Педагогические условия для развития словесного творчества ребенка

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения, предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения.

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей. Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс. Другие считают источниками творчества окружающую жизнь, искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога.

По определению, творчество — это деятельность, в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности. Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания.

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество.

Детское словесное творчество—это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы»условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества: умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение.

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества, непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, способствующие словесному творчеству.

Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, постоянное обогащение опыта впечатлениями из жизни. Этому способствуют прогулки, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, праздники, развлечения.

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить, оказывающего положительное влияние на творчество ребенка.

Развитие воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности.

Воспитание трудолюбия.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра).

Развитие словесного творчества возможно, если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания: уточнять понимание смысла образных слов и выражений; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Читайте также:  Значение детской книги для развития ребенка

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

Источник

Елена Тихонова
Cеминар–практикум: «Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов реализации задач по образовательной области «Речевое развитие»

Задачи:

— познакомить педагогов с понятием «речевое творчество», рассказать о важности данного направления в развитии дошкольника;

— формировать практические умения, связанные с организацией игр на развитие речевого творчества.

Ход семинара — практикума: слайд1 Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек

воображает, комбинирует, создаёт что-то новое.

Л. С. Выготский

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать в нашем детском саду, сегодняшняя встреча посвящена одному из основных направлений профессиональной деятельности воспитателя ДО — Речевому развитию современных детей.

ФГОС дошкольного образования, на первое место ставит задачи развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Сегодня рассмотрим основные аспекты формирования речевых способностей у дошкольников в рамках реализации ФГОС.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):(слайд) «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что (слайд) на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:

развития диалогической речи дошкольников;

развития речевого творчества;

— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Сегодня более подробно мы остановимся на решение задач – развития (словесного) речевого творчества дошкольников.

Ребенок учится творчески мыслить, совершенствует свое мышление, учась творить. Актуальность данной темы такого, что современное общество

постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Дошкольный возраст уникален тем, что ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. Развитие речевого творчества — работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, умеют придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется внести элементы фантазии и составить творческий рассказ

Сейчас предлагаем вам посмотреть совместную деятельность педагога с детьми по развитию речевого творчества в старшей группе.

(Просмотр совместной деятельности «Храбрый тыквенок»).

Вот вы и посмотрели небольшой отрывок, той огромной работы, которую педагог проводит реализуя задачу развития словесного творчества. Почему именно мультипликационная сказка? Мы считаем, что это наиболее понимаемый жанр, он очень динамичен и эмоционально оформлен к восприятию ребенком, обогащает мир душевных переживаний, помогает ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях. Создание сказок — один из самых интересных для детей видов словесного творчества. Как вы уже поняли, развитие словесного творчества — процесс многокомплексный, многоплановый и зависит, прежде всего, от общего речевого развития детей; чем выше его уровень, тем свободнее проявляет себя ребенок в сочинениях сказок и рассказов.

Какие же педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. (слайд)

1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями жизни. Это- экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. особенно познавательного характера, о поведении и поступках детей и взрослых, усугубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем.

2. Обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4. Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Читайте также:  Педагогические условия развития самостоятельности ребенка средствами

(слайд) Условия

— обогащение опыта детей

— обогащение и активизация словаря

развитая связная речь

— правильное понимание детьми задания придумать

Тема, предлагаемая детям, должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку

Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия. В детском саду у нас созданы условия для развития словесного творчества дошкольников: приобретено достаточное количество методической и художественной литературы, взаимодействие с детской библиотекой, экскурсии, целевые прогулки все это обогащает опыт детей, ежедневные чтения детской литературы педагогами.

Факторы, влияющие на развитие словесного творчества (слайд)

-наблюдение за окружающей действительностью

— чтение художественной литературы

-мотивация речевой деятельности

Виды творческих рассказов (слайд)

— рассказы реалистического характера

— сочинение сказок

— описание природы.

(слайд) Словесное творчество детей выражается в различных формах:

1. Словотворчество (в узком смысле)

2. Сочинение стихотворений (задания карточка № 1,2)

Практическое задание. Столик с карточкой 1 и 2 предлагаем сочинить стихотворение используя предложенные слова.

1. Сочини стихотворение из предложенных слов:

Осень, Листопад, Дождь

2. Сочини стихотворение из предложенных слов:

Мышка, Кошка, Колосок

3. Сочинение собственных рассказов и сказок.

Практическое задание. Посмотрите задание с карточкой №3, 4, 5.

3. Сочини рассказ, используя слова:

Девочка, Грибок, Ручеек, Птичка

4. Сочинение рассказа реалистического характера «Как Миша варежку потерял».

5. Сочинение сказки «Что случилось в лесу с ежиком?»

… Он поблагодарил зайчиху, за спасение ежат.

Практическое задание. Педагоги могут использовать мнемотаблицы для того, чтобы помочь ребенку в составлении рассказа. Возьмите карточки № 6 а, б, в. Глядя на картинку составьте небольшой рассказ (реалистический или сказочный)

6. Сочинение рассказов и сказок с использованием мнемотаблиц:

1- черно белые фигуры, 2- цветные фигуры, 3- цветные фигуры и музыка

Столику с карточкой № 7 предлагаю превратить кляксы в любое живое существо.

7. Придумай несуществующее животное из предложенных клякс и соединись с рассказом по мнемотаблице.

Теперь предлагаю соединить это придуманное живое существо и ваш рассказ. Новый герой может появиться в начале, середине или в конце.

4. Творческие пересказы литературных текстов.

Практическое задание. Столик с карточкой № 8, 9 .

— Придумай продолжение сказки «Курочка ряба». … добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным…

— Сказка «наоборот» «Три медведя». Три медведя заблудились и попали к девочке в дом. Что было дальше?.

Практическое задания. После накопления ребенком опыта по словесному творчеству можно предложить составить коллаж из сказок. Посмотрите задание в карточке № 10 и 11.

Коллаж из сказок.

— Баба-Яга встретилась в лесу с колобком, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Что было дальше?

-. Придумай сказку.

Дед Мороз и золотая рыбка.

5. Придумывание загадок и небылиц.

Практическое задание. Можно использовать мини рассказы и сказки из пословиц: посмотрите карточки № 12 и 13.

— За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Однажды охотник увидел сразу двух зайцев. Они были такие маленькие…

— Сказки из пословиц: Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка….

Практическое задание. Также с дошкольниками можно сочинять рассказы, используя фразеологизмы. Карточки № 14 и 15.

. Сказки из фразеологизмов: Крокодиловы слезы.

Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело….

— Сказки из фразеологизмов: Лакомый кусочек.

Шли два брата по тропинке. Видят лакомый кусочек – киндер сюрприз лежит возле пенька….

Вот мы и поупражнялись в словесном творчестве, используя различные формы и методы. которые можно использовать в работе с детьми. На что еще хочется обратить ваше внимание при работе над этой темой, это то, что приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие, что вы и увидели сегодня. Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связанность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания.

Более сложный прием — рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. (Педагог поставил перед детьми учебную задачу. Мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить в определенной последовательности).

Читайте также:  Значение безусловных рефлексов в развитии ребенка

Придумывание рассказа на самостоятельную выработанную тему — самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ, предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

1. Активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов

2. Осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка

3. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбирать тему, сюжет, персонажей.

Наиболее распространенным приемом является игра «Что было бы если…», где детям предлагают найти решение определенной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проблема развития детского творчества, раскрытие творческого начала каждого конкретного ребёнка, начиная с первых лет его жизни, сегодня является одной из актуальных. Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество как один из наиболее сложных видов творческой деятельности. Продуктивность речетворческой деятельности обеспечивается наличием у ребенка определенного речевого опыта, сформированностью речевых умений, элементарной литературоведческой подготовленностью, общей творческой направленностью личности.

Активизация процесса развития словесного творчества способствует система речевой работы, направленная на постепенный переход ребенка от продуктивных к речетворческим действиям, которые характеризуются использование творческих методов и приемов обучения детей речевой деятельности. Все это оказывает благотворное влияние на воспитание творческой личности, которая свободно владеет родным языком, оперирует представлениями, комбинирует их, создавая новые образы, уметь выразить свое отношение к ним.

Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь давайте подведем итоги нашей встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:

Актуальность темы для вас.

Мне понравилось.

Новым для меня было.

В дальнейшем я буду использовать.

Мои рекомендации.

Список литературы

1. Абсалямова, А. Г. Детское творчество и народная сказка. / А. Г. Абсалямова. — М.: Русский раритет, 1998.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л. С. Выготский — М.: Просвещение, 1991.

3. Гасанова, Р. Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников. / Р. Х. Гасанова, Т. Б. Кузьмищева. — Уфа: БИРО, 2004.

4. Родари, Д. Грамматика фантазии. / Г. Родари — Алма-Ата: Мектеп, 1982.

5. Развитие словесного творчества дошкольников в разных видах художественной деятельности: учебно-методическое пособие. Ч. 2 / под. ред. Ставцевой Е. А. — Орел, 2011.

6. Страунинг, А. Методы активизации творческого мышления// Дошкольное воспитание. / А. Страунинг. — 1997.-№3.

7. Усова, А. П. Русское народное творчество. / А. П. Усова. — М.: Просвещение, 1946.

8. Ушакова, О. С. Развитие образной речи дошкольников// Детский сад от А до Я. / О. С. Ушакова, Л. Колунова. — 2005.- № 2.

9. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. А. Колунова, Н. В. Соловьева, Е. В. Савушкина; Под. Ред. О. С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2002.

10. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова. — М.: ТЦ» Сфера», 2002.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ МО и Науки РФ от 17 октября 2013, №1155

12. Чуковский, К. И. От двух до пяти: Книга для родителей. / К. И. Чуковский. — М.: Педагогика, 1990.

13. «Занимательное азбуковедение.»,составитель Волина В. В., Москва

«Просвещение»1991г.

14. Пикулаева Н. В. «Слово на ладошке», Москва «Новая школа» 1994г.

15. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». Москва, «Сфера» 2004г.

16. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.

17. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

18. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

19. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

20. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

21. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.

22. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

23. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.

24. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. Литература:

25. Кыласова Л. Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006

26. Дуркина М. В. статья «Словесная мозаика»(деловая игра для воспитателей) в журнале «Логопед» №3/2012.

Источник