Парциальные трудности развития ребенка это

врачи призваны сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям (Всемирная Медицинская Ассоциация).

Парциальное недоразвитие психических функций наряду с задержкой развития относится в группу пограничных форм интеллектуальной недостаточности.

Парциальное недоразвитие психических функций может возникнуть из-за наследственного дизонтогененза или раннего очагового поражения мозга: речевых, премоторных зон, осуществляющих пространственный синтез, регуляцию и контроль поведения, целенаправленной деятельности и т.д. Хотя в развивающейся психике не может быть совершенно изолированных дефектов (они непременно сказываются на развитии вышестоящих функций, задерживая или искажая их), однако значительное место в группе пограничных форм психического недоразвития занимают состояния с преоблодающей недостаточностью тех или иных сторон психики, существенно отличающейся от общего психического недоразвития (олигофрении). К таковым относятся в первую очередь, разнообразные виды психического инфантилизма (В.В. Ковалев, 1985), характеризующиеся сочетанием эмоционально-волевой, личностной незрелости и тех или иных этиоспецифических признаков (психоорганический, психоэндокринных, невропатических и др.), определяющих аномальное формирование личности при практически нормальном интеллекте. Поэтому только на определенном этапе их можно условно отнести к задержкам психического развития. Благоприятный прогноз в смысле «дозревания» наблюдается лишь при некоторых таких состояниях, относящихся главным образом к так называемому простому (В.В. Ковалев, 1985) или гармоническому (Г.Е. Сухарева 1958), инфантилизму. Наиболее стойкими вариантами оказываются дисгармонический, органический, эндокринный инфантилизм, в частности наблюдаемый при аномалиях половых хромосом (например, при синдроме Шершевского-Тернера).

Диагностика инфантилизма основывается на обнаружении такого признака, как преобладание в поведении черт эмоционально-волевой незрелости: не соответствующей возрасту повышенной внушаемости, игровой направленности и стремлений к получению удовольствий как основной мотивации поведения, беспечности, безответственности. Чем больше в клинической картине наблюдается черт дисгармоничности, диспропорционального развития, дополнительных симптомов, свидетельствующих о нарушении интеллектуальной сферы, тем больше оснований для определения инфантилизма как парциального недоразвития.

Среди вариантов парциального недоразвития чаще всего встречается алалия, или недоразвитие речи, ранняя диагностика которого и отграничение от олигофрении дают возможность провести значительную коррекцию речи и ликвидировать вторичную интеллектуальную задержку (при своевременно оказанной логопедической помощи таким детям). В зависимости от степени недоразвития (I — отсутствие общеупотребительной речи; II — зачатки общеупотребительной речи; III — развернутая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития) дети в 4-5 лет еще не говорят или речь их дефектная рудиментарная. Недоразвитая речь в отличие от задержки речи, у детей дошкольного возраста характеризуется резкими фонетическими дефектами, плохой дифференциацией звуков, перестановкой звуков и слогов в словах, неправильным употреблением предлогов, глагольных форм, несогласованность в роде, числе, падеже; часто сочетается с дислексией и дисграфией. Если преобладают элементы сенсорной алалии, дети не понимают речи окружающих, что нарушает их обучение и по другим предметам; собственная речь у них либо отсутствует, либо бессвязна, так как не контролируется пониманием. При алалии познавательные способности детей сохранены, что проявляется в хорошем уровне выполнения неречевых заданий. Дети в общении используют жесты, заменяющие или дополняющие их неполноценную речь, проявляют избирательность в контактах, личностное, иногда невротическое, реагирование на свой дефект. При тяжелой алалии и в педагогически запущенных случаях речевая интеллектуальная недостаточность может остаться на том или ином уровне стойкой, ограничивающей в дальнейшем выбор профессии, требующей выбор точных речевых формулировок. Если обучение детей начато в раннем возрасте (не позднее 3-4 лет) и направлено в основном на развитие речи, то к школьному возрасту, они приобретают возможность обучаться наравне со здоровыми сверстниками. Подобный прогноз и динамика в зависимости от степени выраженности и ранней педагогической коррекции наблюдаются и при парциальном недоразвитии навыков счета (дискалькулии), чтения (дислексии), письма (дисграфии).

Кроме относительно очерченных синдромов парциальных задержек и недоразвитий, среди детей значительно распространены легкие проявления недостаточности тех или иных функций психики, психомоторики, нейровегетативной регуляции (часто в их сочетании) конституциональной или резидуально-органической природы.

Эти расстройства, описанные под разными названиями дифференцированных и недифференцированных синдромов, в наиболее обобщенном виде известны под названием «минимальная мозговая дисфункция». Согласно определению, принятому на специально совещании по этому вопросу врачей и психологов в 1962 году в Чикаго, к минимальной мозговой дисфункции относят разные нарушения поведения и обучения, не связанные с дефектами воспитания или психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом.

К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: нарушения внимания и работоспособности, недостаточность пространственных представлений, ориентировки во времени, затруднения в обучении письму, счету, рисованию, нарушения речи, моторную неуклюжесть, гипер- и гипоактивность, слабую память, энурез, энкопрез, агрессивность, импульсивность, нарушение сна, раскачивания во сне, эмоциональную неустойчивость и др.

В диагностике минимальной мозговой дисфункции имеют значения не только анамнестические сведения об отсутствии конфликтной ситуации, дефектов воспитания, но и такие особенности, как слабость той или иной функции с раннего возраста, слабая личностная реакция на тот или иной недостаток, независимость его проявления от ситуации, сочетание нескольких симптомов, наличие в неврологическом статусе резидуальной органической микросимптоматики.

Источник

преимущественно регуля­торного компонента

Характеризуется в первую очередь импульсивностью в поведении, чаще двигательной и речевой расторможенностью, чем вялос­тью. При этом физические параметры развития в целом соответствуют воз­расту. Помимо импульсивности в любом варианте деятельности, включая и игру, следует отметить, что порой поведение ребенка становится неуправ­ляемым, не регулируемым взрослым. Преобладают выраженные игровые ин­тересы, хотя и в играх такие дети чаще всего конфликтны и недостаточно критичны.

Отличительной чертой развития познавательной сферы является несфор­мированность именно произвольности ВПФ: не столько элементарных (вос­приятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование и кон­троль), то есть собственно регуляторных процессов. При достаточной внеш­ней организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту. В случаях же «вялости» психических проявлений отмечается общая потеря интереса и необходимость создания яркой игровой мотивации для достижения поло­жительных результатов деятельности. Эти особенности должны учитывать­ся не только в развивающей или коррекционной работе, но и при проведе­нии диагностического исследования.

Читайте также:  Беседа с воспитателем об особенностях развития ребенка

Как и для некоторых других выделяемых типов отклоняющегося раз­вития, наличие знаков атипичного развития является отягощающим фактором, часто определя­ющим не только прогноз дальнейшего развития ребенка, но и последователь­ность включения и специфику различных коррекционных мероприятий.

Формирование пространственных представлений страдает преимуще­ственно на уровне вербальных представлений, что влечет за собой в том числе и трудности понимания отдельных пространственных, пространствен­но-временных и квазипространственных речевых конструкций.

Развивающая и коррекционная работа с этой категорией детей в первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности ифункции программирования и контроля. Причем, работа должна проводиться с привлечением вначале двигательных, а позднее (если позволяет время) или параллельно (в зависимости от возраста ребенка) ког­нитивных методов, основанных на нейропсихологическом подходе. «Про­граммирующей» в некоторых случаях может оказаться и сама среда (в том случае, если она специально структурируется), которая и создает возмож­ность для постоянного внешнего контроля.

Предполагается, что ребенку необходимо наблюдение невролога, а в резко выраженных случаях — и детского психиатра, отслеживание динами­ки развития нейропсихологом (с обязательным предварительным анализом особенностей корково-подкорковых взаимодействий, характера латерализации). Логопедическую коррекционную работу на начальных этапах помощи ребенку можно считать нецелесообразной как в силу крайне низкой еере­зультативности вследствие выраженной регуляторной незрелости, так ивследствие специфических особенностей функциональной организации моз­говой деятельности. Именно последним фактором объясняется также и не­обходимость чрезвычайно осторожного подхода к назначению лекарственных препаратов.

Прогноз развития тем благоприятнее, чем раньше начата специфичес­кая коррекционная работа под наблюдением врача. В запущенных случаях или когда работа начинается после 8-9 лет, возможна девиация развития в сторону группы асинхронного развития (дисгармоничное развитие экстрапунитивного типа). В этих случаях большое значение имеет представленность и выраженность таких отягощающих развитие ребенка факторов, как атипичность развития, неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития и неадекватная коррекционная работа (например, только массив­ная психотерапия без медикаментозной поддержки ит.п.).

Основными диагнозами являются: «органический инфантилизм», «син­дром гиперактивности и дефицита внимания», «минимальная мозговая дис­функция», «гиперкинетические расстройства» — (F90) (МКБ-10). Могут также наблюдаться такие специфические формы речевых нарушений, как повышение темпа речи — «тахилалия» (по МКБ-10 «речь взахлеб» — F98.6).

Ведущим специалистом для данного типа отклоняющегося развития следует считать психолога со знанием нейропсихологии или с нейропсихо-логической специализацией. При выраженных неврологических нарушениях ведущим специалистом может быть врач-невролог или психиатр.

Парциальная несформированность ВПФ преиму­щественно вербального и вербально-логического компонента

Данная категория детей являетсянаиболее представленной в работе психолога образования. Как правило, причиной обращения служат не трудности организации поведения ребенка в дошкольных или школьных образовательных учреждениях или дома, а трудности овладения соответствующим программным материалом. Чаще всего эти дети уже в дошкольном возрасте обращают на себя внимание так называемой «задержкой речевого развития» и с большой долей вероятнос­ти попадают под наблюдение логопеда или направляются в специализиро­ванные логопедические сады (группы). Однако у определенной части детей речевое недоразвитие остается некомпенсированным.

Дети, как правило, имеют невысокую речевую активность, сопровож­дающуюся и спецификой развития, в первую очередь, крупной мотори­ки. Они неловки и неуклюжи. Темп деятельности часто бывает невысо­ким, а на фоне утомления целенаправленность деятельности снижается. Среди особенностей развития когнитивной сферы следует отметить зна­чительно более успешное выполнение заданий невербального характера (порой превышающее средневозрастные показатели) по сравнению с зада­ниями вербального и вербально-логического плана. Затруднено понима­ние сложных речевых конструкций, все виды словообразования, актив­ный словарь невелик, затруднен поиск обобщающих слов. В речи часто встречаются смысловые замены (вербальные парафазии), затруднено по­нимание сложных пространственных, пространственно-временных, причин­но-следственных лингвистических конструкций. Дети могут проявлять не­уверенность в себе, тревожность, по-видимому, компенсаторно обусловлен­ные сложившимся стереотипом неуспешности. Именно у этих детей часто проявляются невротические знаки (тики, энурез, заикание и т.п.). С точки зрения специфики профиля функциональной ассиметрии при этом вари­анте отклоняющегося развития чаще всего встречается смешанная или неустоявшаяся латерализация, то есть знаки атипичного развития.

В соматическом отношении дети этой категории также довольно небла­гополучны: в анамнезе часто отмечается наличие аллергических реакций, дизбактериозы кишечника, проявления респираторного аллергоза (в частно­сти, бронхиальной астмы), а также выраженное своеобразие последователь­ности развития двигательных навыков до года, обусловленное, как прави­ло, неврологическими причинами.

Отмечается выраженная несформированность пространственных представ­лений. Причем, у детей данной категории наблюдается несформированность даже наиболее простых уровней овладения пространством. В некоторых случаях можно говорить даже о несформированности схемы тела и лица уже в вертикальной плос­кости: на уровне «выше — ниже», не говоря уже о труд­ностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. То есть можно говорить о том, что несформированными являются метричес­кие и координатные представления. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений оказываются «в дефиците», недосформированными. Это вероятнее всего может иметь тесную связь со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития в онтогенезе.

Основным направлением развивающей или коррекционной работы должно стать формирование пространственных представлений в соответствии с принципом замещающего онтогенеза, то есть выстраивание пространственных представлений, начиная с самых элемен­тарных уровней работы с телом. Безусловно, таким детям показана и мо­торная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе (и, соот­ветственно, отслеживание динамики этой работы специалистом с нейропсихологической специализацией). И только по достижении определенной динамики развития рекомендуется подключение собственно логопедической работы. Кроме того, предполагается работа по гармонизации уровней аф­фективной регуляции, в основном в рамках специально выстроенной про­граммы групповой (игровой) психотерапии.

Значительная представленность в этой группе детей со специфически­ми особенностями непосредственно функциональной организации мозговой деятельности (неустоявшаяся или смешанная латерализация, семейное или латентное левшество, иные знаки атипичного развития) требует чрезвычайно осторожного подхода к применению лекарственных препаратов и медикамен­тозной терапии в целом.

Читайте также:  Методы развития личности воспитания ребенка

Прогноз развития детей представляется благоприятным в том случае, когда правильно построен «сценарий» работы (адекватная последователь­ность подключения специалистов в работу с ребенком), а сама работа начи­нается относительно рано, то есть создается прочная основа для овладения соответствующими образовательными программами. Очень важным факто­ром безусловно является общий эмоциональный фон.

При неблагоприятном стечении обстоятельств возможна девиация развития по двум направлениям:

1. Нарастание с возрастом проблем, связанных с недостаточностью операциональной стороны мыслительной деятельности, гностических функций, особенности фонематического восприятия, мнестических функций. Утяжеляет ситуацию и недостаточное в сравнении с условно нормативными возрастными показателями формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Все это обусловливает все большее рассогласование между условно нормативными возрастными параметрами и показателями развития высших форм логического мышления ребенка, то есть фактически опреде-
ляет утяжеление состояния до парциальной несформированности смешанного типа, а в некоторых случаях возможна дальнейшая девиация состояния в сторону социально обусловленных форм тотального недоразвития.

2. Девиация состояния в сторону группы асинхронного развития (различные варианты дисгармоничного развития), то есть нарастание поведенческих реакций вплоть до патохарактерологических реакций, которые вначале носят компенсаторный характер, а в более старшем возрасте приводят к патологическому формированию личности в. целом.

Основными являются: в первую очередь — логопедический диагноз (преимущественно «общее недоразвитие речи» различной степени выраженности; медицинский диагноз — «задержка психоречевого развития на резидуально-органическом фоне». В школьном возрасте этим детям ставятся такие диагнозы, как «дисграфия и/или дислексия на фоне некомпенсированного недоразвития речи». Кроме того, часто неврологами диагностируется неврозоподобный синдром (его астенический или астено-невротический ианты). В соответствии с современной классификацией психических расстройств детского возраста (МКБ-10) могут быть поставлены такие диагнозыкак «специфические расстройства речи» — (F80), специфические расстройства развития учебных навыков» — (F81) [25,26]. Назначение ведущего специалиста зависит от возраста ребенка и выраженности речевых нарушений. Соответственно, ведущим специалистом может быть либо логопед, либо (на первом этапе коррекционной работы) психолог (нейропсихолог). Часто оба эти специалиста могут рассматриваться в ведущих.

Источник

Задержанное психическое развитие
(ЗПР)
многими исследователями трактуется как
«условно нормативное», поскольку с помощью
специальных коррекционных мероприятий к 9—11
годам ребенок может догнать своих сверстников.
Этот прогноз во многих случаях сбывается в том
случае, если ребенок начинает обучение в школе не
в соответствии с паспортным возрастом, а в
соответствии с созреванием
собственно-регуляторных функций,
эмоционально-личностной и когнитивной сфер.

В.В. Лебединский отмечал, что дети с
задержкой психического развития чаще всего
выглядят младше своих лет. Их эмоциональная
сфера соответствует складу ребенка более
младшего возраста, они внушаемы, недостаточно
самостоятельны, но неутомимы в играх. В то же
время работоспособность детей с ЗПР низка, они
быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой.
Социальная адаптация затруднена, вследствие
чего правилосообразное поведение на
соответствующем возрастном уровне не
сформировано [9]. Многие исследователи указывают,
что у этих детей достаточно высокие
компенсаторные и адаптационные возможности.

Термином парциальная
несформированность высших психических функций
(ВПФ)
специалисты пользуются для
характеристики неравномерности развития тех или
иных сторон психической деятельности [5].
Развитие детей, относящихся к этой группе, идет,
как указывают исследователи, принципиально иным
путем, нежели развитие детей с истинной
задержкой психического развития. «Расходясь еще
в раннем возрасте, пути развития этих двух групп
детей продолжают расходиться на протяжении
всего дошкольного детства, а если не принимать
серьезных специфических мер помощи, это
расхождение продолжается и в младшем школьном
возрасте. Эти дети не догоняют своих сверстников
ни к 9—11 годам, ни даже позднее» [11].

Выделяют несколько типов парциальной
несформированности высших психических функций.
Каждый тип имеет свои специфические особенности
развития.

Характерными признаками детей,
относящихся к группе парциальной
несформированности преимущественно
регуляторного компонента, являются:
неуправляемость поведения, двигательная и
речевая расторможенность, быстрая потеря
интереса к деятельности, трудности освоения
программного учебного материала. Конфликтность
и некритичность. Но физические параметры
развития этих детей, как правило, соответствуют
возрасту.

При парциальной несформированности
ВПФ преимущественно вербального и
вербально-логического компонента у детей
отмечается низкий уровень развития крупной
моторики. Они неловки и неуклюжи. Деятельность
нецеленаправленна, затруднено понимание сложных
речевых конструкций. Эти дети часто неуверенны в
себе и, как следствие, тревожны. Именно у них
часты невротические реакции (тики, энурез,
заикание и т.п.). Исследователи отмечают у таких
детей неблагополучие в плане здоровья. Они часто
болеют. Основные диагнозы, которые ставят этим
детям: «общее недоразвитие речи», «специфическое
расстройство речи», «специфическое расстройство
учебных навыков» и некоторые другие.

Парциальную несформированность
смешанного типа исследователи определяют как
промежуточный вариант между тотальным
недоразвитием и парциальной
несформированностью ВПФ. Дети этой группы
неактивны, их адаптационные возможности снижены.
Они быстро утомляются и, как следствие,
импульсивны. Сфера интересов сужена, самооценка
занижена и дети очень быстро привыкают быть
неуспешными. Процесс обучения новым видам
деятельности и двигательным навыкам идет очень
медленно. Среди особенностей когнитивного
развития специалисты в первую очередь отмечают
недостаточность операциональной стороны
мыслительной деятельности (в первую очередь
параметров внимания). Уровень психической
активности может колебаться в зависимости от
метеорологических изменений, фаз луны и т.д.

Своевременность коррекционной помощи
и благоприятная социальная ситуация развития
дает основания благоприятного прогноза
дальнейшего развития.

Основные диагнозы — «задержка
психоречевого развития», «ЗПР
церебрально-органического генеза»,
«специфическая задержка развития»,
«неврозоподобный (астенический) синдром». Часто
таким детям в дошкольном возрасте ошибочно
ставится диагноз «легкая умственная
отсталость».

Группа асинхронного развития

Эту группу представляют дети с ярко
выраженными диспропорциями в развитии высших
психических функций (асинхронией).

При нормальном развитии ребенка
действует закон гетерохронии, когда в
соответствии с нормативными показателями
формируются различные функции. Причем в каждый
возрастной период какая-то одна из психических
функций «ведет» за собой развитие всех
остальных. Сущность асинхронного развития
заключается в нарушении принципа гетерохронии.

Читайте также:  Общение с месячным ребенком развитие

В группе асинхронного развития
выделяют две подгруппы детей: с дисгармоничным
развитием и с искаженным развитием.

У детей с дисгармоничным развитием
наблюдаются нарочитая независимость поведения,
негативизм, протестные формы поведения, его
демонстративность, раздражительность. Такие
дети быстро пресыщаются однотипной
деятельностью, которая часто вызывает у них
агрессивные и протестные реакции. Речевая
активность этих детей нередко чрезмерна, у них
высокие притязания на успех и, как правило,
завышенная самооценка. В семье эти дети ведут
себя как тираны, со сверстниками, не имея на то
оснований, претендуют на роль лидера. Легко
входят в эйфорию и дисфорию.

У этих же детей может наблюдаться
сверхкритичность в отношении своей
деятельности, стойкая неуверенность в себе,
тревожность, эмоциональная инертность. Иногда
они бывают чрезвычайно навязчивы. Особую тревогу
у родителей должны вызывать на фоне общего
снижения психического тонуса отсутствие
специфических детских интересов и живости
реагирования, повышенная чувствительность,
расстройство сна, расстройство пищеварения и
аллергические реакции.

Общим признаком у этого типа детей
является соматическая ослабленность.

Типичные для дошкольного возраста
диагнозы — «формирование личности по
истерическому типу», «неврозоподобные реакции»,
«характерологические и патохарактерологические
реакции», «формирование личности по тормозному
типу», «невротическое развитие личности».

Сущность искаженного развития
заключается в грубом нарушении адаптационных и
приспособительных систем поведения, а также
повреждении механизмов эмоциональной регуляции.

Исследователи выделяют три основных
типа искаженного развития [11]:

— искажение
эмоционально-аффективного развития;
— искажение развития когнитивной сферы;
— мозаичные типы искаженного развития.

Для всех трех типов характерными
являются нарушения как моторного, так и
физического развития в целом. Уже на уровне
внешнего вида обращают на себя внимание
дискретность, дисгармоничность движений, а при
грубых нарушениях возможность застывания в
отдельных позах, их вычурность. У таких детей
наблюдается наличие специфических интересов и
увлечений, от которых ребенок не в силах
освободиться. При нарушении динамики
мыслительной деятельности у детей может быть
высокий уровень интеллектуального развития,
высокая креативность мышления. Исследователи
отмечают, что эмоционально эти дети холодны к
близким, но в то же время могут испытывать
привязанность к малознакомым людям и предметам.
Часто в периоды межсезонья у детей наблюдается
резкое колебание психического состояния. В эти
периоды наблюдается регрессия психического
развития, выражающаяся в утрате социальных
навыков и эмоционального развития.

Поврежденное развитие

Классики отечественной психиатрии и
психологии В.В. Ковалев, В.В. Лебединский, а также
и современные исследователи, как, например, Н.Я.
Семаго и
М.М. Семаго, к поврежденному развитию относят те
варианты отклоняющегося развития, которые
возникли в результате психотравмирующего
фактора, когда большая часть функциональных
систем была уже сформирована до момента
повреждения. Этот период называют
условно-поврежденным. Считается, что феномен
поврежденного развития может возникать после 2—3
лет.

Чем больше объем повреждения, тем
тяжелее общее состояние ребенка. Для таких детей
характерны астенические реакции, крайне низкая
работоспособность и ее грубое колебание вплоть
до невозможности организации продуктивной
деятельности, инертность, колебания
психического тонуса и настроения.

В зависимости от характера
повреждения и уровня развивающе-коррекционной
работы возможна практически полная компенсация
повреждения.

Рассмотрев, даже в столь кратком
изложении, специфику отклонений психического
развития детей, мы можем определить основные
научно-методологические подходы к организации
физического воспитания в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего
вида.

Их несколько, раскроем суть основных:

Суть главного подхода заключается
в том, что компоненты физического воспитания
должны стать органичной составляющей
развивающе-коррекционной работы. Например, во
время физкультурного занятия может успешно
проводиться коррекционная работа по
формированию пространственных представлений, а
во время развивающих занятий с дефектологом дети
выполняют специфические виды оздоровительных
гимнастик. Интеграция физического воспитания с
коррекционной работой — дело непростое, но
весьма нужное.

Второй подход заключается в
дифференциации физического воспитания детей
даже в рамках одного диагноза, так как у них могут
быть совершенно различные эмоциональные и
поведенческие реакции на одну и ту же физическую
нагрузку. Внимательное наблюдение за детьми,
консультации с психоневрологом облегчат
комплектование подгрупп для организации
физкультурных занятий.

Третий подход заключается в
индивидуализации физического воспитания детей с
нарушениями в развитии. Некоторые виды
упражнений дети просто не в состоянии выполнять
вместе в одном темпе. Одни, например, готовы долго
и монотонно выполнять одни и те же действия,
другие раздражаются уже после третьего
повторения движения, а третьи вообще не в
состоянии сосредоточиться на выполнении
движения, их все отвлекает. Выполняя эти
упражнения один на один со взрослым (это удобно
делать во время индивидуальных коррекционных
занятий с логопедом, психологом, дефектологом),
ребенок в силу развитости подражательности
добивается значительных успехов. Этот подход не
так сложен в содержательно-методическом плане,
сколько в организационном. От руководителя и
методиста дошкольного учреждения требуется
умелая координация деятельности всех
специалистов, обслуживающих детей.

Четвертый подход заключается в
дробности предлагаемых детям физических
нагрузок. Общая физическая нагрузка по
длительности и интенсивности должна быть
распределена в течение всего дня. При этом
учитывается типичное состояние для большинства
детей утром, днем, вечером. При правильном
распределении нагрузок создается возможность
посредством движений «сбрасывать» накопившиеся
эмоции. Кроме того, мини-физкультурные занятия
являются хорошим средством приобретения навыков
организованного поведения, столь необходимых
таким детям.

Пятый подход заключается в том, что
физкультурные занятия должны интенсифицировать
психомоторное развитие детей как основу
произвольной регуляции движений. В их содержание
должны ежедневно включаться специальные
упражнения, развивающие крупную и мелкую
моторику, автоматизмы движений рук, статическое
и динамическое равновесие, совершенствование
координационных механизмов нервной системы.
Например, забытая ныне игра в «классики» очень
показана для совершенствования динамического
равновесия и пространственной ориентации.

Читать продолжение

Источник