Педагогические условия развития личности ребенка

Анна Никитенко
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР

В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ.

Достаточно хорошо изучены особенности восприятия, мышления, памяти, речи и других психических процессов этой группы дошкольников (Е. М. Мастюкова, 1997; Г. В. Чиркина, 1996 и др.). Анализ теоретических работ ведущих специалистов и наблюдения практиков в области логопедии указывают, что существуют и особенности личностного развития этих дошкольников(O.A. Слинько, 1990; Г. В. Чиркина и Л. Г. Соловьева, 1996).

Наряду со специфичным развитием психики детей с ОНР происходит своеобразное развитие и эмоционально-волевой сферы у них. Проявлениями нарушения эмоционального развития являются: раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Ребенку с речевой патологией присущи замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживание контакта с ними (Г. В. Грибанова, 1980; В. В. Ковалев, 1979; К. С. Лебединская, 1982; А. Е. Личко, 1980 и др.).

Согласно концепции Л. С. Выготского об аномальном развитии проблемы могут быть вызваны макросоциальными и средовыми причинами, не связанными с ведущей патологией. Ж. И. Шиф (1965) отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом»и его особенностями являются: пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов. Такие нарушения чаще возникают при неправильном семейном воспитании и в случаях неадекватного обучения.

Изучение личностных особенностей отражено в научной литературе недостаточно, что подчеркивает важность и своевременность коррекционной работы педагога-психолога с данной группой дошкольников, так как нарушения речевого развития влекут за собой и нарушения общения. С полным основанием можно говорить о проблеме всех трех сторон данного процесса, выделяемых психологами: коммуникативной (P.E. Левина, 1968); интерактивной (А. И. Захаров. 1988); перцептивной (В П. Добридень, 1999).

Для изучения личности дошкольника адекватно использовать качественный системный анализ. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями отечественной психологии, согласно которым психические процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (Л. С. Выготский, 1935; А. Н. Леонтьев, 1974). Поэтому психологические исследования должны быть направлены не на измерение отдельных психических процессов, а на исследование личности ребенка, который совершает реальную деятельность, а также на анализ механизмов нарушения деятельности и возможности ее восстановления.

Итак, результаты экспериментального изучения детей с ОНР свидетельствуют, что для них характерно состояние психологического дискомфорта, который серьезно ограничивает возможности общения, а также напряженность, тревожность, агрессивность и другие отрицательные проявления личности.

Анализ истоков нарушений социально-личностного развития у таких детей показывает, что их причиной является в первую очередь неправильное отношение к ребенку в семье, непонимание его проблем, а также наличие речевой патологии, препятствующей к установлению продуктивных контактов с окружающими.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что система психолого-педагогическойпомощи детям с ОНР должна строиться на следующих теоретико- методологических принципах: единства диагностики и коррекции развития, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, комплексного психолого-педагогического воздействия, личностно- ориентированного и деятельностного подхода к организации коррекционной работы, но самое главное, активного привлечения ближайшего окружения (семьи) к данной работе. Также дошкольники с ОНР нуждаются в психологической помощи, профилактике и коррекции нарушений личностного развития, работа психолога с детьми с нарушениями речевого развитиядолжна основываться на комплексном диагностическом обследовании и осуществляться в следующих основных направлениях: психокоррекционная помощь ребенку; консультирование родителей и консультирование персонала ДОУ.

Источник

Татьяна Кислова
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».

Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

1. Одна из задач дошкольного образовательного учреждения – социализация ребёнка, т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Коллектив нашего детского сада работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

2. Педагогами детского сада создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

3. Педагоги стремятся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учат их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

4. В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Воспитательвоздействует на все стороны личности ребенка: на его сознании, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям –способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

5. При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства педагоги стараются вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо.

6. В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

В непосредственно образовательной деятельности с воспитателями дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России– Москве. Мы воспитываем детей в духе уважения и интереса к различным культурам.

7. Мы также в своей группе используем систему нравственно патриотического воспитания. Которое способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда. Такая форма работы, как семейный проект позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной войне, их подвигами; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

8. Семейные проекты помогают ребёнку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка как родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей, обогащают внутрисемейные связи.

9. Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших воспитанников таких важных социальных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Главным педагогическим условием в подготовительной группе является подготовка к школе. Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, «еще дошкольник, который, переступая порог школы, «несет с собой представления о ярком, интересном мире».

В своей группе мы используем следующие методы взаимодействия с детьми:

1. Целенаправленные беседы о школе.

2. Экскурсия в школу, экскурсия в класс.

3. Рассматривание картины «В школе», иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему.

4. Чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина «Кто сегодня учитель?», А. Барто «Подружки идут в школу» и др.).

5. Серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр «Школа» с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью.

В начале работы с будущими выпускниками детского сада, мы проводим цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывалось бы о школе и существующих в ней порядках, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Беседы с детьми о школе могут включать следующие вопросы (можно использовать часть из них в первый раз, часть – во второй).

1. Когда в школе начинаются занятия?

2. Какой это день и как он называется?

3. Как можно догадаться, что находишься у здания школы?

4. Как вас будут называть, когда вы будете учиться в школе?

5. Какие помещения есть в школе и зачем они нужны?

6. Как называется профессия человека, который учит детей?

7. Каким вы себе представляете учителя?

8. Как учитель оценивает ответы детей?

9. Что необходимо ученикам для школы? Как это можно назвать одним словом? Для чего они нужны?

10. Зачем нужно учиться? А вы хотите учиться? Почему?

Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога.

Источник

Наталья Мокрецова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Под психолого-педагогическими условиямимы понимаем следующие:

• применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

• создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

• формирование системы обратной связи педагогов с родителями посредством информационных технологий;

• разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации во взросло-детском сообществе;

• внесение в развивающую предметно-пространственную среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

Эффективность такого взаимодействия обеспечит:

— для детей: приобретение социального опыта, создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;

— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами; оказать помощь детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности;

— для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при воспитании ребёнка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении созданы условия для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогическойдеятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, комнату психологической разгрузки.

Комната психологической разгрузки представляет собой отдельно стоящее помещение, площадью 22,9 квадратных метра.

В комнате подобраны модули расслабляющего и активизирующего характера, которые создают комфортную обстановку и вызывают положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Это «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и нежные звуки успокаивающей музыки.

Главная задача педагога-психологасовместно с воспитателем и другими специалистами вести работу в трех направлениях:

1. Адаптация детей к детскому саду (ребенок попадает в среду, где не испытывает на себя никакого давления из вне. Быстрее идет на контакт со взрослым. Получает положительные эмоции);

2. Индивидуальные психологические отклонения,например: агрессивный ребенок;

3. Развитие психических процессов (коррекционно-развивающие занятия в микрогруппах).

В комнате выделяется две зоны (два сектора): активный и спокойный.

Активная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Светильник «Пламя» Развитие:

— визуального восприятия;

— тактильного восприятия.

Активизация внимания.

Релаксация: представление Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на воображение;

Игра «Праздник у костра».

«Сухой бассейн» Снижение уровня психо-эмоционального напряжения;

Снижение двигательного тонуса;

Регуляция мышечного напряжения;

Развитие:

— кинестетической и тактильной чувственности;

— образа тела;

— пространственных восприятий и представлений.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности. Игра «Море шариков»;

Имитация плавания;

Игра на снятие агрессивности;

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности;

Упражнения на релаксацию;

Психологическая разгрузка;

Игры на воображение;

Игра «Дыши и думай».

Мягкое напольное покрытие Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Развитие:

— образа тела;

— общей моторики;

— пространственных представлений.

Саморегуляция психологического состояния. Упражнения на релаксацию;

Упражнение на воображение;

Игры на снятие агрессивности.

Напольные сенсорные дорожки Развитие:

— проприцептивной чувствительности;

— рецепторов стопы;

— координации движений;

— кинестетической чувствительности;

— мыслительной деятельности;

— речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

— произвольного внимания.

Профилактика плоскостопия. Игры-путешествия;

Игры на воображение;

Игры на коррекцию уровня тревожности;

Игра «Кто за кем?»;

Игра «Быстро — медленно».

Центр, развивающий активность Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности;

Развитие:

-коммуникативных навыков;

— мыслительной деятельности;

— внимания;

— мелкой моторики;

— зрительной, слуховой и осязательной активности;

— координации движений. Игры со звучащими предметами;

Объемные фигуры.

Проектор направленного света. Зеркальный шар Развитие:

— зрительного восприятия;

— ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта;

Снижение уровня тревожности;

Коррекция страхов;

Релаксация: воздействие зрительных образов;

Обогащение восприимчивости и воображения. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений по релаксации;

Упражнение «Солнечные зайчики»

Игра-путешествие к звезде;

Упражнение «Дискотека».

Спокойная зона (сектор):

Назначение Виды и формы работы

Мягкий остров Релаксация;

Снятие негативных эмоций и состояний;

Саморегуляция психического состояния Упражнение «Улыбка»;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Куб «Твизлер» Развитие:

— мышления;

— концентрации внимания;

— координации «глаз — рука»;

— коммуникативных навыков.

Снятие стресса, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции. Игра «Кто быстрее?»

Игра «С закрытыми глазами».

Центр тактильности Активизация развитияпознавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие:

— мелкой моторики;

— восприятия и воображения;

— речи. Игра-занятие «найди и покажи»;

Игра-занятие «Найди на ощупь»;

Упражнение «Опиши предмет».

Аквалампа Развитие:

— визуального восприятия;

— тактильного восприятия;

— цветовоспроизведения.

Активация внимания.

Релаксация: представление образов. Сказкотерапия;

Цветотерапия;

Игра «Праздник на морском дне»;

Настенное небьющееся зеркало с фибероптическими нитями, фибероптические нити Способствуют эмоциональному расслаблению;

Создают психологический комфорт и мотивируют на дальнейшую работу;

Развивают воображение, познавательные процессы;

Способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Игра «Эмоции»;

Комплекс упражнений по релаксации;

Комплекс упражнений на воображение.

Настенный ковер «Звездное небо» Снятие эмоционального напряжения;

Релаксация;

Развитие творческого воображения, образного мышления;

Создание новых тактильных ощущений. Сказкотерапия;

Комплекс упражнений на релаксацию;

Комплекс упражнений на воображение.

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Развитие:

— познавательных процессов;

— мелкой моторики.

Активизация мышления и внимания;

Стимуляция тактильных анализаторов;

Стимулирующее и расслабляющее воздействие.Комплекс заданий на определение:

— разнообразия поверхностей;

— твердости и мягкости;

— видов материалов;

— веса;

— скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности.

Мягкие подушечки (разной формы) Развитие фантазии и воображения;

Снижение уровня тревожности;

Снятие уровня агрессивности;

Формирование навыков саморегуляции. Игра «Уходи, злость, уходи!»

Игра «Выбиваем пыль»;

Игра «Упрямая подушка».

Музыкальный центр и записи музыки Обогащение восприимчивости и воображения;

Создание психологического комфорта;

Релаксация: воздействие слуховых образов;

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения;

Активизация двигательной активности;

Формирование навыков саморегуляции. Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.

Комната психологической разгрузки представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное пространство для повышения качества и объёма образовательных услуг.

Комната психологической разгрузки оснащена матами, пуфами, подушками, сенсорными мешочками с разными наполнителями (крупа, песок и др.). В комнате есть центр развития тактильных ощущений, светящиеся светодиодные нити, пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор света, зеркальный шар, настенное панно «Звездное небо».

Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-20 минут) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми.

Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.

В настоящее время проблема эмоционального комфорта детей с общим недоразвитием речи является актуальной, особенно в период пребывания в дошкольном учреждении. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Источник