Патологии развития ребенка до года

Неврологические симптомы у детей имеют различный характер. В каждом возрастном периоде они могут отличаться, но всегда свидетельствуют о нарушениях в работе нервной системы.
В этой статье рассмотрим симптомы неврологических заболеваний и признаки нарушений в области неврологии у новорожденных и детей постарше.
Почему важно вовремя заметить признаки заболеваний у ребенка?
Неврологические заболевания не всегда проявляются яркой симптоматической картиной. Нередко заметить отклонение способен только врач.
Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Если этого не происходит, появляются маркирующие признаки, по которым невролог может предположить наличие патологии.
Игнорирование неврологических симптомов у детей приводит к неутешительным последствиям. Как правило, заболевание прогрессирует и вызывает еще более серьезные патологии. Это чревато нарушением в работе психомоторного аппарата.
Ряд проявлений неврологической патологии требует немедленного вмешательства, так как несет угрозу для жизни.
Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Ее становление продолжается вплоть до подросткового периода. Однако наиболее активные процессы происходят в первый год жизни.
Особенно важно не пропустить признаки патологии сразу после рождения и до годовалого возраста, так как в это время нервная система ребенка имеет большие компенсаторные способности.
Среди неврологических заболеваний, которые можно диагностировать по симптоматике, отмечают такие:
- энцефалопатия;
- эпилепсия;
- невралгия;
- расстройства вегетативной нервной системы;
- гидроцефалия;
- нарушения психического и речевого развития;
- энурез;
- патологии зрения и слуха;
- аутизм.
На какие проявления неврологических нарушений необходимо обращать внимание?
У грудных детишек до 28 дней жизни?
Часть симптомов в первое время после рождения может быть вариантом нормы. Например, гипертонус мышечной ткани проявляется должен насторожить родителей, если он не ослабевает спустя неделю после появления крохи на свет.
Большое значение при осмотре новорожденных уделяется оценке рефлексов. Их отсутствие или ослабление свидетельствует о неврологической патологии:
- Отсутствие сосательного рефлекса. Умение совершать сосательные движения является жизненно необходимым навыком младенца. Без этого рефлекса ребенок не сможет питаться или будет получать пищу в недостаточном количестве.
Редукция сосательного рефлекса свидетельствует о патологии, локализованной в продолговатом мозге. Именно этот отдел отвечает за данный рефлекс. Также в этом центре находятся рецепторы языкоглоточного и подъязычного нервов, обеспечивающих сосательные движения.
- Защитная реакция. Если в положении лежа на животе малыш не поворачивает голову набок, это является сигналом нарушения в работе нервной системы. Характер движения головы также может внести ясность в картину неврологического статуса ребенка. Если малыш первого месяца жизни на долгое время поднимает голову и откидывает ее назад в положении на животе, это говорит о повышенном тонусе разгибательных мышц шейной зоны. Такое встречается при ДЦП.
- Угнетение рефлекса автоматической ходьбы и опоры или его полное отсутствие наблюдается при наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы, а также у детей, перенесших родовую травму. Она обычно встречается у малышей, рожденных в глубокой недоношенности или слишком крупных.
- Верхний хватательный рефлекс. Не фиксируется у новорожденных с органическим поражением центральной нервной системы. Если ребенок уже с первых дней жизни не зажимает предмет или палец, вложенный ему в ладонь, то с большой вероятностью можно говорить о церебральных повреждениях, поражении периферических нервов или шейного отдела спинного мозга.
- Сгибательный рефлекс нижних конечностей. Здесь обращается внимание не только на наличие ответной реакции на раздражитель, но и на симметричность проявления рефлекторного ответа в обеих ногах. Если одна из конечностей реагирует слабее, это может свидетельствовать о ее паретичности.
- Отсутствие рефлекса Бауэра (рефлекс ползания). Данный неврологический симптом встречается у малышей, перенесших мозговое кровоизлияние, асфиксию, повреждение отделов позвоночника во время рождения.
- Рефлекс Моро проверяется сразу после рождения младенца. Асимметричное раскидывание рук может происходить по разным причинам: перелом ключицы с одной стороны или паралич конечности.
- Отсутствие хоботкового рефлекса говорит о поражении ствола головного мозга.
- «Комплекс оживления» оценивается с третьей недели жизни новорожденного.
- Оценивается состояние родничка. Его выпирание свидетельствует о внутричерепном давлении. Еще одним симптомом такой патологии является запрокидывание головы назад.

У грудничка до года
У грудничка до года рефлексы также проверяются во время осмотров. Но с течением времени обращают внимание уже на их затухание. Многие рефлекторные движения, по норме, не остаются с человеком на всю жизнь. Они нужны только в первые месяцы после рождения:
- Яркое проявление хватательного рефлекса после полугода обычно сочетается с гипертонусом мышц и позволяет диагностировать патологию центральной нервной системы.
- Рефлекс ползания Бауэра. Время угасания – 4-5 месяцев. Сохранение до полугода и даже до года говорит о поражении полушарий головного мозга.
- Рефлекс Моро долго не редуцирует при церебральной патологии и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев. Часто возникает внезапно при волнении.
- Перекрещивание ног при проверке рефлекса опоры и автоматической ходьбы у грудничка в 4-6 месяцев может свидетельствовать о наличии спастической диплегии.

Кроме рефлекторных движений, у грудничка до года должна насторожить следующая симптоматика:
- Тремор подбородка и конечностей, мраморность кожи. В первый месяц жизни такие симптомы могут быть физиологичными. Сохранение их более длительное время свидетельствует о наличии неврологических нарушений вследствие перенесенной травмы или в родовом периоде или уже после рождения.
- Слишком быстрый рост головы. Он может происходить из-за увеличения цереброспинальной жидкости в ликворных пространствах. Подтвердить это можно при помощи нейросонографии. В особо тяжелых случаях чрезмерное количество ликвора свидетельствует об отмирании клеток головного мозга. Спасти ребенка может только операция по шунтированию.
- Косоглазие. Эта проблема носит не только офтальмологический, но и неврологический характер. Причиной косоглазия бывает недостаточность функционирования III, IV, VI черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. Итогом нарушения становится паралич глазного яблока.
- Отставание в моторном, психическом и речевом развитии. Существуют определенные сроки, в которые у ребенка появляются новые навыки (умение держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, проявлять соответствующую возрасту речевую активность). Отсутствие прогресса по одному или нескольким направлениям может быть следствием поражения ЦНС.
- При опоре на стопу сильно поджимаются пальцы. Этот признак является индикатором повышенного мышечного тонуса, причиной которого является патология в работе нервной системы.
10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного, которые Вы можете определить самостоятельно:
У дошкольника
- Аффективно-респираторные приступы. Закатывания во время плача происходят, когда у ребенка перехватывает дыхание, и он не может совершить ни выдох, ни новый вдох. Они свидетельствуют о несогласованности реакций возбуждения и торможения в нервной системе. Обычно наблюдаются у детей до 2 лет. Наличие приступов после этого возраста указывает на отставание в развитии нервной системы.
- Задержка речи ставится ребенку до 3 лет. После трехлетнего возраста диагностируется общее недоразвитие речи. Речевая функция напрямую связана с работой нервной системы. Даже при минимальном органическом поражении головного мозга и замедленном нервно-психическом развитии страдает речь. Это проявляется как на уровне понимания речи, так и на уровне речепроизводства. Проблемы с речевой деятельностью могут проявляться у дошкольников в виде логоневроза (заикания).
- Энурез. Все физиологические процессы, в том числе и мочеиспускание, контролируются головным мозгом. Если нарушается поступление сигнала от органов мочевыделения к мозгу и обратно, это приводит к недержанию.
- Нарушения сна. Если ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается среди ночи, это также учитывается как неврологический симптом.
- Тики. Повторяющиеся движения могут быть как произвольного, так и непроизвольного характера. Выражаются не только подергиванием мускулатуры, но и в виде повторения слов и фраз. Могут быть причиной как нервных перегрузок, так и заболеваний головного мозга. К последним относятся инфекционные и опухолевые поражения, болезни сосудов головного мозга, отклонения в развитии психики (ранний детский аутизм), вегето-сосудистая дистония.
- Ребенок жалуется на головные боли. Если жалобы не сопровождаются повышением температуры и другими острыми симптомами, то такой признак может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления.
У школьника
Описание неврологического статуса ребенка школьного возраста во многом опирается на те же симптомы, что и у дошкольника. Обращают на себя внимание:
- Головные боли и головокружения, носовые кровотечения, обмороки, слабость. Если эти симптомы или некоторые из них не проходят в течение суток, либо повторяются часто, родителям необходимо показать ребенка неврологу. Такие признаки могут быть проявлением внутричерепного давления или даже предвестниками инсульта, который в последнее время все чаще встречается и у молодых людей.
Особенное внимание нужно уделить тем детям, в анамнезе которых уже был диагноз ВЧД в раннем детстве. Кроме того, подобные симптомы могут быть индикаторами других заболеваний нервной системы. Например, вегето-сосудистой дистонии. Она также проявляется внезапными скачками температуры или длительным субфебрилитетом, повышенной потливостью без видимых причин.
- Чрезмерная активность, повышенная возбудимость. Часто у детей с этими признаками в медицинской карте стоит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особенности патологического состояния мешают школьнику учиться.
Ему тяжело концентрировать внимание, заучивать информацию. За обычной неусидчивостью может стоять серьезное нарушение в работе нервной системы, связанное с функционированием коркового слоя лобной доли головного мозга. В крайней степени проявления патология характеризуется агрессивным поведением.
- Эпилептические приступы. Он может проявиться не только в раннем детстве, но и в школьном возрасте. Бывает связан с гормональной перестройкой организма в пубертатном периоде, резкими скачками физического развития. Кроме того, что судороги создают неблагоприятный психологический фон для ребенка, они оказывают губительное действие на клетки головного мозга.
С каждым приступом часть клеток отмирает. Самой подверженной эпилепсии структурой мозга является гиппокамп, отвечающий за память и обучение. Поэтому школьники, страдающие недугом, испытывают трудности в школе. Причиной появления судорог становится нарушенный баланс между реакциями возбуждения и торможения в определенном участке мозга. Судороги будут иметь различный характер в зависимости от места локализации сбоя.
- Тики. Избыточные движения появляются у школьников как симптом детского невроза. Чаще всего это связано с повышенными нагрузками психологического, умственного и физического характера. Ситуацию также усугубляют взаимоотношения между членами семьи.
Методы лечения
Только родившихся малышей
В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.
Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.
Оно включает:
- диуретики, уменьшающие объем циркулируемой ликворной жидкости;
- препараты, улучшающие передачу нервных импульсов к мышцам (при мышечной патологии и парезах);
- противосудорожные антиконвульсанты;
- препараты, увеличивающие активность умственной деятельности, нормализующие мозговой кровоток, имеющие способность к образованию новых межклеточных связей (При психомоторном отставании).

Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.
Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.
В возрасте от 1 до 12 месяцев
После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.
При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.
Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика. Она необходима для укрепления мышечного корсета. Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника.
Дошкольников и школьников
В дошкольном и школьном возрасте при устранении неврологической симптоматики также применяется медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и водные процедуры.
Также важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, который часто нарушается после выпуска из детского сада. Одним из способов профилактики невроза у дошкольников и школьников является смена видов деятельности.
Важное значение имеет ограничение пребывания перед компьютером и телевизором.
В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями.
Неврологические отклонения имеют разный характер и причину появления. Часть из них поддается лечению и проходит совсем, другие можно скомпенсировать при своевременно начатом лечении.
Источник
Развитие малыша до года является важнейшим этапом в его жизни. В это время и мама, и все близкие должны обязательно быть максимально внимательны к ребенку. Ведь в этот период важно уследить не только за тем, чтобы не пропустить отклонений в его здоровье, но и создать все условия для правильного развитии психики малыша.
Что нужно знать маме?
Очень важным моментом является проведение тщательного обследования ребенка всеми специалистами, о которых маме расскажет участковый педиатр. В таком обследовании должны быть заинтересованы, прежде всего, родители. Ведь не всегда удается определить наличие ряда нарушений в функционировании нервной системы ребенка сразу после его рождения ввиду наличия процессов торможения в неонатальном периоде. Только определяя дальнейшее физическое развитие ребенка до года, можно определить наличие таких нарушений. Если определить патологии сразу, их можно вылечить в раннем возрасте, и в дальнейшем развитие ребенка, 1 год которому исполнится совсем скоро, будет протекать без нарушений. В то же время игнорирование таких проблем может привести к тому, что в процессе взросления состояние малыша может серьезно усугубиться. Поэтому на физическое развитие детей до года необходимо обращать пристальное внимание.
В идеале ребенку до года профилактические осмотры необходимы каждый месяц. Но даже в том случае, если мама редко показывает ребенка врачам, ей нужно следить за его здоровьем и четко отмечать любые нарушения.
Развитие ребенка по месяцам
Чтобы определить, нет ли отклонений от нормы, важно четко знать, как происходит развитие ребенка до года по месяцам. Итак, в конце первого месяца жизни младенец может поворачивать головку на звук, оглядываться, постепенно он начинает улыбаться.
Второй месяц жизни — время, когда ребенок начинает активно двигаться: он сосет кулак, учится держать игрушку в руке, поднимет и опускает руки. К тому же он постепенно начинает учиться держать головку и более активно улыбается.
Физиологическое развитие ребенка на третьем месяце происходит интенсивно. Ребенок в этом возрасте уже учиться переворачиваться на бок со спины, а также обратно. Лежа на животе, малыш поднимает голову. Также он хорошо удерживает игрушку в руке.
Психомоторное развитие ребенка до года активно продолжается и на четвертом месяце жизни. Сейчас он уже более свободно переворачивается, хватает в руки все, что ему попадается. Именно в этот период ребенок постепенно учится отличать близких ему людей от чужих. На пятом месяце малыш становится еще подвижнее и постоянно тянет в рот все игрушки. Помесячное развитие активизируется на шестом месяце, когда многие дети уже пытаются сесть или постепенно начинают ползать. Именно сейчас ребенок становится более «разговорчивым» — он уже издает боле четкие звуки и выговаривает отдельные слоги.
В семь месяцев малыш постепенно начинает учиться садиться из лежачего положения, а иногда пытается встать, придерживаясь за бортики кроватки. А вот попытки ходить учащаются ближе к тому времени, когда малышу исполнится 1 год. Игрушки в этом возрасте детки уже внимательно рассматривают, подолгу держат в руках. В этом возрасте малыш активно реагирует на близких людей. На восьмом месяце ребенок активно жестикулирует: он может хлопать в ладошки, махать ручкой.
9 месяцев — период, когда малыш может начинать пробовать ходить, так как ползает он уже очень активно и бойко. В его «языке» появляются интонации, похожие на те, которые он слышит от взрослых. Три последних месяца первого года жизни — период, когда малыш с большой охотой исследует мир, который его окружает. Именно сейчас малыш делает самые первые неуверенные шаги, выдает новые звуки.
Умственное развитие ребенка
Несмотря на то, что календарь развития ребенка до года подробно описывает то, что должен уметь малыш на определенном месяце жизни, родители должны понимать, что определенные отклонения от такого «графика» вполне допускаются. К примеру, многие детки начинают пробовать ходить уже после того, как им исполняется 1 год. Ну а услышать первые слова и фразы ребенка родители могут даже не после года, а ближе к двум годам. Но при этом важно понимать, что определенных результатов в развитии ребенка можно достичь с помощью массажа, зарядки, простых, но очень важных для малыша развивающих игр.
Если мама и папа замечают, что годовалый ребенок развивается с сильным запозданием, и присутствуют некоторые отклонения от нормы, то воспитание ребенка до года должно быть направлено на активное развитие.
На первом году жизни умственное развитие ребенка определяется несколькими сферами. Это развитие его восприятия, моторики, речи, эмоций и тонких движений руками. Очень важным моментом является также физическое развитие, так как любые отклонения от нормы могут серьезно отразиться на общем состоянии ребенка.
На протяжении первых двенадцати месяцев жизни ребенок вырастает примерно в полтора раза, а по весу он увеличивается в два раза. Чтобы обеспечить свободные движения, месячного ребенка не стоит пеленать, так как тугое пеленание может замедлить как двигательное, так и психическое развитие. Рукава в распашонках зашивать также не стоит, так как малыш должен активно шевелить пальчиками и брать в руки игрушки.
Определить, что восприятие малыша развивается нормально, можно по тому, что он научился фиксировать свой взгляд на определенном предмете, поворачивать голову туда, откуда доносятся звуки. На третьем месяце малыш должен уметь следить за предметом, который движется. После четвертого месяца ребенку требуются новые впечатления, так как большинство медиков склоняются к тому, что в однообразной среде малыш развивается более медленно. Стоит ежедневно ходить на продолжительные прогулки, показывать ребенку новые предметы.
Эмоциональное развитие малыша первого года жизни также происходит в быстром темпе. Если первой его эмоцией был только крик, движения без координации и покраснение, то после первого месяца жизни младенец учится улыбаться, а также реагировать на маму и других близких. Если наклониться над ребенком, он проявляет так называемый «комплекс оживления» — сосредоточение на лице, движения руками и ногами, звуки. После шести месяцев малыш более активно интересуется всем, что его окружает, и ярко реагирует на происходящее вокруг него.
Постепенно малыш начинает понимать те слова, которые говорят ему взрослые. Но изначально он различает те голоса, которые ему знакомы, учится понимать эмоциональное насыщение обращенной к нему речи. Изначально малыш двигает ртом, гулит, имитирует звуки, вокализирует. Если следить за речевым развитием малыша и помогать ему, то очень скоро произносимые звуки станут более разнообразными. Ближе к годовалому возрасту ребенка некоторые мамы начинают беспокоиться, что развитие речи малыша отстает от нормы. Педиатры советуют как можно больше общаться с малышом, рассказывая ему, что вы делаете, что происходит вокруг него. Такое общение помогает ребенку запомнить слова и быстрее научиться их произносить. К году малыш должен узнавать некоторые простые слова и выполнять те простенькие просьбы, которые взрослый подкрепляет еще и «говорящим» жестом.
Детские психологи советуют начинать говорить с ребенком еще тогда, когда он находится в утробе. С новорожденным говорить нужно практически постоянно, но при этом важно делать это правильно, произнося слова четко. С самыми маленькими нужно разговаривать с ярко выраженными эмоциями. А, разговаривая с детьми, которым уже исполнилось шесть месяцев, желательно использовать полные простые предложения и четко артикулировать, глядя прямо на малыша. Пока ребенок не ассоциирует себя с понятием «я» стоит называть его в третьем лице, используя имя. Мама должна постоянно обращать внимания малыша на то, что он видит вокруг. Особенно важно делать это во время прогулки, когда у ребенка появляются новые впечатления. Стоит рассказывать ему о том, что происходит вокруг, описывать то, что он видит.
Также полезно для речевого развития рассказывать или читать ребенку стихи, прибаутки. А ближе к году малыш может познакомиться и со своими первыми книжками, в которых будут яркие и большие иллюстрации. Правда, нужно будет следить за тем, чтобы книжка не оказалась через некоторое время порванной. Специалисты советуют давать малышу старые журналы, чтобы он мог выразить свое желание разорвать бумагу. Тогда книжки останутся целыми.
Психологи настоятельно рекомендуют мамам и папам целовать, обнимать малыша, улыбаться ему и не бояться того, что такой ласки может быть слишком много. Ведь раннее развитие детей, окруженных любовью и вниманием с первого дня, происходит намного интенсивнее.
Впрочем, раннее развитие детей до года предусматривает и приучение ребенка к дисциплине. В этот период непослушного или плачущего малыша нужно переключать, отвлекая от происходящего на иное занятие. Постепенно детей раннего возраста следует приучать и к значению слова «нельзя». Мама должна действовать последовательно и при этом быть твердой. Однако не нужно стараться запрещать малышу слишком много вещей, стоит определить для себя несколько главных моментов и постараться донести их ребенку. Но при этом следует учесть, что особенности развития малыша первого года таковы, что наказывать его совершенно бессмысленно.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие — еще один важный момент в познавательном развитии ребенка. Тонкая моторика рук определяется умением малыша хватать предметы и держать их в руках. Хватание является самым первым целенаправленным действием, определяющим его предметное мышление. Ближе к годовалому возрасту ребенок уже умеет подражать взрослому, играя предметами. Его движения более осознаны, и это свидетельствует о проявлениях практического мышления. Раннее развитие до года может включать массаж пальцев и кистей рук, который советуют практиковать примерно с трехмесячного возраста. Массаж ладошек и стоп мама может проводить самостоятельно. Сначала нужно легонько их погладить, потом поочередно загибать пальчики на руках, сжимать их в кулачок и разжимать. Всем известная игра в «сороку-ворону» — прекрасное упражнение для развития мелкой моторики. Чуть позже, по мере роста, ребенок и сам будет с удовольствием рассказывать прибаутку о сороке-вороне, делая самостоятельно упражнения для пальчиков. Существует много стишков, под которые нужно демонстрировать действия, которые являются отличной гимнастикой для пальчиков, рук, ног. Необходимо подобрать несколько таких стихов и регулярно читать их малышу, показывая, что нужно делать. Кроме того, с малышом можно вместе сочинять сказки о пальчиках и устраивать целый мини-театр. Большинство детей просто в восторге от подобных игр.
Методики развития моторики малыша 11-12 месяцев предусматривают игры с пирамидками, вкладышами, забавы, в которых участвуют пальчики ребенка, и др. С помощью таких упражнений можно проводить эффективные тренировки тонких движений пальцев. Кстати, именно с мелкой моторикой рук связано развитие речи ребенка.
Определить, насколько своевременно развивается ребенок, можно с помощью тестов, для проведения которых мама с малышом по желанию могут посетить любой центр раннего развития. Но все же в большинстве случаев оценить речевое развитие и другие параметры раннего развития малыша мама может, просто наблюдая за ребенком.
Очень важно осознавать, что все рекомендации по раннему развитию ребенка на самом деле легко воплощаются в жизнь. Все упражнения, массаж, игры гармонично вписываются в общие правила ухода за малышом. Если мама будет постоянно помнить о том, что первый год ее малыша является решающим во многих аспектах жизни, то его познавательное развитие пройдет активно и гармонично. Еще один решающий фактор — постоянная забота и ласка со стороны близких людей. Если ребенка любят, о нем заботятся, и он чувствует что мама и близкие люди всегда рядом, то развитие такого малыша, скорее всего, будет правильным и своевременным.
Источник