Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Об этом писали Запорожец Александр Владимирович, Леонтьев Алексей Николаевич, Венгер Леонид Абрамович.
В педагогике существует множество определений игры. Так, например:
В.Даль в «Толковом словареживого русского языка»дал такое определение: «Игра… то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие».
Игровая деятельность, по определению О.С. Газмана – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Алексей Николаевич Леонтьев считал ведущей деятельностью ту, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника:
1. Игра удовлетворяет основные потребности ребенка:
-стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;
-потребность в познании окружающего мира;
-потребность в активных движениях;
-потребность в общении.
2. В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности: учебная деятельность; трудовая деятельность.
3.Игра способствует:
-формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;
-развитию детского воображения;
-развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Леонтьев Алексей Николаевич,Эльконин Даниил Борисович, Д.В. Менджерицкая, Светлана Леонидовна Новоселова и др.
Творческие игры в исследованиях Д.Б.Эльконина, Д.Б. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др. объединяет:
1.оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон;
2.понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность;
3.представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения
4.понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.
Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное, что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр.
Одна из классификаций игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка. Игры сгруппировала следующим образом:
1.Игры, возникающие по инициативе детей:
-самодеятельные игры – экспериментирования;
-самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
2.Игры, возникающие по инициативе взрослого:
— обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
— досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);
3.Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.
Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий:
1 группа – творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и
2 группа — игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу).
С.Л. Новоселова в своих работах определяет этапы развития сюжетно-ролевой игры:
Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы
Второй этап – отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта
Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
Л.С. Выготский, анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка:
— Ребенок получает в игре удовольствие, т.е. действует по линии наименьшего сопротивления, но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли.
— Игра – школа морали. Обычно ребенок переживает подчинение правилу как ситуацию отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.
— Ребенку нравится замещение предметов, но ему нравятся и натуральные предметы.
— Взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений.
— Игра- деятельность творческая, но развитиеигры предполагает руководство ею.
Таким образом, Л.С. Выготским был сформулирован основной закон игры: «Игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и скрытым воображаемой ситуации и роли».
Одной из важнейших проблем педагогики является проблема руководства сюжетно-ролевыми играми. В настоящее время существует несколько технологий управления и содействия сюжетно-ролевыми играми в детском саду.
Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.
Технология формирования игровой деятельности Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкойпредставлена тремя направлениями руководства: обогащение представлений детей, формирование игровой деятельности, воспитание дружеских взаимоотношений и личностных качеств. По мнению авторов, основной путь воздействия на игру – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Технология комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Данный метод составляет совокупность взаимосвязанных этапов и педагогических компонентов. Этап обеспечения педагогических условий развития игры представлен компонентами: обогащение детей знаниями и опытом деятельности, передача игровой культуры ребенку. Этап педагогической поддержки самодеятельных игр составляют компоненты: развивающая предметно-игровая среда, активизация проблемного общения взрослого с детьми. Все компоненты комплексного руководства развитием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста.
О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова предложили вариант методического сопровождения к играм детей, который поможет в систематизации материала:
1. Планомерное обогащение знаниями и опытом деятельности. Для этого использовать:
— Полные тексты художественных произведений для чтения;
— Варианты познавательных бесед с детьми;
— Рассматривать иллюстрации;
— Варианты рассказов педагога о том, что он видел или слышал, интересные истории;
— Возможные рассказы педагога о том, как он играл в такую же игру, когда был маленьким;
2.Передача игровой культуры ребенку через:
— Дидактические игры по выбранной теме;
— Примерные сценарии хода игры;
— Варианты входа в игру и выхода из нее;
— — Перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре;
— Перечень действий, которые могут выполняться в игре.
3.Создавать предметно-игровую среду:
— Оформление игровых уголков;
— Создание возможных атрибутов к игре; и т.д.
Технология формирования игровых умений разработана Н.А Коротковой, Н.Я. Михайленко.
В технологии представлены следующие этапы развития игр. Этап формирования условных игровых действий составляют условия: создание ситуаций предметного взаимодействия; создание предметно-игровой среды; формирование условных действий с игрушками; использование игровых ситуаций.На этом этапе задача педагога – сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником. Этап формирования ролевого поведения составляют: соответствующий подбор ролей; минимальное число игрушек; игры в «телефон»; игры по мотивам сказок; использование многоперсонажных сюжетов; ролей больше, чем участников игры.Задача педагога – развивать ролевое поведение в игре, формировать умение изменять его в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.Этап сюжетосложениясоставляют условия: совместная со взрослым игра-фантазирование.Задача педагога –формировать умения ребенка выстраивать новые последовательности событий, комбинировать события в общем сюжете в процессе игры, пользоваться разноконтекстными ролями.
Таким образом, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная, самостоятельная деятельность детей, в которой они используют доступные им игровые средства, свободно объединяются и общаются друг с другом,познают социальную действительность и сохраняют свой детский мир.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Это сложный, многогранный вид деятельности, так как многое в игре происходит во внутреннем плане. Структура игры (Д.Б. Эльконин) – это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила. Сюжет игры – цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д.Б. Эльконина – основной элемент в творческих играх. Формирование игры (Н.Я. Михайленко) – планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
Управление игрой (Н.Я. Михайленко) – создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.
Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.
Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.
Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приемов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.
Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнеров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.
Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический ее аспект.
Игровая позиция (Н.Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.
Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.
Философия рассматривает игру как естественный вид человеческой деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребенок переживает положительные эмоции. Главная из них – радость. Радость приносит свобода, когда ребенок сам выбирает сюжет, игрушки, партнеров. В филогенезе, в развитии человеческого общества, вначале возник труд. Игра – «дитя» труда; она же и «зародыш» искусства. В онтогенезе вначале появляется в жизни человека игра, потом труд. Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.
Психологические основы составляют данные исследований отечественных ученых-психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского, Н. Поддъякова.
Основные положения их сводятся к следующему:
1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, так как в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.
2. Игра – интрогенная деятельность, т.е. поведение ребенка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но и внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности. Творчество зависит от уровня развития памяти, мышления, воображения.
3. В игре интенсивно идет социализация ребенка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, деятельности людей.
4. Игра – средство саморазвития ребенка, самообновления, самосовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, переработки впечатлений.
5. Игра имеет психотерапевтический эффект, так как в ней существуют два плана эмоций. Например, ребенок плачет, как больной; радуется, как играющий; когда с помощью игры изживаются отдельные отрицательные черты агрессивности.
Биологические основы игры составляют положения о том, что:
— игра – удел молодого организма;
— ребенок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы;
— в игре ребенок получает удовольствие.
Социальные основы игры включают моменты:
— игра – отражение окружающей действительности, социальной среды, народности;
— общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства;
— общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.
Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности. Существует несколько теорий игры.
Среди них:
1. Теория З. Фрейда, форма преодоления барьеров, тайных желаний.
2. Теория К. Гросса упрражнение, предупражнение и подготовка.
3. Теория С. Холла включает положение о том, что игра –стремление к свободе, автономии.
4. Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особа форма отражения окружающей действительности, средство социализации. 5. Н. Поддъяковафункции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики.
6. К.Д. Ушинский понимал иггру как отражение действительной жизни. 7. А. С. Макаренко игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.
Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.
В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.
Как показал Д.Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.
Значение игры в воспитании и развитии ребёнка (Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Менджерицкая и др.).
Р.И. Жуковская рассматривала игру как средство воспитания. По ее мнению, игра – это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания. Р.И. Жуковская разработала теорию и методику развития речи детей в играх; развития воображения; формирования интересов детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитание волевых черт характера у детей робких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания чувства коллективизма.
Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. При этом она отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
Е.В. Зворыгина, отмечая роль сюжетной игры в воспитательном процессе, указывает на то, что ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка состоит не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а в том, что в игре происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от предметной игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности детей.
Педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста:
— игр среда, включает дидакт, образн игрушки, связанные с развдвиж; один игр поровну.
— педагог-организатор дидакт, подвижных, игр-забав, строит, игр с песком, на третьем году – сюжетно-ролевых игр.
Дошкольного возраста:
— привлечение детей к изменению, созданию игровой среды;
— стимулирование самостоятельной игры детей;
— применение тактики избирательного взаимодействия воспитателя с детьми в игре;
— использование педагогом разных позиций при руководстве игрой (организатора, партнера, арбитра);
— использование разных технологий развития игры;
— использование чередований всех видов детских игр.
При соблюдении вышеназванных условий взрослые формируют у детей культуру эмоций (богатый аспект положительных эмоций), доверие к окружающим, уверенность в себе. Формируются организаторские, партнёрские способности, способность управлять своим поведением, влиять на поведение других, лучше познать себя, окружающий мир; развиваются творческие контакты взрослых и детей в игре; формируется оптимальный стиль игровой деятельности.
— в раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши);
— образные; игрушки-каталки, развивающие движения; игрушки-забавы.
В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки-модули (средообразующие предметы). Предметы-заместители подбираются детьми и взрослыми, чтобы использовать в игру (катушки, лоскутки, коробочки, бросовый материал).
Для средней группы для игры используются открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.
В педагогике существовало несколько классификаций игр детей.
Классификация К.Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, народные игры, игры для воспитания.
В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр:
1. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры-забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми. Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети.
2. Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учетом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей.
3. С.Л. Новоселова предложила в 90-е годы ХХ в. следующую классификацию игр дошкольников в зависимости от инициатора игры:
1-й класс – игры по инициативе детей (театрализованные, сюжетно-ролевые);
2-й класс – игры по инициативе взрослых (обучающие игры, игры-забавы);
3-й класс – народные игры (досуговые, тренинговые, обрядовые, архаичные).
4. Авдулова Т., анализируя современное состояние игры дошкольников, выделяет их разновидности: игра-роль, игра-отношение, игра-действие; отмечает «игровую дистрофию» современных дошкольников – игра утрачивает свое традиционное значение, возможно, по объективным причинам.
Значительной группой игр являются дидактические игры. Их называют обучающими, играми на интеллектуальную компетентность. Условно их делят на дидактические игры с игрушками (предметами), с картинками, словесные (настольно-печатные). Различают дидактические игры, связанные с развитием речи, с формированием элементарных математических представлений, музыкально-дидактические игры, дидактические игры по ознакомлению с природой, игры экологического содержания.
Дидактические игры с учетом обучающих заданий:
— настольно-печатные (головоломки, игры-задания);
— словесные (загадки, логические задачи);
— словесно-подвижные (упражнения, соревнования);
— конструктивные (объемные и плоскостные);
— игры на занятиях;
— игры со специальными дидактическими материалами (карты, схемы, компьютерные программы);
— игры для самостоятельной деятельности детей.
Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры-аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы).
Музыкальные игры: хороводы, игры-забавы, бессюжетные музыкальные игры.
Каждый из видов игр обладает своей спецификой, воспитательным и развивающим воздействием. Необходимо, чтобы в образовательном процессе детского сада использовались все виды игр.
Проблема развития и воспитания дошкольников в игре предполагает две стороны:
1. Развитие игры как деятельности. Этапы развития игры выделила С.Л. Новоселова (предметная, отобразительная, сюжетно-отобразительная, собственно ролевая). Н.Я. Михайленко прелагает различать следующие этапы: предметно-ролевой, ролевого действия, этап сюжетосложения. Е. Кравцова указывает, что сначала в жизни детей появляются режиссерские игры, затем сюжетно-ролевые, после игры с правилами и опять режиссёрские на более высоком уровне. Д. Эльконин различает 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры независимо от биологического возраста детей.
2. Развитие различных сторон личности ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, развитие самостоятельности, общительности, гуманных чувств, психических процессов). Сюжет игры оказывает воспитывающее действие. Коллектив играющих детей имеет развивающее влияние. Игра в образовательном процессе ДОО выступает методом, средством обучения, воспитания, формой организации жизни детей. Творческие игры в наибольшей степени оказывают влияние на развитие воображения, умственных и творческих способностей. Игры с правилами развивают речь, внимание, память, движения.
Основные структурные элементы игры: цель, мотивы, средства реализации действий, результат и их характеристика
Игра – вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.
Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.
Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные – «как будто».
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. В. Менджерицкой, П. Г. Саморуковой и Д. Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.
Проблемами развития роли в игре занимался Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.
В. И. Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила. Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.
Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 13087; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9498 — | 7528 — или читать все…
Читайте также:
Источник