Педагогические рекомендации для родителей по развитию ребенка

Основой основ в воспитании является – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Роль родителей, их воспитание детей – самый важный механизм в становлении любой личности. В семье формируются первые взгляды на жизнь, развитие, определяется выбор профессии, форма отношений и социальная активность. Молодые мамы и папы не всегда понимают своего ребенка, могут объяснить его поведение и действия. Вот основные рекомендации родителям, которые помогут в воспитании молодого поколения.

Ответственность родителей за воспитание детей

Ни одна деятельность в жизни не может сравниться по сложности с воспитанием ребенка. Оно не знает отпусков, выходных, не смотрит на ваше настроение или самочувствие. Процесс воспитания требует огромного понимания и терпения. Отлично, если ребенок растет в полной семье. В этом случае он получает необходимый опыт не только проживания в социуме, но и учится общению между полами. К тому же ребенку легче переживать конфликтные ситуации с одним из родителей, зная, что он сможет найти поддержку у второго. В традиционном воспитании обычно за проступки наказывает папа, он проявляет строгость. Мама всегда пожалеет и утешит.

Рекомендации родителям по воспитанию включают в себя такой пункт, что воздействие на ребенка мамы и папы различаются. Отец формирует у дочери или сына стойкость характера, учит достигать целей и отстаивать свое мнение. На своем примере он демонстрирует, как нужно преодолевать различные жизненные препятствия и защищать себя в окружающем мире. Мать учит адаптации в жизненных условиях. Именно мама прививает основы гигиены, самообслуживания, учит правилам общения и самостоятельности.

При воспитании ребенка стоит учитывать и астрологию. Уже доказано, что год рождения влияет на характер малыша. Например, рекомендации родителям детей года Тигра говорят о том, что необходимо учитывать, что Тигр – истинный идеалист. Он полон воодушевления, одарен, проявляет интерес ко всему новому, пытлив и любознателен. Родителям не нужно будет разгадывать причины его обид, он все выложит сам. Ребенок-Бык очень ярок, нужно всячески его поощрять и поддерживать, чтобы его таланты раскрывались. А вот Лошадь никого не слушает, очень непростой знак. Но в то же время дети этого знака очень умны и быстро усваивают материал. Воспитывая малышей, прислушивайтесь к рекомендациям астрологов, это облегчит процесс.

Рекомендации по здоровью дошкольников

Рекомендации родителям по воспитанию указывают на то, что нужно уже с раннего детства прививать ребенку желание быть сильным и здоровым. Необходимо культивировать основы здорового образа жизни. Ребенок должен усвоить, что сила и здоровье неразрывно связаны, он должен научиться беречь свое здоровье, относиться к нему серьезно. В этом вопросе рекомендации детям и родителям просты: пусть малыш ваш знает, что здоровье как физическое, так и психическое – это бесценный дар и богатство, которое нужно укреплять. Родители должны обращать особое внимание в дошкольном возрасте на следующее:

  • Психическое здоровье (в семье должна быть благоприятная обстановка, полностью исключены стрессовые ситуации).
  • Обязательно установите режим дошкольника. В школьном возрасте ему трудно будет привыкать к режиму, если до этого он жил без какого-либо распорядка.
  • В дошкольном возрасте нельзя долго находиться в статической позе из-за слабо развитых мышц. Малыш должен постоянно быть активным, в движении. Иначе диагноз «гиподинамия» неизбежен.
  • Приучите ребенка с раннего возраста, что гигиена – это главная основа здоровья. Он всегда должен соблюдать ее правила.

Главным преимуществом дошкольников является возраст. Именно в этот период можно легко обучиться тому, что труднее освоить в более позднем возрасте. Например, если до шести лет человек не научился разговаривать, то с каждым годом шансы на это уменьшаются. Чем взрослее ребенок, тем сложнее его будет обучить каким-то элементарным навыкам. Используйте дошкольный период активнее, в эти годы малыш впитывает все, как губка. Вкладывайте в него как можно больше инструментов, которыми он в будущем сможет воспользоваться для дальнейшего обучения в школе.

Основные рекомендации в воспитании

Родители очень часто сталкиваются с проблемами в отношениях со своими взрослеющими детьми, не стоит этого бояться. В таких случаях стоит прислушиваться к тому, какие рекомендации родителям дают опытные педагоги и психологи. Приведем некоторые из них:

  • Не стоит впадать в крайности при воспитании. В некоторых семьях существует авторитарный метод воспитания, когда малыш буквально окружен различными табу и запретами. В других случаях, наоборот, родители (чаще женщины) сквозь пальцы смотрят на капризы, шалости ребенка. Оба эти варианта отношений – грубая ошибка. Уважайте ребенка, чувствуйте его потребности, но одновременно устанавливайте четкие ограничения, что можно, а что нельзя.
  • Меньше ругайте детей. Если что-то у них не получается, не нужно этому удивляться, ведь малыш только учится всему. Рекомендации родителям развития различных навыков таковы: не заостряйте внимание на ошибках, не повторяйте такие фразы, как «Все у тебя не так…», «Вечно ты не можешь…» и тому подобное. Такие высказывания могут стать причиной возникновения различных комплексов в будущем. Чаще поощряйте малыша, хвалите его за достигнутые успехи, побуждайте к новым действиям.
  • Выслушивайте своего ребенка. Часто занятая мама на кухне не находит 10-15 минут, чтобы выслушать возбужденные речи своего малыша, и отправляет его поиграть. Так вот знайте, что с каждым разом ваш ребенок будет все реже к вам прибегать, чтобы чем-то поделиться. Взрослея, он и вовсе замкнется в себе, и тогда вы не узнаете от него даже того, чего хотелось бы.
  • Воспитывайте уверенность с ранних лет. Не пугайте высотой, водой, пауками. Ребенок должен быть уверен в своих силах и характере с раннего возраста. Так он сможет быстрее адаптироваться в обществе и будет достигать невероятных успехов, идя по жизни. Подчеркивайте лучшие черты своего ребенка, это касается не только внешнего вида, но и характера.

Рекомендации родителям дошкольников

Наиважнейший возраст в развитии ребенка – это дошкольный период. Малыш в это время учится больше, чем за всю остальную жизнь. Знания, приобретенные в этот период – основа всей дальнейшей жизни. Чтобы подготовить ребенка к школе, полезны будут следующие рекомендации родителям дошкольников.

Обучать малыша лучше всего в игровой форме. В этом возрасте необходимо развивать логику, речевые навыки, мышление. Использовать для этого можно развивающие игры: лепку, пазлы, раскраски, музыку, рисование. В будущем все эти навыки пригодятся ребенку. Конечно же, в детском саду ребенок научится многому. Но знайте, что образование и воспитание – процесс двусторонний, в нем родители и воспитатели действуют сообща. Не стоит сваливать воспитательную функцию на плечи педагогов, больше сами занимайтесь с детьми.

Методы обучения и познания чего-то нового должны иметь игровую форму. Проводите обучение так, словно играете с малышом. Не говорите ему фраз «должен», «надо». Пусть к обучению он привыкает с позиции «интересно». Прививайте тягу к обучению, найдите такую форму игры, чтобы малыш сам постоянно стремился в нее поиграть.

Рекомендации на каждый день

Приведенные ниже рекомендации родителям по развитию детей пригодятся на каждый день:

  • Если вдруг приходится отчитывать ребенка за какой-то проступок, никогда не употребляйте таких выражений, как «Ты вообще», «Вечно ты», «Всегда ты». Скажите ему, что он всегда хорош, но вот именно сегодня он сделал что-то не то и не так.
  • Никогда не расставайтесь в ссоре, не помирившись после конфликта. Сначала помиритесь, а потом уже отправляйтесь по своим делам.
  • Прививайте у ребенка любовь к дому. Пусть он всегда с радостью возвращается домой. Не забывайте говорить, прийдя откуда-нибудь: «Как же у нас хорошо, тепло и уютно».
  • Для обогащения духовного чаще читайте вместе с детьми книги вслух, даже с подростками. Хорошая книга сблизит вас еще больше.
  • В спорах с детьми иногда уступайте им. Ребенок должен знать, что иногда и он бывает прав. Так в будущем он научится уступать и другим людям, принимать поражения и ошибки.
  • Не забывайте всегда восхищаться и подбадривать. Уверенность рождается в тех случаях, когда тебе часто говорят «Я в тебя верю», «У тебя получится» «Потрясающе! Ты этого достиг». Но не забывайте и о критике. Иногда ее необходимо сочетать с похвалами.
  • Самые главные жизненные качества, которые родители просто обязаны привить ребенку, это находчивость, ответственность, уважение.

Сильную, выносливую личность помогут воспитать все упомянутые рекомендации родителям. Школе малыш будет отдавать много сил, и поддержка, помощь родителей будут ему просто необходимы. Напоследок приведем еще несколько основных советов по воспитанию:

  • Когда общаетесь с ребенком, не подрывайте тех авторитетов, в которые он верит. Это его выбор.
  • Будьте всегда последовательны в своих решениях. Не стоит запрещать делать то, что ранее разрешалось.
  • Не требуйте того, чего малыш не может выполнить. Если в каком-то школьном предмете возникают затруднения, помогите разобраться, а при малейших достижениях не забудьте похвалить.
  • Чаще используйте телесный ласковый контакт, обнимайте, целуйте своего ребенка.
  • Будьте во всем ему примером.
  • Как можно меньше делайте замечаний.
  • Не унижайте ребенка наказаниями, используйте это только в крайних случаях.

Источник

Ирина Кирикова
Педагогические рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей в условиях семьи

Что такое игра?

С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.

С точки зрения специалиста, игра — это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.

С точки зрения родителей, игра — это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

Разумеется, мы далеки от мысли, что Вы будете играть с ребенком целыми днями. Однако любой разумный родитель понимает, что игра необходима малышу, что часто он не может (и не должен) играть один. Позднее, когда ребенок подрастет, его партнерами по играм могут стать братья, сестры и друзья, а пока Вы, и только Вы, должны помогать ему.

Это вовсе не означает, что кроха никогда не играет один. Иногда он с удоволь-ствием занимается сам по себе. Но обратите внимание, что, чем больше взрослые играют с малышом, тем лучше он в дальнейшем играет один! Объяснение очень простое: играя с взрослым, малыш обучается очень многим способам игры и способам действий с предметами. Самостоятельно он не в состоянии этому научиться. Освоив какие-то действия вместе с взрослым, в дальнейшем малыш может самостоятельно использовать их в играх, применяя свои первые умения. Кроме того, в правильно организованных играх вырабатываются необходимые каждому человеку качества: внимание, терпение, сосредоточенность, самоконтроль.

Взаимодействие с доброжелательно настроенным взрослым способствует формированию креативности (творчества, адекватной самооценки и независимости. В игре ребенок осуществляет задуманное, учится реализовывать свои планы и принимать решения, доводить дело до конца. Поэтому чем разнообразнее игры Вашего малыша, тем интереснее и успешнее будет его переход к взрослой жизни. Малышу, с которым в детстве мало разговаривали и играли, труднее будет овладеть речью, социальными навыками, так как в игре формируются связи, необходимые ребенку в дальнейшей жизни.

Помните: совместные игры полезны и родителю, и ребенку!

Польза от совместной игры для родителей:

1. Только в правильно организованных играх вы можете чему-то обучить малыша. Игра — ведущий вид деятельности в детском возрасте, и в результате игровых занятий малыш получит намного больше знаний и умений, чем в процессе серьезного обучения.

2. Играя с младенцем, Вы полноценно общаетесь с ним. Эмоции, радость, разговор, взаимопонимание — все это делает ваше общение с малышом полезным и приятным.

3. В игре вы узнаете вашего ребенка так, как нигде и никогда больше не узнаете.

4. В совместных играх с малышом Вы имеете возможность наблюдать за его развитием. Об этом можно узнать из книг и консультаций специалистов, что, конечно, очень полезно, но не может заменить родительского наблюдения и любования своим играющим малышом.

5. Игра с ребенком помогает лучше организовать ваше время, которое часто состоит из умывания, еды, сна, прогулок — всего того, что родители обязаны обеспечивать ребенку повседневно. При этом играет малыш, как правило, один или со сверстниками, а взрослый чаще всего пребывает в стороне, не включаясь в игру и умирая от скуки. А ведь именно игра может помочь родителям сделать увлекательным даже самое скучное режимно-гигиеническое занятие: укладывание спать, высаживание на горшок, умывание. Более того, игра помогает организовать детский режим дня более четко: малыш охотнее собирается на прогулку, без капризов одевается и т. д.

6. Игра — хороший организатор детских праздников, так как способна напол-нить радостью и общение взрослого и ребенка, и общение малышей между собой.

Польза от совместной игры для ребенка:

Ребенок в игре решает свои проблемы.

1. «Мои папа и мама — взрослые и разучились играть, поэтому не хотят играть со мной! Ну, ничего, они постепенно научатся — ведь нам так весело играть вместе!»

2. «Мои родители думают, что я такой же взрослый, как они, — столько же понимаю и столько же могу! Они постоянно требуют от меня: «Сиди, иди, слушайся, делай сам, не кричи, ешь!» — и много чего еще. Но с тех пор как мама с папой стали со мной играть, они, несомненно, делают успехи! Мама уже не ссорится со мной из-за недоеденной каши — ведь я научился ее доедать. А папа не говорит, что не пойдет со мной гулять, потому что я одеваюсь очень медленно. И все потому, что мы подружились и часто играем вместе!»

3. «Мои родители, наконец, научились говорить! Нет, не то чтобы они этого никогда не умели, но теперь они разговаривают со мной понятным языком. Вместо того чтобы, как раньше, сказать мне: «Сиди и рисуй», мама спросила меня: «Каким цветом будем рисовать яблоки — зеленым или красным?» А я ответил: «Желтым!» И мы вместе нарисовали красивые желтые яблоки!»

4. «Моя мама научилась петь! Теперь мы вместе поем и кружимся, взявшись за руки!»

5. «Теперь мне жить гораздо веселее, так как я научился играть сам!»

Особенности организации игры с малышом

1. Показывайте свой интерес к игре!

Дети во всем подражают взрослым, и если игра интересна маме, то она, скорее всего, заинтересует и ребенка. Ребенок замечает не только то, что вы делаете, но и то, как вы к этому относитесь.

2. Пусть наблюдает!

Если ребенок задумался или внимательно наблюдает за происходящим, не от-влекайте его от наблюдения и ничегонеделания! Поверьте, что это необходимо для его развития. Позвольте ребенку свободно наблюдать за происходящим. Наблюдение — предшественник познания.

3. Не учите, а играйте!

Когда вы собираетесь позаниматься с малышом, меньше всего думайте о том, что вам придется его учить и добиваться результатов. Гораздо лучше, если вы просто будете радоваться совместным играм.

4. Не критикуйте!

Постарайтесь не испортить игру своим недовольством, жестким контролем и критикой. Не надо бесконечно поправлять и «улучшать» поведение малыша во время игры. Цените счастливые минуты ваших игр! Ребенок не только узнает что-то новое, но и получает бесценный опыт проб и ошибок.

5. Хвалите малыша!

Если малыш сделал не совсем то, что вы ожидали, все равно похвалите его и за малый результат. Поправьте ошибки малыша мягко, не осуждая его. Помните: в раннем возрасте закладываются такие важные качества, как адекватная самооценка и желание получать новые знания. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были успешны, а для этого человек должен получить опыт самоуважения. Внимательно относитесь к своим претензиям и поменьше упрекайте ребенка.

6. Не требуйте, а предлагайте!

Когда вы приглашаете ребенка в игру, не ждите, что он тут же согласится. Иногда должно пройти какое-то время, прежде чем малыш сможет переключиться на новое действие. Поэтому начинайте играть сами.

7. Играйте вовремя!

Занятия должны проходить в то время, когда ребенок наиболее активен. Постарайтесь вписать занятия-игры в режим малыша. Очень удобно и полезно использовать для обыгрывания бытовые ситуации (прогулка, время на кухне, купание).

8. Освободите пространство для игры!

Прежде чем предложить ребенку любую игру, постарайтесь убрать отвлекаю-щие предметы.

9. Не много, не мало!

Хорошо, если вы будете играть с ребенком ежедневно. Не стоит увеличивать количество занятий до бесконечности — оставьте малышу время для самостоятельной игры. Не играйте с ним на скорую руку, если вы торопитесь.

10. Помогайте малышу во время занятия!

Во время занятий у ребенка есть много поводов ошибиться. Если есть возможность предотвратить ошибку, сделайте это. Давайте малышу только те задания, с которыми ему легко справиться, а новые, сложные задания вводите постепенно.

Что может помочь в организации игр с малышом

1. Составьте список игр на следующий день. Выпишите на листочке названия 2-3 игр, в которые вы собираетесь поиграть с малышом. Повесьте список на холодильник или на другое заметное место. Это поможет не пропустить подходящий для игры момент и организует ваши действия.

2. Приготовьте материалы для игр. Внимательно прочтите описание игры, по-смотрите, что вам понадобится. Заранее положите все необходимое в удобное для вас, но недоступное для малыша место. Если вы начнете во время игры собирать по комнате нужные предметы, то потеряете внимание и заинтересованность ребенка.

3. Сделайте список стихов и тем для занятий. Очень удобно пользоваться гото-вым списком названий знакомых песенок, стихов и тем для занятий. Тогда вам не придется каждый раз вспоминать новую тему игры.

4. Играйте регулярно. Создайте у себя привычку к регулярным занятиям с ребенком. Пусть это будет 2-3 раза в неделю, но постоянно. Вместе с подготовкой на игру у вас уйдет всего 5-10 минут. А когда занятия станут привычными, малыш будет их ждать и играть с большим энтузиазмом.

5. Продумайте простой сюжет для игры. Вспомните, что в последнее время интересовало малыша, чем он занимался. Предположите, что ему будет особенно интересно именно сейчас. Вспомните, что в последнее время произвело на малыша наибольшее эмоциональное впечатление. (В выборе вы можете оттолкнуться от игрушек ребенка или книжек, которые вы ему читали. А может быть, вы недавно были в зоопарке или в гостях у бабушки)

6. Включайте в игру любимые игрушки малыша. Знакомые, привычные и любимые вещи успокаивают ребенка и вселяют в него уверенность.

7. Учитывайте привычки и пристрастия малыша. Любит ли малыш катать машинки или кормить куклу, складывать кубики или играть в мяч, — все это вы должны учесть, планируя занятия.

По каким причинам малыш может отказываться от игр?

Физиологические причины

1. Если малыш вдруг закапризничал и не желает играть в предложенную игру, в первую очередь следует подумать, не хочет ли он спать. Возможно, ребенок недоспал или переутомился.

2. Проверьте, возможно, малышу нездоровится. Когда у ребенка режутся зубы или болит животик, ему не до игр.

3. Очень может быть, что ребенку именно сейчас необходимо сесть на горшок, хотя вам кажется, что он там был недавно. Или мама думает: «Он у меня все равно в памперсе».

4. Если ребенок проголодался, хочет пить или, наоборот, только что плотно по-обедал, он будет пассивен в восприятии. Перенесите игру — дайте малышу воз-можность поесть или спокойно переварить пищу.

5. Проверьте, не слишком ли тепло ребенок одет. Малыши часто страдают от перегрева больше, чем от переохлаждения. Впрочем, ребенок, которому холодно, тоже не сможет спокойно играть.

Психологические причины

1. Для играющего ребенка важен психологический комфорт. Малыш склонен ис-пытывать те же эмоции, что и взрослый. Наши эмоции — неуверенность, страх или, наоборот, приязнь, радость — тотчас же передаются ребенку. Не имея жизненного опыта, малыши наблюдают за реакцией взрослых на ситуацию. Помните: то, что нравится вам, понравится малышу, и наоборот. Таким образом, ребенок стремится повторить не столько наши действия, сколько эмоции.

2. Малыш может ощущать сильное беспокойство, вызванное долгим отсутствием кого-то из родителей.

3. Дети тонко чувствуют любое неблагополучие в семье. От них не скроется родительская ссора, различные семейные неприятности.

4. Большинство малышей испытывают тревогу в то время, когда в доме находятся незнакомые люди или много людей, даже если они в другой комнате.

5. Беспокойство малыша может быть вызвано появлением в доме новых незнако-мых вещей. Особенно если изменения касаются его личных вещей.

6. Многие дети сильно переживают перемену места (новая квартира, переезд на дачу, путешествие). Могут существовать и другие причины, которые вызывают беспокойство или тревогу малыша, отвлекают от игры.

Когда ребенок прекращает игру

1. Когда он устал (примерно через 1,5-2 минуты после начала игры). В этом случае малыша удастся вернуть в игру еще на 3-4 минуты. Это нормальное время усидчивости для ребенка до 3 лет.

2. Когда что-то отвлекает его (громкая речь или музыка, играющая собака и т. п.).

3. Когда мы требуем невозможного или ругаем за ошибки.

4. Когда нам самим не нравится игра.

Что делать, чтобы ребенок охотнее вступал в игру

1. Играйте, чтобы малыш видел, что вас интересует это занятие и вы рады игре.

2. Давайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как вы играете, не торопите его. Так вы добьетесь участия малыша быстрее, чем подталкиванием или упреками: «Почему ты не играешь?»

3. Начинайте новую игру с самых простых действий. Иначе малыш будет бояться, что у него не получится, и может не захотеть участвовать в игре.

4. Не предъявляйте завышенных требований. Если ваши требования к ребенку слишком высоки, он предпочтет вообще не играть, чем разочаровать вас.

5. Позволяйте малышу самому сбросить утомление. Вышел из игры, походил 1-2 минуты — и вернулся в игру. Сами при этом продолжайте играть.

6. Повторяйте игру много раз, ведь тогда она становится знакомой и любимой. А чтобы одна и та же игра не надоедала малышу, используйте различные ее варианты.

Источник