Педсовет развитие ребенка по фгос

Ганюкова Валентина Михайловна
Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС до»

Педсовет «Речевое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО»

Цель: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть:

1.1. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста«.

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов. Мониторинг. «Уровень речевого развития детей» .

1.3. Методическая находка для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников«.

2. Практическая часть:

Деловая игра для педагогов.

3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

Упражнение для педагогов «Подарок»

— Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.).

Теоретическая часть.

Цель:

• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

— сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

— сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

— речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

— в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

— следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

— наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

— сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

— помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

— обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

— знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

— учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

— учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

— поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

— организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

— стимулируют детей комментировать свою речь;

— упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

Читайте также:  Санаторий для ребенка с отставанием в развитие

зрительное и слуховое внимание

воображение

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пример мнемотаблицы

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы:

Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Составить рассказ по схеме

Т. А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Мнемотехника помогает:

Обогащать словарный запас.

Обучать составлению рассказов.

Пересказывать художественную литературу.

Отгадывать и загадывать загадки.

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда — тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот — золотой рот (Германия) /Слова — серебро, а молчание — золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Задание: объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки — Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

На тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

На тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Правила для смелых и упорных педагогов

Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

— пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Читайте также:  Роль физического воспитания в развитии ребенка реферат

— оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника» (ответственные педагоги групп срок – март месяц).

— Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные старший воспитатель посещение ОД в группах)

4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи дошкольника«

Источник

Ирина Богомолова
Педсовет в форме деловой игры «Знатоки ФГОС дошкольного образования»

Педсовет на тему: «Осваиваем ФГОС ДО» (в форме деловой игры)

Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов

Задачи:

-Вовлекать каждого педагога в творческий поиск;

-Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

-Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.

-Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.

План:

1. Деловая игра «Знатоки ФГОС ДО»

2. Сказка «ФГОС ДО»

3. Подведение итогов педсовета

4. Решение педсовета

Ход педсовета

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы рады вас приветствовать сегодня от души,

Педагоги все приветливы, собою хороши

Сегодня педсовет у нас,

С чем вас и поздравляем!

Удачи и творчества в деловой игре сегодня вам желаем

А узнать, чему она посвящена, нам поможет черный ящик. Ящик в студию! (звучит музыка вносится «Черный ящик»)

Ведущий читает загадку: В ящике находится то, от чего болит голова, что должно повлиять на всех нас. То, что не дает спать, то, о чём все много говорят, но не знают, что с этим делать? Педагоги отгадывают (ФГОС)

Ведущий достает из ящика приказ от 17.10.2013 №1155

— Да, действительно это Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, сегодня наша встреча будет посвящена этой теме.

-Вот такой у нас вопрос: Что такое ФГОС?

Может это паровоз?

Нет

Может это дед Мороз?

Нет

Кто ответит без запинки

И желательно в картинках (стихах?

1 педагог читает:

ФГОСы нового поколения Гордиенко Елена Борисовна

Нам много говорили о ФГОСах

Но что такое? С чем его едят?

Не знал никто.

Известно было только, что ФГОСы

Нужны для наших маленьких ребят.

Пришел сентябрь, программы нам спустили

Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.

ФГОСы есть, программ ещё не утвердили

Но как преподавать, увы, не научили нас даже.

Помучившись, немного поразмыслив

Мы дружно все на курсы подались

Надеясь хоть немного научиться

Вести занятия по ФГОСу,- современным быть.

Но что такое значит современным?

А это означает, что теперь

Нам надо мыслить креативно

Поставить знак «Равно» учитель (воспитатель)– ученик

Учить нам надо так, чтоб было видно:

Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!

Не должен ученик теперь стесняться

Любую мысль свою преподносить.

И нам порой не стоит удивляться

Когда мы в спор вступаем с ним,

Уметь он должен доказать иное

Коль не согласен он с тобой.

Уметь учитывать и мнение другое

Ведь с обществом считаться должен он.

В конечном счете, получить должны мы

Людей, способных сразу ко всему:

Петь, танцевать, решать свои проблемы

Не обращаясь даже ни к кому.

Уметь он должен слушать всех и слышать

Надеясь только на себя

А чтобы это получилось

ФГОС вступает пусть в свои права!

2 педагог читает:

До этого счастливого момента

Работу начинали с компонента.

Шло время, и задуматься пришлось;

Теперь мы изучаем ФГОС.

Когда-то с каждой форумской трибуны

Звучало только — ЗУНы, ЗУНы, ЗУНы.

Сейчас же, в век прогресса и 5D,

Мы с гордостью твердим об УУД!

Ведущий: Сегодня, обращаясь к стандарту можно смело заметить, педагог ДОУ является учителем, а воспитанники детского сада – учениками, поскольку согласно Стандарта на выходе ребёнка в школу он должен обладать предпосылками УУД (универсальные учебные действия).

Сегодня вся дошкольная система замерла в ожидании тех перемен, которые принесет ФГОС дошкольного образования. Инновационная деятельность в аспекте введения ФГОС требует от педагога повышение профессиональной компетентности. Сегодня востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных образовательных программ и технологий, умело использовать нововведения. Деловая игра «Знатоки ФГОС» поможет определить Вашу профессиональную компетентность в этом направлении.

Ведущий:

— Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку. Наше общение будет проходить в игровой форме. Для этого нам необходимо разделиться на две команды: «Искорка» и «Озарение»

I тур игры.

Ведущий:

— Каждой из команд я задам по одному вопросу, хоровые ответы не принимаются:

1. к Расшифруйте аббревиатуру ФГОС.

2к. Назовите ведущий вид деятельности в ДОУ по ФГОС.

II тур игры.

Ведущий: Следующее задание: в течение 2-3 минут участники должны подобрать по 1-2 слова на каждую букву, имеющуюся в названии своей команды, ведь именно эти качества актуальны в не простой для всех переходный период и имеют отношение к нашей педагогической деятельности,

Команды получают карточки со словами.

Первая команда — карточку со словом «ИСКОРКА»,

Вторая команда — со словом «ОЗАРЕНИЕ»,

Например:

И — индивидуальность, интеллектуальность

Читайте также:  Список материалов причиняющей вред здоровью и развитию ребенка

С — самореализация, самостоятельность, саморазвитие

К – креативность, конструктивность

О – одаренность, открытость

Р — реализация, результативность

К — контакт, компьютер

А — актуальность, активность

О – оригинальность, оформление

З – задор, здоровье

А – алгоритм

Р — рациональность, риск, разработка

Е – единомышленники

Н – новаторство,

И – изобретательность, инициативность, инновация

Е — единство, естественный

III тур игры: «Блиц-турнир»

Ведущий: на следующем этапе игры проведем «блиц-турнир».

Девиз: «Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы: Что? Когда? отвечаем!»

Каждая команда выбирает из игрового поля себе вопрос, касающийся темы педсовета на любое количество очков:

Нормативно-правовая база;

ООПДО;

ФГОС ДО

Вы тем самым зарабатываете себе в «копилку» команды максимальное количество очков.

Нормативно-правовая база:

10 очков: Когда был утвержден Приказ Минобрнауки России об «Утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»? Ответ: № 1155 от 17.10.2013

20 очков: Когда был утвержден Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»? Ответ: № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

30 очков: Назовите основные нормативно – правовые документы муниципального уровня? Ответ: Устав, Программы (ООП ДО, Программа развития) Локальные акты (положения, распоряжения, приказы, договора и др.)

40 очков: Документ, в котором описывается план мероприятий введения ФГОС ДО Ответ: Дорожная карта

50 очков: Назовите основные нормативно – правовые документы федерального уровня, касающиеся образования?

Ответ:

— Конституция РФ

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

— «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

— Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

ООП ДО

10 очков: Назовите основные разделы, из которых состоит ООП ДО?

Ответ:

1. Целевой раздел.

2. Содержательный раздел.

3. Организационный раздел.

Дополнительный раздел «Краткая презентация»

20 очков: Назовите основные направления развития детей (образовательные области) согласно ФГОС ДО?

Ответ:

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие

30очков: В ООП ДО результаты освоения Программы представлены в виде…., которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования?

Ответ: Целевые ориентиры дошкольного образования

40 очков: Из чего состоит «Организационный раздел» ООП ДО?

Ответ:

— Кадровое обеспечение

— Материально – техническое обеспечение

— Учебно – методическое обеспечение

— Режим дня

— Традиционные физкультурные и музыкальные праздники

— Развивающая предметно – пространственная среда учреждения

50 очков: Назовите основные принципы дошкольного образования на которых стоится ООП ДО (вставить пропущенные слова)

Ответ:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. Сотрудничество учреждения с семьей.

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

10 Принцип развивающего образования

11. Учет интеграции образовательных областей

12. Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

ФГОС ДО

10 очков: Стандарт включает в себя требования к:?

Ответ:

— структуре Программы и ее объему;

— условиям реализации Программы;

— результатам освоения Программы

20 очков: Стандарт является основой для….? (вставьте пропущенное слово)

Ответ:

1. Расчётов нормативов финансирования.

2. Разработки примерных основных образовательных программ ДО.

3. Разработки Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации

4. Разработки вариативных основных образовательных программ ДО.

5. Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также для проведения их аттестации.

6. Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей

30 очков: Назовите требования к условиям реализации Программы?

Ответ:

требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

40очков: Почему был принят ФГОС ДО? (вставить пропущенное слово»

Ответ:

— Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общем образованием (ст. 10, ч. 4).

— Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч. 3, в том числе для дошкольного.

— «Закон об образовании Российской Федерации». № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г

50 очков: Назовите цели ФГОС ДО? (вставить пропущенные слова)

Ответ: 1) Повышение социального статуса дошкольного образования;

2) Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Источник