Педагогическое исследование развития ребенка методом наблюдения

Педагогическое исследование развития ребенка методом наблюдения thumbnail

Екатерина Лаптева
Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 1.4. указывается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования …». Эффективное проектирование педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации в возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Поэтому возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

Сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать взрослым возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (мониторинга) и психологической диагностики.

Результаты мониторингамогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторингосуществляется с учетом ряда принципов:

сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе; от зоны актуального развития – до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребенок сегодня способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого); открытость, прозрачность процедуры оценки индивидуального развития ребенка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса); сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребенка, но и с его собственными достижениями, полученными ранее; прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);

Многие выдающие ученые признавали главным источником получения научных фактов – наблюдение. Оно является первичным методом познания, который предполагает целенаправленное и осознанное отслеживание изменений в каких либо процессах или событиях, при условии невмешательства в них наблюдающего.

Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности дает педагогам возможность увидеть конкретную картину проявления развития детей, предоставляет много интересных фактов, которые отражают жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.

Педагоги наблюдают за детьми,чтобы:

лучше понять, что происходит с ребенком; определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор; увидеть изменения в развитии ребенка с течением времени; внести изменения в развивающую среду; определить моменты, вызывающие озабоченность; найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации; внести изменения в план воспитательно – образовательной работы; получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители; дать возможность родителям больше узнать о своих детях; получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их; получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий.

Условия наблюдения:

Постановка цели. Выбор объекта и ситуации наблюдения. Сохранение естественных условий. Объективность. Систематичность. Регистрация (фиксация) результатов.

Техники наблюдения.

Регистрация эпизодов. Это короткие описания конкретных случаев. Словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребенка и чем закончилось действие.

Дневниковые заметки. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня группы.

Карта наблюдений педагога. Определяет конкретные виды поведения, подлежащие отслеживанию.

«Портфель» или образцы работ. Это коллекция работ, который выполнил ребенок в течении некоторого времени. Дети могут быть заинтересованы в самостоятельном дополнении своей коллекции.

Интервью и беседы. Дети любят поговорить со взрослыми о своих мыслях и работах, если верят в их искреннюю заинтересованность и уважение.

Интервью по поводу чтения и письма, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, дают представления о том, как они понимают, что такое чтение, письмо, говорение.

Формы наблюдений.

Ведение записей результатов наблюдений.

Блокнот и карандаш в кармане педагога. Ведение дневника, который заполняется в конце рабочего дня. Наборы карточек с именами детей, в которых ведется запись. Готовый журнал наблюдений по видам детской деятельности, фиксации результатов поведения и настроения детей (имеется в продаже). Лист – экран по видам детской деятельности, который помещен в таком месте группы, где он не заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).

Для того, чтобы была четкой и понятной картина развития каждого ребенка, педагог периодически (2-3 раза в год) отмечает достижения детей в индивидуальных Дневниках развития. Дневник позволяет оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Видео-/аудиозаписи Фотоматериалы Подборки детских работ: рисунки, надписи, рассказы, выполненные задания на карточках и пр. Свидетельства дел/действий и достижений Карта выбора детской деятельности, которая заполняется детьми самостоятельно (познакомив детей с пиктограммами деятельности, ребенок напротив своей фотографии ежедневно, придя в детский сад, выставляет карточку той деятельности, которой хотел бы сегодня заняться)

Читайте также:  Гендерное различие в развитии ребенка

Данные наблюдений анализируются воспитателями в сотрудничестве со специалистами (педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинскими работниками) и вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребенка.

Выстроенная таким образом система мониторинга посредством включенного наблюдения создает условия, при которых каждый из детей «обречен» на успех, любой из них имеет возможность реализовать свою индивидуальность и при этом идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом.

Источник

Наблюдение как метод педагогического исследования

Наблюдение — один из самых распространенных методов педа­гогического исследования. Под наблюдением понимается целенап­равленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Виды наблюдения

1) включен­ное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать.

2) невключенное наблюде­ние предполагает наблюдение «со стороны».

3) открытое наблюдение, когда дети знают,  что они являются объектами изучения, и

4)скрытое наблюдение, при котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

По степени охвата наблюдение может быть сплошным (когда внимание исследователя обращено, скажем, на весь класс (группу)) и выборочным (когда ведётся наблюдение за отдельным учащимся и небольшой группой ребят).

Внешнее наблюдение даёт возможность фиксировать факты так называемого «открытого поведения», «открытых отношений», «открытых поступков». Но исследователь как человек посторонний, не может точно знать, что скрывается за этими фактами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Повысить объективность наблюдения можно путём увеличения числа наблюдателей (исследователей). Недостатком данного вида наблюдения является то, что при нём всегда может иметь место некоторая нарочитость в поведении. Длительность и систематичность наблюдений снимают этот недостаток.

Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открывают более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, исследователь узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.

По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.

Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого периода времени. Он позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.

К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, педагогической ситуации. Иными словами, случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.

По степени формализации наблюдение может быть неструктурализованное (неконтролируемое), при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана.

Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредотачивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Чаще всего задача структурализованного наблюдения в исследовании – проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их.

Необходимо отличать научное наблюдение от обыденного (житейского).

Научное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по специально разработанной педагогической программе.

Научное наблюдение отличается рядом черт от обыденного. Назовём эти черты.

Целенаправленность. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдения на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определённой концепции, парадигмы (модели). Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием материала, а средством отбора необходимого.

Аналитический характер. Эта черта даёт возможность исследователю выделять отдельные стороны, элементы, связи изучаемых объектов, их анализировать, оценивать и объяснять уже в ходе наблюдения.

Комплексность, Эта черта вытекает из целостного характера педагогического процесса и требует не упускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

Систематичность. Эта черта требует не ограничиваться разовым «снимком» изучаемого, а на основе систематических наблюдений выявлять существенные связи и отношения, обнаруживать причины изменения и развития наблюдаемого за определённый период.

В исследовании педагогических проблем используется лонгитюдиональное наблюдение.

Лонгитюдиональное наблюдение – длительное наблюдение за одними и теми же, скажем, учащимися на протяжении нескольких лет.

Это наблюдение охватывает большое количество в разной мере взаимосвязанных явлений. При этом наблюдении представляется возможность проследить развитие личности учащегося или ученического коллектива (по мере перехода из одного класса в последующий) на протяжении многих лет. Благодаря этому многолетнему наблюдению удаётся раскрыть объективные и субъективные тенденции, изменения интеллектуальных, познавательных и духовных потребностей учащегося, определить причины изменения учащегося к учебе, труду, товариществу, коллективу. А на основе собранного материала наметить конкретные пути совершенствования учебно-воспитательной работы.

Мы рассмотрели различные типы (виды) наблюдений, которые может использовать исследователь с целью получения большого фактического материала. Однако эффективность метода наблюдения во многом зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

Читайте также:  Развитие ребенка в традиционных обществах

успех метода наблюдения в конкретном педагогическом исследовании во многом определяется личностью наблюдателя: его мировоззрением, способностями, профессионализмом, общительностью, отзывчивостью, скромностью, ненавязчивостью и другими качествами;

наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдает;

исследователь должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, изменение её было минимальным;

наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают;

результаты наблюдений необходимо сопоставлять с помощью других методов (например, анкетирования, тестов, рейтинга, анализа результатов деятельности и т.д.) и выполнять в виде кратковременной записи, проводимой по «горячему следу»; карточек, служащих для регистрации информации; дневников наблюдений, в которых систематически день за днем заносить все необходимые сведения.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в мо­мент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении).

Несмотря на значительное преимущество, метод наблюдения имеет и ряд недостатков.

К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:  

— влияние субъективного фактора на интерпретацию резуль­татов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

— при использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на «одобряемое» поведение;

— наблюдение требует значительных затрат времени;

— не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет.

На фактах, зафиксированных методом наблюдения, всегда лежит оттенок субъектности. Поэтому наблюдения применяются в сочетании с другими методами исследования личности учащегося.

Список использованной литературы:

  1. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю.З. Кушнев. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

  2. Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования. Пер. с чешск. / Я. Скалкова. – М., 1989.

  3. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткиню – М., 1986.

  4. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М., 1988.

  5. Шульман, Э.А. Методологический аппарат исследований // Э.А. Шульман. Советская педагогика. – 1988. — № 11. С. 43 –48.

Источник

1 слайд

       Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу боле подробно рассмотреть такую форму мониторинга в ДОО, как педагогическое наблюдение и разобраться в том, для чего оно необходимо и как его осуществлять и фиксировать.

2 слайд

      Федеральный государственный стандарт ДО не предусматривает определения уровня развития ребенка. Проведение диагностических срезов, сравнение воспитанников в степени освоения программы является грубейшим нарушением закона.  

Вы скажете, зачем же тогда мы говорим о мониторинге?

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится с целью определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

В каждом дошкольном учреждение разработана система осуществления педагогического мониторинга, существуют необходимые положения, регламентирующие деятельность администрации, воспитателей, специалистов. Я не буду останавливаться на этих аспектах. Понятно, что без учета мониторинга освоения программы, воспитательно-образовательный процесс будет строится формально, как и осуществление индивидуального сопровождения ребенка.

3 слайд

       Что же такое педагогическое наблюдение?

Определение Вы можете видеть на слайде.

Многие опытные воспитатели часто говорят о том, что педагог, находящийся с детьми по 10 часов в сутки всегда знает возможности ребенка, замечает особенности поведенческих реакций, предугадывает возможные проблемные ситуации. А заполнение карт, лишняя бумажная работа только мешает, отвлекает от непосредственного общения с воспитанниками.

   Мы занимаемся наблюдением постоянно, но всегда ли оно результативно в плане педагогической оценки и использования результатов наблюдений в работе? Чаще всего педагог не ставит определенной цели, поэтому и вычленить необходимые сведения из подобного наблюдения, сделать выводы  затрудняется.

      Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого ребенка с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, в формах и видах деятельности, которые соответствовали бы индивидуальным потребностям детей.

4 слайд

Чем же руководствоваться при проведении наблюдений? Являются ли они обязательными?

     В каждой образовательной программе ДОУ этот вопрос озвучен, и методисты должны информировать воспитателей о методах, формах отчета.

    Необходимо отметить, что педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению педагогического наблюдения.       Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется, как я уже упоминала,  Программой.

5 слайд

Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить, что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор.

 — получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их

 — получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий

В связи с этим,  вносим необходимые изменения в план, преобразуем развивающее пространство группы, осуществляем работу с семьей, выстраиваем план индивидуальной работы, или как сейчас принято говорить, индивидуального сопровождения ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка дикие животные это

6 слайд

Различают несколько видов наблюдений. Это

Непосредственное наблюдение, когда воспитатель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

Опосредованное (косвенное) – это наблюдение, когда к его проведению подключаются другие педагоги, студенты. Методика такого наблюдения должна быть специально отработана тем, кто будет его вести.

Включенное наблюдение подразумевает включенность педагога в процесс за которым он наблюдает. Например, сюжетно-ролевая игра.

Оно может быть открытым или закрытым. При открытом наблюдение дети знают, что за ними ведется наблюдение. При закрытом — применяется записывающее устройства: видео, диктофон, телефон.

Другие виды педагогического наблюдения вы видите на слайде. Их названия говорят сами за себя.

7 слайд

Чтобы грамотно провести педагогическое наблюдение необходимо выстроить алгоритм, который включает в себя 4 компонента.

— Определение цели — например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.

— Определение объекта наблюдения. Например, определить группу от 3до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, каждый день мы меняем детей и, таким образом все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

— Выбор ситуации наблюдения позволяет определить, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

И последний, важный этап, это фиксация наблюдений, о котором мы будем говорить ниже.

8 слайд

Педагогическое наблюдение целесообразно проводить в разных видах деятельности. Зачастую ребенок проявляет свои истинные чувства в сюжетно-ролевой игре, другой в процессе физкультурных соревнований, третий в продуктивной деятельности. Важно видеть всех детей, замечать их индивидуальные особенности, ориентироваться на зону ближайшего развития. Но, чтобы правильно сделать выводы, нужно владеть методикой проведения наблюдения.

9 слайд

  Очень важным аспектом наблюдения является способ его фиксации и осознание того, для чего это необходимо. Всем нам приходится нелегко, потому что приходится вести большое количество документации.

Но без обработки результатов, наблюдение будет незаконченным, и воспитатель не сможет использовать собственные записи для заполнения индивидуальных карт освоения ребенком образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов, которые являются обязательным условием реализации программы.

      Давайте рассмотрим варианты фиксации наблюдений.

Существует множество способов ведения записей во время наблюдений. Одни воспитатели постоянно держат в кармане блокнот и карандаш, другие используют наборы карточек, каждая из которых помечена именем ребенка. Некоторые педагоги используют вечернее время для фиксации наблюдений. Можно использовать стикеры, специальные формы, дневниковые записи. Педагог может выбрать любой удобный способ.

Давайте рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, воспитатель должен иметь представлении о целевых ориентирах результатов достижения программы для конкретного возраста, проанализировать карту индивидуальных достижений воспитанников (гиперссылка) и продумать, что необходимо знать о ребенке, чтобы грамотно заполнить эти карты, потому что это документ, который хранится в архиве, передается другим воспитателям в случае перевода в другую группу, проверяется контролирующими органами.

Листы наблюдений позволяют выявить все компоненты наблюдения и сформулировать выводы, который помогут выстроить общую картину достижений воспитанника.

Хочется отметить, что при выборе оптимального способа фиксации наблюдений, следует внимательно изучить содержание карт, которых множество в интернете. При подготовке к выступлению, я просмотрела много вариантов. На глаза попалась карта, которую хочу вам показать. Такое ощущение, что цель этого документа в кавычках, найти все отрицательное в ребенке, здесь даже не указаны параметры положительной оценки. Поэтому целесообразно рассмотреть варианты вместе с методистами или авторитетными для вас коллегами.

   Чаще всего мы наблюдаем межличностные отношения ребенка. Знания, умения, навыки в образовательных областях познавательное, художественно-творческое развитие, физическое развитие нам оценить проще, чем коммуникативные навыки, особенности эмоционально-волевой сферы.

    Именно здесь педагогическое наблюдение поможет воспитателю проанализировать собственное педагогическое воздействие на ребенка. Наблюдение за игрой, в процессе поручений, в режимные моменты можно фиксировать, используя карты психологического фона.

     Вы скажете, что это больше психологическая диагностика. В какой-то степени я соглашусь, но в большинстве детских садов нет педагога-психолога, но даже если он и есть, то все-таки именно воспитатель ответственен за эмоциональный фон в детском коллективе, ему и содействовать комфортному пребыванию ребенка в группе.

10 слайд

  • Необходимо озвучить также принципы педагогического наблюдения. Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса
  • Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса

11 слайд

Как и любой метод мониторинга, педагогическое наблюдение имеет положительные и отрицательные стороны. Вы можете проанализировать их, глядя на слайд. Хотелось бы отметить, что на результаты наблюдений могут повлиять:

  • Настроение наблюдателя
  •  Его предубеждение
  •  Усталость

12 слайд

Поэтому нельзя дать однозначного ответа, важно проводить наблюдения постоянно, обращая внимание на интересующие вас аспекты, чтобы подтвердить полученные результаты

    Стереотипы, собственные представлений о морали зачастую мешают адекватно проанализировать данные наблюдения.

13 слайд

Подводя итоги своего выступления, хочется сказать, что мониторинг никуда не делся, он присутствует в нашей педагогической деятельности, но в несколько иной интерпретации.

Хочется пожелать вам успеха в работе с детьми, желания, энтузиазма  и отдачи от приложенных сил, времени, нервов.

Здоровья вам и вашим семьям.

Спасибо за внимание!

Источник