Педагогический маршрут для ребенка с нарушением развития

Марина Елистратова
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии.

Для воспитанника Ашихмина Кирилла

Возраст ребенка 4 года

Проблема Слабо развит фонематический слух, неумение выговаривать звуки, слова, слоги. Слова заменяет жестами, испытывает трудности в общении с детьми.

Цель индивидуального маршрута Помощь в адаптации к коллективу детей, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребёнка, вовлечение родителей в педагогический процесс.

Задача Овладение ребёнком коммуникативными навыками, становление фонематического слуха; помочь овладеть правильным произношением гласных и согласных звуков.

Периодичность занятий 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.

План на октябрь, ноябрь, декабрь года.

Используемые на занятиях игры и упражнения

Сентябрь

Цель: учить правильно произносить гласные и согласные звуки. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

1. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

Предложив ребёнку поиграть, воспитатель знакомит его с правилами:

-Когда услышишь звук «А», стукни мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук. А-У-О-У-А-А-О-У…

2. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

— Я буду называть гласные звуки. Подбрось мяч, когда услышишь звук «У».

А-У-И-О-У-А-О-У-И-А-О-У…

3. «Слова».

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: Будем с тобой слова подбирать. Тебе начинать, а мне продолжать.

Ребенок Воспитатель

и-и-и — скра

и-и-и — гла

и-и-и — зба

и-и-и — зюм

и-и-и — ндеец

и-и-и — ней

и-и-и — гра

и-и-и — ндюк

и-и-и — менинник

и-и-и — риска

и-и-и — нструмент и т. д.

4. «Пильщики».

Воспитатель с ребёнком встают друг против друга, подают друг другу правую руку и начинают «пилить» взад и вперёд, произнося при этом слова:

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

Ж-ж-ж-ж…

Треснула и стала,

Начинай сначала!

Октябрь

Цель: учить правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные (р, л) звуки.

1. «Угадай, что свистит».

Воспитатель показывает картинку, на которой изображен насос, и просит ребенка сказать, как свистит воздух, когда выходит из насоса. (С-с)

— Правильно, выходящий из насоса воздух свистит «сердито»: с-с…Как он свистит? («Сердито»: с-с).

— А теперь послушай, как свистит тоненькая струйка воды, когда льётся из крана (показывает картинку). Она свистит нежно, мягко: сьсь… Давай посвистим вместе, как тоненькая струйка воды. Затем с ребёнком закрепляется произношения, опираясь на картинки.

2. «Выдели слово».

Воспитатель произносит слова и предлагает ребёнку хлопать в ладоши тогда, когда он слышит слова, в которых есть звук З («песенка комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др.

3. «Что в мешочке?».

Воспитатель показывает ребёнку мешочек, в котором лежит много интересных вещей. Ребёнок вытаскивает из мешочка одну игрушку и называет её. Затем педагог сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук Ц («песенка синички»). Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук Ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) и предлагает ребёнку перечислить их.

4. «Угадай чего не стало».

Воспитатель кладёт на стол 3-4 предмета (картинки, например, кошка, мишка, мышка, лошадка. Ребенок запоминает эти предметы, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, что убрано. Воспитатель следит за тем, чтобы ребёнок правильно произносил звук Ш в словах.

Ноябрь

1. «У кого кто?».

Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит ребенка сказать, кто это. Затем спрашивает, как называют детёныша медведя, ежа и т. д. Воспитатель следит, чтобы ребенок четко произносил звук Ж в словах, выделяя его голосом: медвеж-ж-жата, ж-ж-же-ребята. Аналогично проводится упражнение на закрепление правильного произношения ребёнком звука Ч: волк-волчата, зайка-зайчата, кролик-крольчата, белка-бельчата, галка-галчата и т. д. Нужно, чтобы ребёнок называл детёнышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребёнок, зайчонок, волчонок и т. д.

2. «Отгадай, что взял Петрушка».

Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названии которых есть звук Щ, просит ребёнка назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с ребёнком. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы ребёнок видел, что он возьмёт. Ребёнок закрывает глаза, а воспитатель убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, который взял Петрушка. Воспитатель спрашивает ребёнка зачем Петрушке нужна щётка? (Петрушке нужна щётка, чтобы чистить одежду; зубы, если щётка зубная). Постепенно воспитатель убирает все предметы, а ребёнок угадывает и говорит, зачем они нужны.

3. «Найди игрушку».

Воспитатель предлагает ребёнку посмотреть вокруг и назвать игрушки и предметы со звуком Л (Ль). Слушая ответы ребёнка, воспитатель просит его выделять в словах голосом звук Л (Ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например, л-л-лампа, стол-л-л.

4. «Доскажи слово».

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Ребёнок должен закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинатся иг… (ра).

Ры-ры-ры – у мальчика ша… (ры).

Ро-ро-ро – у нас новое вед… (ро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы иг… (ру).

Ре-ре-ре – стоит до на го… (ре).

Ри-ри-ри – на ветках снеги… (ри).

Вар-вар-вар – кипит наш само… (вар).

Дор-дор-дор – созрел красный поми… (дор).

Дир-дир-дир – мой папа коман… (дир).

Нарь-нарь-нарь – на стене висит фо… (нарь).

Ра-ра-ра – у мышки есть но… (ра).

Ре-ре-ре – носив воду в вед… (ре) и т. д.

Результаты индивидуальной работы Ребёнок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми, взрослыми и детьми. Понимает обращённую к нему речь. Отвечает на вопросы. Улучшается фонематический слух. С удовольствием участвует в словесных дидактических играх.

Рекомендации родителям Рекомендуется проговаривать чистоговорки, проводить беседы, выполнять упражнения для развития артикуляционного аппарата, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Поддерживать устойчивый интерес к словесным играм. Рекомендовано, чтобы ребенок регулярно посещал ДОУ, слушать сказки на аудионосителях.

Источник

Дарья Сулаберидзе
Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год

Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика

Задачи:

• обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,

• создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;

• оказание методической помощи родителям.

Месяц: сентябрь

Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Месяц: октябрь

Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков

Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»,

Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

развитие навыков самообслуживания;

• умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,

• правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• благодарить.

Полученный результат:

• сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,

• во время приёма пищи правильно держать ложку,

• пользоваться салфеткой,

• умение складывать разбросанные игрушки по местам

Месяц: ноябрь

Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков

Основное содержание: игры и упражнения,направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».

Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

• установление доброжелательных отношений со сверстниками;

• возникновение потребности в совместных играх

Полученный результат:

• сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,

• в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.

Месяц: январь

Направление работы: развитие речи

Основное содержание: игры на развитиефонематического слуха: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Повторяй за мной».Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Встали пальчики»,игры — потешки, игры с сюжетными игрушками и др.

Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

• обогащение, закрепление и активизация словаря.

Полученный результат:

• понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;

• вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;

• задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.

Месяц: февраль

Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности

Основное содержание:сюжетно — отобразительные и обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., «Зайка заболел», «Белочка обедает » и т. п. ; дидактические игры на развитиеинтереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие речевого общения;

развитие пространственно-образного мышления;

• улучшение координации глаз-рука

Полученный результат:

• проявляется интерес к изобразительной деятельности;

• совершенствуется мелкая моторика руки.

Месяц: март

Направление работы: развитие мелкой и общей моторики

Основное содержание: игры на развитиемелкой моторики и навыков классификации:

» Волшебная шкатулка» (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);

«Волшебные шнурки» (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);

«Угости кукол» (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.

Для развития общей моторики разучивание физкультминуток «Налетел ветерок, закачался колосок», «В зоопарке мы гуляем и животным подражаем».

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

развитие всех двигательных качеств.

Полученный результат:

• наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;

• исчезла скованность движений.

Месяц: апрель

Направление работы: формирование представлений об окружающем мире

Основное содержание:рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;

чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;

чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;

дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Ожидаемый результат:

• формирование представлений о диких и домашних животных,

• об их строении,

• среде обитания.

Полученный результат:

• узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;

• называет и показывает части туловища животного игрушки,

• подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).

• проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.

Месяц: май

Направление работы:

• формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,

• формы, величины

Основное содержание:игры по формированию представлений о цвете предметов:

«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»

Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).

Взаимодействие специалистов: воспитатели

Источник

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

I. Общие сведения

II. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ группа, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

— построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— дозировка работы со зрительной нагрузкой

— выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

— проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

— посадка ребенка:

— рабочая поверхность:

— размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

— рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

— постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

—  щадящая зрительная нагрузка

—  максимальная зрительная нагрузка

— зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

— зрительная нагрузка №

— характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

— время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы — игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ группа, ______ год обучения

IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

— не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

— не сформированы моральные и нравственные ценности;

— имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

— не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

— не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

— отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

— не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

— не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

— отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

— не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

— формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

— формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

— формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

— отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

— не сформированы познавательные действия;

— не развито воображение, творческая активность;

— отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

— не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

— не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

— не знает (путает) цвета;

— не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

— отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

— испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

— отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

— не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

— формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 — формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

— развитие познавательных интересов;

— формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

— развитие любознательности, познавательной мотивации;

— формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

— учить считать до 5 (10);

— учить составлять и решать задачи;

— развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

— развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

— развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

— знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

— формирование гражданской принадлежности;

— формирование представление о планете как общем доме людей;

— ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

— учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

— воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

— не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

— словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

— нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

— не употребляет в речи синонимы, антонимы;

— не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

— не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

— не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

— отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

— не может прочесть стихотворение наизусть;

— не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

— развивать понимание речи, инструкций;

— совершенствовать речь как средство общения;

— расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

— помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

— развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

— приучать ребенка слушать литературные произведения;

— уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

— развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

— обучить умению вести диалог;

— развивать (совершенствовать) связную речь;

— воспитывать умение слушать литературные произведения;

— учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

— учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

— формировать интерес к книгам;

— формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

— учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

— отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

— не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

— не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

— не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

— отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

— отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

— не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

— отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

— не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

— не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

— не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

— развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

— формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

— учить аккуратно закрашивать рисунки;

— формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

— знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

— развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

— учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

— учить составлять композиции;

— учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

— учить создавать игрушки из природного материала;

— формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

— учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

— обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

— не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

— отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

— не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

— не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

— присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

— формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

— учить называть, различать органы чувств и части тела;

— развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

— познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

— формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

— развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Источник