Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития

Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития и становления
Автор статьи: воспитатель школы-интерната №8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Шулин Герман Валерьевич
Поддержка — это установление подлинно гуманных отношений между взрослым и ребенком, в которых есть место и сочувствию, и сопереживанию, и откровенности со стороны взрослого и которые позволяют ребенку дистанцироваться от педагога без риска потерять его расположение и уважение. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.
Поддержка — это жизненное, личностное кредо взрослого человека по отношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноценного образования ребенка. А образование, в свою очередь, само является условием и процессом для развития ребенка.
Педагогическая поддержка — это педагогическая деятельность, подкрепляющая ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающая ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей.
Педагогическая поддержка — это скорее обучение ребенка не только самостоятельно действовать в условиях «пожара», но и прежде всего — действовать профилактически. Известно, что там, где существует эффективная профилактика проблем, реакция людей на внезапно появившуюся проблему более осознанная, во всяком случае, менее паническая.
В педагогике поддержки педагог и ребенок зависимы друг от друга. Зависимость ребенка от взрослого состоит в том, что он не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога от ребенка состоит в том, что он не может решить проблему за ребенка, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности.
Несмотря на существующую зависимость и общий предмет деятельности, цели ребенка и педагога разные. Ребенок стремится выйти из проблемы, при этом ему могут быть безразличны способы выхода: решит ли он проблему или избавится от нее. Педагог же стремится к тому, чтобы, решая проблему, ребенок развивал способности становиться субъектом.
Таким образом, цели и позиции ребенка и педагога сближаются в том случае, если ребенок стремится быть активным в разрешении собственной проблемы. Педагогу в этом случае предстоит помочь ребенку сделать активность осознаваемой и целенаправленной, т.е. «вырастить» из активности деятельность.
Ребенок, проявляя активность, неосознанно опирается на свои «могу». Столкнувшись с проблемой, он как бы перебирает, примеряет к ней свои «могу», но делает это полу осознанно. Не пытаясь вникнуть в существо проблемы, он ищет выход из нее. Педагог помогает ребенку «перевести» свое внимание на понимание причин его затруднений, определить способ и порядок их преодоления. Так возникает деятельность ребенка по постановке и решению задач, что требует развития способностей думать, осознавать, анализировать, прогнозировать, выбирать, планировать собственные и совместные действия.
Вполне очевидно, что сущность образования шире. Ясно, что обучение необходимо, но только как часть образования. Как же педагогу-воспитателю точно профессионально и прагматически строить воспитательную деятельность?
Воспитателю необходимо знать, каким должен быть результат его воспитательной деятельности, ведь, не имея представления о результате, невозможно ставить цель и подбирать для ее реализации средства. Педагог должен, обязан так поработать с ребенком, чтобы он в результате обязательно усвоил определенные культурные образцы (знания, нормы деятельности и поведения), которые необходимы для того, чтобы войти (адаптироваться) в общее для всех людей пространство культуры и действовать там.
Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.
Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие — к ущербности личностного и социального развития.
Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.
К примеру — мальчик, усвоивший, «впитавший» в себя русскую культуру, для которого она была естественной средой, оказался в сложной ситуации, когда ему пришлось индивидуально столкнуться с необходимостью жить в пространстве других культурных норм. Он не может найти в самой русской культуре опоры для адекватного, нормального, достойного существования в новом пространстве. Он «дезориентирован» культурой, а внутренней индивидуальной культуры самоопределения у него нет, она не развита.
Можно смело утверждать, что его успешная социализация в одной культурной плоскости в данной ситуации вызвала дестабилизацию индивидуального бытия. Он оказался не готов к встрече с новыми обстоятельствами, поэтому возникает реальная угроза его личностному развитию. Ребенок в этой ситуации нуждается не в воспитании и обучении, а в поддержке взрослого, который не «обременяет его правильным», а нацелен на помощь поиска индивидуально верного через диалог с другими и с самим собой.
Источник
Инфоурок
›
Директору, завучу
›Другие методич. материалы›Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания Кутова Наталья Анатольевна – социальный педагог
2 слайд
Описание слайда:
Плохой хозяин растит сорняк, Хороший – выращивает рис, Умный – культивирует почву, Дальновидный – воспитывает работника. Японская мудрость
3 слайд
Описание слайда:
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социометрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического Личностно — ориентированоого обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.
4 слайд
Описание слайда:
Концепция педагогической поддержки Концепция педагогической поддержки разработана под руководством О.С. Газмана. Её реализация возможна в том, случае если основу профессиональной позиции учителя составляют нормы педагогического воздействия.
5 слайд
Описание слайда:
Нормы педагогического воздействия Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость, терпение, умение прощать Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья, и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
6 слайд
Описание слайда:
Нормы педагогического воздействия 5. Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «Хочу» и «Не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка ( выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
7 слайд
Описание слайда:
Предмет обучения — знания о мире и способы умственной деятельности. Предмет воспитания — социальные и культурные ценности, нравственные нормы поведения и отношения. Предмет педагогической поддержки — личностный выбор, обретение себя.
8 слайд
Описание слайда:
«Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». В. А. Сухомлинский
9 слайд
Описание слайда:
Противоречия в современном обществе — Снижается престиж школы как воспитательного института, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требованиями и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции. — Интеллектуальное расслоение детей, дискомфорт отдельных учеников и необходимость формировать для всех детей условия самоутверждения, самовыражения, саморазвития. — Противоречие между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда. — Противоречие между важностью роста воспитательного потенциала семьи и усилением «закрытости» семьи, её нежеланием сотрудничать со школой. — Противоречие между реальным образованием в семье и новыми воспитательными проблемами для педагогов и родителей.
10 слайд
Описание слайда:
Педагогическая поддержка это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации.
11 слайд
Описание слайда:
Профессиональные способности педагога 1. Рефлексивно – аналитические. Это способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования работы; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, педагог путем наблюдения и анализа должен оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияния товарищеской внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
12 слайд
Описание слайда:
Профессиональные способности педагога 2. Организаторские. Предполагают умение ставить перед собой и перед детьми цели, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность; обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе.
13 слайд
Описание слайда:
Профессиональные способности педагога 3. Коммуникативные. Во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей – предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса, с младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.
14 слайд
Описание слайда:
Этапы педагогической поддержки 1. Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.
15 слайд
Описание слайда:
Этапы педагогической поддержки 2. На реализационном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростка-ми группы риска.
16 слайд
Описание слайда:
Этапы педагогической поддержки 3. На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность социально – педагогической деятельности во многом зависит от деятельности социального педагога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении.
17 слайд
Описание слайда:
Принципы педагогической поддержки 1.Природосообразности воспитания — отношение к ребенку как к части природы, воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами развития живого организма, учитывает особенности физического развития, состояние здоровья, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении познании, общении, в творчестве.
18 слайд
Описание слайда:
Принципы педагогической поддержки 2.Культуросообразности воспитания «образование и культура как среда, растящая и питающая личность.» Этот принцип предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется развитие, приобретение опыта и оказание ему помощи в культурной самоиндефикации, основывающейся, на идеи ценности саморазвития, как творческой личности.
19 слайд
Описание слайда:
Принципы педагогической поддержки 3. Индивидуально-личностный подход это принцип определяет положение учащегося в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Каждая личность уникальна, и главной задачей является формирование её индивидуальности, создание условий для развития её творческого потенциала.
20 слайд
Описание слайда:
Принципы педагогической поддержки 4. Принцип ценностно-смысловой направленности — создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни.
21 слайд
Описание слайда:
Направление работы Создание имиджа класса: оформление классной комнаты, введение школьной символики, форменных элементов одежды, общественный смотр знаний.
22 слайд
Описание слайда:
Направление работы Создание в классе атмосферы познавательного комфорта: диагностика и учет реальных информационных потребностей обучающихся, их актуального уровня готовности к познавательной деятельности, диагностика интеллектуальных способностей каждого обучающегося (тип памяти, внимание, умение обобщать, выражать свои мысли) и приоритетного способа получения информации из окружающего мира.
23 слайд
Описание слайда:
Направление работы 3.Создание условий для формирования у обучающихся потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, уважения к результатам умственного труда: качественное содержание уроков, часы обучения, викторины, обсуждение прочитанных книг, познавательные игры, беседы.
24 слайд
Описание слайда:
Направление работы 4. Построение личностно — ориентированного содержания образования, т.е. отбор такой системы знаний, где каждому обучающемуся найдется место в силу индивидуально-личностного смысла информации, которая ему даётся: участие учащихся и родителей в создании пособий, дидактических материалов, участие родителей в проведении учебных занятий, разработка пакета заданий по предметам, коллективные творческие дела.
25 слайд
Описание слайда:
Признаки успешности становления ребенка как ученика: — потребность в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовность изучать её углубленно, культура информационного взаимодействия с миром; — гордость за своё образовательное учреждение, свой класс, своего учителя; — знание прав и обязанностей, заложенных в уставе школы, стремление следовать им; — комфортное самочувствие, обучающегося в классе, в образовательном учреждении, чувство своей защищенности защищенности в нем; — преданность традициям своего класса, забота о нём; — умение быть учеником, уважающим опыт и знания старших.
26 слайд
Описание слайда:
Сначала должна работать мысль, потом память, в итоге – руки Я. А. Коменский
27 слайд
Описание слайда:
Метод «Мозговой штурм» 1. Для чего нужна педагогическая поддержка ? 2. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки ?
28 слайд
Описание слайда:
Выводы: Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно — ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика.
29 слайд
Описание слайда:
Игра «Аккумулятор проблем» Проблемы первой группы: неуверенность в себе. Проблемы второй группы: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации. Проблемы третьей группы: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь Проблемы четвертой группы: ребёнок стесняется своей полноты.
30 слайд
Описание слайда:
Выступление первой группы Проблема: неуверенность в себе. Решение проблемы: 1. родители, обеспокоенные поведением ребенка, обращаются к педагогу; необходимо установить контакт с ребенком; 3. определить причины ( выдвижение гипотез); 4. работа с гипотезами; 5. анализ неудач.
31 слайд
Описание слайда:
Выступление второй группы Проблема: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации. Решение проблемы: 1. сигнальный ребенок, часто отвлекается, ему неинтересно на уроке; 2. поиск и установление контакта с учеником; 3. доверительная беседа с намерением понять, почему ребенок не хочет учиться; 4. учительская поддержка ребенка, воздействие вниманием и лаской; 5. совместное с ребенком обсуждение проблемы.
32 слайд
Описание слайда:
Выступление третьей группы Проблема: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь Решение проблемы: 1. сигнальное поведение ребенка; 2. контакт с ребенком; 3. беседа с ребенком, определение причин конфликтов; 4. варианты решения: тактика помощи (ответственные поручения); 5. реализация плана; 6. анализ проведенной работы.
33 слайд
Описание слайда:
Выступление четвертой группы Проблема: ребёнок стесняется своей полноты. Решение проблемы: 1.поведение ребенка: пропускает уроки физкультуры, отказывается выполнять упражнения, сдавать нормативы; стесняется отвечать у доски; 2.консультации специалистов, обследование у врача, психолога; 3.контакт с ребёнком; 4.беседа с ребёнком, определение причины комплекса неполноценности; 5.работа с психологом; консультации у врачей; работа с родителями; 6.реализация плана – мероприятия по проявлению достоинств ребёнка; 7.анализ проведенной работы.
34 слайд
Описание слайда:
Вывод проектной деятельности Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно — ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-570397
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник