Педагогические условия развития самостоятельности ребенка средствами

Текст защиты.
Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа
«Педагогические условия воспитания самостоятельности у старших дошкольников»
Научный руководитель: Вишневская Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель.
Цель исследования: теоретически обосновать, опытно – экспериментальным путем подтвердить педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста..
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить и охарактеризовать состояние проблемы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике ДОО.
2. Теоретически обосновать педагогические условия воспитания самостоятельности старших дошкольников.
3. Опытно-экспериментальным путем подтвердить педагогические условия, при которых воспитание самостоятельности будет осуществлять успешно.
Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у старших дошкольников будет осуществляться успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
— внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию;
— поддержка инициативы, активности, и самостоятельности детей в игровой деятельности;
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, использовались методы анализа психологической и педагогической литературы по проблеме, наблюдение, диагностика, методы количественного и качественного анализа данных.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Во введении определяется актуальность, цель, объект, предмет, задачи, методы и база исследования.
В первой главе раскрывается понятие самостоятельности, особенности воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, описаны педагогические условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Во второй главе рассматривается организация, методы исследования и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, а также организация работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, результаты контрольного этапа.
В заключении даны обобщающие выводы по результатам исследовательской работы.
Общий объём работы без приложений 61 страница. Кроме текста в структуре работы присутствуют 6 таблиц, 7 рисунков. В список использованной литературы входит 49 источников. Работа включает 1 приложение, общим объёмом 74 страницы. В приложении содержится диагностический и методический материал.
Опытно — экспериментальная работа осуществлялась на базе
МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик»»городского округа город Шарья Костромской области. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 5до 7 лет, педагоги групп и родители воспитанников.
Исследование проводилось в период с ноября 2018 по апрель 2019 г. и включала три этапа:
1 этап – констатирующий — диагностика уровней сформированности самостоятельности у старших дошкольников.
2 этап – формирующий этап – реализация условий формирования самостоятельности ьу старших дошкольников.
3 этап – повторная диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников, анализ результатов исследования.
целью опытно – экспериментального исследования является анализ эффективности комплекса педагогических условий развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения. Исходя из данной цели, можем выделить ряд основных задач, решаемых в ходе опытно – экспериментальной работы работы:
Определить реальное (наличное) состояние развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения до применения педагогических условий;
экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса педагогических условий на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, использовались следующий диагностический комплекс
— методика С. Забрамной «Конструирование»
— методика, разработанная Калининой Р.Р для определения уровня сформированности самостоятельности игровых навыков у дошкольников была использована
— Для изучения проявления характерных особенностей самостоятельности детей при самообслуживании были использованы виды самостоятельности, выделенные З.И. Власовой.
Также проводились наблюдения за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей
Для нас было важно, чтобы во всех методиках были выделены одинаковые критерии, позволяющие составить представление об уровне самостоятельности старших дошкольников.
Такие как:
— наличие интереса ребенка к деятельности;
— умение действовать без чьей-либо помощи при выборе цели, содержания, средств и способов деятельности, умение самостоятельно выполнять посильную, но достаточно сложную деятельность;
— проявление исполнительности, инициативности, ответственности;
— наличие самоорганизованности, элементов самоконтроля, самооценки своих действий и поступков.
Результаты констатирующего эксперимента
При исследовании уровня самостоятельности в конструировании у детей группы «Лучики» выяснилось, что 3 ребенка ( 15 %) имеют высокий уровень самостоятельности.
6 детей (30 %) обладают средним уровнем.
Низкий уровень был выявлен у 10 детей (50 %).
И 1 ребенок (5%) обладает очень низким уровнем,
По результату диагностирования воспитания самостоятельности детей в навыках самообслуживания показал, что низкий уровень самостоятельности самообслуживания имеют : 8 (40 %)-
7(35%) средний уровень воспитания самостоятельности дошкольников
5 (25 %) –высокого уровня.
По методике, разработанной Калининой Р.Р для определения уровня сформированности самостоятельности игровых навыков представлены на слайде Как видно большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. (11 детей-55%) , 6 детей высокий –15 %, 3 низкий- ( 15%).
Результаты исследования показали, что в большинстве своем дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Результаты диагностики развития самостоятельности детей на констатирующем этапе послужили основой разработок формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
На этапе формирующего эксперимента был составлен план мероприятий по каждому условию.
1.Для поддержки активности и инициативы детей в игровой деятельности мы внесли в предметно-развивающую среду материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетнообразные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. Использовали игрушки, предметы –заместители, разыгрывали различные ситуации , подобрали музыкального сопровождения к играм.
Педагоги руководствовались следующими способами поддержки детской инициативы:
выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Также в игровой деятельности были использованы разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке
Помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых задач осуществлялась через следующие приемы:
— прием «Три варианта»;
— прием «мозгового штурма».;
— освоение игры по частям (фрагментном);
— ассоциации, аналогии;
— составление мини-ситуаций;
— творческие приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.) и др.
Активно использовали квест-игры. Во время проведения игр воспитатель вмешивался в ход событий только в крайних случаях.
В работе с родителями проведены и запланированы практические мероприятия: 1. Родительские собрания «Во что играют наши дети», «Развитие самостоятельности и активности детей», на котором обсуждены общие результаты анкетирования, выявлены проблемы, предложенпа педагогическая помощь родителям. 2. Проведены беседы и индивидуальные (групповые) консультации родителей на темы: «Во что и как играет мой ребенок», «Игры у нас дома», «Во что поиграть с ребенком». 3. Проведены дни открытых дверей, когда родители могут не только посмотреть, как и во что играют дети в течение дня, но и присоединиться к ним. 4. Совместные игры родителей и детей в дидактические игры, используемые в процессе образования в детском саду (Сложи квадрат, дидактические лото и т.д.), во время специально организованной воспитателем деятельности. 6. Мастер класс «Каждый может сделать сам» для родителей по изготовлению дидактических игр из разнообразных подручных материалов, проведенный педагогом, совместно с родителями, имеющими активную позицию в вопросах воспитания своего ребенка. 7. Творческое задание родителям, разработать и изготовить игру своими руками вместе с ребенком. 8. Консультации родителей по выбору темы, игры для творческого задания, обсуждение требований к готовой игре.
Для организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию были использованы следующие методы:
Наглядные методы:
-Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности;
-Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания;
-Наблюдение за действиями взрослого;
-Рассматривание иллюстраций, моделей;
-Просмотр мультимедий, презентаций, мультфильмов.
Словесные методы:
-Объяснения действий взрослого в ходе показа;
-Подробное словесное объяснение без показа;
-Общее или индивидуальное напоминание;
-Контроль и оценка деятельности детей;
-Чтение художественной литературы.
Практические, игровые методы:
-Сюрпризные моменты;
-Игры с куклами;
-Упражнения в выполнении навыков самообслуживания в режимные моменты;
-Использование специализированных игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке
При реализации организации самостоятельной деятельности дошкольников в дошкольном учреждении соблюдались следующие принципы построения среды:
-.Сочетание центров среды в группах
Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования Информированность среды.
-Вариативность материала
Многое в среде МБДОУ создавалось руками педагогов, родителей. Например, для самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста была оборудована игротека, в которой были включены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действ
В создание среды активно включались дети, это способствовало формированию осознанного отношения ребенка к среде, пониманию взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учитывали их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности. интересом готовили совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. -. Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности.
На этапе формирующего эксперимента был составлен план мероприятий работы с педагогами дошкольного учреждения. Мероприятия проводили с педагогами всего коллектива, так как изучаемая проблема является важной и руководители дошкольного учреждения сочли необходимым проведение мероприятий такой направленности.
Таким образом, для формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детской организации создали систему работы, основанную на модели организации самостоятельной деятельности детей, использующую разнообразные формы работы с педагогами и родителями по организации самостоятельной деятельности детей; развивающую предметно-пространственную среду для организации самостоятельной деятельности детей.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
Методика контрольного эксперимента была идентична методике констатирующей части опытной работы. Для сбора и анализа данных контрольного эксперимента были использованы те же уровни развития самостоятельности детей. Как видно на слайде, низкий уровень показателей детей не проявляется ни в одном из критериев, позволяющих составить представление об уровне самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, независимо от вида деятельности ребенка.
Результаты диагностики развития самостоятельности детей на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
Анализ данных по методике «Конструирование» показал, что низкого уровня не стало. Высокий уровень составил 45%, а средний- 55%. Это означает, что показатели воспитанников улучшились. Сравнительные данные на этапе констатации и контрольном этапе можно проследить в диаграммах.
Результаты динамики развития самостоятельности детей на констатирующем и контрольном этапе эксперимента показали, что
средний увеличился на 25%, а высокий на 30%.
Результаты характерных особенностей самостоятельности детей при самообслуживании ,выделенные З.И. Власовой на контрольном этапе
По данной методике низкого уровня нет, средний составил – 67% ( 12 детей), а высокий – 33%.( 8 детей). Таким образом, все показатели улучшились.
Сравнительные результаты уровня развития самостоятельности детей у старших дошкольников в самообслуживании
На сравнительной диаграмме слайде можно увидеть: низкого уровня не стало, средний уровень увеличился на 32%, а высокий – на 8%. Это значит , что положительная динамика есть.
Результаты определения уровня сформированности самостоятельности игровых навыков у дошкольников по методике, разработанная Калининой Р.Р. на контрольном этапе
44% воспитанников стали иметь высокий уровень самостоятельности игровых навков, 56% средний,
Сранительные результаты показали, что низкого уровня не стало, увеличилось количество детей со средним уровнем на 20 %, а высокого на 19%.
Из диаграмм представленных на слайдах можно сделать вывод, что низкий уровень показателей детей не проявляется ни в одном из критериев, позволяющих составить представление об уровне самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, независимо от вида деятельности ребенка. Повысилось количество детей, проявляющих интерес к деятельности. Дети самостоятельно, без чьей-либо помощи действуют при выборе цели, содержания, средств и способов выбранной деятельности. Дети стали самостоятельно, последовательно действовать в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи.
Таким образом, наблюдаем положительную динамику показателей уровня развития детской самостоятельности.
Данные опытно-экспериментальной работы позволяют сделать выводы об успешности проводимой работы-процесса воспитания самостоятельности у старших дошкольников. Он будет проходить более успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
— внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию;
— поддержка инициативы, активности, и самостоятельности детей в игровой деятельности.
Выделенные нами педагогические условия могут быть использованы в детском саду по формированию самостоятельности у детей.
Таким образом, наблюдаем положительную динамику показателей уровня развития детской самостоятельности.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, а, значит, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.
Источник
«Педагогические условия воспитания самостоятельности у старших дошкольников»
Цель исследования: теоретически обосновать, опытно – экспериментальным путем подтвердить педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста..
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить и охарактеризовать состояние проблемы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике ДОО.
2. Теоретически обосновать педагогические условия воспитания самостоятельности старших дошкольников.
3. Опытно-экспериментальным путем подтвердить педагогические условия, при которых воспитание самостоятельности будет осуществлять успешно.
Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у старших дошкольников будет осуществляться успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
— внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию;
— поддержка инициативы, активности, и самостоятельности детей в игровой деятельности;
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, использовались методы анализа психологической и педагогической литературы по проблеме, наблюдение, диагностика, методы количественного и качественного анализа данных.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Во введении определяется актуальность, цель, объект, предмет, задачи, методы и база исследования.
В первой главе раскрывается понятие самостоятельности, особенности воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, описаны педагогические условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Во второй главе рассматривается организация, методы исследования и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, а также организация работы по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, результаты контрольного этапа.
В заключении даны обобщающие выводы по результатам исследовательской работы.
Общий объём работы без приложений 61 страница. Кроме текста в структуре работы присутствуют 6 таблиц, 7 рисунков. В список использованной литературы входит 49 источников. Работа включает 1 приложение, общим объёмом 74 страницы. В приложении содержится диагностический и методический материал.
Опытно — экспериментальная работа осуществлялась на базе
МБДОУ «Детский сад №13 . В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 5до 7 лет, педагоги групп и родители воспитанников.
Исследование проводилось в период с ноября 2018 по апрель 2019 г. и включала три этапа:
1 этап – констатирующий — диагностика уровней сформированности самостоятельности у старших дошкольников.
2 этап – формирующий этап – реализация условий формирования самостоятельности ьу старших дошкольников.
3 этап – повторная диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников, анализ результатов исследования.
целью опытно – экспериментального исследования является анализ эффективности комплекса педагогических условий развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения. Исходя из данной цели, можем выделить ряд основных задач, решаемых в ходе опытно – экспериментальной работы работы:
Определить реальное (наличное) состояние развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения до применения педагогических условий;
экспериментально проверить влияние предложенного нами комплекса педагогических условий на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, использовались следующий диагностический комплекс
— методика С. Забрамной «Конструирование»
— методика, разработанная Калининой Р.Р для определения уровня сформированности самостоятельности игровых навыков у дошкольников была использована
— Для изучения проявления характерных особенностей самостоятельности детей при самообслуживании были использованы виды самостоятельности, выделенные З.И. Власовой.
Также проводились наблюдения за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей
Для нас было важно, чтобы во всех методиках были выделены одинаковые критерии, позволяющие составить представление об уровне самостоятельности старших дошкольников.
Такие как:
— наличие интереса ребенка к деятельности;
— умение действовать без чьей-либо помощи при выборе цели, содержания, средств и способов деятельности, умение самостоятельно выполнять посильную, но достаточно сложную деятельность;
— проявление исполнительности, инициативности, ответственности;
— наличие самоорганизованности, элементов самоконтроля, самооценки своих действий и поступков.
Результаты констатирующего эксперимента
При исследовании уровня самостоятельности в конструировании у детей группы «Лучики» выяснилось, что 3 ребенка ( 15 %) имеют высокий уровень самостоятельности.
6 детей (30 %) обладают средним уровнем.
Низкий уровень был выявлен у 10 детей (50 %).
И 1 ребенок (5%) обладает очень низким уровнем,
По результату диагностирования воспитания самостоятельности детей в навыках самообслуживания показал, что низкий уровень самостоятельности самообслуживания имеют : 8 (40 %)-
7(35%) средний уровень воспитания самостоятельности дошкольников
5 (25 %) –высокого уровня.
По методике, разработанной Калининой Р.Р для определения уровня сформированности самостоятельности игровых навыков представлены на слайде Как видно большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. (11 детей-55%) , 6 детей высокий –15 %, 3 низкий- ( 15%).
Результаты исследования показали, что в большинстве своем дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Результаты диагностики развития самостоятельности детей на констатирующем этапе послужили основой разработок формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
На этапе формирующего эксперимента был составлен план мероприятий по каждому условию.
1.Для поддержки активности и инициативы детей в игровой деятельности мы внесли в предметно-развивающую среду материалы, открывающие детям возможности для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетнообразные и сюжетно-дидактические игрушки; природный материал; полуфабрикаты (лоскуты ткани, кожи, меха, пластика). Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в играх. Использовали игрушки, предметы –заместители, разыгрывали различные ситуации , подобрали музыкального сопровождения к играм.
Педагоги руководствовались следующими способами поддержки детской инициативы:
выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Также в игровой деятельности были использованы разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке
Помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых задач осуществлялась через следующие приемы:
— прием «Три варианта»;
— прием «мозгового штурма».;
— освоение игры по частям (фрагментном);
— ассоциации, аналогии;
— составление мини-ситуаций;
— творческие приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.) и др.
Активно использовали квест-игры. Во время проведения игр воспитатель вмешивался в ход событий только в крайних случаях.
В работе с родителями проведены и запланированы практические мероприятия: 1. Родительские собрания «Во что играют наши дети», «Развитие самостоятельности и активности детей», на котором обсуждены общие результаты анкетирования, выявлены проблемы, предложенпа педагогическая помощь родителям. 2. Проведены беседы и индивидуальные (групповые) консультации родителей на темы: «Во что и как играет мой ребенок», «Игры у нас дома», «Во что поиграть с ребенком». 3. Проведены дни открытых дверей, когда родители могут не только посмотреть, как и во что играют дети в течение дня, но и присоединиться к ним. 4. Совместные игры родителей и детей в дидактические игры, используемые в процессе образования в детском саду (Сложи квадрат, дидактические лото и т.д.), во время специально организованной воспитателем деятельности. 6. Мастер класс «Каждый может сделать сам» для родителей по изготовлению дидактических игр из разнообразных подручных материалов, проведенный педагогом, совместно с родителями, имеющими активную позицию в вопросах воспитания своего ребенка. 7. Творческое задание родителям, разработать и изготовить игру своими руками вместе с ребенком. 8. Консультации родителей по выбору темы, игры для творческого задания, обсуждение требований к готовой игре.
Для организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию были использованы следующие методы:
Наглядные методы:
-Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности;
-Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания;
-Наблюдение за действиями взрослого;
-Рассматривание иллюстраций, моделей;
-Просмотр мультимедий, презентаций, мультфильмов.
Словесные методы:
-Объяснения действий взрослого в ходе показа;
-Подробное словесное объяснение без показа;
-Общее или индивидуальное напоминание;
-Контроль и оценка деятельности детей;
-Чтение художественной литературы.
Практические, игровые методы:
-Сюрпризные моменты;
-Игры с куклами;
-Упражнения в выполнении навыков самообслуживания в режимные моменты;
-Использование специализированных игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке
При реализации организации самостоятельной деятельности дошкольников в дошкольном учреждении соблюдались следующие принципы построения среды:
-.Сочетание центров среды в группах
Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования Информированность среды.
-Вариативность материала
Многое в среде МБДОУ создавалось руками педагогов, родителей. Например, для самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста была оборудована игротека, в которой были включены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действ
В создание среды активно включались дети, это способствовало формированию осознанного отношения ребенка к среде, пониманию взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учитывали их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности. интересом готовили совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. -. Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности.
На этапе формирующего эксперимента был составлен план мероприятий работы с педагогами дошкольного учреждения. Мероприятия проводили с педагогами всего коллектива, так как изучаемая проблема является важной и руководители дошкольного учреждения сочли необходимым проведение мероприятий такой направленности.
Таким образом, для формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в детской организации создали систему работы, основанную на модели организации самостоятельной деятельности детей, использующую разнообразные формы работы с педагогами и родителями по организации самостоятельной деятельности детей; развивающую предметно-пространственную среду для организации самостоятельной деятельности детей.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы.
Методика контрольного эксперимента была идентична методике констатирующей части опытной работы. Для сбора и анализа данных контрольного эксперимента были использованы те же уровни развития самостоятельности детей. Как видно на слайде, низкий уровень показателей детей не проявляется ни в одном из критериев, позволяющих составить представление об уровне самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, независимо от вида деятельности ребенка.
Результаты диагностики развития самостоятельности детей на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
Анализ данных по методике «Конструирование» показал, что низкого уровня не стало. Высокий уровень составил 45%, а средний- 55%. Это означает, что показатели воспитанников улучшились. Сравнительные данные на этапе констатации и контрольном этапе можно проследить в диаграммах.
Результаты динамики развития самостоятельности детей на констатирующем и контрольном этапе эксперимента показали, что
средний увеличился на 25%, а высокий на 30%.
Результаты характерных особенностей самостоятельности детей при самообслуживании ,выделенные З.И. Власовой на контрольном этапе
По данной методике низкого уровня нет, средний составил – 67% ( 12 детей), а высокий – 33%.( 8 детей). Таким образом, все показатели улучшились.
Сравнительные результаты уровня развития самостоятельности детей у старших дошкольников в самообслуживании
На сравнительной диаграмме слайде можно увидеть: низкого уровня не стало, средний уровень увеличился на 32%, а высокий – на 8%. Это значит , что положительная динамика есть.
Результаты определения уровня сформированности самостоятельности игровых навыков у дошкольников по методике, разработанная Калининой Р.Р. на контрольном этапе
44% воспитанников стали иметь высокий уровень самостоятельности игровых навков, 56% средний,
Сранительные результаты показали, что низкого уровня не стало, увеличилось количество детей со средним уровнем на 20 %, а высокого на 19%.
Из диаграмм представленных на слайдах можно сделать вывод, что низкий уровень показателей детей не проявляется ни в одном из критериев, позволяющих составить представление об уровне самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, независимо от вида деятельности ребенка. Повысилось количество детей, проявляющих интерес к деятельности. Дети самостоятельно, без чьей-либо помощи действуют при выборе цели, содержания, средств и способов выбранной деятельности. Дети стали самостоятельно, последовательно действовать в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи.
Таким образом, наблюдаем положительную динамику показателей уровня развития детской самостоятельности.
Данные опытно-экспериментальной работы позволяют сделать выводы об успешности проводимой работы-процесса воспитания самостоятельности у старших дошкольников. Он будет проходить более успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
— внедрение активных форм и методов организации самостоятельной деятельности по самообслуживанию;
— поддержка инициативы, активности, и самостоятельности детей в игровой деятельности.
Выделенные нами педагогические условия могут быть использованы в детском саду по формированию самостоятельности у детей.
Таким образом, наблюдаем положительную динамику показателей уровня развития детской самостоятельности.
Таким образом, наша цель достигнута, поставленные задачи выполнены, а, значит, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.