Отслеживание развития ребенка короткова нежнов

Отслеживание развития ребенка короткова нежнов thumbnail

Примерная психолого-педагогическая диагностика

на ребенка-дошкольника

Цель работы: изучение особенностей развития ребенка дошкольного возраста.

Объект — ребенок Ф.И. ребенка __ лет.

Обоснование выбора ребенка: вспыльчив, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах. Проявляется снижение внимания, отвлекаемость: заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Трудность в общении с группой детей, в основном это игра в одиночку, либо в паре.

Программа для диагностики: на основании методики Н.А. Коротковой, и П.Г. Нежнова из книги «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе».

Инструмент: нормативная карта развития ребенка.

Анализ результатов диагностики

Виды

инициатив

Уровни развития

1

2

3

Творческая

Нет

Обычно

Нет

Волевая

Нет

Обычно

Нет

Коммуникативная

Нет

Обычно

Изредка

Познавательная

Нет

Нет

Обычная

Анализируя результаты диагностики, можно сделать выводы:

  • Творческая инициатива не соответствует возрасту, так как, имея первоначальный игровой замысел («Я буду пожарным»), в процессе игры может перейти к другому сюжетному эпизоду («Я — клоун»), не заботясь о связности ролей; активно ищет имеющуюся игровую обстановку; подкрепляет игровые действия ролевой речью. 

  • Волевая инициатива не соответствует возрасту: ребенок формирует конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать радугу, домик и маму», «Хочу слепить ежика с яблоком»), в процессе работы может изменить цель, в зависимости оттого, что получается, но фиксирует конечный результат («Мама не получилась, а получился какой-то волшебный зверек»).

  • Коммуникативная инициатива не соответствует возрасту: инициирует парное взаимодействие со сверстником, через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть в «Лотто», «Давай собирать пазлы»). Начинает проявлять избирательность в выборе партнера, в основном выбор падает на девочек. Использует речевое пошаговое побуждение партнера к конкретным действиям (в игре «Лотто»: «Ты будешь водящим»), поддерживает диалог в конкретной деятельности.

  • 3 уровень инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени: может организовать действия 2 сверстников, не более, словесно предлагая исходный замысел-цель, спланировав несколько начальных действий; использует простой договор («Вы будете рисовать, а я буду ставить оценки), не ущемляя интересы и желания других. Может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы (встраивается к играющим в Лего мальчикам: «И я буду строить с вами»), но до конца не доигрывает.

  • Познавательная инициатива соответствует возрасту: задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (Как? Почему? Зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что…); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать).

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Семья полная. В семье есть еще дети: Ф,И. детей и возарст.

______ посещает детский сад с __года __месяцев. Адаптационный период прошел в ______ степени, в среднем длился около __ дней. За все время пребывания ребенка в детском саду:

  • хронических заболеваний не имеет, заболеваний, таких как ОРЗ, ОРВИ отмечено не много (примерно один раз в год), были травмы – ______________;

  • детский сад посещает с желанием с первого дня ;

  • наблюдаются навязчивые движения: во время сна – покачивания из стороны в сторону, во время сидения на стуле – вперед-назад;

  • навыки самообслуживания сформированы;

  • активно контактирует со взрослыми и избирательно со сверстниками, чаще всего это игры в паре;

  • во взаимоотношениях с группой детей наблюдается импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»), часто обвиняет события, других людей в собственных неудачах;

  • эмоционален и двигательно-расторможен — ____ на все реагирует слишком бурно: если он выражает восторг или страдает, то его поведение обязательно будет слишком громким и вызывающим;

  • образовательную программу осваивает в полном объеме, но на занятии отмечается снижение внимания, отвлекаемость, непоседлив уже на 10 минуте. Но при самостоятельном выполнении задания ____ сосредоточен, выполняет задания до конца.

У воспитателя вызывает беспокойство – не умение действовать с группой детей, не умение доводить начатое до результата.

На основе наблюдения были выделены сильные и слабые стороны развития ребенка:

Ласковый, любознательный, отзывчивый, артистичный,

внимательный, наблюдательный, коммуникабельный, вежливый

  1. Не умение взаимодействовать с группой детей.

  2. Нет привычки доводить начатое до результата.

Возможные причины:

  1. Не правильные действия педагога и родителей.

  2. Не развиты навыки самоконтроля, произвольность поведения.

Читайте также:  Краткие итоги дошкольного развития ребенка

Задачи осуществления индивидуального подхода к развитию ребенка:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.

  2. Создать условия для развития волевых качеств: доводить начатое дело до конца.

Для решения поставленных задач используем:

Игры: «Я люблю…», «Веревочка», «Сороконожка»

Упражнение «Рисуем всей группой», «Поручения»

Рекомендации для родителей воспитанника

  1. Ежедневно играйте с ребенком всей семьей, чтобы демонстрировать и поощрять социальные навыки.

  2. Поощряйте вашего ребенка приглашать друзей домой вечером или по выходным. Но выберите того, кто уравновешивает темперамент вашего сына. Когда домой приглашены друзья, обязательно спланируйте время для игр. Продумайте такие совместные занятия как строительство деревянной крепости, проведение какого-нибудь опыта, постройка модели, игра в корабль, приготовление печенья и так далее. Обсудите с ребенком, что может доставить удовольствие его товарищам, и постройте это посещение так, чтобы у него была четкая цель и структура. Пристально следите за этими занятиями, чтобы не пропустить признаков того, что взаимная игра выходит из-под контроля.

  3. Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

  4. Отмечайте все достижения ребенка, показывая, как мама и папа гордятся его успехами, акцентируя внимание на том, что эти навыки непременно пригодятся.

  5. Главным моментом в формировании хорошей привычки доводить дело до конца должен стать личный пример родителей. Нужно внимательно следить за собой, не допускать таких промахов. Иначе весь воспитательный процесс пойдет насмарку.

Список используемой литературы

  1. Короткова, Н. А. Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе / Короткова Н. А., Нежнов П. Г. — Самара: Изд-во Сам. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2000. — 42 с.

  2. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие, Издательство «Мозаика-Синтез», 2013, с. 220

5

Источник

Администраторы сайта

  • Прорешный Владимир Иванович

  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна

  • Орлова Светлана Васильевна

Руководители

  • Заведующий

    Орлова Светлана Васильевна

Воспитатели

  • воспитатель

    Чвилёва Анна Анатольевна

  • воспитатель

    Горелова Юлия Николаевна

  • воспитатель

    Кравченко Оксана Сергеевна

  • воспитатель ПРИНЯТА 05.08.2019г.

    Клинюшина Наталья Владимировна

  • воспитатель

    Носкова Алиса Евгеньевна

  • воспитатель

    Ситдикова Нина Сергеевна

  • Старший воспитатель

    Клеймёнова Светлана Гаригиновна

  • воспитатель

    Евсеенко Ирина Александровна

  • воспитатель

    Киселёва Елена Васильевна

  • воспитатель

    Межевикина Ольга Петровна

  • воспитатель УВОЛЕНА 31.07.2019г.

    Волобуева Лариса Юрьевна

  • воспитатель

    Савченко Татьяна Ивановна

  • воспитатель

    Каркаева Альфира Касымовна

Педагоги

  • Педагог-психолог

    Ивашко Вера Владимировна

  • педагог дополнительного образования

    Жидкова Светлана Викторовна

  • логопед, дефектолог

    Терещенкова Анна Владимировна

  • Инструктор по физической культуре

    Огольцова Зоя Геннадьевна

  • Тьютор, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 24.10.2019г. по 13.02.2021г.

    Акутина Валерия Алексеевна

  • Хореограф

    Акимова Виктория Николаевна

  • педагог — психолог СП Лекотека и адаптационной группы кратковременного пребывания детей

    Прорешный Владимир Иванович

  • Музыкальный руководитель

    Авраменко Людмила Георгиевна

  • Учитель — логопед

    Реброва Альбина Александровна

Источник

Надежда Прохожева
Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования

Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования

Уже длительное время в российском дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. А уже 01.01.2014 года после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет?

Большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:

качество условий (материально-техническое, методическое обеспечение, предметно-пространственная среда, комфортная психологическая среда, кадровый потенциал);

качество образовательного процесса (ООП ДО, квалификация педагогов, учебно-вспомогательный материал);

качество результатов образовательной деятельности (диагностика).

Сегодня пойдет речь о качестве результатов образовательной деятельности. Немного теории…

Основным инструментом для выявления качества результатов является диагностика (мониторинг).

Педагогическая диагностика в ДОУ – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: на познание его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Во ФГОС дошкольного образования в п. 3.2.3. прописано, что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)»

В соответствии со Стандартом «результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

— оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). При этом необходимо согласие родителей (законных представителей) ребенка на его участие в данной диагностике.

«Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей». Следуя вышесказанному, хочется отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях, где нет педагога-психолога диагностика школьной зрелости детей, а именно тест Керна Иерасика, не проводится, и в образовательной программе дошкольного образования этот вид диагностики не прописывается.

Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.

Диагностика (мониторинг) дает возможность педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «зону актуального развития».

В нашем ДОУ разработано положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО. Настоящее положение размещено на сайте МБДОУ в разделе «Документы».В нем закреплены следующие диагностические методики:

К. Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г.

Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г.

Т. А. Тарасова «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г.

Э. П. Костина «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г.

С помощью представленных диагностических методик мы прослеживаем освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, а так же выявляем особенности развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательной деятельности с ними, отмечаем изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности.

Важно отметить, что в ОП ДО, так же, как и в положении о системе оценки индивидуального развития дошкольника, четко прописаны диагностические методики, а именно автор и название.

Обращаю Ваше внимание на то, что принцип единочтения должен просматриваться в образовательной программе дошкольного образования и в календарном учебном графике, где четко указаны кроме методики диагностики, еще и периодичность, конкретные сроки, возраст детей.

Для наглядности обращусь к этим документам.

Если посмотреть ОП ДО нашего учреждения (которая также, как и положение о системе оценки качества индивидуального развития дошкольников размещена на сайте ДОУ, и учебный календарный график, то мы видим, что диагностические методики в этих двух документах прописаны следующим образом:

В ОП ДО

— по К. Л. Печоре «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Москва, 2006г. проводится с детьми в возрасте с 1 до 3 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)

— Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах», Москва, 2014 г. с детьми 3-7 лет 3 раза в год (сентябрь-январь-май)

— Т. А. Тарасовой «Тесты системы мониторинга физической подготовленности в ДОУ», Москва, 2012г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май)

— Э. П. Костиной «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексно-педагогического мониторинга», Н. Новгород, 2012 г. с детьми 4-7лет 2 раза в год (сентябрь-май).

Календарный учебный график,пункт 9 написан в соответствии с ОП ДО: указаны используемые диагностические методики, возраст обследуемых детей и более конкретный, чем ОП ДО, срок проведения мониторинга (IV неделя 09.2017г., IV неделя 05.2018г.)

Из выше изложенного материала можно проследить нормативную базу, на которую опирается заведующий и старший воспитатель при оценке индивидуального развития дошкольника:

ФГОС ДО – Положение о системе оценки индивидуального развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО – ОП ДО – Календарный учебный график.

В методическом кабинете нашего ДОУ есть весь диагностический материал: описание методики, рекомендации по проведению каждого вида мониторинга для воспитателей.

Основной целью педагогической диагностики в нашем дошкольном учреждении является познание и понимание педагогами ребенка-дошкольника, что определяет использование воспитателями преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущим среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми.

В качестведополнительных методов используются:

— анализ продуктов детской деятельности,

— простые тесты,

— специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение деятельностных умений ребенка, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

При организации педагогической диагностики мы соблюдаем следующие принципы:

1. Принцип законности, который предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях с соблюдением правовых документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устава, локальных актов, решений педагогического совета, приказов ДОУ)

2. Принцип научности, подразумевающий, что диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию мониторинга.

3. Принцип этичности, педагогическая диагностика проводится с соблюдением этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности, при котором минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество информации о ребенке, столько, сколько может быть использовано в детском саду.

Во время проведения диагностики воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за всеми видами деятельности. В процессе наблюдения воспитатель (по возможности) фиксирует результаты проявления ребенком тех или иных инициатив, а также результаты тестов по физической подготовленности.

Дальнейшая работа воспитателей заключается в заполнении протоколов исследования уровня развития инициатив (по Н. А. Коротковой, П. Г. Нежнову, протоколов результатов тестирования (по Т. А. Тарасовой, протоколов диагностики музыкального развития, карт нервно-психического развития. Воспитателями проводится анализ полученных результатов, делаются выводы, заполняются рекомендации.

Следующим шагом является осуществление сбора данных в единое целое старшим воспитателем (заполняются сводные таблицы по группе, по детскому саду в целом, по которым можно судить об общей картине развития детей. Затем подготавливается заключение по педагогической диагностике по дошкольному образовательному учреждению, учитывая результаты двух предшествующих лет, т. е. анализируются результаты трех лет.

Примерная схема заключения, которое ведется мною,как старшим воспитателем:

В ___ (указывается месяц педагогической диагностики)была проведена педагогическая диагностика детей с целью:___

(указываю цель:например: определить уровень индивидуального развития ребенка, степень освоения образовательной программы дошкольного образования и т. д.).

В обследовании принимали участие дети ___

(указывается группа, возраст).

Использованы следующие методики:

___

Затем указываются полученные результаты:

.

На основании анализа полученных данных можно сделать вывод, что___

___

Затем прописываются причины результатов, целесообразность выбора методов и приемов, технологии развития детей, а так же планирование на будущее целей и задач.

Подпись

Результаты педагогической диагностики перетекают в планирование индивидуальной работы с детьми и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования.

Ну,и в конце выступления хотелось бы еще проговорить некоторые моменты педагогической диагностики или советы: мы не должны забывать, что диагностика направлена не на то,чтобы вешать ребенку ярлык или делать вывод: может — не может, а для того чтобы оказать ребенку помощь и поддержку. Необходимо воздержаться от сообщения результатов диагностики в непосредственном виде родителям, эта информация должна рассматриваться как конфиденциальная, даже если она не содержит никаких проблемных моментов. Мы можем лишь давать родителям на основе этой информации рекомендации, как помочь ребенку в его развитии. Не надо забывать, что результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо их сравнивать с результатами других детей.

Источник

Читайте также:  Умственное развитие ребенка с синдромом дауна