Педсовет икт во взаимодействии доу и семьи в интересах развития ребенка

Татьяна Якшимбетова
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьей

«Кто владеет информацией – владеет миром»

В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Однако в настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества.

Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Так было раньше, так и сегодня, меняются только источники получения информации. Если раньше родители наших воспитанников получали информацию о развитии и воспитании детей в уголках для родителей со стендов, ширм, папок-передвижек, бережно изготовленных воспитателями собственноручно, то сегодня, родители отдают предпочтение другим источникам, которые так щедро дарит им интернет.

Современная российская семья является активным пользователем Интернет. Современные родители дошкольников являются участниками различных Интернет-сообществ, тематических порталов, сайтов и других Интернет-ресурсов. Поэтому наряду с традиционными формами организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ актуальны инновационные интерактивные формы на основе использования ИКТ-технологий.

Информационно – коммуникативная технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата. (Википедия).

Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы,в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Преимущества их использования во взаимодействии с семьямидошкольников заключается в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

• индивидуализирование подачи информации

• обеспечение диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум).

• расширение информационных потоков,

• создание электронных газет, журналов.

• информация изучается родителями в удобное для них время,

• оперативное получение информации родителями;

• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

• заказной принцип консультирования родителей

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Если есть доступ к сети Интернет, то электронная почта – это не только быстрый и удобный, но и очень эффективный способ общения с родителями. Преимуществамитакой коммуникации есть: конфиденциальность и адресность информации; мгновенная доставка необходимой информации родителям, постоянная обратная связь с семьями и наоборот, постоянная обратная связь родителей наших воспитанников с администрацией педагогами, специалистами учреждения.

Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Читайте также:  Ребенку 1 год 1 месяц развитие девочки

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Сайт ДОУ является структурным компонентом единого информационного образовательного пространства, связанным гиперссылками с другими информационными ресурсами образовательного пространства страны (сайт Министерства образования и науки РФ, федеральный портал Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам).

Сайт разработан по типу электронного журнала и функционирует как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительской информации. Сайт имеет понятный рядовому пользователю интерфейс. Простое и наглядное меню навигации обеспечивает свободное перемещение по разделам и страницам сайта. Сайт рассчитан на широкую аудиторию посетителей. Одна из целевых групп сайта – родители дошкольников, посещающих детский сад, а также родители потенциальных воспитанников.

Основными информационно-ресурсными компонентами сайта являются:

• общая информация о детском саде (контактная информация, история, традиции, ресурсное обеспечение, нормативные документы и т. д.);

• справочные материалы о реализуемых образовательных программах, специфике содержания образования;

• материалы по организации воспитательно-образовательного процесса;

• материалы о событиях текущей жизни детского сада (праздники, конкурсы, конференции, выставки, акции, проекты, фестивали и т. д.);

• материалы эффективного педагогического опыта.

• материалы, демонстрирующие социальную активность учреждения в целом, а также воспитанников, педагогов и специалистов ДОУ (успехи, достижения и др.);

Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый педагог и родитель может обладать своим «ключом» для входа на такой сайт.

Кроме этого, сайт детского сада может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

В перспективе инновационные формы с использованием ИКТ:

• Создание электронного Портфолио педагогов ДОУ и воспитанников;

• Создание программно – методических средств для компьютерной поддержки разделов программы воспитания и развития дошкольников в ДОУ (слайд -программы различной тематики);

• Создание интегрированного банка информации (комплект электронных консультаций для родителей по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.);

• Создание Медиотеки (электронная библиотека, фотоальбом, видиотека) – фонд книг, пособий, видиофильмов, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда.

• Создание Электронного колсалтинга — деятельность, заключающаяся в профессиональном консультировании по электронной почте, проведении опросов, предоставлении тематической информации. (цель колсалтинга – помочь в достижении цели, решении задач и проблем).

В перспективе телекоммуникации могут позволить родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

Важно отметить, что такой интерактивный режим взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников не противопоставляет и не исключает традиционные формы работы с семьей через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни.

Взаимодействие с родителями на основе ИКТ-технологий — инновационный ресурс, который позволяет оперативно устанавливать обратную связь с семьей, расширяет возможность оказания различным категориям семьи своевременной многопрофильной помощи, психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Читайте также:  Развитие ребенка до рождения по неделям описание

Источник

«Использование ИТК   во взаимодействии  ДОУ и семьи в интересах развития ребенка.»

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому   ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в дошкольных образовательных учреждениях.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу   и его профессиональной компетентности.  Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным  оборудованием  и  широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная  деятельность  взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями  изживают себя. Современные родители  грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Здесь необходимо обратить внимание на некоторые понятия:

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению  актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) .

Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое..

Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов.

Проблемы использования ИКТ:

• нет компьютеров у родителей;

• недостаточная компьютерная грамотность педагогов и родителей;

• недостаточное материально-техническое обеспечение.

Можно выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ:

1) Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

.

2) Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.

3) Создать условия для использования информационно –коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей..

4) Реализация механизма и форм   публичной отчетности.  

5) Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с ДОУ.

 Целенаправленное системное информационное воздействие,  на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать: 

  • Электронную  почту для обмена мнениями  без затраты времени;
  • Информация  изучается родителями в удобное для них время;
  • Возрастаю   потоки информации;
  • Индивидуализировать  подачу информации;
  • Заказной    принцип консультирования родителей.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

  • сайт детского сада;
  • сотовая связь;
  • газета группы,
  • редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
  • электронная  почта;
  • создание медиатеки;
  • электронная рекламная деятельность;
  • телемост;
  • использование личной веб-страницы,
  • телекоммуникоционный проект;
Читайте также:  Умственное развитие ребенка в раннем детстве

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ,  узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Создание на сайте ДОУ странички, на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы их разрешения. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Газета группы может выходить каждую неделю. Содержание газеты определяется образовательной темой недели.

  • советы по организации семейного праздника и т.  д,Газета группы может содержать следующие разделы:

1. «Колонка редактора» –  обращение к родителям, актуальная официальная информация, объявления для родителей.

2. «Обучение и воспитание» – размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога).

3. «Новости группы» – содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.

4. «Внимание! Конкурс!» – помещается информация для родителей о конкурсах фотографий, поделок, творческих работ, подведение итогов.

5. «Почтовый ящик» — размещается информация от родителей.

6. «Стихи и фото» – стихотворения воспитателей, родителей и детей с фотографиями.

Преимущества газеты очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта воспитания детей, газета технологична и информативна – ее можно  почитать в любое удобное время, получить достаточно много информации.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.

Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи..

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения

Источник