Ознакомление родителей с психологическими особенностями развития ребенка

Наталья Беленко
Родительское собрание «Возрастные особенности детей, ознакомление с режимными моментами»

Родительское собрание на тему:

«Возрастные особенности детей, ознакомление с режимными моментами»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть всех Вас в новом учебном году в нашем детском саду. Хочется поздравить вас, с тем, что ваши дети преодолели момент адаптации к условиям детского сада и сейчас с удовольствием ходят в сад без каких либо затруднений. И это значит, что они повзрослели и у них начинается новый этап в жизни. Чтобы этот переход прошел и далее наиболее комфортно и благополучно мы с Вами должны сотрудничать и быть единым целым в вопросах, касающихся воспитания ребенка.

Обучение в нашей группе происходит по рабочей программе которая разработана на основе образовательной программы ДОУ, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными ииндивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

1. Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

2. Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

3. Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Рабочая программа направлена на:

1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; Реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

1. Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

2. Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

3. Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

4. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

5. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

6. Изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

7. Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

8. Двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

В нашей группе образовательная деятельность происходит с учетом выполнения всех требований программы (ознакомить с расписанием НОД, количеством и временем, воспитателями занятий)

Вначале хотелось бы вам рассказать о возрастных особенностях психического развития детей нашего возраста. Большинство детей в нашей группе в возрасте от 3 до 4 лет (от 3-4 лет: 14 детей, от 4 до 5 лет: 5 детей, от 5 до 6 лет: 1 ребенок).

Важнейшая особенность возраста ребенка 3-4 года – это осознание ребёнка самим себя как отдельного человека со своими желаниями и возможностями («Я сам», ребёнок в этот момент ощущает себя самостоятельным и взрослым человеком. И если раньше ребёнок совершал действия по подражанию, то сейчас он хочет действовать сам. Однако младший дошкольник не может в точности повторить действия взрослого, потому что его возможности крайне ограничены. Вот здесь и возникает противоречие между желанием делать самому и возможностями ребёнка. Возникает самый первый кризис- кризис 3 лет. Очень часто в этом возрасте мамы и папы не узнают своих детей, но поверьте, и этот кризис проходит, главное выйти из него с наименьшими потерями для себя и, что особенно важно, для ребёнка.

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) улучшается произношение звуков и дикция. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей.

Читайте также:  Особенности развития организма ребенка развитие нервной системы

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

2. Рекомендации родителям

Итак, в чём же наши дети могут быть самостоятельны?

-умеют мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, вешать полотенце на своё место;

-одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки ботинок. (алгоритм одевания и раздевания);

-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его, обращаться за помощью взрослого;

-своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

-убирать игрушки в определённое место.

Возможно, вам покажется, что приобретение этих навыков не столь важно, но уверяем вас, из опыта работы можем сказать, что если дети не научатся всему вышеназванному сейчас, то потом они не наверстают, им будет тяжело. Предлагаем нам с вами лозунг: «Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам».

Как не надо себя вести.

— Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

— Не надо говорить «да» когда необходимо твёрдое «нет».

— Не подчёркивать свою силу и превосходство над ним.

3. Значение театра в воспитании ребенка.

А. С. Макаренко указывал, что 80% положительных и отрицательных черт характера ребенка формируется в первые пять лет жизни. Поэтому воспитывать его надо практически с рождения. Одно старинное изречение гласит: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». В его истинности не приходится сомневаться. Формирование привычек, характера – невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Любые родители прикладывают максимум усилий, чтобы воспитать послушное дитя, но это не всегда получается. Внезапно у ребенка могут проявиться такие черты характера, которых родители никогда не замечали за собой. Почему это происходит? Ученые считают, что за первые 4 года формируется 50% интеллекта человека. Эту же мысль высказывал в свое время Л. Н. Толстой, когда писал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние». До 4—5-летнего возраста ум ребенка чрезвычайно восприимчив ко всем видам внешней информации. Он постоянно впитывает ее извне. Ребенок воспринимает, в основном, не на слух, а через зрительную систему. Ему можно сто раз сказать, что надо убирать за собой игрушки, но если он увидит, что мама сразу не помыла посуду или папа разбросал бумаги, у ребенка сразу на уровне подсознания отложится, что и игрушки можно оставить. Сбор информации продолжается на улице, в детском саду, через телевизор. Поэтому я предлагаю создать в нашей группе импровизированный театр для воспитания и правильного представления у детей правила поведения в той или иной ситуации, тем более дети очень любят перевоплощение. Таким образом можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Протокол № 1 родительского собрания на тему:

«Возрастные особенности детей 4-го, 5-го, 6-го года жизни, ознакомление с режимными моментами»

Сейдер Наталья Николаевна

07.10.2016г. Присутствовало: 13

Отсутствовало: 7

План:

1. Выступление воспитателя Сейдер Н. Н.: «Возрастные особенности детей 4-го, 5-го, 6-го года жизни, ознакомление с режимными моментами»

2. Выступление воспитателя Сейдер Н. Н. «Рекомендации родителям»

3. Выступление на тему: «Значение театра в воспитании ребенка»

4. Разное.

Ход собрания:

1. Воспитатель Сейдер Н. Н. ознакомила родителей с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ — в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста. Познакомила и рассказала о годовых задачах, на 2016-2017 учебный год.

2. Основным воспитателем: Сейдер Н. Н. была подготовлены рекомендации для родителей: «В чём наши дети могут быть самостоятельны?», «Как не надо себя вести».

3. Выступление на тему: Значение театра в воспитании ребенка.

А. С. Макаренко указывал, что 80% положительных и отрицательных черт характера ребенка формируется в первые пять лет жизни. Поэтому воспитывать его надо практически с рождения.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад в обнинске

4. По вопросу разное велся разговор о здоровье ребенка, прививках, о своевременных звонков по поводу отсутствия и т. д.

Решения собрания:

1. Работать в тесном взаимодействии родители — дети – воспитатели. Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс, для достижения результатов во всех направлениях.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и развития. Знакомиться с информацией «Родительского уголка», подготовленной педагогами, выполнять предлагаемые рекомендации.

3. Родители согласились оказать помощь для создания театрального уголка в группе.

4. Ознакомились со всеми вопросами и решили быть более внимательными и ответственными к посещению детского сада.

Председатель собрания: Н. Н. Сейдер

Источник

Татьяна Игошина
Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или Знаете ли вы своего ребенка?»

Цель: формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями; развитие конструктивных представлений о детях и воспитанниках; обобщить представления о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, формирование правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка.

Игра-приветствие «Пожелание»

Педагог-психолог:

Родители передают мяч друг другу по кругу.

Ты катись, веселый мячик

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот пожелание скажет нам.

Педагог-психолог показывает презентацию:

Психологические особенности детей 5—6 лет

Всё больший интерес ребёнка 5 лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются взвешиванию и сравниваются с другими. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.

Двигательная активность

У вашего ребенка еще значительнее сдвиги в развитии моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять несколько видов двигательных умений одновременно: бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

Эмоциональное развитие

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Другие – подбирают что одеть в садик… Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.

Социальное развитие

Ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек — маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек — женственными. Дочь знакомится с ролью мужчины через поведение отца, а мальчики — с ролью женщины, через общение с мамой. Происходит некоторое удаление от родителей. Ребенок уже спокойнее переносит кратковременную разлуку с близкими.

Интеллектуальное развитие

Ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их по видам на диких и домашних. Может объединять предметы по различным признакам, находить между ними сходства и отличия. Малыш очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых

помещениям, дома. Может досчитать до 10, складывать и вычитать в этих пределах.

Особенности поведения

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится то или иное. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит в окружающем мире.

Творческое развитие

Вершина творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки — ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

— Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

— Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

— Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

— Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

— Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

— Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

В этом возрасте Вы замечаете, что ваш ребенок:

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и не понятен.

• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Читайте также:  Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. * Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Что же надо знать о своём ребёнке?

О ребёнке надо знать всё. Но это невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего у него портится настроение.

Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребёнка?

Перед Вами расположились «последние осенние листочки», карандаши и ручки. Каждому из Вас предоставляется возможность описать достоинства и недостатки своего ребенка. Выберите листик и вспомните об особенностях, вашего малыша, о его поведении, привычках…

(заполняем дерево листочками, которые заполнили родители). Детям будет очень приятно увидеть, как старались их родители на родительском собрании.

Какой Вы родитель?

Вам предлагается тест-игра. Оцените своё отношение к своему ребенку. Как часто вы произносите данные фразы:

сколько раз тебе повторять? — 2балла

посоветуй мне, пожалуйста… -1 балл

не знаю, что бы я без тебя делала! -1 балл

и в кого ты только такой уродился? -2 балла

какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл

ну на кого ты похож (а? -2 балла

я в твои годы … – 2 балла

ты моя опора и помощник (ца) -1 балл

ну что за друзья у тебя? – 2 балла

о чём ты только думаешь? -2 балла

какая (какой) ты у меня умница! -1 балл

а как ты считаешь, сынок (доченька? -1 балл

у всех дети, как дети, а ты… — 2 балла

какой ты у меня сообразительный! – 1 балл

Чем меньше количество баллов, тем искреннее Вы относитесь к своему ребенку, тем правильнее выбираете подходы к воспитанию…

Вам как его родителям важно:

• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на требования. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Упражнение – завершение «Аплодисменты»

Мы с вами сегодня хорошо пообщались.

И в завершении я предлагаю вам посмотреть на свои ладони и представить на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ.

И вот чтобы они не ушли от нас, их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах.

Открытый вопрос (обсуждение интересующих вопросов родителей).

Спасибо за внимание!

Источник