Педагогическая поддержка развития личности ребенка

Педагогическая поддержка развития личности ребенка thumbnail

Алла Пигарёва
Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования

Развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования дошкольной ступени, набирает темпы создание новых форм обучения, новых направлений воспитания личности. Модернизация образования несёт переосмысление ценностей и призвана раскрывать индивидуальный возрастной потенциал каждого воспитанника.

Ведущим направлением деятельности педагога дошкольного учреждения является необходимость определения индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон личности. Не всегда ребёнок бывает подготовлен к предлагаемым учебным нагрузкам, завышенным ожиданиям со стороны родителей, отрицательной оценке педагога, которая может быть невольно выражена им в неконтролируемой реплике или в неосознанном взгляде.

Обучать ребёнка тому, как определять уровень своих способностей, необходимо с раннего возраста. Для этого и родители, и педагоги должны научиться чётко разграничивать личностные черты и особенности развития малыша.

В этой связи возникает потребность обратиться к понятию «педагогическая поддержка«.

Педагогическая поддержка — это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующего самостоятельного решения им своей проблемы. Всё это можно выразить в формулировке, предложенной М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».

Тема, которую я сформулировала для себя как основу моей дальнейшей педагогической деятельности, звучит как «Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования». Я предположила, что прекрасным средством развития личности могут служить занятия по обучению детей рисованию. Когда мои воспитанники достигли возраста 3,5 — 4 лет, я обратила внимание на нежелание детей рисовать. Они не хотели достаточно долго и увлечённо отдаваться этому занятию. Как выяснилось позже, неуверенность в своих силах явилась причиной этого нежелания. Для ребят показалось слишком сложно, непонятно, поэтому и скучно создавать рисунки по собственному замыслу. Потому что дети этого возраста ещё не обладают достаточным сенсорным опытом для создания «объёмного» зрительного образа с множеством мелких деталей.

Меняющиеся условия жизни, прогрессивное развитие науки, общественное развитие требует от маленького человека нового взгляда на современную действительность. Мы, взрослые, должны готовить детей к новой жизни, к принятию самостоятельных решений по выходу из различных жизненных ситуаций.

Выдвинув предположение, что занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию детей, я попыталась сформулировать, что им это даст:

— в первую очередь, они позволят ребёнку импровизировать, передавать в рисунке собственное виденье мира;

— во-вторых, они предполагают свободу действия, а значит самостоятельности, самовыражения;

— в-третьих, занятия по рисованию тесно связаны с другими образовательными дисциплинами: коммуникацией, познанием, музыкальным воспитанием;

— в-четвёртых, рисуя, дети получают много положительных эмоций;

и далее:

— мир взрослых, природы и предметного окружения становится ближе, интереснее и понятнее;

— формируется непринуждённое общение между детьми и воспитателями, что влечёт за собой доверительное сотрудничество;

ребёнок, увлечённый художественной деятельностью, чувствует себя увереннее.

А нам, педагогам, в свою очередь, откроется возможность:

— каждого ребёнка рассматривать как личность;

-работать плодотворнее, чувствуя детский азарт и интерес;

— ощутить большее доверие воспитанников к себе;

— стать добрее, умнее и мудрее, почувствовать желание сделать что-то большее.

Поэтому просто необходимо увлечь ребёнка рисованием, показать ему всю многогранность, многоцветие, разнообразие окружающего мира, помочь увидеть и понять самого себя в этом мире.

Педагогическая поддержка развития личности ребёнка посредством художественного образования

Стремясь вовлечь малыша в мир художественного творчества, нам не обойтись без помощи родителей, так как формирование интересов ребёнка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Родители помогут скоординировать личностный подход к каждому из детей: рассказать как ведёт себя ребёнок вне стен образовательного учреждения, чем он увлекается и интересуется, какой вид деятельности ему больше по душе, как реализует свои навыки и умения дома, часто ли рисует, и какой способ рисования ему ближе, сколько по времени у него занимает занятие рисованием, рассуждает ли он о том, что нарисовал (рисунок носит мотивированный характер или спонтанный, и многое другое.

Ребёнок, который хочет и может рисовать много и долго, должен всегда иметь под рукой всё для этого необходимое: удобное рабочее место, различные краски, карандаши, фломастеры, трафареты, кисти, детские книги обучающего содержания, образцы, а главное, поощрение и поддержку окружающих людей, как в детском саду, так и дома.

Педагогическая поддержка развития личности ребенка

Поэтому отдельным пунктом моей комплексно-целевой программы является работа и тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Здесь мною подразумеваются:

— консультации по данной проблеме. Они могут быть плановыми и внеплановыми. Время проведения и тематика плановых консультаций намечаются заранее. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе воспитателя, так и по просьбе самих родителей. ;

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенок предмет взрослый

— групповые собрания как основная форма работы с родителями. Здесь родителей можно познакомить с целями и задачами, которые я намечаю для себя в процессе обучения детей рисованию. ;

— индивидуальные беседы. Они позволяют дать родителям конкретные советы. ;

— творческие мастерские. Это практическая работа, основанная на показе различных способов и приёмов рисования. ;

— дни открытых дверей. Прежде всего, это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни, обучении и воспитании ребёнка. ;

— организация выставок совместных работ воспитанников и их родителей;

— организация походов в музее и на выставки;

— оформление тематических альбомов, творческих уголков;

— организация совместных мероприятий (досугов, развлечений) в стенах образовательного учреждения;

— участие в районных и городских конкурсах детского рисунка.

Педагогическая поддержка развития личности ребенка

Также я с удовольствием поделюсь своим опытом и настроением с коллегами. Особое место здесь может занимать работа с молодыми специалистами, которые больше владеют теоретическими знаниями, нежели практическими навыками. Они должны увидеть и почувствовать на себе, что перепачкаться красками совсем не страшно и даже весело. Ведь главное получить удовольствие от общения с красками и друг с другом, прикоснуться к миру творчества и вдохновения, ощутить себя свободным, не скованным рамками правил, условностей и строгих требований. Организация педагогической мастерской призвана заинтересовать коллег в поиске новых путей личностного подхода к каждому ребёнку. В непринуждённой обстановке легче делиться новыми мыслями, идеями, перенимать опыт друг друга, советоваться о том, как и из чего можно изготовить материалы для уголков изобразительной деятельности в своих группах. Потом своё настроение коллеги смогут перенести на воспитанников, заразить их творческим азартом.

Занятия художественной деятельностью с малышами предполагают непринуждённость в общении и поведении. Таким образом ребёнок раскрепощается, забывает о своих неудачах, абстрагируется от всего негативного. Педагога, который стремиться дать возможность ребёнку показать себя, реализовать свои истинные способности, не назовёшь человеком равнодушным, заинтересованным лишь в достижении конечного положительного результата.

Педагогическая поддержка развития личности ребенка

В повседневной работе с детьми не следует забывать о сохранении их здоровья, как физического, так и психического. Наряду с созданием благоприятной эмоциональной среды необходимо позаботиться о том, чтобы малыш физически чувствовал себя комфортно. Занятия и беседы на свежем воздухе, регулярные проветривания, достаточная освещённость, правильно организованное рабочее место, свобода двигательной активности и многое другое — неотъемлемые условия для полноценного развития личности.

Но главное, ребёнок должен жить и развиваться в «пространстве любви». Нормой должна быть любовь к ребёнку, душевная теплота, отзывчивость, терпимость и терпение, умение говорить с ним по-товарищески (без «сюсюканья» и панибратства, умение слушать и услышать, уважение достоинства, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, признание права на свободу выбора, самовыражения, поощрение и одобрение самостоятельности.

Педагогическая поддержка развития личности ребенка

Источник

Основные
концептуальные положения о педагогической
поддержке были разработаны
членом-корреспондентом Российской
академии образования Олегом Семеновичем
Газманом и представлены им в октябре
1995 года на Всеросской научно-практической
конференции в докладе «Поте­ри и
обретения в воспитании после десяти
лет перестройки», сколько позже этот
доклад был полностью опубликован на
страницах газеты «Первое сентября» (№
119 от 21 ноября 1995 года). После смерти
О.С.Газмана разработку концепции
продолжили его ученики и коллеги Т.В.
Анохина, H.H.
Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые
совместно с работниками Центра
«Педагогический поиск» (генеральный
директор В.М. Лизинский) подготовили
специальный выпуск журнала «Классный
руководитель» (2000, № 3) о педагогической
поддержке ребенка в образовании.

Понятие
«воспитание». При
разработке концепции педагогической
поддержки О.С.Газман исходил из того,
что развитие ребенка протекает наиболее
успешно тогда, когда возникает гармония
двух существенно различных процессов
— социализации и индивидуализации.
Первый процесс
способствует усвоению принятых в
обществе ценностей, норм, способов
деятельности и поведения (формирование
в растущем человеке социально — типичного),
а второй становлению его индивидуальности
(развитие индивидуально-неповторимого
в конкретном человеке). Анализируя
практику обучения и воспитания,
сложившуюся в образовательных учреждениях
России к концу 80-х и началу 90-х годов,
Олег Семенович приходит к выводу, что
школы и их педагогические коллективы
выполняют лишь социализирующую функцию
и крайне слабо обеспечивают процесс
индивидуализации. Не случайно он
определяет воспитание
как специально организованный процесс
предъявления социально одобряемых
ценностей, норматив­ных качеств
личности и образцов поведения,
а
обучение — как передачу и усвоение
системы знаний о природе, обще­стве,
человеке и способах человеческой
деятельности. Он называет воспитание
и обучение процессами приобщения
человека к общему и должному. А
следовательно, в системе образования,
по его мнению, не существует процесса,
на­правленного на развитие
индивидуальности и субъектности ребенка.
Вот таким процессом и должна стать
педагогичес­кая поддержка.

Читайте также:  Папка передвижка физическое развитие ребенка

Под
педагогической
поддержкой
О.С. Газман
понимал превентивную
и оперативную помощь детям в решении
их инди­видуальных проблем, связанных
с физическим и психичес­ким здоровьем,
социальным и экономическим положением,
успешным продвижением в обучении, в
принятии школьных правил; с эффективней
деловой и межличностной коммуни­кацией;
с жизненным, профессиональным, этическим
выбо­ром (самоопределением).

Продолжая
разработку теоретических и технологических
основ педагогической поддержки, ученики
и коллеги этого известного ученого
внесли некоторые коррективы концепту­ального
характера. Во-первых,
в последних работах
педагоги­ческая поддержка не
противопоставляется воспитанию.
Напри­мер, Н.Б. Крылова пишет: «…В
целом придерживаясь позиции О.С. Газмана,
я все же рассматриваю поддержку в более
ши­роком социокультурном контексте
как элемент любого со­трудничества
и взаимодействия, поскольку она является
про­явлением позитивного отношения
к деятельности человека и готовности
содействия его начинаниям и самореализации».
Во-вторых, предлагается
рассматривать педагогическую поддерж­ку
как важнейший принцип личностно-ориентированной
(гу­манистической) системы воспитания.
Этот принцип и отличает Педагогику
свободы от Педагогики необходимости
(насиль­ственного формирования).
В-третьих, под
педагогической под­держкой нередко
понимается мягкая педагогическая
техноло­гия, направленная на содействие
процессам самоопределения, самостроительства
и самовыражения личности ребенка,
раз­вития его неповторимой
индивидуальности.

Раскрывая
сущность явления «педагогическая
поддерж­ка», разработчики концепции
подчеркивают, что семанти­ческий и
педагогический смысл поддержки
заключается в следующем: поддерживать
можно лишь то, помогать можно лишьтому, что уже имеется
в наличии, но на недостаточном
уровне, количестве,
качестве. Основными предметами поддержки
педагогов являются субъектность
(«самость», самостоятельность) и
индивидуальность, т.е. уникальное
со­четание в человеке общих, особенных
и единичных черт, отличающее его от
других индивидов.

Цель
и принципы воспитания
О.С.Газман
считал, что в воспитании должны быть
два вида цели — цель как идеал и реальная
цель. Целевую установку на формирование
гармоничной, всесторонне развитой
личности он рассматривал вкачестве идеальной
цели. «Без представления об идеале, —
по его мнению, — невозможно строить
воспитательную работу даже в условиях,
далеких от идеальных». А реальную уель
воспитания он сформулировал следующим
образом: дать каждому школьнику базовое
образование и культуру и на основе
предоставить условия для развития тех
сторон личности,
для которых есть
наиболее благоприятные субъективные
условия (желание индивида) и объективные
воз­можности семьи, школы, общественности,
государствен­ной власти на местах.

Будучи приверженцем
гуманистических идей, О.С. Газман считал,
что воспитательное воздействие между
педагогом и ребенком следует строить
на основе гуманистических принципов.
Он советовал воспитателям соблюдать в
этической деятельности следующие
правила.

1. Ребенок не может
быть средством в достижении педагогических
целей.

2. Самореализация
педагога — в творческой самореализации
ребенка.

3. Всегда принимай
ребенка таким, какой он есть, в его
постоянном изменении.

4. Все трудности
неприятия преодолевай нравственными
средствами.

5. Не унижай
достоинства своей личности и личности
ребенка.

6. Дети — носители
грядущей культуры. Соизмеряй свою
культуру с культурой растущего поколения.
Воспитание — диалог культур.

7. Не сравнивай
никого ни с кем, сравнивать можно
результаты действий.

8. Доверяя — не
проверяй!

9. Признавай право
на ошибку и не суди за нее.

10. Умей признать
свою ошибку.

11. Защищая ребенка,
учи его защищаться.

Уточняя и корректируя
правила деятельности педагога в контексте
педагогической поддержки, Н.Б. Крылова
назы­вает нормы поддержки, которые
должны быть заложены в профессиональной
позиции учителя (воспитателя). К ним она
относит:

а) любовь к ребенку,
безусловное принятие его как лич­ности,
душевная теплота, отзывчивость, умение
видеть и слышать, сопереживать, милосердие,
терпимость и терпе­ние, умение прощать;

б) приверженность
к диалоговым формам общения с деть­ми,
умение говорить по-товарищески (без
сюсюканья и без панибратства), умение
слушать, слышать и услышать;

в) уважение
достоинства и доверие, вера в миссию
каждого ребенка, понимание его интересов,
ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха
в решении проблемы, готовность оказать
содействие и прямую помощь при решении
пробле­мы, отказ от субъективных
оценок и выводов;

д) признание права
ребенка на свободу поступка, выбо­ра,
самовыражения; признание воли ребенка
и его права на собственное волеизъявление
(право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и
одобрение самостоятельности, независи­мости
и уверенности в его сильных сторонах,
стимулирова­ние самоанализа; признание
равноправия ребенка в диалоге и решении
собственной проблемы;

ж)
умение быть товарищем для ребенка,
готовность и способность быть на стороне
ребенка (выступая в качестве символического
защитника и адвоката), готовность ничегоне требовать взамен;

з) собственный
самоанализ, постоянный самоконтроль и
способность изменить позицию и
оценку/самооценку.

Содержание
воспитательного процесса.
Основу
содержа­ния воспитания, по мнению
О.С. Газмана, может составить базовая
культура личности как некоторая
целостность, включающая в себя минимальное,
а точнее, оптимальное наличие свойств,
качеств, ориентации личности, позволяю­щих
индивиду развиваться в гармонии с
общественной куль­турой (т.е. не только
не вступать в конфликт с ней, но и вносить
в ее развитие посильный вклад).
Приоритетными направлениями базовой
культуры являются следующие:

Читайте также:  Физическое развитие ребенка до года таблицы роста и веса

— культура
жизненного самоопределения;

— культура семейных
отношений;

— экономическая
культура и культура труда;

— политическая,
демократическая и правовая культура;

— интеллектуальная,
нравственная и коммуникативная культура;

— экологическая
культура;

— художественная
культура;

— физическая
культура.

Центральное
звено базовой культуры — культура
жизненного самоопределения
личности учащихся в четырех сферах :
человек, общество, природа, ноосфера
(интегративные продукты человеческой
деятельности).

Сфера
«Человек» предполагает самоопределение
в понимании самоценности человеческой
жизни, индивидуальности,
самобытности ее
процесса, смысла деятельности, в понимании
человека как вершины эволюции.

Самоопределение
в сфере «Общество» происходит через
освоение ценностей такого порядка, как
Родина, народовластие, демократия,
гласность, правовое государство, семья,
труд, гражданская
ответственность.

Самоопределение
в сфере «Природа» может строиться через
осознание себя как части природы и через
природосообразное совершенствование
себя (здоровья, эстетического начала,
духовных устремлений). Оно включает
также овладение экологической культурой,
понимание собственной ответственности
перед будущими поколениями в процессе
освоения и преобразования природы.

«Ноосфера» (продукты
человеческой деятельности) как сфера
самоопределения предполагает осознание
нравственной ответственности в
использовании продуктов научно-технического
прогресса, формирование у человека
представлений возможных последствиях
его некомпетентного взаимодействия с
техникой, освоение учащимися мира
духовной культуры во всем ее многообразии,
т.е. формирование гражданского отношения
к историческим, духовным, нравственным
завоеваниям народа, восстановление и
охрана памятников культуры, воссоздание
национальных традиций и их развитие
как части мировой духовной и материальной
культуры.

Таким
образом, самоопределение личности
ребенка и свя­занные с ним процессы
самореализации, самоорганизации и
самореабилитации являются главным
предметом воспита­тельной деятельности
педагога. Для проведения более
целе­направленной работы воспитателя
по оказанию помощи де­тям в их развитии
и саморазвитии О.С. Газман предлагал
разрабатывать и осуществлять пять
целевых программ: «Здо­ровье»,
«Общение», «Учение», «Досуг», «Образ
жизни». В ря­де учебных заведений эти
программы стали разделами пла­нов
работы классных руководителей.

Целевые

программы

Декабрь

1 декада

2 декада

3 декада

Здоровье

Общение

Учение

Досуг

Образ жизни

Механизм воспитания.
Главным постулатом Данной кон­цепции
выступает тезис о том, что воспитание
есть не что иное, как помощь школьнику
в его саморазвитии. «Воспитание, — по
глубокому убеждению Олега Семеновича,
— без желания самого ребенка
совершенствовать себя невоз­можно».
Педагог может и должен оказать поддержку
ребен­ку в решении его проблем по
укреплению здоровья, фор­мированию
нравственности, развитию способностей
— ум­ственных, трудовых, художественных,
коммуникативных, являющихся, в свою
очередь, базой для становления спо­собности
к самоопределению, самореализации,
самоорга­низации и самореабилитации.
Ученики О.С. Газмана разра­ботали и
описали механизм педагогической
поддержки ре­бенка в решении жизненно
важных проблем. Он складывается из
взаимосвязанных действий школьника и
педагога, вы­полняемых ими на следующих
пяти этапах:

— I
этап (диагностический) — фиксация факта,
сигнала проблемности, диагностика
предполагаемой проблемы, уста­новление
контакта с ребенком, вербализация
постановки про­блемы (проговаривание
ее самим школьником), совместная оценка
проблемы с точки зрения значимости ее
для ребенка;

— II
этап (поисковый) — организация совместно
с ребен­ком поиска причин возникновения
проблемы (трудности), взгляд на ситуацию
со стороны (прием «глазами ребенка»);

— Ш этап (договорный)
— проектирование действий педагога и
ребенка (разделение функций и
ответственности по решению проблемы),
налаживание договорных отношении и
заключение договора в любой форме;

— IV
этап (деятельностный) — действует сам
ребенок и действует педагог (одобрение
действий ребенка, стимулирование; его
инициативы и действий, координация
деятельности специалистов в школе и за
ее пределами, безотлагательная помощь
школьнику);

— Vэтап
(рефлексивный) — совместное с ребенком
обсуждение успехов
и неудач предыдущих этапов деятельности,
констатация факта разрешимости проблемы
или переформулирование затруднения,
осмысление ребенком и педагогом нового
опыта жизнедеятельности.

Решение проблем
жизнедеятельности ребенка, формирование;
качеств его личности происходит тогда,
когда воспитателями создаются
благоприятные условия для развития
школьника в доступных ему видах
деятельности (учебной,производственной,
досуговой); в общении со средствами
массовой коммуникации, с искусством,
со взрослыми и сверстниками; в обыденной
(бытовой) сфере. «Деятельность, общение
и бытие ребенка, — по утверждению О.С
Газмана, — являются теми сферами и теми
основными средствами, окультирования
которые воспитатель осуществляет
физическое, нравственное; воспитание,
содействует развитию способностей».

В
публикациях О.С. Газмана и его учеников
нам не удалось обнаружить перечисления
критериев и показателей эффективности
процесса воспитания школьников. Но
анализ ключевых идей концепции делает
ихочевидными.
По этому к основным критериям
результативности воспитательного
процесса возможно отнести такие,
как:

— готовность
ребенка к самоопределению, самореализации,
самоорганизации и самореабилитпации;

— развитость
индивидуальных способностей ученика;

— нравственная
направленность личности;

— физическое я
психическое здоровье школьника;

— сформированность
базовой культуры учащегося;

— защищенность и
комфортность ребенка в классной и
школьной сообшности.

Эти критерии
позволяют рассматривать и оценивать
эффективность процесса воспитания и
как фактора самореализации ребенка, и
как важнейшего условия становления
индивидуальности школьника.

Источник