Отставание в развитии роста грудного ребенка

Отставание в развитии роста грудного ребенка thumbnail

Очень часто родители переживают за то, что их ребенок якобы отстает в росте от своих сверстников. В большинстве случаев эти опасения не оправданы, а невысокий рост является просто особенностью развития. Однако иногда отставание в росте может свидетельствовать о серьезном заболевании, и помощь специалиста просто необходима. Когда же родителям на самом деле стоит переживать, а когда нужно просто набраться терпения и подождать, когда ребенок подрастет?

Наиболее интенсивный рост происходит у ребенка на первом году жизни. Нормальным при рождении считается рост от 48 до 55 см. За первый год малыш прибавляет около 25 см, за второй — 10-12 см, за третий — 7-8 см. Далее рост ребенка замедляется и до начала полового созревания прибавка в росте линейная и составляет примерно 5-6 см в год. Как правило, до 3-4 лет дети развиваются в соответствии с нормами. Симптомы болезней, влияющих на рост начинают проявляться как раз примерно в возрасте 3-4 лет, поэтому тревогу стоит бить, когда за год ребенок вырос не более,чем на 2 см при норме 5-6 см. Кроме того, если ребенок систематически отстает от норм роста, но при этом вес набирает относительно стабильно или родители имеют высокий или средний рост, а малыш плохо подрастает, необходимо обратиться за консультацией к педиатру или эндокринологу.

Причины задержки роста могут быть разнообразны:

1) генетическая предрасположенность. Если оба родителя низкие, то и ребенок не будет отличаться высоким ростом. Если отставание критичное, то стоит обследовать не только ребенка, но и родителей на предмет различных патологий, чтобы выявить, присутствует ли наследственная патология или речь идет об особенности организма;

2) недоношенность, низкая масса тела при рождении, задержка внутриутробного развития — все это также может являться причиной низкого роста. Обычно дети выравниваются к двум годам. Если к этому возрасту выравнивания не произошло, то в дальнейшем это маловероятно. Около трети детей, рожденных с экстремально низкой массой тела (менее 1500г), имеют низкий рост;

3) причиной низкого роста также могут стать различные заболевания: бронхо-легочные заболевания, астма, патологии кишечника, проблемы с надпочечниками, сахарный диабет, болезнь Крона, муковисцидоз и др.;

4) эндокринные нарушения — из-за поражения гипофиза нарушается выработка тиреотропного гормона, который влияет на работу щитовидной железы. Т.е. в данном случае причиной задержки роста будет являться гипотериоз. Другим отклонением в работе гипофиза может стать недостаток гормона роста. В следствие этого рост также может замедляться.

Для диагностики отставания в росте применяют ряд исследований, в т.ч. рентгенограмма кистей рук. Она позволяет определить, на сколько скелет ребенка формируется в соответствии с возрастом. В случае задержки развития скелет будет отставать от календарного возраста. Имеется также ряд других внешних признаков, позволяющих судить о задержке роста: черты лица у ребенка кукольные, воспринимаются как у детей более младшего возраста, все тело округляется, происходит излишнее отложение жировой ткани, наблюдаются проблемы в функционировании всех систем и органов в организме, голос ребенка не меняется из-за недоразвития голосовых связок.

В случае выявления реальной патологии врач назначает в качестве лечения заместительную терапию. Принимая синтетический гормон каждый день, ребенок сможет догнать своих ровесников в росте и развитии. Также существует и естественный способ повлиять на выработку гормона роста. Установлено, что занятия спортом укрепляют мышцы и скелет, запускают обменные процессы естественным образом. Запишите ребенка в любую спортивную секцию и резльтат не заставит себя ждать.

5) хромосомные нарушения: синдром Дауна, Тернера, Нунан и Рассела-Сильвера;

6) психологическая депривация — относится, как правило, к детям из неблагополучных семей. Рост самостоятельно быстро восстанавливается, если поместить такого ребенка в более заботливую среду;

7) плохое питание — недостаток витаминов и питательных веществ в организме также могут стать причиной низкого роста. Однако причиной непоступления в организм этих веществ может также являться плохой аппетит, болезни ЖКТ, неусвоение нужных элементов из-за нарушения обмена веществ или каких-либо патологий;

8) конституционные особенности — как правило, характерны в большей степени для мальчиков, проявляются в задержке полового развития и были характерны и для других членов семьи того же пола. В данном случае это является просто особенностью развития и в дальнейшем ребенок набирает нормальный рост;

К счастью, в большинстве случае низкий рост является просто особенностью конкретного человека, но если у вас возникли подозрения, что ваш ребенок растет слишком медленно, то для исключения патологии лучше обратиться к специалисту.

Читайте другие статьи о детях и материнстве:

Как обезопасить розетки от ребенка?

Профилактика детского ожирения по-французски.

Грудное вскармливание. Мифы и здравый смысл.

Источник

Какие существуют причины задержки роста у ребенка, какие могут быть последствия, можно ли предотвратить?

?Задержка роста у детей

Возрастная динамика роста

Интенсивнее всего дети растут в первый год жизни и в период полового созревания. Рождается ребенок с ростом, в среднем 50 см. За год он подрастает до 80 см. В последующие 10 лет рост замедляется и составляет около 4-5 см в год. Начиная с 11-12-летнего возраста, девочки идут в рост интенсивнее мальчиков. Связано с тем, что у представительниц прекрасного пола раньше начинается половое созревание. Мальчики резко начинают увеличиваться в длину с 14-15 лет. Окончательно рост формируется примерно к 25 годам, но интенсивно расти люди прекращают лет к 18-20, зависит от половой принадлежности. У девочек интенсивный рост заканчивается раньше, как и начинается, у мальчиков позже.
 

О задержке роста

Заметной задержка роста становится еще на первом году жизни. В этот период происходит интенсивное нейропсихическое и физическое развитие. Вместе со всем телом растет и мозг, а он влияет на общее состояние человеческого организма. Для правильного развития, ребенку необходимо много питательных веществ. Если их будет недостаточно, это отразится, в первую очередь, на росте и весе. Кроме этого, у детей с задержкой роста, наблюдается:

  • Отставание в психомоторном развитии — позже сидит, стает на ножки, ходит, говорит.
  • Повышенная раздражительность и капризность.
  • Снижение интереса к окружающей среде.
Читайте также:  Игра как развитие эмоциональной сферы ребенка презентация

Такие детки, по наблюдениям специалистов, боятся смотреть в глаза.  
 

Что такое гормон роста

В человеческом организме вырабатывается не один гормон для роста, а целый ряд. Они имеют общее название — соматотропин. Отвечают за рост костей. Самая интенсивная выработка данного рода гормонов наблюдается в младенчестве и детском возрасте. В процессе взросления, концентрация гормонов роста постепенно снижается. Кроме роста костей, этот вид гормонов принимает непосредственное участие в обмене веществ, увеличении мышечной массы. Если по прошествии 25 лет интенсивность выработки гормонов роста не уменьшилась, то возможно развитие патологий, например, деформации скелета в разных местах. С другой стороны, если у ребенка гормоны роста вырабатываются в недостаточном количестве, то он будет отставать в физическом развитии, а вместе с тем и нервно-психическом.
 

Задержка роста — гены, отвечающие за рост

Согласно последним исследованиям генетиков, в человеческом организме существует большое количество генов, от которых зависит его рост. Однако, если у ребенка в роду все высокие, то более, чем очевидно, что он тоже унаследует рост своих близких или более дальних предков, и наоборот, в невысоких родителей ребенок тоже будет не выше отца, при условии, что ближайшие предки тоже были среднего роста. Кроме нормальных генетических показателей, в ДНК отражаются и различные нарушения. Если в роду были аномалии, связанные с ростом, то у потомков они могут время от времени проявляться.

Задержка роста у детей

Задержка роста у детей: причины:

Неэндокринные причины

К причинам задержки роста неэндокринного характера относятся:

  • Вариант нормального развития, с отставанием полового созревания, рост зависит от генетической предрасположенности.
  • Наследственная низкорослость без нарушений.
  • Преждевременное появление на свет.
  • Генетические нарушения, такие, например, как синдромы Тернера и Нунан.
  • Заболевания хронического характера — низкий гемоглобин, воспалительные процессы в желудке и кишечнике, бронхиальная астма, сердечные проблемы, регулярное недоедание.
  • Лечение гормональными препаратами.

Эндокринные причины

К причинам задержки роста эндокринного характера относятся:

  • Сахарный диабет.
  • Диабет не инсулин-зависимый.
  • Недостаточное количество витамина D.
  • Псевдогипопаратиреоз.
  • Синдром Иценко-Кушинга.
  • Недостаточный уровень гормонов щитовидной железы.

Еще к эндокринным нарушениям, которые провоцируют задержку роста относится недостаток выработки гормона роста врожденное или приобретенное. 
 

Как родители могут понять, что их ребенок отстает в росте

В младенчестве, при посещении детского врача, проводится контрольное взвешивание ребенка. Если будут отклонения, доктор сообщит об этом. В первую очередь ребенок перестанет прибавлять в весе, у него не будут увеличиваться в размере конечности и голова. В более старшем возрасте кроме недостаточного роста и веса добавляется недоразвитость половых органов у мальчика и молочных желез у девочки.

Таблица показателей роста и веса для девочек и мальчиков от рождения до 1 года по данным ВОЗ

Задержка роста у детей
Таблица роста и веса для девочек и мальчиков от 1 года до 10 лет по данным ВОЗ

Задержка роста у детей
Задержка роста у детей
Таблица роста и веса для девочек и девушек, мальчиков и юношей с 11 до 17 лет по данным ВОЗ

Задержка роста у детей

Диагностика. Что такое «рентген-возраст»

При явной задержке роста, детский врач сначала в форме беседы выясняет у родителей не является ли это наследственным, затем направляет на различные исследования:

  • Анализы: общий крови и специальный на уровень глюкозы, развернутый химический, на гормоны.
  • МРТ.
  • Исследование кариотипа.

Одним из видов диагностики при задержке роста является «рентген-возраст» или определение костного возраста. Для этого делают рентгеновский снимок кистей рук и сравнивают со специальными таблицами, где указаны все необходимые параметры согласно определенному возрасту ребенка. Дело в том, что у маленького ребенка в скелете больше хрящевидной ткани, в процессе взросления, она костенеет, причем в определенной последовательности. Если присутствует реальная задержка развития, то она отразится в окостенении хрящей тоже.

Осложнения и последствия

Если задержка роста вызванная нарушениями в организме, то возможны такие последствия:

  • Повышение АД.
  • Сахарный диабет.
  • Язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта.
  • Остеопороз. Частые переломы.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Зоб и сопровождающая симптоматика.
  • Снижение интеллектуальных способностей.

Кроме физических последствий отставания в росте, могут возникнуть и психологические — комплексы по поводу внешности.

Задержка роста: лечение

Если ребенок унаследовал от родителей низкий рост, то это норма и в коррекции не нуждается. Нарушения нормального развития лечатся по результатам диагностики. Сначала проводится терапия основного заболевания, которое стало причиной отставания в развитии, затем, по возможности, исправление последствий. Недостаток гормона роста компенсируется за счет приема специальных гормональных препаратов. 

Профилактика отставания в росте

В первую очередь на общее развитие ребенка, в том числе и рост, непосредственно влияет питание. Оно обязательно должно быть полноценным. Ребенок должен кушать овощи, фрукты, мясо, крупы, то есть — необходимые жиры, белки, определенное количество углеводов и конечно же, микроэлементы — кальций, фосфор и т.п.
При первых же симптомах или подозрениях, что что-то не так, необходимо обратиться за помощью к специалистам, чтобы не упустить время.
Задержка роста у современных детей встречается достаточно часто. Важно своевременно обратить внимание и исправить ситуацию. Ведь данные нарушения могут повлиять негативно на всю последующую жизнь ребенка, а затем взрослого человека. Многое в данном случае зависит от родителей, их бдительности.

Источник

В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media неоднократно рассказывала о том, как правильно развивать малыша и чем его кормить.

Как понять, что ребенок отстает в развитии? И что делать при этом? Об этом Kaktus.media рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.

Мы решили разделить эту тему на три части. Сегодня расскажем о детях до года, в следующих двух материалах – о детях 2-3 лет и 3-7 лет.

Читайте также:  Развитие ребенка в два года мальчик форум

Всемирный банк провел исследование и сделал вывод: вложенный в развитие ребенка доллар возвращается в семикратном размере. Чем раньше родители начинают работать со своим ребенком, тем больше результатов получат в будущем.

Понимая это, Детский фонд ООН поддерживает Министерства образования и здравоохранения в разработке стандартов развития детей. Ранее уже было создано руководство по развитию детей от трех до семи лет – тот период, когда дети готовятся к школе.

Однако было понимание, что стандарты развития ребенка от рождения до трех лет также необходимы. Ведь в этом возрасте ребенок находится дома, его видят зачастую лишь родители и медработник, в некоторых случаях педагоги детских садов и социальные работники.

При поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет» которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.

К примеру, руководство включают и оценку нервно-психического развития ребенка: вес и рост к определенному возрасту. Это важно, потому что если ребенок отстает в весе и в росте, то он, скорее всего, будет отставать и в нервно-психическом развитии. Руководство учитывает контекст страны, условия и особенности развития ребенка в Кыргызстане.

Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских чтениях.

ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет, которые можно оставить в комментариях.

Как рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, с самого рождения у ребенка должно быть медицинское сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики были оснащены стандартами развития ребенка. При посещении новорожденного врачи оценивают его развитие согласно данным нормативам.

Как только родители видят, что физиологическое развитие ребенка где-то нарушается, к примеру, ребенок вовремя не держит голову, вовремя не сел, вовремя не пошел, вовремя не заговорил, ребенок беспричинно беспокоен, хотя он сыт, сухой и ничего у него не болит, это повод обратиться к специалисту.

Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Если окружающая среда у него асоциальная, агрессивная и жестокая, то у него клинически будут проявляться жестокость и агрессия. Если же ребенок растет в доброй любящей среде и он видит такое же отношение своих родных к окружающим, то и ребенок точно такой же.

Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.

Этот принцип действует и по-другому. Если соседи или окружающие видят ваше агрессивное отношение к ребенку, то дублируют его. Мол, «ой, да они сами его лупят».

Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.

Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.

Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то очень важно привить детям навыки самообслуживания, гигиены (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно, чтобы ребенок был независимым от других и имел достойный образ жизни. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку и т.д. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.

Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?

При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).

От рождения до 6 месяцев

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ реагирует на громкие звуки и яркий свет.
  • НЕ смотрит на яркие движущиеся предметы на расстоянии 30-50 см от глаз к 2 мес.
  • Отсутствует одинаковое (симметричное) движение глаз при переводе взора в разные стороны к 4 мес.
  • НЕ поднимает и не держит голову, лежа на животе, в течение минимум 30 сек. к 2 месяцам, 1 минуты — к 3 месяцам. Не держит голову устойчиво к 4 мес.
  • НЕ может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья, к 4 мес.
  • НЕ может поворачиваться с живота на спину самостоятельно к концу 5-го месяца.
  • НЕ тянет предметы в рот к 4 мес.
  • Слабо или совсем НЕ двигает ножками или ручками.
  • НЕ может дотянуться до игрушки, яркого предмета, расположенного в 30 см от вытянутой руки, к 6 мес.
  • НЕ опирается на ноги, когда ноги находятся на твердой поверхности, к 4 мес.
  • НЕ переворачивается к 6 мес.
  • Слабо сосет или отказывается от груди.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ улыбается к 2 мес.
  • НЕ смеется к 6 мес.
  • НЕ проявляет привязанность к ухаживающему лицу к 6 мес.
  • Одинаково реагирует на знакомого и незнакомого человека к 6-9 месяцам.
  • Отказывается от общения и взаимодействия со взрослым к 6-9 месяцам.

УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

  • НЕ смотрит на движущиеся предметы и живые объекты к 6 месяцам.
  • НЕ проявляет интереса к окружающим предметам, не пытается обследовать их.
Читайте также:  Индивидуальная учебная программа развития ребенка с глубокой умственной отсталостью

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ гулит, не издает гласные звуки («а», «и», «о» и др.) к 6 мес.
  • НЕ реагирует на громкие звуки.

Ребенок 6-12 месяцев

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ смотрит на движущиеся предметы.
  • НЕ проявляет интерес к действиям с предметами.
  • При поддержке на весу не опускает ноги вниз к 9 мес.
  • НЕ может стоять даже при поддержке к 12 мес.
  • НЕ может ходить даже при поддержке за руку к 12 мес.
  • НЕ может взять большим и указательным пальцами небольшие предметы к 12 мес.
  • НЕ пытается сесть при поддержке за руку к концу 7-го месяца. Не сидит даже при поддержке к 9 мес.
  • Не играет в подвижные игры с участием обратной связи (ловить и бросать назад) к 9 мес.
  • Не перекладывает игрушку из одной руки в другую к 9 мес.

СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ узнает знакомых людей к 9 мес.
  • НЕ показывает беспокойства или стеснения при виде незнакомых лиц после 9 мес.
  • НЕ делает жесты (не машет ручкой или не покачивает головой) к 12 мес.
  • НЕ реагирует на свое имя к 9 мес.
  • Отказывается от общения и взаимодействия со взрослыми и детьми.

УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ

  • НЕ проявляет интерес к действиям с предметами к 6-9 месяцам.
  • НЕ указывает на игрушки и предметы по просьбе взрослого к 12 мес.
  • НЕ ищет игрушки, которые убрали из поля зрения.
  • НЕ связывает звукоподражания с соответствующими объектами к 12 мес.
  • НЕ подражает (не копирует) действиям близких людей к 12 мес.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • НЕ произносит звуки или не использует жесты к 12 месяцам.
  • НЕ говорит или не лепечет короткие слова («апа», «ата», «мама», «папа» и т.п.) к 12 мес.
  • НЕ реагирует на свое имя к 12 мес.
  • НЕ смотрит на то, что вы указываете или показываете (не проявляет интерес).
  • НЕ выполняет простые просьбы к 12 мес.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

Дети до 3 месяцев

Эмоции:

  • Здоровый ребенок может видеть, слышать и чувствовать запахи с рождения. Он узнает свою маму по голосу, запаху и лицу.
  • Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен быть вовлеченным в процесс воспитания.
  • Ребенок и старшие брат/сестра могут учиться друг у друга, поэтому они должны играть вместе, а старшие помогать заботиться о младшем ребенке.
  • Успокаивая ребенка, вы укрепляете его доверие к вам, и это поможет вам строить взаимоотношения.
  • Время грудного кормления – хорошая возможность обнять, приласкать, проявить любовь и заботу, развить эмоциональную привязанность.

Общение:

  • Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь (например, во время кормления). Разговаривайте, глядя в лицо ребенка, повторяйте его звуки и жесты, пойте песни. Так вы развиваете способность ребенка общаться.
  • Ребенок отвечает на прикосновения мамы, ее взгляд, улыбку и звуки. Ребенок старается »рассказать» о своих нуждах посредством движений, звуков, гуления и плача.

Движения:

  • Ребенок учится видеть свои руки и ноги и управлять ими. Если дать возможность ребенку свободно двигаться, это поможет мышцам окрепнуть.
  • Ребенок начинает дотягиваться до предметов и тянуть их в рот. Это важно, поскольку он познает мир через осязание и вкус.
  • Он старается приподнимать голову, чтобы осмотреться вокруг. Помогите ребенку, взяв его на руки; поддержите головку и спину ребенка, чтобы он мог изучить окружающий мир. Дайте ему возможность лежать и переворачиваться на безопасной поверхности, и вы поможете развитию мускулатуры.

От 4 до 7 месяцев

Эмоции:

Дети рады видеть людей и их лица, поэтому члены семьи должны брать на руки, улыбаться, смеяться и разговаривать с ребенком.

Он привязан к маме и может чувствовать дискомфорт в присутствии посторонних. Если оставляете ребенка, то только с близкими людьми, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.

Общение:

  • Ребенок любит визжать и смеяться. Он отвечает на голос собеседника разными звуками, подражает услышанным звукам, и тем самым учится общению с окружающими.
  • Готовьте ребенка к речевой деятельности, повторяя его звуки и разговаривая с ним о том, что он видит и чувствует, что он хочет.

Движения:

  • Начиная познавать мир, ему захочется прикоснуться к предметам, попробовать их на вкус, изучить их. Если давать ребенку чистые и безопасные предметы обихода, чтобы он мог прикоснуться, постучать, ударить, бросить или положить в рот, то это поможет ему быстрее учиться и развивать движения рук. Держите в недосягаемости мелкие предметы, которые он может положить в рот и проглотить.
  • Помогая ребенку сидеть с опорой и переворачиваться на безопасной поверхности, этим вы содействуете развитию мышечного аппарата.

От 8 месяцев до 1 года

Эмоции:

  • Он может не захотеть разлучиться с вами. Помогите справиться с разлукой, нежно объяснив, когда вам нужно уйти и что вы его оставляете с близкими людьми. Игра в прятки — хорошее подспорье, чтобы показать ребенку, что вы уходите на время, а не навсегда.
  • Он чувствует гнев окружающих, и это может его расстроить. Постарайтесь оградить ребенка от негативных эмоций. Успокойте его, если это случилось.
  • Любовь и время, которое вы дарите ребенку, ваш искренний интерес и содействие его любопытству помогут ребенку развить в себе чувство уверенности.

Общение:

  • Отвечайте на звуки и желания ребенка. Разговаривайте с ним, пойте с ним, придавайте смысл его лепету, замечайте его и старайтесь отвечать, когда он к вам обращается. Рассказывайте сказки, читайте, называйте предметы и имена людей. Это поможет ему начать разговаривать и общаться.

Движения:

  • Игра с чистыми и безопасными предметами обихода, такими как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, кастрюли и сковородки, открывание и закрывание крышек, собирание и складывание предметов, самостоятельный прием пищи содействует развитию мелкой моторики.

© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии

Источник