Педагог предложивший для развития ребенка использовать 6 даров

Многие мамы догадываются, что для полноценного развития ребенка совсем не требуется больших вложений в игрушки. Игрушек должно быть в меру, при этом они должны обладать большим развивающим потенциалом.

Именно таким является развивающий материал Фрёбеля, поэтому я предлагаю вам познакомится с ним.

Прежде чем, перейти к изучению материалов, немного узнаем об их авторе. Фридрих Фрёбель (1782 — 1852) — педагог 19 века, внесший большой вклад в развитие мировой педагогики.

Его важнейшие заслуги:

  • Общественное признание наличия индивидуальности и уникальных способностей у каждого ребенка.
  • Основание первых детских садов. Детские сады Фрёбеля были ориентированы на гармоничное развитие детей. В этих детских садах создавалась развивающая атмосфера, как сейчас в различных центрах, в которые водят детей для развития. Кадры для работы в детских садах проходили специальную подготовку. 
  • Создание системы простых и доступных материалов в качестве развивающих игр с детьми, с учетом возрастных особенностей.

Развивающий материал Фрёбеля

UPD: Ближе к трем годам к развивающим занятиям Яны я добавила игры по авторским материалам Никитина, Кюизинера и Дьенеша. При близком знакомстве оказалось, что они имеют большое сходство по функционалу с материалами Фрёбеля.

В этом году мы подключили к своему арсеналу новые развивашки, в которых я узнала аналоги

Развивающие материалы Фрёбеля получили одноименное название «дары Фрёбеля».  Дары пронумерованы по степени сложности. Всего 6 основных наборов. Первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года, последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям. Первые наборы Фрёбеля, предназначенные для самых маленьких детей, достаточно ограничены. В то время, как  материалы для средних и старших дошкольников могут быть полноценным комплектом для изучения целого ряда дисциплин (геометрия, арифметика, конструирование). Ниже я привела рекомендации по применению даров из книги Е.Н. Водовозовой:

Название набораВозраст знакомства с материалами, рекомендуемый Фридрихом Фрёбелем Возраст знакомства с материалами, рекомендуемый  Е.Н. ВодовозовойСостав
Первый дарс 2 месяцев с 2 месяцев7 цветных мячиков
Второй дар (в качестве современного аналога для изучения отлично подходят блоки Дьенеша) с 2 летс 3-4 летНабор деревянных геометрических тел — шар, куб, цилиндр
Третий дар (современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина)с 3 летс 4-4,5 лет8 деревянных кубиков
Четвертый дарс 4 летс 4,5-5 лет8 деревянных плашек
Пятый дарс 5 летс 5 лет27 деревянных маленьких кубиков, 9 из которых разделены на более мелкие, в итоге 39 геометрических тел
Шестой дарс 6 летс 5,5-6 лет27 деревянных маленьких кубиков, 6 из них разделены на более мелкие детали, в итоге 33 геометрических тела
Материалы для знакомства с плоскими фигурами (современный аналог лучинок для выкладывания рисунков и обучения счету — палочки Кюизинера)с 5-6 летне ранее 5 летПлоские геометрические фигуры, мозайка и др.

Первый дар Фребеля

Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета. 

Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. Для знакомства с первым мячиком рекомендуется выбрать голубой, так как он меньше всего напрягает зрение. Мячик вешается у колыбели двухмесячного малыша. В качестве мячика можно использовать легкий клубок ниток или тряпичных лоскутков, закрепленный от раскатывания. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы.

В 2-3 месяца ребенок учится хватать, толкать и раскачивать мячик. Когда ребенок научится хватать один мячик, необходимо добавить еще 1-2 мячика других цветов. С красным мячиком Фрёбель рекомендует знакомить в последнюю очередь, так как этот цвет чересчур яркий.

В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.

Второй дар Фребеля

Со вторым даром Е.Н.Водовозова рекомендует знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. В качестве современного аналога для изучения отлично подходят блоки Дьенеша

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

  1. Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
  2. Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов:  1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Краткое описание занятий по второму дару от Е.Н.Водовозовой (материал для нескольких занятий 3-4-летних детей, одно занятие должно длиться не более 10 минут)

Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.

Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:

  • Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно.
  • Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если такой шар упадет много раз, он может даже расколоться.

Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый. Предварительно на прогулке необходимо обратить внимание на то, что стволы деревьев твердые — постучать по ним.

После такой беседы предлагаем ребенку найти шарообразные предметы в интерьере. Тут обращаем внимание на шарообразные лампочки, фрукты, части тела и др.

Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.

Знакомство с цилиндром. Просим покатать фигуры из второго набора. Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т.п.). Сворачиваем цилиндр из листа бумаги.

Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский. Вместе с ребенком конструируем куб из листов бумаги. При этом обращаем внимание на количество сторон и то, что все стороны одинаковой длины. Сравниваем разницу сторон предметов интерьера, имеющих форму параллелепипеда (шкафы, коробки и т.п.).

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка это развитие

Третий дар Фрёбеля

Третьим даром Фрёбеля являются 8 простых деревянных кубиков. Е.Н. Водовозова рекомендует занятия с кубиками по Фрёбелю практиковать с 4-4,5 лет. Современный аналог для выкладывания рисунков и симметричных узоров — кубики Никитина

Фрёбель предлагает три основных типа занятий:

  1. Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни.
  2. Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.
  3. Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила:

  • Готовые фигуры не разрушаются.
  • Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость.

Примеры конструкций в рамках занятий по жизненным формам:

Большинство конструкций, приведенных на рисунках, получены путем доработки предыдущей формы. Например, чтобы получить высокие ворота из двойных ворот, как на рисунке ниже, надо: 

  1. Снять у двойных ворот верхние кубики.
  2. Затем один из них положить на правый столбик, другой — на левый.
  3. Завершающим действием будет перекладывание кубиков из среднего столбика наверх конструкции.

Приучайте с детства ребенка строить не разрушая.

Четвертый дар Фрёбеля

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила. 

Пятый и шестой дар Фрёбеля

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части.  В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-4: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух. В книге Е.Н. Водовозовой приведено множество примеров бесед. При регулярных занятиях конструированием ребенок к 6-ти годам может из кубиков построить практически любые объекты, которые знает, как выглядят.

Конструкции из шестого дара Фрёбеля

Дополнительные материалы Фрёбеля. Знакомство с плоскостями (не ранее 5 лет)

Квадратики и треугольники

Для изучения плоских фигур Вам понадобятся квадратики и треугольники. Они могут быть из дерева или картона. Лучше если они будут окрашены в основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Также хорошо если стороны квадратиков равны сторонам куба из второго дара.

  • В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба.
  • Обводим квадратики разной величины карандашом.
  • Считаем стороны углы и стороны.
  • Рассказываем ребенку про параллельные стороны.
  • Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Цветная мозайка

Следующим занятие с плоскими формами является выкладывание узоров из цветной мозайки, состоящей из геометрических фигур. Сейчас таких можно встретить множество, в том числе в комплекте с готовыми схемами и деталями на магнитах. Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетаемости цветов и составление цветных узоров.

Другие занятия по методике Фребеля:

  • Выкладывание рисунков из лучинок. Рекомендуется с 4 лет. Лучины представляют собой деревянные гладкие палочки длиной 35 см. Первые занятия с лучинами должны быть полностью творческими — ребенок должен из них выкладывать рисунки знакомых предметов. Только когда ребенок научится самостоятельно создавать простейшие рисунки, можно предложить различные схемы для выкладывания сложных рисунков и узоров. Следующий уровень сложности — это переход от лучинок к спичкам. Гораздо сложней выкладывать рисунки из спичек. Одно занятие в среднем должно занимать 20-25 минут самостоятельно работы. Современный аналог лучинок для выкладывания рисунков и обучения счету — палочки Кюизинера.
  • Выкладывание узоров и рисунков из колец, полуколец и четвертинок. 

Китайская головоломка

Хотя автором китайской головоломки Фрёбель не является, она рекомендуется для старших дошкольников наряду с его материалами. Именно по этой причине я привела здесь её описание.

Лучшее время знакомства с головоломкой — после детального изучения плоских фигур, в том числе прямых, равнобедренных треугольников  (с 5 лет).

В описании Е.Н.Водовозовой, такая головоломка должна состоять из двух больших и трех маленьких прямоугольных треугольников, одного равнобедренного треугольника и одного параллелограмма.  В её поисках, я обратила свое внимание на танграмы, с которыми многие занимаются по методике Шичиды, начиная уже с 1-2 лет.   Но состав танграма не полностью соответствую описанию. Классический танграм содержит 5 прямоугольных треугольников, квадрат и параллелограмм. Ошиблась ли Водовозова или за последние 150 лет танграмы претерпели изменения я затрудняюсь ответить. Но предлагаю взять их на заметку, тем более, что в интернете есть множество схем. Не забываем, что продвинутая игра с танграмом, к которой надо стремится, требует, не схемы, а творчества и умения конструировать из всего предложенного набора деталей. У меня на примете был вариант магнитного танграма, но теперь думаю отложить его покупку еще как минимум на 1-2 года.

Повторюсь, специалисты считают преждевременными занятия с геометрическими головоломками ранее 5 лет. Но не стоит кидаться из крайности в крайность и подходить к этим ограничения буквально. В настоящее время для самых маленьких в продаже можно встретить облегченные пособия для первого знакомства с конструированием из геометрических фигур. При занятиях с головоломкой младше рекомендуемого возраста необходимо упрощать правила. Например, при выкладывании рисунков можно использовать произвольное количество деталей. Думаю, если бы Водовозова увидела современные развивающие книги, от многих она была бы в восторге. На тему конструирования из геометрических фигур у меня в корзине Лабиринта лежат тетради Елены Янушко «Геометрический зоопарк» и «Конструируем с малышом.Палочки и фигурки«.

В завершении

Во времена, когда Фрёбель разрабатывал свою систему материалов навыком деревообработки обладал каждый мальчишка, поэтому они были доступны всем. В современном мире обстоятельства изменились. Умением вязать или шить обладают многие современные мамы, что позволяет им сделать своими руками набор мячиков первого дара. Фигуры второго дара можно найти в магазине игрушек.  В качестве третьего дара можно использовать любые однотонные кубики. Но начиная с четвертого дара все последующие наборы придется покупать. Сейчас их стоимость не так уж и доступна.

Читайте также:  Особенности развития познавательных процессов ребенка раннего возраста

Я считаю очень важными занятия по конструированию, так как они развивают творческое и пространственное мышление. Несмотря на то, что я не планирую в обязательном порядке приобретать дары Фрёбеля, я взяла себе на заметку типы занятий и правила конструирования Фрёбеля. Напомню их еще раз:

  • Жизненные формы — конструирование предметов из окружающей жизни;
  • Изящные формы — выкладывание симметричных абстрактных узоров;
  • При конструировании новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Также хочу обратить внимание на плавность усложнения материалов для конструирования. Первый набор для конструирования имеет всего 8 деталей и только через полгода регулярных занятий рекомендуется переходить к следующему набору — снова из 8-ми деталей, но другой формы. Причем, в момент перехода к следующему набору ребенок должен освоить самостоятельное конструирование множества простейших предметов. Для меня этот момент стал еще одним поводом для размышлений. В обществе существует стереотип — хорошая игрушка должна состоять из множества деталей, чтобы на более длительное время отвлекать ребенка. Как правило, если малышу вручить такую игрушку, он будет занят, а мама рада. В большинстве случаев, оказывается, что малыш хаотично перебирает кучу деталей, безуспешно пытаясь понять, что с ними делать. Поэтому не стОит предлагать при знакомстве с конструированием наборы из большого количества деталей.

Все эти простые правила можно применять при игре с большинством современных конструкторов и строительных наборов. Они значительно повысят эффективность игры и увеличат её развивающие способности.

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте ???? .

Полезные ссылки:

  • Обзор книги Водовозовой Е.Н. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста» (книга во воспитанию и развитию детей, которую рекомендует глава Института возрастной физиологии Российской Академии Образования);
  • О методике раннего развития М.Шичиды;
  • О методике раннего развития Марии Монтессори в домашних условиях;
  • Лабиринты для малышей (материалы для печати);
  • Мелкая моторика — наполнители, игры, советы;
  • Полный каталог моих статей.

Источник

МДОУ «Старошайговский детский сад№2 комбинированного вида» Старошайговского муниципального района РМ

 «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

                                                                                     Воспитатель: Дудина Е.Н.                                                                                                

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности – через игру, и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

ФГОС ДО определяет развивающую предметно – пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Наше дошкольное учреждение оборудована разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля».

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта — дерево, что безопасен для реализации и применении ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. В нашем детском саду набор «Дары Фрёбеля» применяется на групповых занятиях, индивидуальных занятиях с логопедом, психологом, а так же на режимные моменты.

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля.

Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Основные характеристики игрового набора

«Дары Фребеля»

Фридрих Фребель создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами».

Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательныематериалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля:

1 комплект: Мячики разного цвета.

2 комплект: Трехмерные фигуры.

3 – 6 комплект: Куб.

7 комплект: Плоскостные фигуры.

8 комплект: Палочки.

9 комплект: Дуги.

10 комплект: Точки.

11 комплект: Кубы и цилиндры.

12 комплект: Числа и дуги.

13 комплект: Сфера, цилиндр, призма.

14 комплект: Доска.

Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:

Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их)

Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)

Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)

Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)

Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)

Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)

Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).

Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Работая с материалами Фребеля педагог не является собственно источником информации, а направляет и облегчает процесс познания, стимулирует познание, планирует и создает безопасную обстановку в группе.

Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Использованиеэтих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

СЕНСОРНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»

Период раннего детства – самый счастливый в жизни ребнка. Это время ребенок «проживает» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанного. Основной формой организации деятельности с детьми дошкольного возраста является игра. Главная задача взрослого – дать правильное направление игре и,используя возможности игры, создать оптимальные условия для развития ребенка. Игра, как самая адекватная для ребнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа. Что необходимо познать ребнку раннего возраста? Необходимо понять, что вокруг него есть мир – живой и неживой, разнообразный, разноцветный, с разными по размеру, цвету, форме, запаху, вкусу, уровню громкости предметами и живыми объектами. Иными словами ребнку раннего возраста нужно разобраться в сенсорных эталонах и сформировать умение пользоваться предметами, окружающими малыша. И здесь игра придт на помощь, игра с методическим комплексом «Дары Фребеля».

Читайте также:  Задержка психоречевого развития ребенка 2 лет

Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров». Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка. Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Третий дар- куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций. Четвертый дар- кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются. Пятый дар-кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар- кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д.

Использование фребелевского пособия способствует развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме приведенных шести даров Фребель предлагал впоследствии давать детям дополнительный строительный материал (арки и т. д., а также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр. Еще одна ценная черта «даров» — последовательность ознакомления ребенка простейшими геометрическими формами. Замечательна и сама мысль о строительном материале для игр-занятий. Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. И ещ немаловажный факт – система работы по Фребелю отвечает основным принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В основе системы лежит игра как основа деятельности ребенка, стихия, в которой он живет. В свое время был одним из первых, кто понял, что во время игры ребенок наиболее полно реализуется и развивается. Он разработал целый ряд игр и игрушек, которые использовались в его детском саду и давались малышам в подарок. Воспитание ребенка по своей системе Ф. Фрёбель рекомендует начинать со второго периода детства, то есть после года, когда уже можно знакомить ребенка с понятиями количества и разнообразием вещей, а так же руководить проявлениями его воли. Сенсорное воспитание, которое лежит в основе системы, служит основой познания мира, первой ступенью, которая предполагаетразвитие всех видов восприятия ребенка (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, и т. д.) на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, развитие функций речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка.

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми раннего возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребнка. Не зря говорят, вс новое – хорошо забытое старое! И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей.

СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФГОС И ПЕДАГОГИКИ ФРЕБЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ ДО

Принципы ДО в соответствии с ФГОС ДО Принципы педагогики Фрёбеля Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития. 1. Признание уникальности каждого ребенка;

— признание целостности детства в его проявлениях.

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия;

— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования)

2. Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);

— создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка 2. Обеспечение полноценного развития каждого ребенка;

— Создание благоприятных условий в развитии детей с учетом возрастных индивидуальных особенностей и склонностей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

-Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО;

3.- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

— сотрудничество организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

3. Признание ребенка как части семьи и общества.

3. – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4.-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-формирование познавательных интересов и действия ребенка в различных видах деятельности.

4. – целостный взгляд на развитие каждого ребенка. 4.-формирование общей культуры личности детей.

5. Возрастная адекватность ДО; учет этнокультурной ситуации развития детей.

5. Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребенка, его внутренним законам.

5. – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ:

Это составная часть развивающей предметно – пространственной образовательной среды;

Способствует развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

Создает условия для организации совместной деятельности взрослого и детей, для самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (СОГЛАСНО ФГОС ДО) С КОМПЛЕКТАМИ КАРТОЧЕК – ИГР

1. Социально- коммуникативное развитие;

2. Познавательное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Физическое развитие;

5. Художественно-эстетическое развитие.

Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:

— формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;

— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

— формирования предпосылок учебной деятельности;

— обеспечения возможности достижения социальной успешности;

— сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;

— коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Заключение

Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста в совместной деятельности в условиях.

Источник