Педагогическое сопровождение физического развития ребенка

Надежда Арсентьева
Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста. Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс его физического развития попрежнему строится без учета индивидуальных особенностей; в нем не учитывается:

• состояние здоровья;

• уровень физической подготовленности;

гендерная принадлежность ребенка.

Мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, в работе с ними используется одна и та же методика физического развития. Это отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья мальчиков и девочек и их физической подготовке.

В педагогической литературе указывается, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от бесполой педагогики к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. При этом гендер (англ. gender, от лат. genus –род) понимается как социальный пол, определяющий и поведение человека в обществе, и то, как это поведение воспринимается обществом. Результатом гендерной принадлежности детей является воспитание мужественности и женственности с ориентацией на исполнение в будущем социальных ролей. Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений. Так, мальчикам необходимы упражнения, формирующие выносливость, силу, мужественность, а девочкам – пластичность, гармоничность, женственность.

О. Г. Аракелян и Л. В. Карманова указывают, что уже в 5летнем возрасте отмечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Мальчики совершают одиночные перепрыгивания; девочки осваивают разнообразные прыжки, используя их в повседневной жизни. Формирование скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек предполагает разный подход, так как они имеют разные показатели в овладении этими качествами.

Анализ педагогической литературы позволил уточнить понятие «гендерно ориентированное сопровождение физического развития детей дошкольного возраста», под которым понимается тип педагогической деятельности инструктора по физической культуре, воспитателя, медицинского работника, направленной на индивидуальную помощь ребенку дошкольного возраста, учитывающую физическое состояние, здоровье, гендерную специфику мальчиков и девочек в освоении физической культуры и формирующую мужественность и женственность как основу гармоничного освоения будущих социальных ролей.

Гипотетически А. Коузовымвыявлены педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста в физическом развитии:

• интеграция образовательных областей («Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», обеспечивающая формирование мужественности и женственности для гармоничного освоения будущих социальных ролей;

• учет половой идентификации детей при повышении уровня развития скоростносиловых качеств старших дошкольников;

• взаимодействие с семьями воспитанников, учитывающее состояние здоровья и физическое развитие мальчиков и девочек.

Рассмотрим каждое из условий.

Первое условие, обеспечивающее формирование мужественности и женственности у детей дошкольного возраста для гармонического освоения ими будущих социальных ролей, предполагает включение в учебное занятие по физической культуре других видов деятельности: музыки, анализа литературных и изобразительных произведений, развития представлений об идеальном образе мужчины или женщины. Так, чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер» помогает дошкольникам усвоить понимание необходимости формирования у мальчиков таких физических качеств, как сила, ловкость, атлетическое здоровье, выносливость. А анализ картины М. Врубеля «Царевналебедь» способствует закреплению представлений о женской красоте, о таких феминных качествах, как грациозность, плавность, пластичность, нежность, которые могут быть сформированы танцами, специально подобранными физическими упражнениями. Все качества, свойства личности дошкольника не только проявляются, но и формируются в тех различных видах детской деятельности, которые составляют жизнь ребенка, его общественное бытие. В зависимости от того, что ребенок делает (т. е. каково содержание его деятельности) и как делает (способ деятельности, в зависимости от организации этой деятельности и от того, какие отношения и взаимосвязи с другими (сверстниками и взрослыми) эта деятельность формирует, развиваются определенные склонности, способности, закрепляются знания. Интеграция различных видов деятельности обеспечивает активное проявление личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Реализация второго педагогического условия определяет иное, чем принято, построение занятий физической культурой. Это вызвано в первую очередь различиями в развитии скоростносиловых качеств у мальчиков и девочек. Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г. ЛевиГориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнений.

Последующие исследования показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метании превышают средние результаты девочек. Девочки лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие. Это послужило основанием того, что в большинство учебнометодических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков (Т. И. Осокина, В. Г. Фролов и Г. П. Юрко, Н. В. Алябьева, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак.

Двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста наиболее значимы скоростносиловые способности, для детей 6 лет – скоростные способности и выносливость, а для детей 7го года жизни – скоростные и координационные способности.

Анализируя психологопедагогическую литературу, А. Коузов определил тенденцию физического развития дошкольника, результатом учета которой являются разделение и группировка детей по гендерным признакам с целью использования потенциальных возможностей каждого ребенка, что сопрягается с выявлением и максимальным развитием природных задатков и способностей.

К девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования, связанные с выполнением одних и тех же движений, с четкостью, ритмичностью, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) и пластичностью, выразительностью, грациозностью (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что и требования к результативности должны быть разными. Например, в прыжках со скакалкой для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как хороший результат для девочек – усложненные варианты прыжков (с вращением скакалки назад, ноги скрестно, руки скрестно, вдвоем и т. д.). Рассмотрим особенности формирования мужественности и женственности через систему упражнений для мальчиков и девочек, которые можно разделить на две большие группы.

К п е р в о й г р у п п е относятся раздельные занятия. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание, и упражнений, вызывающих интерес данной группы детей (например, для мальчиков – футбол, хоккей; для девочек – упражнения с лентами).

Читайте также:  Влияние вредных привычек родителей на развитие ребенка

Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может иметь ярко выраженную окраску в зависимости от пола (например, для мальчиков – «Спасатели», для девочек – «Театр кукол»). Так, для развития силы у мальчиков мы рекомендуем упражнения для мышц пресса.

1. «Кузнечик». И. п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед. 1 – слегка приподнять корпус, одновременно сгибая ноги в коленях; 2 – и. п. (один–два подхода по 5–8 раз).

2. Подтягивание на перекладине. И. п. – хват сверху. 1 – подтянуться на перекладине; 2 – и. п. Дыхание произвольное (7–8 раз).

3. «Силачи». И. п. – стоя в парах. Мальчики стоят друг к другу лицом, одна нога впереди, другая сзади, руки упираются в плечи напарника. 1 – вытолкнуть партнера; 2 – и. п. Дыхание произвольное (4 раза).

Такие упражнения развивают у мальчиков силу, выносливость, ловкость, что ведет к формированию мужественности. Для девочек необходимы упражнения, формирующие женственность: грациозность, мягкость, нежность. К таким упражнениям можно отнести гимнастику, ритмику, упражнения с лентой, обручем, мячом и др.

К о в т о р о й г р у п п е относятся совместные дифференцированные занятия. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

• в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;

• на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающие упражнениях – исходные положения, в полосе препятствий – условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка). В этом варианте организации занятий, чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточкизадания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее успешность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи со сказанным педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично данную проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.

Внедрение третьего условия предполагает индивидуальную помощь семье ребенка с учетом гендерных различий. Имеется в виду не любая форма помощи семье, а поддержка, в основании которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности за выбор варианта индивидуального воспитательного воздействия на ребенка с учетом уровня его физического, психического, духовного развития.

Новое направление работы с семьей требует создания при дошкольных организациях службы семьи – объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения: воспитателей, медицинских работников, психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре. При этом служба сопровождения семьи должна учитывать следующие принципы:

• рекомендательный (необязательный для исполнения) характер;

• приоритет интересов сопровождаемого;

• непрерывность сопровождения на всех этапах развития ребенка;

• мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

• стремление к автономизации.

Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

• индивидуальное сопровождение ребенка с учетом типа семьи, в которой он растет;

• системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для семьи в целом.

Индивидуальное сопровождение детей в образовательных организациях предполагает создание условий для выявления потенциальной группы риска и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Как правило, в таком сопровождении нуждаются семьи с больным ребенком; им предлагаются индивидуальные лечебнооздоровительные программы с учетом состояния здоровья воспитанника, главным направлением которых являются профилактика заболеваний, укрепление и сохранение здоровья дошкольника. Коллектив детского сада должен способствовать созданию здоровьесберегающей среды в семье, в которой важное место занимают водные, воздушные, физические упражнения, физкультурнооздоровительные процедуры, фито и арттерапия, семейные праздники здоровья и др.

Системное сопровождение семьи осуществляется в нескольких направлениях:

• участие в разработке и реализации программ сопровождения семьи с учетом создания наиболее благоприятных условий для физического развития мальчиков и девочек; предлагается выбор спортивных секций и кружков;

• проектирование новых форм образовательных услуг для семьи (совместные праздники, «социальная гостиная», школа индивидуального воспитания и развития, семейные кружки и студии по интересам и т. д., в которых нуждаются мальчики и девочки;

• создание профилактикокоррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей (плоскостопие, искривления позвоночника, психические расстройства и др.). Данные программы проектируются с учетом гендерных различий.

Такая комплексная работа дошкольных организаций предполагает разнообразие моделей взаимоотношений с семьями воспитанников для сохранения ценностей дошкольного детства, интимного и личностного развития каждой растущей личности.

Выявленные нами педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста взаимодополняемы и взаимообусловлены, представляют систему организационных мер по формированию мужественности и женственности средствами физической культуры.

Источник

Юлия Зародина
Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

«Педагогические условия

гендерно ориентированного сопровождения

физического развития ребенка дошкольного возраста».Инструктор по физкультуре

Зародина Ю. Ю.

«Гендер» — социальный пол человека,

формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между

мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками,

а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Утрачены традиции воспитания мальчиков и девочек. Демократизация отношений полов повлекла смешение их ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На этом фоне меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, мальчики принимают женский тип поведения.

Читайте также:  Задачи физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста.

Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс физического развития ребенка попрежнему строится без учета индивидуальных особенностей, в нем не учитывается:

• состояние здоровья;

• уровень физической подготовленности;

• гендерная принадлежность ребенка.

В педагогической литературе указывается, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от бесполой педагогики к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.

Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений. Так, мальчикам необходимы упражнения, формирующие выносливость, силу, мужественность, а девочкам – пластичность, гармоничность, женственность. Но, мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, в работе с ними используется одна и та же методика физического развития. Это отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья детей, и их физической подготовке. Поэтому нужно внедрять в своей работе дифференцированный подход, учитывать на занятиях физкультурой половые особенности, формировать полоролевое поведение.

Выделяют 4 типа полоролевого поведения. Маскулинные дети: ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола, отвергают женское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету. Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции.

Фемининные дети: независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Фемининные дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с фемининными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся продемонстрировать свою несостоятельность.

Андрогинные дети: относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам.

Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от их пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом сами являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маскулинные и фемининные роли.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов.

При организации занятий по физкультуре, учитывающих особенности мальчиков и девочек рассматриваются два следующих варианта:

I. Вариант: Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков:

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек

2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).

3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5. Различия в обучении сложным двигательным движениям.

6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).

7. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).

8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).

9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя самое бесшумное приземление».).

11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

13. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).

14. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

II. Вариант: Раздельные физкультурные занятия, которые можно проводить два раза в месяц.

На этих занятиях дети обучаются упражнениям, требующим разных методических подходов, и занимаются теми видами деятельности, которые вызывают интерес у данной группы детей. Занятия для девочек строятся в основном на методике игрового стретчинга, фитбол-гимнастики, игроритмики и игропластики, упражнения с лентами. У мальчиков преобладают силовые упражнения, спортивные игры (футбол, хоккей).

В работе используются разные формы проведения занятий: учебно-тренирующие, игровые, тематические, комплексные, занятия на воздухе, контрольно-учётные, сюжетные. Кроме занятий с детьми можно проводить развлечения, соревнования и спортивные праздники с привлечением родителей. При проведении физкультурных досугов учитывается разница между мальчиками и девочками, формируются различные по сложности задания, игры и эстафеты. На физкультурных мероприятиях закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развиваются ловкость, воображение, творческое мышление. У дошкольников воспитывается выносливость, поощряются проявления взаимопомощи у мальчиков к девочкам. Педагогу нужно заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Проводимые мероприятия помогают родителям ощутить радость от совместной двигательной деятельности с детьми.

При проведении работы по физическому воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:

• привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

• достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка от 0 до 3 лет павлова

• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Психофизические особенности развития

(различие антропометрических данных мальчиков и девочек.)МАЛЬЧИКИ

Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов. Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. При оценивании движения, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами.

В сознательной ориентации в пространстве большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

В дыхании задействованы мышцы брюшного пресса. Легкие по величине больше, сила мышц рук и туловища больше.

Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее. Крови на пол литра больше, чем у девочек.

Физически сильнее. Смелее.

Ориентируются на дальнее зрение.

Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперреактивности.

Более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны.

Двигательную активность — простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования.

Любят игры скоростно-силового характера бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры).

В игре с мячом, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.

Уверенно ходят по бревну, лучше побегают по нему, соскакивают с него.

Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.

Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).

Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.

ДЕВОЧКИ

Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. Вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения.

Большая частотой движений кистью руки; более высокие результаты во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большие результаты в прыжках в длину с места толчком одной ноги, большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах.

Дышат грудью.

Более крепкое здоровье. Организм лучше сопротивляется болезням. Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды Кожная чувствительность выше. Сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые Чувствительны к шуму.

Физически слабее. Быстрее утомляются. Трусливее.

Ориентируются на ближнее зрение.

Менее подвижны. Более усидчивы Центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, легче справляются с упражнениями на равновесие.

Очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Двигательную активность — пластичность, плавность, вычурность, эстетическое богатство (с мимикой, жестами, с элементами боязни, пассивности; более связанные с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

Любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

В игре с мячом, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Ходят медленно, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

Хорошо запоминают информацию, расположенную горизонтально.

Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.

Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.

Выводы ученых о физическом развитии детей дошкольного возраста.

(О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский Д. Еремеевой, Т. П. Хризман)

— Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками:

• половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны

• по объему более значимы

• по интенсивности значительны (в пользу мальчиков)

— Отмечается зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

— Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково.

— Необходим дифференцированный подхода к ним в процессе физического воспитания.

Система работы по обеспечению гендерного подхода

в физическом воспитании в ДОУ. Система работы по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании в ДОУ:

— Взаимодействия с детьми

— Взаимодействия сотрудников ДОУ

— Детская деятельность с акцентом на гендерную идентичность

— Взаимодействия с родителями

— Взаимодействия с педагогами

— Социальное партнерство

— Организационные психолого- педагогические и дидактические аспектами руководства.

Заключение.

Активное формирование, соответствующее полоролевоему поведению мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка.

Список использованной литературы:

1. Бочарова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом

воспитании мальчиков и девочек [Текст]// Дошкольное воспитание. — 1997. — № 12. — С. 72-75.

2. Репина, Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. – 1998. № 6. С. 3-5.

3. Юшин, А. Б. Каким должно быть физическое воспитание дошкольников //

Дошкольная педагогика. – 2002. — № 5. – С. 7-10.

4. Коузов Александр Андреевич

Челябинский государственный педагогический университет

аспирант кафедры педагогики и психологии детства.

5. Баранникова Н. А. О мальчиках и девочках, а также их родителях. М. ,2012.

6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка/Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. ,2001.

7. Тимошкина О. В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1

8. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб. ,2001.

9. Цыганенко И. Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/ Научно – методический информационный центр. Хабаровск, 2007.

Источник