Бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольного
образования
«Детский сад № 128 комбинированного вида»
ПАСПОРТ
развивающей предметно-пространственной среды
старшей группы №12
Состовитель: Баскакова Надежда
               Александровна
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 3.2) (Примерная ООП ДО ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
•Предметная среда, в которой действует ребенок, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении (С.Л. Новоселова)
 • Возможность для реализация всех видов детской деятельности в рамках социальной ситуации развития как системы отношений, возникающая между ребенком и окружающим его социальным миром в данный возрастной период, где взаимоотношения выстраиваются между взрослыми, детьми и окружающей средой (ФГОС ДО)
• должна способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.
• создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития ребенка (Л.С.Выготский).
• среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка. Это означает, что предметная среда должна содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н.Поддьяков)
Требования к РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
РППС должна обеспечивать:
• возможность общения и совместной деятельности детей, а также возможности для уединения;
 • реализацию различных образовательных программ (параллельная реализация содержания обеих частей ООП);
• в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
 • учет возрастных особенностей детей.
РРПП должна быть: содержательно-насыщенной. При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической (должны быть выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием по каждому направлению развития в соответствии со спецификой Программы)
РРПП должна быть: трансформируемой предполагается возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
РРПП должна быть: полифункциональной.  Предполагается возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (не стационарно закрепленных)
РРПП должна быть: вариативной.  Предполагается:  наличие в группе различных пространств (для разных видов деятельности (9), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
РРПП должна быть: доступной и безопасной. 
•Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
• Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Нормативные документы
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
•Указ Президента РФ от 01.06.2012 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
•Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
•Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. 03-51-46ин/14- 03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
•Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 139-ФЗ)
•Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. 30384
•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
•Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 декабря 2013 г. № 68, зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г., рег. № 31209 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»
•Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
| Образовательные области | Центр развития | Имеющиеся материалы и оборудование | План развития | 
| Социально-коммуникативное развитие | Центр сюжетно-ролевых игр | Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.Поликлиника: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей, пипетка, вата, бинт, горчичники, таблетки, нарисованные на кусочках картона).Шофёр, мотоциклист: копии разных инструментов (гаечный ключ, молоток, отвёртка, пассатижи). Столовая: колпак, фартук, посуда, продукты.Парикмахерская: халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.Магазин: коробки из-под конфет, чая, сока, сахара, калькулятор, весы, фартук, колпак, кассовые чеки, кошельки с деньгами.Семья: куклы, одежда для кукол, мебель, коляска, кукла Беби-бон с одеждой, пелёнки.Оборудование для режиссёрской игры: многофункциональные кубики, наборы образных игрушек небольшого размера (солдатики, животные, динозавры), кубики, игровое оборудование (мебель, посуда), животные, неоформленный игровой материал (кубики, шарики, бутылочки).Макеты объёмные – автобус.
 | Шофёр, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки, насос, руль. Лётчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал), пульт управления с функциональными кнопками Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль. | 
| Центр природы (Уголок природы) | Календарь природы.Комнатные цветы.Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеёнчатых фартука, щётки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления).Иллюстрации с изображением признаков сезона.Растения, требующие разных способов ухода.Паспорт комнатных растений.Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).Картинки с изображением цветов.Иллюстрации с изображением животных и птиц.Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).Разнообразные  ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки.
 | Дидактические игры на природоведческую тематику. | 
| Уголок дежурств | СалфетницыПлакат сегодня дежурятКарточки сегодня дежурятКоробка под салфеткиСалфеткиСхема дежурства по столовойФартуки для девочекФартуки для мальчиковКосынки для девочекШапочки для мальчиковСалфетки для краскиСалфетки для клеяЛейкиОпрыскивать для цветовСалфетки для протирания пылиПалочки для рыхления почвыЩеткиСхемы ухода за растениямиКлеенка
 | Папка «Складываем салфетки красиво»Схема правильного раскладывания предметов на занятииФартуки
 | 
| Центр ПДД и центр пожарной безопасности | Демонстрационный материал «Дорожная безопасность»;«Правила дорожного движения»«Будь осторожен на улице!»«Знай правила дорожного движения»«Дорожная безопасность»«Правила поведения на дороге»«Правила безопасности дошкольника»«Азбука дорожного движения»
 Картотека предметных карт инок «Транспорт» Дидактические игры: «На земле, на воздухе и на воде»«Транспорт».«Дорога».
 Игрушечные машины и транспорт. «Пожарная безопасность»;«Детям о правилах пожарнойбезопасности»«Наши друзья пожарники спешат напомощь»«Умей действовать при пожаре»«Осторожно, высокое напряжение!»«Безопасность ребенка»
 Пожарные машины разных размеров. | Костюмы ГАИ.Макет светофора.Уголок ПДД.Огнетушитель.Маска – респиратор.Игрушки заместители для игры «Мы пожарные».Уголок пожарной безопасности.
 | 
| Центр ТРИЗ | Волшебная шляпа ТРИЗД/и: «Соты».Д/и: «Животные Омска и омской обл.».Д/и: «Найди тень насекомого».Д/и: «Поле чудес».Д/и: «Преображение сказочного персонажа».Д/и: «Теремок».Консультация для родителей по ТРИЗ.Презентация для воспитателей ТРИЗ.Мнемотаблицы скороговорки.Мнемотаблицы стихи.Интерактивная игра «Чико».
 | Разработка дидактических игр по ТРИЗ.
 | 
| Уголок уединения | Телефон для звонков маме или папе.Кукла. Чтобы ребенок мог выговориться и поговорить, рассказать свои переживания.Коробочка для гнева (ребенок выговаривает все свои обиды).Мирилка (коробочка примирения).Книги. Сказки с добрыми героямиПодушки – плакушки.
 | Фотоальбом с семейными фотографиями
 | 
| Познавательное развитие | Уголок краеведения | Карта Омска.Демонстрационный материал герб, флаг, гимн России.Альбом «Панорамы Родины»Игры по направлению «Человек в истории и культуре».Пособия по Омскому Прииртышью.Игры Омского Прииртышья:
 -Д/и: «Соты»; -Д/и: «Животные Омска и омской обл.»; -Д/и: «Найди тень насекомого»; -Д/и: «Поле чудес». | Альбом «Наш город».Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей России.
 | 
| Центр конструктивной деятельности | Деревянные большие кубики и кирпичики.Маленькие деревянные кубики и кирпичики.Лего «Дупло».Пластмассовые кубики.Строительный материал (пластмассовые) разных размеров.
 Различные конструкторы с разными способами крепления Схемы, образцы, рисункиПлоскостные мозаикиКоробочки разных размеровПирамидыСтроительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.Образцы построек и поделок.Коробки разных размеров.Палочки.
 | Образцы построек разной сложности.Наборы для моделирования.Опорные схемы.
 | 
| Центр математического развития | Игра «Чудесный мешочек».Рабочие тетради с заданиями.Настенная модель числового ряда с наличием чисел.Модель числовой прямой.Плакаты – схемы «Весёлый счёт»Наборы геометрических фигурСчётные палочкиРаздаточный материал:
 -линейки; -цифры на каждого ребёнка; -геометрические фигуры на каждого ребёнка; -счётные палочки; -карточки для счёта; -мелкие предметы для счёта и сравнения; -таблицы и модели. Ростомер.Модель часов.Часы настенные.Различные настольно-печатные, дидактические игры.Числовое лото.Математическое домино.Пособие по математике.Занимательные книги по математике и книги для самостоятельных занятий.
 | Игры с цифрами.Модели числовых и временных отношений.Счёты.Различные календари.Геометрические головоломки, мягкий конструктор.
 | 
| Центр Экспериментирования | Дидактическое пособие по времени года.Мини лаборатория для исследовательской деятельности: сита и воронки, соломки для коктейля, увеличительные стекла, материалы: песок, соль, вода, магнит, бумага; разные виды бумаги, увеличительное стекло, мерные ложки, стаканчики, резиновые груши разного объёма, магниты, песочные часы.Фартуки и нарукавники для проведения опытов.Энциклопедии, познавательная природоведческая литература.Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.)Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.)Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки)Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
 | Карты природных зон.Карта мира.Глобус.
 | 
| Речевое развитие | Центр речевого развития и центр «Будем говорить правильно» | -«Кто больше заметит небылиц?»; -«Где начало рассказа?»; -«Найди картинке место»; — «Исправь ошибку»; -«Нарисуй сказку». Картотека для артикуляционной гимнастики.Картотека с чистоговорками.Картотека со скороговорками .Дидактические наглядные материалы.Предметные и сюжетные картинки.Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».Зеркала для артикуляционной гимнастики.Рабочие тетради «Развитие речи».Буквы на кубиках.Сюжетные и предметные картинки.Домино.Пазлы.Художественная литература.Детские журналы.Различные азбуки и буквари.Загадки, ребусы, кроссворды.Мозаики.Доска, мел.Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».Схемы для составления рассказов и описания.
 | Плакат «Звуковые слоги»Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.Настольные развивающие игры речевого характера.
 | 
| Центр «Здравствуй книга» | Книги, рекомендованные для чтения детямПроизведения малых форм (русские народные ифольклорные произведения).Произведения поэтов и писателей России.Литературные сказки.Русские народные сказки и сказки народов мира.Небылицы.Басни.Книги, любимые детьми.Сезонная литература.Портреты детских писателей.Занимательная азбука.
 | Серии сюжетных картинок (истории в картинках).Иллюстрированные сборники сказок, книжки малышки с хорошими рисунками и текстами из двухтрёх строк, предваряющими иллюстрацию или завершающими страницу.
 | 
| Художественно-эстетическое развитие | Центр изобразительной деятельности | Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.Индивидуальные палитры для смешения красок.Кисточки — тонкие и толстые, щетинистые; баночки для промывания ворса кисти от краски.Бумага для рисования разного формата.Салфетки.Губки из поролона.Пластилин, доски для лепки.Стеки разной формы.Розетки для клея.Мелки для рисования на доске и асфальте.РаскраскиВыставка работ детского творчества.Альбомы «Гжель», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись»
 Материалы для ручного труда: Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.).Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, и др.).Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
 | Схемы последовательного изготовления поделки.Трафареты.Образцы для рисования.
 | 
| Центр музыкально-театрализованной деятельности | Ширма.Кукольный театр.Атрибуты для театрализованных и режиссёрских игр.Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.Пальчиковый театр.Театр резиновых игрушек.Магнитофон.Музыкальные инструменты – металлофон, бубен, маракасы, уголки.Музыкальные игрушки, деревянные ложки.
 | Театр из игрушек самоделок — (вязаные звери).Набор сказок для драматизации.Уголок ряженья.Альбом с иллюстрациями музыкальныхинструментов.
 | 
| Физическое развитие | Центр физического здоровья и спортивный уголок «Будь здоров» | Оборудование для прыжков: обручи, палка гимнастическая, скакалки, веревка.Оборудование для катания, бросания, ловли: мяч резиновый, мешочки для метания.Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи пластмассовые, платочки, ленты, флажки, косички, султанчики.Кегли, кольцебросы.Дуги для лазания.Игра «Дартц»Клюшки для хоккея.Картотеки подвижных игр.Массажные следочки (для профилактики плоскостопия), спортивные дорожки, веревка.Массажные мячик «Суджок».
 | Кубики с изображением упражнений.Бадминтон.Массажные рукавички.Картотека упражнений дыхательной гимнастики.
 | 
|  | Приемная | Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности, скамейкиИнформационный стенд для взрослых и детей:МенюНаша деятельностьМатериал по теме неделиРежим дняУголок «Здоровья».Стенд грамоты и дипломы
 | Уголок логопеда.Музыкальный уголок.Уголок психолога.
 |