Педагогическая часть карты развития ребенка 1 часть

Памятка по заполнению заключения I ПМПК, педагогической и психологической частей карты развития ребенка в процессе обследования (запись результатов психологического и педагогического обследования)

Строка протокола

Содержание изучения и последовательность записи результатов

Особенности восприятия

Восприятие пространственного расположения предметов, формы, величины, цвета. Точность и осмысленность восприятия. Выявление степени овладения зрительным синтезом: примеры складывания разрезной картинки (по образцу и без), мозаики, досок Сегена, построение орнамента и др. Сформированность наглядно-образных представлений

Особенности внимания

Объем внимания (достаточный, недостаточный); устойчивость внимания (способен к быстрому сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается), характер отвлечения: на внешние раздражители, в отсутствии внешних раздражителей; переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная); общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано)

Особенности памяти

Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго или быстро забывает; характеристика речевой, зрительной памяти; наличие/отсутствие трудностей в запоминании: новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала

Особенности мышления

Способность к сравнению, обобщению, классификации. Умение устанавливать причинно-следственные связи, в наглядной ситуации и вне ее. Понимание главного в воспринимаемом, скрытого смысла, содержания картин, текстов. Особенности протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач. Развитие наглядно-действенных форм мышления. Возможности речевого объяснения сделанного выбора. Способность к активной поисковой деятельности. Вербальные и невербальные показатели интеллектуального развития (количественные и качественные).

Особенности работоспособности

Темп деятельности: задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно; причины замедленного темпа: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности, вялость, заторможенность, инертность, отвлекаемость; переключение с одного вида деятельности на другой: быстро, с трудом; включаемость в работу: быстро, медленно; длительность сосредоточения: сосредоточен во время занятия (обследования) или часто отвлекается; целенаправленность деятельности; продуктивность деятельности: не теряет в течение всего обследования или быстро утомляется (замедление темпа, ухудшение качества или полное прекращение работы); причины утомления: жалобы на усталость, плохое самочувствие, вялость, сонливость, отвлекаемость и др.; спад работоспособности

Особенности речи

Дефекты произношения; понимание устной речи (инструкций); понимание письменной речи (текстов, задач, книг, таблиц); Запас слов (обиходный словарь, обобщения); грамматический сторй речи (согласование слов в роде, числе, падеже, использование предлогов, различных частей речи, умение строить предложение); умеет ли давать полные ответы на вопросы, пересказывать, составлять рассказ по серии сюжетных картинок; имеют ли место эхолалии, болтливость, вербализм

Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, личностно-характерологические, типологические

Преобладающее настроение ребенка (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка), резкие колебания настроения. Степень эмоциональной возбудимости, раздражительность, вялость, заторможенность, инертность. Наличие аффективных вспышек, внушаемость, негативизм, снижение критики. Способность к волевому усилию, настойчивость при встречающихся трудностях. Соблюдение правил поведения в школе, дома, на улице. Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Проявление инициативы в играх, заданиях, занятиях или следование примеру других. Интересы и склонности (в каких видах деятельности они проявляются). Отношение к критическим замечаниям, поощрению похвале. Характер эмоциональных реакций во время выполнения заданий. Стойкость и выраженность интересов.

Контактность (как вступает в контакт — легко, охотно, медленно, с трудом, контакт формальный). Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявление аутизма). Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению).

Знания и представления об окружающем мире

Знание родственных связей; адреса проживания; соответствие объема представлений возрастной норме

Ориентированность в пространстве и времени

Особенности восприятия времени: знание времен года, дней недели, для старших детей – умение ориентироваться в прошлом, настоящем, историческом времени. Особенности восприятия пространства: умение ориентироваться в пространстве – «право», «лево», перекрестная ориентировка, «верх», «низ», «далеко», «близко» и т. д.

Обучаемость

Обучаемость в пределах дефекта, восприимчивость к помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая; Особенности усвоения учебного материала; умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило; умение организовать свою деятельность; степень интереса к заданию; характеристика познавательной активности; способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению

Отношение к обучению

Мотивы учебной деятельности; сформированность предпосылок к учебной деятельности; прилежание, умение действовать по инструкции, работать по образцу, способность принимать и удерживать учебную задачу; самоконтроль

Социально-бытовая адаптация, установки

Знание и умение применять бытовые навыки; адаптированность к изменяющимся условиям; посещение дополнительных занятий, секций, кружков; участие в конкурсах, соревнованиях и др.; умение преодолевать трудности

Исследование школьных навыков по чтению

1 класс: Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое. Соблюдение интонации и ударения в словах. Понимание общего смысла, умение выделить главное, понимание причинно-следственных зависимостей. Умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Использование помощи (интонация, наглядность, повторное чтение, наводящие вопросы и др.).

2 класс: Техника чтения, интонация. Понимание смысла прочитанного. Умение ответить на вопросы по тексту, логически передать его содержание. Понимание иносказательного и скрытого смысла.

3 — 4 класс: Техника чтения: беглость, выразительность, ударение в словах. Понимание причинно-следственных зависимостей. Умение сделать вывод в простых и сложных, иносказательных текстах. Использование помощи: повторное чтение, наводящие вопросы.

Исследование школьных знаний и навыков по русскому языку

1 класс: Овладение навыками письма (техника письма, соблюдение строки, каллиграфия, темп, умение проверить написанное). Умение производить звукобуквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, соотносить количество звуков и букв, называть мягкие и твердые звуки в слове, делить слова на слоги, выделять ударный слог. Написание большой буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных. Употребление точки в конце предложения. Перенос слов по слогам. Вычленение слов из предложений. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Установление характера ошибок (недописывание букв, пропуск букв, замена, зеркальное письмо и др.).

2 класс: Знание названий и определение частей слова, частей речи, членов предложения. Умение грамотно писать под диктовку текст, содержащий изученные орфограммы. Производить фонематический разбор. Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками. Раздельное написание предлогов со словами. Составление предложений по опорным словам. Установление связи по смыслу между частями текста.

3 класс: Умение каллиграфически правильно списывать текст; писать под диктовку текст, содержащий изученные орфограммы. Производить фонематический разбор предложения. Умение подбирать однокоренные слова разных частей речи, распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании. Писать изложение по составленному плану. Составлять устный ответ-рассуждение.

4 класс: Умение находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание. Производить фонематический разбор, разбор слова по составу, разбор слова как части речи; синтаксический разбор предложения с однородными членами. Знать изученные части речи и их признаки. Определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована. Составить план текста. Распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи. Писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения. Писать сочинение повествовательного характера. Списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами и знаками препинания.

Исследование школьных навыков по математике

1 класс. Знание натурального ряда чисел (предел счета), умение читать, записывать и сравнивать эти числа. Осознанность счета в прямой и обратной последовательности, уровень овладения конкретным счетом: пересчитывает, дотрагиваясь до каждого предмета, зрительно соотносит число со следующим предметом, соотносит число, количество и цифру. Знание состава числа. Понимание смысла арифметических действий. Степень овладения арифметическими операциями сложения и вычитания (считает на пальцах, отвлеченно, трудности вычисления с переходом через разряд). Умение решать простые задачи на сложение и вычитание. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задачи. Способность переноса показанного способа действия на аналогичное задание. Понимание математической терминологии и знаковых обозначений. Умение находить значение числового выражения в 1 — 2 действия в пределах 10 (без скобок).

2 класс. Знание натурального ряда чисел (предел счета). Осознанность счета в прямой и обратной последовательности, уровень овладения конкретным счетом, знание состава числа; название компонентов и результатов сложения и вычитания; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях (со скобками и без них); название и обозначение действий умножения и деления. Умение находить сумму и разность чисел в пределах 100. Трудности вычисления с переходом через разряд. Решение задач в 1 – 2 действия. Понимание и сохранение в памяти условия задачи; логичность рассуждений при решении задачи. Умение составить план решения, вопросы к действиям и выполнить их. Сформированность навыка самоконтроля в процессе решения задачи. Умение проверить правильность решения. Усвоение понятий «на столько-то больше (меньше)» и «во столько-то больше (меньше)». Усвоение понятий «старше — моложе», «дороже — дешевле», «длиннее — короче», «уже-шире», «легче — тяжелее». Умение составить задачу по заданным компонентам и решить ее. Понимание задач с косвенным содержанием. Решение задач на нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. Определение времени по часам. Сформированность понятий «сверху — снизу», «слева — справа», «между». Умение чертить отрезок заданной длины и сравнивать отрезки путем измерения. Находить сумму длин сторон треугольника.

3 класс. Знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Степень овладения вычислительными операциями (устно в пределах 100, письменно в пределах 1000). Знание названий и последовательности чисел до 1000. название компонентов и результатов умножения и деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 – 3 действия (со скобками и без них); умение выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000. Умение проверить правильность вычислений. Сформированность навыка самоконтроля. Умение читать простейшие числовые выражения. Умение решать задачи в 2 – 3 действия на все арифметические действия. Понимание задач с пропущенными компонентами, косвенным содержанием. Логичность рассуждений при решении задач. Сохранение в памяти условия задачи. Способность понимать закономерности. Сформированность математического мышления, знание единиц измерения. Умение распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник, измерить длину сторон, вычислить периметр и площадь прямоугольника, квадрата.

4 класс. Знание названия и последовательности чисел в натуральном ряду, знание того, как образуется следующая счетная единица; уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000. представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; знать связь между компонентами и результатом каждого действия; знать таблицу сложения и умножения однозначных чисел соответствующие случаи вычитания и деления; уметь записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них); выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел, проверку вычислений; решать уравнения, задачи в 1 – 3 действия). Знать связи между величинами; цена, количество, стоимость, скорость, время, расстояние. Иметь представление о величинах: длина, площадь, масса, время, способах их измерений. Уметь находить длину отрезка. Ломаной, периметр многоугольника, узнавать время по часам. Выполнять арифметические действия с величинами. Применять к решению задач знание изученных зависимостей между величинами.

Читайте также:  Подходы к развитию психики ребенка

Источник

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

        Психолого-педагогическая карта развития ребенка является документом образовательного учреждения и предназначена для фиксации и анализа сведений, необходимых для осуществления целенаправленной и эффективной помощи ребенку в его учебной деятельности и социальной адаптации.

        Психолого-педагогическая карта включает в себя следующие разделы:

I. Общие сведения о ребенке.

II. Листок здоровья.

III. Особенности речевого развития.

IV. Индивидуально-психологические особенности личности.

V. Особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности.

VI. Мониторинг обученности.

VII. Развитие личности в процессе воспитания.

VIII. Листок личных достижений ребенка.

IX. Рекомендации специалистов, педагогов.

        Сведения о ребенке вносятся по окончании каждого учебного года на основании результатов диагностики, наблюдений за ребенком, данных медицинской карты, учебно-педагогической документации, собеседования с родителями и педагогами.

        Карта особенностей развития ребенка заполняется воспитателем, классным руководителем при взаимодействии с медицинскими работниками, психологом, логопедом, дефектологом, учителями-предметниками, руководителями образовательного учреждения.  

Психолого-педагогическая карта используется:

классным руководителем

для наблюдения за результатами обучения, создания и корректировки оптимальных условий развития личности ребенка;

учителем –предметником,  педагогом дополнительного образования

для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка;

руководителями образовательного учреждения

для проведения анализа качества образования, планирования деятельности образовательного учреждения, а также выбора оптимальных образовательных технологий, проведения педагогических советов и консилиумов;

специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и др.)

с целью получения информации о динамике развития ребенка и выработке мероприятий для коррекционной и индивидуальной работы.

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________________________________________________

(полностью)

Дата рождения__________________________________________________________________________________________

(число, месяц, год)

Домашний адрес________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________Телефон________________________

Состав семьи___________________________________________________________________________________________

(указываются все члены семьи, принимающие участие в воспитании ребенка)

Мать__________________________________________________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Дошкольное образовательное учреждение №

_______________________________ Год поступления__________________

Программа_____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________
(информация о переходе в другое ДОУ или изменение программы)

Образовательное учреждение №__________________________________________ Год поступления_________________

Уровень готовности к обучению в школе____________________________________________________________________
(высокий, низкий, средний)

Информация о переходе в другое ОУ или изменении программы обучения________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

II. Листок здоровья
(заполняется медицинским работником ДОУ,ОУ, или педагогом на основании медицинской карты)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Зрение (норма/отклонение от нормы)

Слух (норма/отклонение от нормы)

Физическая подготовка (соответствие возрасту/несоответствие возрасту)

Осанка (норма/незначительные отклонения/ значительные отклонения)

Хронические заболевания (наличие/отсутствие)

Группа здоровья (основная, I, II …)

Количество пропущенных по болезни дней за год

Читайте также:  Развитие мозга у ребенка презентация

III. Особенности речевого развития

(заполняется логопедом или воспитателем ДОУ, классным руководителем)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Особенности звукопроизношения (норма/нарушения)

Особенности развития чтения (нормы/нарушения)

Особенности развития письма (норма/нарушения)

Заикание (есть/нет)

Словарный запас (обиходный язык, расширение словарного запаса)

IV. Индивидуально-психологические особенности личности

(заполняется психологом, педагогом)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Преобладающий тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик)

Уровень средовой адаптации (высокий, недостаточно высокий, недостаточный, на грани дезадаптации)

Статус в коллективе (лидер, предпочитаемый, принятый, отверженный)

Эмоциональное состояние, преобладающее настроение ( приподнятое, активное, уравновешенное, спокойное, подавленное, тревожное, агрессивное, негативное)

Тип памяти (аудиальная, визуальная, кинетическая, кратковременная, долговременная)

Ведущая рука (левая, правая)

V. Особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности

(заполняется педагогом или специалистом)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уровень мотивации (высокий, средний, низкий), доминирующие мотивы

Познавательная активность (достаточно высокая на всех занятиях/достаточно высокая на отдельных занятиях/средняя/низкая)

Самостоятельность (в основном самостоятелен/ нужен 1 вид помощи-стимулирующий/нуждается во 2 виде помощи-направляющей/требуется 3 вид помощи-обучающий)

Темп работы на уроке (высокий, средний, низкий)

Характеристика внимания (устойчивое/неустойчивое/легко переключается/трудно переключается)

Тип мышления (наглядно-действенное/нагляднообразное/словесно-логическое/абстрактное)

Преобладающие мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, систематизация)

VI. Мониторинг обученности

(заполняется классным руководителем)

Учебные предметы

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оценки за год

VII. Развитие личности в процессе воспитания

(заполняется классным воспитателем)

Показатели

Классы ОУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Учебные интересы (предпочитаемые предметы)

Внеучебные интересы (кружки, секции, увлечения)

Профессиональная направленность (предпочитаемая профессия)

Склонность к виду профессиональной деятельности (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знание, человек-художественное образование)

Социальная активность (высокая/средняя, низкая)

Общественная активность (организаторская/активно-исполнительская/пассивно-исполнительская/принудительная/не проявляется)

Культура поведения (высокая/средняя/низкая)

Статус в коллективе (лидер/предпочитаемый/принятый/изолированный/отверженный)

Самооценка (устойчивая/неустойчивая/завышенная/заниженная/адекватная)

Личные достижения (учебные, спортивные, художественно-эстетические, общественные и др.)

VIII. Листок личных достижений ребенка

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. Рекомендации специалистов

Подготовительная группа ДОУ

1класс ОУ

2класс ОУ

3класс ОУ

4ласс ОУ

5класс ОУ

6класс ОУ

7класс ОУ

8класс ОУ

9класс ОУ

Читайте также:  Основные закономерности процесса психического развития ребенка

Методические рекомендации по использованию ППК

Раздел 1.

Заполняется при введении в ОУ психолого-педагогической карты со слов родителей  и школьника.

Раздел 2.

Заполняет педагог, руководствуясь медицинской картой (зрение, слух, осанка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья). Информация о количестве пропущенных дней по болезни берется из классного журнала. Сведения о физической подготовленность заполняются по информации преподавателя физвоспитания и на основе наблюдений педагога.

Раздел 3.

Заполняет логопед или учитель. При наличии у ребенка сложного речевого дефекта логопед проводит полную дифференциальную диагностику или учитель рекомендует родителям получить консультацию у специалистов в логопункте по месту жительства.

Раздел 4.

Заполняет классный руководитель (воспитатель в ДОУ) по результатам психологического обследования и наблюдения за ребенком (подростком). Психолог использует соответствующие методики, учитывается возраст обследуемого.

Раздел 5.

При заполнении граф воспитатель детского сада или классный руководитель школы опирается на результаты наблюдения, выводы психолога, дефектолога и педагогов, работающих с ребенком (подростком).

Раздел 6.

Заполняется классными руководителями в конце учебного года.

Раздел 7.

Заполняется с учетом возрастных особенностей ребенка, на основании анализа анкет, наблюдений, методик и социологических исследований. Желательна совместная работа педагога с психологом, социологом, родителями.

Раздел 8.

Заполняется педагогом ДОУ, классным руководителем или учителем-предметником. В листок вносятся личные достижения, значимые для ребенка (призовые места в спортивных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах; участии в трудовых делах и т.д.).

Раздел 9.

Заполняется специалистами (логопедами, психологом, дефектологом, преподавателем ЛФК). Вносятся рекомендации, данные ребенку, которые необходимо учитывать родителям и педагогам.

Источник