Парциальные трудности развития ребенка это
… врачи призваны сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям (Всемирная Медицинская Ассоциация).
Парциальное недоразвитие психических функций наряду с задержкой развития относится в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
Парциальное недоразвитие психических функций может возникнуть из-за наследственного дизонтогененза или раннего очагового поражения мозга: речевых, премоторных зон, осуществляющих пространственный синтез, регуляцию и контроль поведения, целенаправленной деятельности и т.д. Хотя в развивающейся психике не может быть совершенно изолированных дефектов (они непременно сказываются на развитии вышестоящих функций, задерживая или искажая их), однако значительное место в группе пограничных форм психического недоразвития занимают состояния с преоблодающей недостаточностью тех или иных сторон психики, существенно отличающейся от общего психического недоразвития (олигофрении). К таковым относятся в первую очередь, разнообразные виды психического инфантилизма (В.В. Ковалев, 1985), характеризующиеся сочетанием эмоционально-волевой, личностной незрелости и тех или иных этиоспецифических признаков (психоорганический, психоэндокринных, невропатических и др.), определяющих аномальное формирование личности при практически нормальном интеллекте. Поэтому только на определенном этапе их можно условно отнести к задержкам психического развития. Благоприятный прогноз в смысле «дозревания» наблюдается лишь при некоторых таких состояниях, относящихся главным образом к так называемому простому (В.В. Ковалев, 1985) или гармоническому (Г.Е. Сухарева 1958), инфантилизму. Наиболее стойкими вариантами оказываются дисгармонический, органический, эндокринный инфантилизм, в частности наблюдаемый при аномалиях половых хромосом (например, при синдроме Шершевского-Тернера).
Диагностика инфантилизма основывается на обнаружении такого признака, как преобладание в поведении черт эмоционально-волевой незрелости: не соответствующей возрасту повышенной внушаемости, игровой направленности и стремлений к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечности, безответственности. Чем больше в клинической картине наблюдается черт дисгармоничности, диспропорционального развития, дополнительных симптомов, свидетельствующих о нарушении интеллектуальной сферы, тем больше оснований для определения инфантилизма как парциального недоразвития.
Среди вариантов парциального недоразвития чаще всего встречается алалия, или недоразвитие речи, ранняя диагностика которого и отграничение от олигофрении дают возможность провести значительную коррекцию речи и ликвидировать вторичную интеллектуальную задержку (при своевременно оказанной логопедической помощи таким детям). В зависимости от степени недоразвития (I — отсутствие общеупотребительной речи; II — зачатки общеупотребительной речи; III — развернутая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития) дети в 4-5 лет еще не говорят или речь их дефектная рудиментарная. Недоразвитая речь в отличие от задержки речи, у детей дошкольного возраста характеризуется резкими фонетическими дефектами, плохой дифференциацией звуков, перестановкой звуков и слогов в словах, неправильным употреблением предлогов, глагольных форм, несогласованность в роде, числе, падеже; часто сочетается с дислексией и дисграфией. Если преобладают элементы сенсорной алалии, дети не понимают речи окружающих, что нарушает их обучение и по другим предметам; собственная речь у них либо отсутствует, либо бессвязна, так как не контролируется пониманием. При алалии познавательные способности детей сохранены, что проявляется в хорошем уровне выполнения неречевых заданий. Дети в общении используют жесты, заменяющие или дополняющие их неполноценную речь, проявляют избирательность в контактах, личностное, иногда невротическое, реагирование на свой дефект. При тяжелой алалии и в педагогически запущенных случаях речевая интеллектуальная недостаточность может остаться на том или ином уровне стойкой, ограничивающей в дальнейшем выбор профессии, требующей выбор точных речевых формулировок. Если обучение детей начато в раннем возрасте (не позднее 3-4 лет) и направлено в основном на развитие речи, то к школьному возрасту, они приобретают возможность обучаться наравне со здоровыми сверстниками. Подобный прогноз и динамика в зависимости от степени выраженности и ранней педагогической коррекции наблюдаются и при парциальном недоразвитии навыков счета (дискалькулии), чтения (дислексии), письма (дисграфии).
Кроме относительно очерченных синдромов парциальных задержек и недоразвитий, среди детей значительно распространены легкие проявления недостаточности тех или иных функций психики, психомоторики, нейровегетативной регуляции (часто в их сочетании) конституциональной или резидуально-органической природы.
Эти расстройства, описанные под разными названиями дифференцированных и недифференцированных синдромов, в наиболее обобщенном виде известны под названием «минимальная мозговая дисфункция». Согласно определению, принятому на специально совещании по этому вопросу врачей и психологов в 1962 году в Чикаго, к минимальной мозговой дисфункции относят разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом.
К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: нарушения внимания и работоспособности, недостаточность пространственных представлений, ориентировки во времени, затруднения в обучении письму, счету, рисованию, нарушения речи, моторную неуклюжесть, гипер- и гипоактивность, слабую память, энурез, энкопрез, агрессивность, импульсивность, нарушение сна, раскачивания во сне, эмоциональную неустойчивость и др.
В диагностике минимальной мозговой дисфункции имеют значения не только анамнестические сведения об отсутствии конфликтной ситуации, дефектов воспитания, но и такие особенности, как слабость той или иной функции с раннего возраста, слабая личностная реакция на тот или иной недостаток, независимость его проявления от ситуации, сочетание нескольких симптомов, наличие в неврологическом статусе резидуальной органической микросимптоматики.
Источник
преимущественно регуляторного компонента
Характеризуется в первую очередь импульсивностью в поведении, чаще двигательной и речевой расторможенностью, чем вялостью. При этом физические параметры развития в целом соответствуют возрасту. Помимо импульсивности в любом варианте деятельности, включая и игру, следует отметить, что порой поведение ребенка становится неуправляемым, не регулируемым взрослым. Преобладают выраженные игровые интересы, хотя и в играх такие дети чаще всего конфликтны и недостаточно критичны.
Отличительной чертой развития познавательной сферы является несформированность именно произвольности ВПФ: не столько элементарных (восприятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование и контроль), то есть собственно регуляторных процессов. При достаточной внешней организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту. В случаях же «вялости» психических проявлений отмечается общая потеря интереса и необходимость создания яркой игровой мотивации для достижения положительных результатов деятельности. Эти особенности должны учитываться не только в развивающей или коррекционной работе, но и при проведении диагностического исследования.
Как и для некоторых других выделяемых типов отклоняющегося развития, наличие знаков атипичного развития является отягощающим фактором, часто определяющим не только прогноз дальнейшего развития ребенка, но и последовательность включения и специфику различных коррекционных мероприятий.
Формирование пространственных представлений страдает преимущественно на уровне вербальных представлений, что влечет за собой в том числе и трудности понимания отдельных пространственных, пространственно-временных и квазипространственных речевых конструкций.
Развивающая и коррекционная работа с этой категорией детей в первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности ифункции программирования и контроля. Причем, работа должна проводиться с привлечением вначале двигательных, а позднее (если позволяет время) или параллельно (в зависимости от возраста ребенка) когнитивных методов, основанных на нейропсихологическом подходе. «Программирующей» в некоторых случаях может оказаться и сама среда (в том случае, если она специально структурируется), которая и создает возможность для постоянного внешнего контроля.
Предполагается, что ребенку необходимо наблюдение невролога, а в резко выраженных случаях — и детского психиатра, отслеживание динамики развития нейропсихологом (с обязательным предварительным анализом особенностей корково-подкорковых взаимодействий, характера латерализации). Логопедическую коррекционную работу на начальных этапах помощи ребенку можно считать нецелесообразной как в силу крайне низкой еерезультативности вследствие выраженной регуляторной незрелости, так ивследствие специфических особенностей функциональной организации мозговой деятельности. Именно последним фактором объясняется также и необходимость чрезвычайно осторожного подхода к назначению лекарственных препаратов.
Прогноз развития тем благоприятнее, чем раньше начата специфическая коррекционная работа под наблюдением врача. В запущенных случаях или когда работа начинается после 8-9 лет, возможна девиация развития в сторону группы асинхронного развития (дисгармоничное развитие экстрапунитивного типа). В этих случаях большое значение имеет представленность и выраженность таких отягощающих развитие ребенка факторов, как атипичность развития, неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития и неадекватная коррекционная работа (например, только массивная психотерапия без медикаментозной поддержки ит.п.).
Основными диагнозами являются: «органический инфантилизм», «синдром гиперактивности и дефицита внимания», «минимальная мозговая дисфункция», «гиперкинетические расстройства» — (F90) (МКБ-10). Могут также наблюдаться такие специфические формы речевых нарушений, как повышение темпа речи — «тахилалия» (по МКБ-10 «речь взахлеб» — F98.6).
Ведущим специалистом для данного типа отклоняющегося развития следует считать психолога со знанием нейропсихологии или с нейропсихо-логической специализацией. При выраженных неврологических нарушениях ведущим специалистом может быть врач-невролог или психиатр.
Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента
Данная категория детей являетсянаиболее представленной в работе психолога образования. Как правило, причиной обращения служат не трудности организации поведения ребенка в дошкольных или школьных образовательных учреждениях или дома, а трудности овладения соответствующим программным материалом. Чаще всего эти дети уже в дошкольном возрасте обращают на себя внимание так называемой «задержкой речевого развития» и с большой долей вероятности попадают под наблюдение логопеда или направляются в специализированные логопедические сады (группы). Однако у определенной части детей речевое недоразвитие остается некомпенсированным.
Дети, как правило, имеют невысокую речевую активность, сопровождающуюся и спецификой развития, в первую очередь, крупной моторики. Они неловки и неуклюжи. Темп деятельности часто бывает невысоким, а на фоне утомления целенаправленность деятельности снижается. Среди особенностей развития когнитивной сферы следует отметить значительно более успешное выполнение заданий невербального характера (порой превышающее средневозрастные показатели) по сравнению с заданиями вербального и вербально-логического плана. Затруднено понимание сложных речевых конструкций, все виды словообразования, активный словарь невелик, затруднен поиск обобщающих слов. В речи часто встречаются смысловые замены (вербальные парафазии), затруднено понимание сложных пространственных, пространственно-временных, причинно-следственных лингвистических конструкций. Дети могут проявлять неуверенность в себе, тревожность, по-видимому, компенсаторно обусловленные сложившимся стереотипом неуспешности. Именно у этих детей часто проявляются невротические знаки (тики, энурез, заикание и т.п.). С точки зрения специфики профиля функциональной ассиметрии при этом варианте отклоняющегося развития чаще всего встречается смешанная или неустоявшаяся латерализация, то есть знаки атипичного развития.
В соматическом отношении дети этой категории также довольно неблагополучны: в анамнезе часто отмечается наличие аллергических реакций, дизбактериозы кишечника, проявления респираторного аллергоза (в частности, бронхиальной астмы), а также выраженное своеобразие последовательности развития двигательных навыков до года, обусловленное, как правило, неврологическими причинами.
Отмечается выраженная несформированность пространственных представлений. Причем, у детей данной категории наблюдается несформированность даже наиболее простых уровней овладения пространством. В некоторых случаях можно говорить даже о несформированности схемы тела и лица уже в вертикальной плоскости: на уровне «выше — ниже», не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. То есть можно говорить о том, что несформированными являются метрические и координатные представления. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений оказываются «в дефиците», недосформированными. Это вероятнее всего может иметь тесную связь со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития в онтогенезе.
Основным направлением развивающей или коррекционной работы должно стать формирование пространственных представлений в соответствии с принципом замещающего онтогенеза, то есть выстраивание пространственных представлений, начиная с самых элементарных уровней работы с телом. Безусловно, таким детям показана и моторная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе (и, соответственно, отслеживание динамики этой работы специалистом с нейропсихологической специализацией). И только по достижении определенной динамики развития рекомендуется подключение собственно логопедической работы. Кроме того, предполагается работа по гармонизации уровней аффективной регуляции, в основном в рамках специально выстроенной программы групповой (игровой) психотерапии.
Значительная представленность в этой группе детей со специфическими особенностями непосредственно функциональной организации мозговой деятельности (неустоявшаяся или смешанная латерализация, семейное или латентное левшество, иные знаки атипичного развития) требует чрезвычайно осторожного подхода к применению лекарственных препаратов и медикаментозной терапии в целом.
Прогноз развития детей представляется благоприятным в том случае, когда правильно построен «сценарий» работы (адекватная последовательность подключения специалистов в работу с ребенком), а сама работа начинается относительно рано, то есть создается прочная основа для овладения соответствующими образовательными программами. Очень важным фактором безусловно является общий эмоциональный фон.
При неблагоприятном стечении обстоятельств возможна девиация развития по двум направлениям:
1. Нарастание с возрастом проблем, связанных с недостаточностью операциональной стороны мыслительной деятельности, гностических функций, особенности фонематического восприятия, мнестических функций. Утяжеляет ситуацию и недостаточное в сравнении с условно нормативными возрастными показателями формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Все это обусловливает все большее рассогласование между условно нормативными возрастными параметрами и показателями развития высших форм логического мышления ребенка, то есть фактически опреде-
ляет утяжеление состояния до парциальной несформированности смешанного типа, а в некоторых случаях возможна дальнейшая девиация состояния в сторону социально обусловленных форм тотального недоразвития.
2. Девиация состояния в сторону группы асинхронного развития (различные варианты дисгармоничного развития), то есть нарастание поведенческих реакций вплоть до патохарактерологических реакций, которые вначале носят компенсаторный характер, а в более старшем возрасте приводят к патологическому формированию личности в. целом.
Основными являются: в первую очередь — логопедический диагноз (преимущественно «общее недоразвитие речи» различной степени выраженности; медицинский диагноз — «задержка психоречевого развития на резидуально-органическом фоне». В школьном возрасте этим детям ставятся такие диагнозы, как «дисграфия и/или дислексия на фоне некомпенсированного недоразвития речи». Кроме того, часто неврологами диагностируется неврозоподобный синдром (его астенический или астено-невротический ианты). В соответствии с современной классификацией психических расстройств детского возраста (МКБ-10) могут быть поставлены такие диагнозыкак «специфические расстройства речи» — (F80), специфические расстройства развития учебных навыков» — (F81) [25,26]. Назначение ведущего специалиста зависит от возраста ребенка и выраженности речевых нарушений. Соответственно, ведущим специалистом может быть либо логопед, либо (на первом этапе коррекционной работы) психолог (нейропсихолог). Часто оба эти специалиста могут рассматриваться в ведущих.
Источник
Задержанное психическое развитие
(ЗПР) многими исследователями трактуется как
«условно нормативное», поскольку с помощью
специальных коррекционных мероприятий к 9—11
годам ребенок может догнать своих сверстников.
Этот прогноз во многих случаях сбывается в том
случае, если ребенок начинает обучение в школе не
в соответствии с паспортным возрастом, а в
соответствии с созреванием
собственно-регуляторных функций,
эмоционально-личностной и когнитивной сфер.
В.В. Лебединский отмечал, что дети с
задержкой психического развития чаще всего
выглядят младше своих лет. Их эмоциональная
сфера соответствует складу ребенка более
младшего возраста, они внушаемы, недостаточно
самостоятельны, но неутомимы в играх. В то же
время работоспособность детей с ЗПР низка, они
быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой.
Социальная адаптация затруднена, вследствие
чего правилосообразное поведение на
соответствующем возрастном уровне не
сформировано [9]. Многие исследователи указывают,
что у этих детей достаточно высокие
компенсаторные и адаптационные возможности.
Термином парциальная
несформированность высших психических функций
(ВПФ) специалисты пользуются для
характеристики неравномерности развития тех или
иных сторон психической деятельности [5].
Развитие детей, относящихся к этой группе, идет,
как указывают исследователи, принципиально иным
путем, нежели развитие детей с истинной
задержкой психического развития. «Расходясь еще
в раннем возрасте, пути развития этих двух групп
детей продолжают расходиться на протяжении
всего дошкольного детства, а если не принимать
серьезных специфических мер помощи, это
расхождение продолжается и в младшем школьном
возрасте. Эти дети не догоняют своих сверстников
ни к 9—11 годам, ни даже позднее» [11].
Выделяют несколько типов парциальной
несформированности высших психических функций.
Каждый тип имеет свои специфические особенности
развития.
Характерными признаками детей,
относящихся к группе парциальной
несформированности преимущественно
регуляторного компонента, являются:
неуправляемость поведения, двигательная и
речевая расторможенность, быстрая потеря
интереса к деятельности, трудности освоения
программного учебного материала. Конфликтность
и некритичность. Но физические параметры
развития этих детей, как правило, соответствуют
возрасту.
При парциальной несформированности
ВПФ преимущественно вербального и
вербально-логического компонента у детей
отмечается низкий уровень развития крупной
моторики. Они неловки и неуклюжи. Деятельность
нецеленаправленна, затруднено понимание сложных
речевых конструкций. Эти дети часто неуверенны в
себе и, как следствие, тревожны. Именно у них
часты невротические реакции (тики, энурез,
заикание и т.п.). Исследователи отмечают у таких
детей неблагополучие в плане здоровья. Они часто
болеют. Основные диагнозы, которые ставят этим
детям: «общее недоразвитие речи», «специфическое
расстройство речи», «специфическое расстройство
учебных навыков» и некоторые другие.
Парциальную несформированность
смешанного типа исследователи определяют как
промежуточный вариант между тотальным
недоразвитием и парциальной
несформированностью ВПФ. Дети этой группы
неактивны, их адаптационные возможности снижены.
Они быстро утомляются и, как следствие,
импульсивны. Сфера интересов сужена, самооценка
занижена и дети очень быстро привыкают быть
неуспешными. Процесс обучения новым видам
деятельности и двигательным навыкам идет очень
медленно. Среди особенностей когнитивного
развития специалисты в первую очередь отмечают
недостаточность операциональной стороны
мыслительной деятельности (в первую очередь
параметров внимания). Уровень психической
активности может колебаться в зависимости от
метеорологических изменений, фаз луны и т.д.
Своевременность коррекционной помощи
и благоприятная социальная ситуация развития
дает основания благоприятного прогноза
дальнейшего развития.
Основные диагнозы — «задержка
психоречевого развития», «ЗПР
церебрально-органического генеза»,
«специфическая задержка развития»,
«неврозоподобный (астенический) синдром». Часто
таким детям в дошкольном возрасте ошибочно
ставится диагноз «легкая умственная
отсталость».
Группа асинхронного развития
Эту группу представляют дети с ярко
выраженными диспропорциями в развитии высших
психических функций (асинхронией).
При нормальном развитии ребенка
действует закон гетерохронии, когда в
соответствии с нормативными показателями
формируются различные функции. Причем в каждый
возрастной период какая-то одна из психических
функций «ведет» за собой развитие всех
остальных. Сущность асинхронного развития
заключается в нарушении принципа гетерохронии.
В группе асинхронного развития
выделяют две подгруппы детей: с дисгармоничным
развитием и с искаженным развитием.
У детей с дисгармоничным развитием
наблюдаются нарочитая независимость поведения,
негативизм, протестные формы поведения, его
демонстративность, раздражительность. Такие
дети быстро пресыщаются однотипной
деятельностью, которая часто вызывает у них
агрессивные и протестные реакции. Речевая
активность этих детей нередко чрезмерна, у них
высокие притязания на успех и, как правило,
завышенная самооценка. В семье эти дети ведут
себя как тираны, со сверстниками, не имея на то
оснований, претендуют на роль лидера. Легко
входят в эйфорию и дисфорию.
У этих же детей может наблюдаться
сверхкритичность в отношении своей
деятельности, стойкая неуверенность в себе,
тревожность, эмоциональная инертность. Иногда
они бывают чрезвычайно навязчивы. Особую тревогу
у родителей должны вызывать на фоне общего
снижения психического тонуса отсутствие
специфических детских интересов и живости
реагирования, повышенная чувствительность,
расстройство сна, расстройство пищеварения и
аллергические реакции.
Общим признаком у этого типа детей
является соматическая ослабленность.
Типичные для дошкольного возраста
диагнозы — «формирование личности по
истерическому типу», «неврозоподобные реакции»,
«характерологические и патохарактерологические
реакции», «формирование личности по тормозному
типу», «невротическое развитие личности».
Сущность искаженного развития
заключается в грубом нарушении адаптационных и
приспособительных систем поведения, а также
повреждении механизмов эмоциональной регуляции.
Исследователи выделяют три основных
типа искаженного развития [11]:
— искажение
эмоционально-аффективного развития;
— искажение развития когнитивной сферы;
— мозаичные типы искаженного развития.
Для всех трех типов характерными
являются нарушения как моторного, так и
физического развития в целом. Уже на уровне
внешнего вида обращают на себя внимание
дискретность, дисгармоничность движений, а при
грубых нарушениях возможность застывания в
отдельных позах, их вычурность. У таких детей
наблюдается наличие специфических интересов и
увлечений, от которых ребенок не в силах
освободиться. При нарушении динамики
мыслительной деятельности у детей может быть
высокий уровень интеллектуального развития,
высокая креативность мышления. Исследователи
отмечают, что эмоционально эти дети холодны к
близким, но в то же время могут испытывать
привязанность к малознакомым людям и предметам.
Часто в периоды межсезонья у детей наблюдается
резкое колебание психического состояния. В эти
периоды наблюдается регрессия психического
развития, выражающаяся в утрате социальных
навыков и эмоционального развития.
Поврежденное развитие
Классики отечественной психиатрии и
психологии В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, а также
и современные исследователи, как, например, Н.Я.
Семаго и
М.М. Семаго, к поврежденному развитию относят те
варианты отклоняющегося развития, которые
возникли в результате психотравмирующего
фактора, когда большая часть функциональных
систем была уже сформирована до момента
повреждения. Этот период называют
условно-поврежденным. Считается, что феномен
поврежденного развития может возникать после 2—3
лет.
Чем больше объем повреждения, тем
тяжелее общее состояние ребенка. Для таких детей
характерны астенические реакции, крайне низкая
работоспособность и ее грубое колебание вплоть
до невозможности организации продуктивной
деятельности, инертность, колебания
психического тонуса и настроения.
В зависимости от характера
повреждения и уровня развивающе-коррекционной
работы возможна практически полная компенсация
повреждения.
Рассмотрев, даже в столь кратком
изложении, специфику отклонений психического
развития детей, мы можем определить основные
научно-методологические подходы к организации
физического воспитания в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего
вида.
Их несколько, раскроем суть основных:
Суть главного подхода заключается
в том, что компоненты физического воспитания
должны стать органичной составляющей
развивающе-коррекционной работы. Например, во
время физкультурного занятия может успешно
проводиться коррекционная работа по
формированию пространственных представлений, а
во время развивающих занятий с дефектологом дети
выполняют специфические виды оздоровительных
гимнастик. Интеграция физического воспитания с
коррекционной работой — дело непростое, но
весьма нужное.
Второй подход заключается в
дифференциации физического воспитания детей
даже в рамках одного диагноза, так как у них могут
быть совершенно различные эмоциональные и
поведенческие реакции на одну и ту же физическую
нагрузку. Внимательное наблюдение за детьми,
консультации с психоневрологом облегчат
комплектование подгрупп для организации
физкультурных занятий.
Третий подход заключается в
индивидуализации физического воспитания детей с
нарушениями в развитии. Некоторые виды
упражнений дети просто не в состоянии выполнять
вместе в одном темпе. Одни, например, готовы долго
и монотонно выполнять одни и те же действия,
другие раздражаются уже после третьего
повторения движения, а третьи вообще не в
состоянии сосредоточиться на выполнении
движения, их все отвлекает. Выполняя эти
упражнения один на один со взрослым (это удобно
делать во время индивидуальных коррекционных
занятий с логопедом, психологом, дефектологом),
ребенок в силу развитости подражательности
добивается значительных успехов. Этот подход не
так сложен в содержательно-методическом плане,
сколько в организационном. От руководителя и
методиста дошкольного учреждения требуется
умелая координация деятельности всех
специалистов, обслуживающих детей.
Четвертый подход заключается в
дробности предлагаемых детям физических
нагрузок. Общая физическая нагрузка по
длительности и интенсивности должна быть
распределена в течение всего дня. При этом
учитывается типичное состояние для большинства
детей утром, днем, вечером. При правильном
распределении нагрузок создается возможность
посредством движений «сбрасывать» накопившиеся
эмоции. Кроме того, мини-физкультурные занятия
являются хорошим средством приобретения навыков
организованного поведения, столь необходимых
таким детям.
Пятый подход заключается в том, что
физкультурные занятия должны интенсифицировать
психомоторное развитие детей как основу
произвольной регуляции движений. В их содержание
должны ежедневно включаться специальные
упражнения, развивающие крупную и мелкую
моторику, автоматизмы движений рук, статическое
и динамическое равновесие, совершенствование
координационных механизмов нервной системы.
Например, забытая ныне игра в «классики» очень
показана для совершенствования динамического
равновесия и пространственной ориентации.
Читать продолжение
Источник