии индивидуализированного воспитания
      Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
      Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман) 
      Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) 
      Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения
14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

Педагогические технологии авторских школ

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 
15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 
15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 
15.4. Агрошкола А.А. Католикова
15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 
15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) 
      Другие разновидности авторских школ

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
      Технология управления школой в режиме развития
      Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 
16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) 
      Педагогические советы
16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский) 
16.4. Технология педагогического эксперимента
16.5. Технология внутришкольного мониторинга
16.6. Технологии проектирования и освоения технологий

Источник

Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.

Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.

Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.

Виды образовательных технологий

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).

Классификация проектов

Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:

Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

Источник