Педагогическая часть карты развития ребенка 1 часть заполненная
Памятка по заполнению заключения I ПМПК, педагогической и психологической частей карты развития ребенка в процессе обследования (запись результатов психологического и педагогического обследования)
Строка протокола | Содержание изучения и последовательность записи результатов |
Особенности восприятия | Восприятие пространственного расположения предметов, формы, величины, цвета. Точность и осмысленность восприятия. Выявление степени овладения зрительным синтезом: примеры складывания разрезной картинки (по образцу и без), мозаики, досок Сегена, построение орнамента и др. Сформированность наглядно-образных представлений |
Особенности внимания | Объем внимания (достаточный, недостаточный); устойчивость внимания (способен к быстрому сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается), характер отвлечения: на внешние раздражители, в отсутствии внешних раздражителей; переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная); общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано) |
Особенности памяти | Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго или быстро забывает; характеристика речевой, зрительной памяти; наличие/отсутствие трудностей в запоминании: новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала |
Особенности мышления | Способность к сравнению, обобщению, классификации. Умение устанавливать причинно-следственные связи, в наглядной ситуации и вне ее. Понимание главного в воспринимаемом, скрытого смысла, содержания картин, текстов. Особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач. Развитие наглядно-действенных форм мышления. Возможности речевого объяснения сделанного выбора. Способность к активной поисковой деятельности. Вербальные и невербальные показатели интеллектуального развития (количественные и качественные). |
Особенности работоспособности | Темп деятельности: задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно; причины замедленного темпа: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности, вялость, заторможенность, инертность, отвлекаемость; переключение с одного вида деятельности на другой: быстро, с трудом; включаемость в работу: быстро, медленно; длительность сосредоточения: сосредоточен во время занятия (обследования) или часто отвлекается; целенаправленность деятельности; продуктивность деятельности: не теряет в течение всего обследования или быстро утомляется (замедление темпа, ухудшение качества или полное прекращение работы); причины утомления: жалобы на усталость, плохое самочувствие, вялость, сонливость, отвлекаемость и др.; спад работоспособности |
Особенности речи | Дефекты произношения; понимание устной речи (инструкций); понимание письменной речи (текстов, задач, книг, таблиц); Запас слов (обиходный словарь, обобщения); грамматический сторй речи (согласование слов в роде, числе, падеже, использование предлогов, различных частей речи, умение строить предложение); умеет ли давать полные ответы на вопросы, пересказывать, составлять рассказ по серии сюжетных картинок; имеют ли место эхолалии, болтливость, вербализм |
Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, личностно-характерологические, типологические | Преобладающее настроение ребенка (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка), резкие колебания настроения. Степень эмоциональной возбудимости, раздражительность, вялость, заторможенность, инертность. Наличие аффективных вспышек, внушаемость, негативизм, снижение критики. Способность к волевому усилию, настойчивость при встречающихся трудностях. Соблюдение правил поведения в школе, дома, на улице. Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Проявление инициативы в играх, заданиях, занятиях или следование примеру других. Интересы и склонности (в каких видах деятельности они проявляются). Отношение к критическим замечаниям, поощрению похвале. Характер эмоциональных реакций во время выполнения заданий. Стойкость и выраженность интересов. Контактность (как вступает в контакт — легко, охотно, медленно, с трудом, контакт формальный). Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявление аутизма). Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению). |
Знания и представления об окружающем мире | Знание родственных связей; адреса проживания; соответствие объема представлений возрастной норме |
Ориентированность в пространстве и времени | Особенности восприятия времени: знание времен года, дней недели, для старших детей – умение ориентироваться в прошлом, настоящем, историческом времени. Особенности восприятия пространства: умение ориентироваться в пространстве – «право», «лево», перекрестная ориентировка, «верх», «низ», «далеко», «близко» и т. д. |
Обучаемость | Обучаемость в пределах дефекта, восприимчивость к помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая; Особенности усвоения учебного материала; умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило; умение организовать свою деятельность; степень интереса к заданию; характеристика познавательной активности; способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению |
Отношение к обучению | Мотивы учебной деятельности; сформированность предпосылок к учебной деятельности; прилежание, умение действовать по инструкции, работать по образцу, способность принимать и удерживать учебную задачу; самоконтроль |
Социально-бытовая адаптация, установки | Знание и умение применять бытовые навыки; адаптированность к изменяющимся условиям; посещение дополнительных занятий, секций, кружков; участие в конкурсах, соревнованиях и др.; умение преодолевать трудности |
Исследование школьных навыков по чтению | 1 класс: Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое. Соблюдение интонации и ударения в словах. Понимание общего смысла, умение выделить главное, понимание причинно-следственных зависимостей. Умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Использование помощи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие вопросы и др.). 2 класс: Техника чтения, интонация. Понимание смысла прочитанного. Умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Понимание иносказательного и скрытого смысла. 3 — 4 класс: Техника чтения: беглость, выразительность, ударение в словах. Понимание причинно-следственных зависимостей. Умение сделать вывод в простых и сложных, иносказательных текстах. Использование помощи: повторное чтение, наводящие вопросы. |
Исследование школьных знаний и навыков по русскому языку | 1 класс: Овладение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное). Умение производить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, соотносить количество звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог. Написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных. Употребление точки в конце предложения. Перенос слов по слогам. Вычленение слов из предложений. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Установление характера ошибок (недописывание букв, пропуск букв, замена, зеркальное письмо и др.). 2 класс: Знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения. Умение грамотно писать под диктовку текст, содержащий изученные орфограммы. Производить фонематический разбор. Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками. Раздельное написание предлогов со словами. Составление предложений по опорным словам. Установление связи по смыслу между частями текста. 3 класс: Умение каллиграфически правильно списывать текст; писать под диктовку текст, содержащий изученные орфограммы. Производить фонематический разбор предложения. Умение подбирать однокоренные слова разных частей речи, распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании. Писать изложение по составленному плану. Составлять устный ответ-рассуждение. 4 класс: Умение находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание. Производить фонематический разбор, разбор слова по составу, разбор слова как части речи; синтаксический разбор предложения с однородными членами. Знать изученные части речи и их признаки. Определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована. Составить план текста. Распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи. Писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения. Писать сочинение повествовательного характера. Списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и знаками препинания. |
Исследование школьных навыков по математике | 1 класс. Знание натурального ряда чисел (предел счета), умение читать, записывать и сравнивать эти числа. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности, уровень овладения конкретным счетом: пересчитывает, дотрагиваясь до каждого предмета, зрительно соотносит число со следующим предметом, соотносит число, количество и цифру. Знание состава числа. Понимание смысла арифметических действий. Степень овладения арифметическими операциями сложения и вычитания (считает на пальцах, отвлеченно, трудности вычисления с переходом через разряд). Умение решать простые задачи на сложение и вычитание. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задачи. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание. Понимание математической терминологии и знаковых обозначений. Умение находить значение числового выражения в 1 — 2 действия в пределах 10 (без скобок). 2 класс. Знание натурального ряда чисел (предел счета). Осознанность счета в прямой и обратной последовательности, уровень овладения конкретным счетом, знание состава числа; название компонентов и результатов сложения и вычитания; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях (со скобками и без них); название и обозначение действий умножения и деления. Умение находить сумму и разность чисел в пределах 100. Трудности вычисления с переходом через разряд. Решение задач в 1 – 2 действия. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задачи. Умение составить план решения, вопросы к действиям и выполнить их. Сформированность навыка самоконтроля в процессе решения задачи. Умение проверить правильность решения. Усвоение понятий «на столько-то больше (меньше)» и «во столько-то больше (меньше)». Усвоение понятий «старше — моложе», «дороже — дешевле», «длиннее — короче», «уже-шире», «легче — тяжелее». Умение составить задачу по заданным компонентам и решить ее. Понимание задач с косвенным содержанием. Решение задач на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. Определение времени по часам. Сформированность понятий «сверху — снизу», «слева — справа», «между». Умение чертить отрезок заданной длины и сравнивать отрезки путем измерения. Находить сумму длин сторон треугольника. 3 класс. Знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Степень овладения вычислительными операциями (устно в пределах 100, письменно в пределах 1000). Знание названий и последовательности чисел до 1000. название компонентов и результатов умножения и деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 – 3 действия (со скобками и без них); умение выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000. Умение проверить правильность вычислений. Сформированность навыка самоконтроля. Умение читать простейшие числовые выражения. Умение решать задачи в 2 – 3 действия на все арифметические действия. Понимание задач с пропущенными компонентами, косвенным содержанием. Логичность рассуждений при решении задач. Сохранение в памяти условия задачи. Способность понимать закономерности. Сформированность математического мышления, знание единиц измерения. Умение распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник, измерить длину сторон, вычислить периметр и площадь прямоугольника, квадрата. 4 класс. Знание названия и последовательности чисел в натуральном ряду, знание того, как образуется следующая счетная единица; уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000. представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; знать связь между компонентами и результатом каждого действия; знать таблицу сложения и умножения однозначных чисел соответствующие случаи вычитания и деления; уметь записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них); выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел, проверку вычислений; решать уравнения, задачи в 1 – 3 действия). Знать связи между величинами; цена, количество, стоимость, скорость, время, расстояние. Иметь представление о величинах: длина, площадь, масса, время, способах их измерений. Уметь находить длину отрезка. Ломаной, периметр многоугольника, узнавать время по часам. Выполнять арифметические действия с величинами. Применять к решению задач знание изученных зависимостей между величинами. |
Источник
Педагогическая карта учащегося (автор разработки Кумарина Г.Ф.)
Учащийся Ф.И._______________________________
Дата рождения_______________________________
Домашний адрес_____________________________
Дата поступления в школу_____________________
Переведён ( когда,куда)_______________________
Готовность ребёнка к школьному обучению
I.Готовность ребёнка к началу школьного обучения
1. Психологическая и социальная готовность к школе:
а) желание учиться в школе:
— ребёнок хочет учиться в школе;
— особого желания учиться нет;
— идти в школу не хочет.
б) учебная мотивация:
— осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
— собственные цели учения не осознаются: привлекательным в школе для ребёнка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, портфель)
— цели учения не осознаёт, ничего привлекательного в школе не видит.
в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
— достаточно легко входит в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя;
— контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны;
— плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
г) организованность поведения:
— поведение организованное;
— поведение не достаточно организованное;
— поведение неорганизованное.
Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:
- Выше среднего, средний.
- Ниже среднего
- Низкий.
II. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций:
а) фонематический слух, артикуляционный аппарат:
— нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива;
— в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
— ребёнок косноязычен (необходимо обследование логопеда).
б) мелкие мышцы руки:
— рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами;
— рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами работает с напряжением;
— рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
— достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
— отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации, координаций движений, недостаточно ловок;
— ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
г) координация в системе «глаз-рука»:
— может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигура), зрительно воспринимает на расстоянии ( с классной доски);
— графический образ зрительно воспринимает на расстоянии, «переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
— при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого на расстоянии, допускает грубые искажения.
д) объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, в картинках с множеством контуров):
— соответствует средним показателям возрастной группы;
— ниже средних показателей возрастной группы;
— намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:
1. Выше среднего, средний.
2. Ниже среднего
3. Низкий.
III. Развитие познавательной деятельности
а) кругозор:
-представления о мире достаточно развернуты может рассказать о стране, городе, о животных и расстениях, времени года;
— представления о мире достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
— кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
б) развитие речи:
— речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
— ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
— слова приходится «вытягивать», ответы чаще односложные, в речи много ошибок ( нарушение согласования, неправильный порядок слов в предложении, законченность предложений).
в) развитие познавательной активности, самостоятельности.
г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей.
д) произвольность деятельности
е) темп деятельности
ж) учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребёнок идёт в школу ( знание букв, элементарных математических представлений и другое).
IV. Состояние здоровья
а) особенности развития на этапе дошкольного детства ( указать обстоятельства, если таковые есть, задержавшие развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания);
б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить);
в) состояние соматического здоровья ребёнка (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел)
Группа здоровья — ….
V. Трудности школьной адаптации
а) в поведении;
б) в учебной деятельности;
в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья: Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…
Жалобы со стороны родителей:
Чрезмерная усталость после школы, нарушение сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
- Основание для отнесения ребёнка к группе риска.
- Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе.
- Консультации у специалистов.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребёнка:
1.Тип семьи ( полная, неполная).
Родители ребёнка (Ф.И.О., образование, профессия, род занятий)
Мать….
Отец….
2. Количество детей в семье, другие члены семьи.
3. Материальные условия жизни семьи.
4. Жилищные условия.
5. Характер внутрисемейных отношений ( благоприятные, неблагоприятные: источники последних).
Характеристика школьника
- Состояние здоровья
- Болезненность ( сколько раз ребёнок болел в истекшем году, сколько дней, характер заболевания, их возможная связь с условиями жизни)
- Наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья:
Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…
- Жалобы со стороны родителей:
Чрезмерная усталость после школы, нарушение сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.
- Школьник в системе воспитательных отношений
в школе
а) в системе отношений ученик-учитель:
— отношения с большинством учителей строятся на взаимном доверии и уважении;
— отношения взаимного доверия и уважения имеют место лишь с отдельными учителями, с остальными носят ситуативный характер;
— отношения с учителями не складываются;
— отношения с отдельными(большинством) педагогов носят конфликтный характер.
Основные причины отчуждённости, конфликтов…
б) в системе отношений с одноклассниками:
— пользуется авторитетом и доверием у большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним;
— общается лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко носят характер конфликта;
— одноклассники относятся пренебрежительно, авторитетом, доверием не пользуется.
Основные причины, обуславливающие неблагополучие отношений…
в семье
— ребёнок психологически защищён, любим, может рассчитывать на на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребёнка авторитетом;
— положение ребёнка в семье нельзя считать вполне благополучным. Требования к нему взрослых противоречивы, отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие. Ребёнок привязан только к кому-то одному из родителей(родных) враждебен к остальным. Внимания ребёнку уделяется недостаточно. Индивидуальные особенности и проблемы его осознаются плохо, не учитываются в общении. Чувства защищённости в семье у ребёнка нет;
— ребёнок в семье лишний. Отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас – грубое, даже жестокое. Проблемами его никто не интересуется, индивидуальные особенности ребёнка не осознаются и не учитываются. Прочных эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи.
Причины отчуждённости и конфликтов. Специфические особенности семьи, семейных отношений.
в) в системе отношений школа-семья:
— между требованиями школы и семьи нет противоречий. Взрослые члены семьи признают авторитет педагога, сотрудничают с ним, реализуют его советы в отношениях с ребёнком;
— должного согласования действий школы и семьи в воспитательной тактике пока нет. Родители плохо прислушиваются к советам педагога. Их связь со школой носит в основном формальный характер;
— семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает её и воспитательных усилий.
Другие особенности.
Уровень средовой адаптации школьника:
— достаточно высокий (благополучное);
— недостаточно высокий (не вполне благополучное);
— недостаточный ( не вполне благополучный, на уровне отдельных конфликтов);
— на грани школьной, социальной дезадаптации (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений характеризуется отчуждением, оценивается как конфликтное).
Личностные качества, которые мешают успешной адаптации школьника в микросреде:
безответственность, нечестность, эгоизм, лень, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другое(вредные привычки, дурные наклонности).
Общественная позиция школьника:
а) общественное поручение школьника в классе
отношение к его выполнению:
— ответственное и добросовестное;
— недостаточно ответственное;
— безответственное (причины).
б) круг домашних обязанностей:
— ответственное и добросовестное;
— недостаточно ответственное;
— безответственное (причины).
III. Особенности учебной деятельности
а) отношение к учебной деятельности в целом и к отдельным её видам:
— охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремится
учиться лучше;
— учение воспринимается как долг. С интересом относится лишь к отдельным предметам (каким?);
— интереса к учению пока нет, любимых предметов нет;
— учится неохотно, «из-под палки».
б) уровень развития основных характеристик учебной деятельности:
1. Познавательной активности:
— достаточно высокий на всех уроках;
— достаточно высокий на отдельных уроках;
— в основном средний;
— низкий.
2. Самостоятельности:
— учебные задания в основном выполняются самостоятельно;
— учебные задания, как правило, выполняется при оказании I вида помощи (стимулирующей);
— учебные задания выполняются при оказании II вида помощи (направляющей);
— при выполнении заданий чаще других требуется III вид помощи ( обучающий).
3. Темпа:
— темп работы, как правило, выше среднего показателя класса;
— темп деятельности близок к среднему показателю класса;
— темп деятельности ниже среднего показателя класса;
— темп деятельности заметно отстаёт от среднего показателя класса.
в) речь
г) характер трудностей ребёнка в учении:
— общих, проявляющихся по всем предметам;
— специфических, проявляющихся в обучении конкретному предмету.
д) причины трудностей.
IV. Обобщённая оценка учебных итогов года
— успевает по всем предметам хорошо и отлично;
— успевает на «4» и «5»;
— успевает на «3»(удовлетворительно);
— не успевает (по предметам конкретно).
Педагогические выводы
- Оценка динамики здоровья школьника (по сравнению с исходными показателями):
— улучшилось ( уменьшилась заболеваемость, количество дней, пропущенных по болезни; сократилось признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);
— не изменилось ( показатели практически без изменений);
— ухудшилось (состояние здоровья, возросла заболеваемость).
2. Оценка динамики средовой адаптации (по изменению):
— уровень средовой адаптации стал выше;
— уровень средовой адаптации существенно не изменился;
— уровень средовой адаптации ухудшился.
3. Оценка продвижения в формировании учебной деятельности
Уровень учебной деятельности в её характеристиках – активность, самостоятельность, темп – в
сравнении с исходным:
— стал выше;
— существенно не изменился;
— несколько снизился.
4. Оценка успеваемости учащегося в сравнении с исходным уровнем:
а) относительной
— улучшилась;
— практически без изменений;
— несколько ухудшилась.
б) абсолютной
— улучшилась;
— практически без изменений;
— несколько ухудшилась.
5. Потенциал личности школьника как опора в коррекционной работе:
а) стремления и интересы;
б) специальные способности;
в) личностные качества ( доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие и другие.
6. Источники положительных средовых влияний, которые можно использовать в коррекционной работе. Намечаемые пути коррекции:
а) воспитательных отношений ( в различных сферах);
б) учебной деятельности школьника.
Источник