Педсовет развитие способностей у ребенка

Педсовет развитие способностей у ребенка thumbnail

ГКОУ РО детский дом № 1 г. Шахты

ПЕДСОВЕТ № 3

от 22.11.2014 г.

Выступление на тему:

«Развитие индивидуальных

способностей ребёнка»

Подготовил:

воспитатель Антюшина Т.А.

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «…дитя есть драгоценное сокровище, даже гораздо дороже всякого золота, но и более хрупкое, нежели стекло, которое легко разбить или испортить так, что может произойти непоправимый вред».

Хрупкость души ребенка, потребность в безусловном и индивидуальном внимании, направленном именно на него требует от любого взрослого душевных сил, педагогической энергии, а главное — желания увидеть в каждом ребенке особенную, не похожую ни на кого личность.

Такое понимание и обращение к душе ребенка носит в педагогике название «индивидуальный подход». Все дети абсолютно разные, даже те, которые живут и воспитываются в одной семье, даже близнецы и двойняшки. И не только внешне, но и поведением, выражением чувств, особенностями характера, выраженностью темперамента. Все дети разные, а, следовательно, каждый из них обладает набором только ему свойственных качеств, определяющих его жизненный путь. Эти качества и выраженность их на практике отличают каждого из нас от других людей, делают неповторимыми.

В ребенке аккумулировано биологическое и социальное начало. Как часть природы, ее биологический механизм, ребенок растет и развивается. Его развитие происходит по особым периодам, каждый из которых характеризуют особенности, указывающие, на какой стадии своего развития он находится. Генетические особенности ребенок получает от родителей, при рождении. Это врожденные особенности, которые называют наследственностью. Каждый родитель «передает» детям некий набор определенных качеств и особенностей. Главным является то, что «набор» получаемого настолько разный, что каждый, живущий на земле человек, является неповторимым во всех своих проявлениях. То, что принято называть индивидуальностью.

«В одной семье два ребенка. Воспитываются одинаково. Почему же они такие разные?»

Каждому отдельному ребенку присущи и отдельные индивидуальные характеристики. Ему передаются не только черты их родителей, а черты их далеких или не очень далеких предков. И если бы в каждой семье знали предания о своем роде, то может, было бы легче ответить на многие вопросы. Откуда у ребенка выраженные математические способности, притом, что родители его гуманитарии.

Почему у дочки такой вспыльчивый характер? Ведь в семье всегда все решается спокойно и тихо. Да и у родителей характер спокойный. Следует помнить, что наследственностью не исчерпывается биологический фактор. Ребенок рождается с группой особенностей, которые могут быть присуще родителям, а могут быть у кого-то из родни. Ребенок не может быть точной копией своих родителей, хотя его зарождение произошло от слияния двух начал — мужского и женского.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Детей нужно готовить к жизни. Поэтому развитие творческих способностей ребёнка является важнейшей задачей современной педагогики.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. 

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ  нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано.  И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать «кем-то», достичь «чего-то», надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.

В развитии ребенка можно выделить общее и особенное.

Общее — это отражение тех особенностей, которые присущи возрасту детей, объединенных в некие группы именно по возрастному принципу. Особенное — это та индивидуальная неповторимость, которая свойственна каждому человеку. Это набор именно его качеств и свойств. Индивидуальность любой личности характеризуется набором интеллектуальных, моральных, эмоциональных, волевых и других черт, которые и отличают одного человека от другого.

К индивидуальным особенностям относят познавательные процессы (память, восприятие, мышление, воображение, внимание), интересы, склонности, способности, характер и темперамент. Следовательно, у каждого ребенка свой набор индивидуальных свойств и качеств. Индивидуальные особенности во многом определяют развитие личности, но не решают все задачи Мощным фактором, способствующим развитию индивидуальных особенностей, выступает социальная среда. То есть от того, где конкретно воспитывается ребенок, в каких условиях, кем и когда, зависит, как разовьются его индивидуальные особенности. В очередной раз приходится констатировать, развитие ребенка зависит от взрослых.

Это накладывает большую ответственность на действия воспитателей и определяет выбор стратегии осуществления индивидуального подхода  создание условий для оптимального развития индивидуальных особенностей ребенка. Конечно, здесь педагогика взрослого тоньше, деликатнее.

Созданные условия не должны восприниматься ребенком как нечто искусственное. Они должны быть логичны и приняты ребенком. Только такой подход может считаться продуктивным. Только индивидуальные условия обусловливают развитие познавательных сил, наклонностей, интересов и способностей каждого ребенка.

И задача воспитателей — действовать только на благо ребенка. А это, как мы видим, возможно только тогда, когда каждая черточка ребёнка будет не только хорошо знакома, но и принята всеми взрослыми людьми, его окружающими. Такое отношение дает шанс каждому ребенку быть особенным, а, следовательно, содействует его индивидуальному развитию.

Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.

Система развития творческих способностей воспитанников.

      Педагогу необходимо четко продумать цели своей работы.

      Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно и на уроках и  во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребёнка. Реализация данной цели подразумевает решение следующих задач:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений ребят.

  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в группе, доме.

  4. Сформировать круг традиционных дел в д/доме, позволяющий оптимально распределять детей по способностям.

Детский коллектив — коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемерно развить самостоятельность и инициативу каждого ребенка? Чтобы, когда в школе проводятся различные мероприятия, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве в данном случае должны быть также творческими:

  • Педагогу необходимо научиться относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

  • Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

  • Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

  • В своей работе с детьми педагогу придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.

      Внеклассные мероприятия позволяют детям побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

      В коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой.

      Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Источник

Ирина Кулакова
Педагогический совет на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

Повестка дня:

1. Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников». — заведующий

2. Сообщение с использованием презентации «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников» — муз. руководитель

3. Сообщение «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» — воспитатель по изо.

4. Сообщение из опыта работы «Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»- воспитатель подготовительной к школе группы.

5. Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы) — педагог-психолог.

6. Итоги взаимопроверки ПРС по художественно-эстетическому воспитанию в разных возрастных группах. — воспитатели групп

7. Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». — ст. воспитатель.

8. Деловая игра – «Педагогический пробег» с использованием презентации. — ст. воспитатель.

9. Представление мини — конспекта НОД в игровой форме «Знакомство с творчеством художника, писателя, композитора», «Знакомство с народной игрушкой» — воспитатели групп, муз. руководители

10. Обсуждение проекта решения.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (– презентация).

Заведующий начинает встречу с высказывания замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Ключевая роль детского сада (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Природа

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания (слайд)

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

О развитии у дошкольников музыкально-творческих способностей рассказывает музыкальный руководитель (презентация).

О развитии у дошкольников художественно-творческих способностей посредством дидактических игр и упражнений, расскажет воспитатель по изодеятельности.

Опытом организации работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников поделится воспитатель подготовительной группы «Вишенка».

Итоги диагностики творческих способностей детей старших, подготовительных групп озвучит педагог-психолог, даст рекомендации по развитию этих способностей и проведет блиц-диагностику ваших творческих способностей.

Педагоги рассказывают об итогах взаимопроверки предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому воспитанию.

Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию», проводимой в рамках подготовки к педсовету, подводит старший воспитатель. затем проводит педагогический пробег по теме педсовета (презентация).

Педагоги представляют мини – конспект НОД с использованием игровых приемов по теме: «Знакомство с творчеством (писателя, художника, композитора)» — старшие, подготовительные группы. «Знакомство с народной игрушкой» — младшие группы (выступление педагогов).

Итог педсовета заведующий подводит с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Для этого предлагает каждой команде выбрать по три шляпы и инструкцию к ним.

Представители команд выбирают разноцветные шляпы (сделанные из цветной бумаги). На обсуждение каждой команде дается три минуты,затем каждая команда после обсуждения представляет свой итог.

Заведующий предлагает проект решения педагогического совета (проект обсуждается и принимается в окончательном варианте). Заканчивает педсовет словами Д. Б. Кабалевского «Видеть музыку, слышать живопись», которые могут стать девизом совместной работы педагогического коллектива по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.

Используемая литература:

— Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. методическое пособие «Росинка» модуль «В мире прекрасного» — Москва, «Владос», 2010 г. ;

— Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество» — Москва, Педагогическое общество России, 2005 г. ;

— Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. «Развиваем способности дошкольников» -Москва, ТЦ «Сфера»,2010 г. ;

— Журнал Музыкальный руководитель № 4/2006 г.

— Интернет ресурсы.

Источник