Нарушение развития ребенка в раннем возрасте

Нарушение развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

Описание слайда:

5. Искаженное развитие. Аутизм Проявления Первой группы полная отрешенность от происходящего Отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг. Второй группы активное отвержение Исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка. Третьей группы захваченность аутистическими интересами Легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. Четвертой группы чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия Аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

Источник

Людмила Волобуева
Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?

Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?

выявить нарушения в развитии ребёнка раннего возраста прежде всего помогут наблюдения родителей за его речевой и двигательной сферой и познавательной деятельностью.

Выявление «группы риска» по формированию отклонений

в развитии у детей первого года жизни

В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, моторики, тонкой моторики, контроль за речевым развитием является необходимым при оценке нервно-психического развития всех детей раннего возраста (особенно на первом году жизни).

Первоначально «группу риска» по отставанию в развитии ребёнка определяет врач-невропатолог, учитывая особенности рождения ребёнка: показатели шкалы Апгар, срок рождения, степень доношенности ребёнка, появление и угасание безусловных рефлексов.Поэтому важно проходить медицинское обследование 4 раза на первом году жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев, чтобы отследить изменения в неврологическом статусе ребёнка и предпринять все меры в случае неблагоприятного развития центральной нервной системы, определить выраженность задержки развития (темповая или патологическая, требующая срочной медикаментозной и психолого-педагогической помощи).

Читайте также:  Задержка общего развития у ребенка 2 лет

На первом году жизни может задерживаться не только психомоторное, но и речевое развитие. Этапы речевого развития тесно взаимосвязаны между собой и закономерно сменяют друг друга. Только последовательное динамическое развитие речевой функции обеспечивает её полноценную деятельность. Знание основных закономерностей периодизации речевого развития является основой для диагностики нарушения темпов его формирования на 1 году жизни.

Первый год жизни ребёнка в отношении развитии речи является подготовительным (предречевым периодом, который в значительной степени реализуется за счёт безусловно-рефлекторной нервной регуляции речевого аппарата и речевых (предречевых) функций. Дети последовательно проходят ряд стадий предречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции (вокализации) определённого типа.Выделяют следующие типы вокализаций: крик, плач, кряхтение (появляются после рождения, гуление (появляется в конце 1 месяца и длится до 5 — 6 месяцев, лепет (от 5-6 до 9-12 месяцев). Стадии предречевого развития, как уже указывалось, тесно взаимосвязаны со стадиями психомоторного развития и являются неотъемлемой его составляющей. Оценка предречевого развития проводится при комплексном исследовании неврологического статуса и уровня психомоторного развития ребёнка с учётом не только календарного, но и скорригированного возраста (разницы между фактическим возрастом и недостающими до доношенного срока неделями беременности).

У доношенных новорождённых, особенно с малым сроком гестации (беременности, существенный период развития центральной нервной системы проходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной (послеродовой) адаптации. Продолжительность этого периода может варьироваться от 2-3 недель до 2-3 месяцев, причём он часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических (телесного происхождения) осложнений. Это может служить дополнительным фактором, обуславливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей.

В связи с этим в «группу высокого риска» нарушения психоречевого развития будут включены дети, у которых в первые 3 месяца жизни в результате углубленного клинико-инструментального обследования были выявлены структурные нарушения со стороны головного мозга (кисты, расширение межполушарной щели, смещение срединных структур).

В «группу риска» должны быть включены недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела) дети с нарушениями со стороны зрительного и слухового анализаторов, недостаточностью функций черепных нервов (особенно 5,7,9,10,12, задержкой редукции безусловных рефлексов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.

У детей первого месяца жизни среди общемозговых симптомов особого внимания заслуживает длительность и выраженность синдрома угнетения центральной нервной системы. При этом в различной степени нарушаются функции черепных нервов, что клинически проявляется в первую очередь отсутствием безусловных оральных рефлексов (поискового, хоботкового, сосательного, глотательного) и значительными трудностями при проведении кормления. Кроме того, к ранним признакам, отражающим функцию бульбарной группы черепных нервов (языкоглоточных, блуждающих и подъязычных, можно отнести отсутствие крика (афония, слабый крик с носовым оттенком, монотонный немодулированный крик. Наличие судорог является клинически значимым признаком раннего органического поражения центральной нервной системы и определяет необходимость проведения углубленного инструментального обследования головного мозга.

Возраст 2-3 месяцев характеризуется формированием активного гуления, примитивных эмоциональных реакций, появлением «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения.В этот период особо значимыми признаками будущих речевых расстройств являются: отсутствие гуления; сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств (оживление рефлексов орального автоматизма, появление спастичности в мышцах (скованность и спазм мышц) языка, затруднения при кормлении); отсутствие реакций фиксации взора и прослеживания за объектом; отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращённую речь и её эмоциональную окраску.

Возраст 4-6 месяцев характеризуется появлением истинного гуления, отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонацией, появлением в конце периода сочетания губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. При перинатальных поражениях центральной нервной системы возможна задержка развития данного периода, сочетающаяся с задержкой темпов психомоторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции (зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие). Гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляции и интонаций. Такие дети должны быть отнесены в «группу риска по речевой задержке».

Читайте также:  Ракета карточки для развития ребенка зима весна лето осень

Кроме выраженной задержки псимоторного развития, выявляются нарушения иннервации (связи с центральной нервной системой) мимических и речевых мышц. Прогрессируют трофические (сосудистые) расстройства в мышцах языка и глотки при бульбарных нарушениях, проявляющиеся как афонией, так ринофонией (носовым оттенком вокализации). Активация рефлексов оральной группы, которые к этому периоду должны практически угаснуть, наблюдаются при формировании детского церебрального паралича. Нарушения, наблюдаемые при этом (спастичность мышц рта и языка; неправильное положение языка в полости рта и его гиперкинезы (патологически внезапно возникающие непроизвольные насильственные движения); распространённые оральные синкинезии – добавочные лишние артикуляционные движения, препятствуют появлению гуления. Детей данной возрастной группы с такими нарушениями относят в «группу высокого риска по формированию грубых речевых расстройств».

Периоды речевого развития 6-9 и 9-12 месяцев характеризуются формированием лепета и концу 11-12 месяцев – слогов и односложных слов, усовершенствованием движений губ, языка, мягкого нёба, а также совершенствуется функция дыхания, удлиняется непроизвольный выдох, ребёнок регулирует громкость и высоту голоса в зависимости от ситуации. Лепет является закономерным продолжением истинного гуления и проявляется в норме соединением отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. При общей задержке моторного развития без грубых симптомов поражение нервной системы в эти периоды может сохраняться примитивное гуление в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеют место недостаточность слухового внимания, затруднение в определении источника звука в пространстве, нарушение дифференцировки восприятия голоса и его тембра. Это является одним из главных факторов в задержке развития начального понимания обращённой речи. Такие дети формируют «группу риска по задержке речевых функций».

У детей, перенёсших тяжёлое перинатальное поражение центральной нервной системы, к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм детского церебрального паралича, при которых отчётливо проявляются нарушение тонуса в мышцах языка и губ, оральные гиперкинезы, оральные синкенезии. Дети испытывают проблемы с жеванием, глотанием, поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или отсутствовать, лепета нет, нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций (если они есть, дыхания и еды. Эти дети составляют «группу высокого риска по формированию тяжёлых речевых расстройств».

Для выделения «группы риска» по формированию отклонений в развитии детей первого года жизни оценка неврологического статуса и психомоторного развитиядолжна проводиться по следующим критериям:

общемозговые симптомы (характер активного бодрствования, наличие и характер судорог);

состояние черепных нервов;

общая двигательная активность (поза, объём активных и пассивных движений, мышечный тонус);

сухожильные и безусловные рефлексы, их степень выраженности и редукция;

психоэмоциональные и предречевые реакции.

Консультацию подготовила учитель-логопед

Людмила Викторовна Волобуева

Источник

Путяшева Е.С.,

Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Дружба»,

Качканарский городской округ

Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Нарушение развития у детей — это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых  психических функций.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.

Существует несколько категорий детей с нарушениями развития:

— С нарушениями зрения;

— С нарушениями слуха;

— С нарушениями речи;

— С нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— С нарушениями поведения;

— С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

— Умственно отсталые дети;

— С задержкой психического развития;

— С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными.

Читайте также:  Основные характеристики психического развития ребенка раннего возраста

Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни, наследственные генетические поражения. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.

К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним, конфликты супругов, неумение правильно уделять внимание развитию ребенка, недостаточная организация развивающих занятий и игр, неспособность заметить отклонения в развитии ребенка, жесткая система общения с ребенком, неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности ребенка, непонимание причин возникновения нарушений в эмоционально-поведенческой сфере, неадекватная реакция родителей на интеллектуальные неудачи ребенка, дефицит информации.

В раннем возрасте явными признаками нарушений психического развития являются:

1) отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);

2) неадекватные действия;

3) ограниченное понимание  речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;

4) резкое отставание в развитии собственной речи;

5) аутизация ребенка;

6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.

Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим.

Любые отклонения требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений в развитии у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование многих отклонений в развитии ребенка, чем их впоследствии устранить.

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей раннего возраста играет комплексная система мер профилактики, в основу котороой положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации. 

Потенциальные проблемы будущего нарушения развития ребенка, непонимание родителями важности своевременного обращения к специалистам нужно предупреждать уже в период внутриутробного развития плода и не только медицинскими мероприятиями, но психолого-педагогическими. Поэтому необходима ранняя комплексная профилактика среди родителей еще во время беременности: медицинская и психолого-педагогическая. 

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности. При планировании семьи полезны генетические консультации.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо пройти перинатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи. По возможности беременным женщинам целесообразно посещать перинатальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, — это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные — открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров, из-за чего могут быть нарушены определенные функции.

Важным фактором, во многом определяющим развитие ребенка является семья. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребенка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.

Основными составляющими семьи, как микросреды развития, можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребенка.

Огромную роль играет внимательность самих родителей, которые должны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания. А педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи помогут определить состояние психического развития ребенка и вовремя скорректировать его нарушения.

Источник