Отрезок жизни охватывающий период новорожденности с точки зрения психического развития ребенка
Реферат по учебной дисциплине «Психология»
на тему: «Психическое развитие новорожденного»
План
1. Введение.
2. Кризис новорожденности.
3. Особенности психического развития новорожденного.
4. Кризис первого года жизни.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение.
Общими характерностями возрастных кризисов детства являются эмоциональная неустойчивость, перемена во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, негативизм, трудновоспитуемость, сопротивление власти взрослых, упрямство, капризность. В каждом случае кризисные периоды возникают при основательных психологических изменениях и смене ведущей деятельности. Единого взгляда на временные границы и количество кризисов детства не существует. Однако, большинство исследователей акцентируют кризисы новорожденности, одного года, трех и семи лет.
Первый год жизни ребенка разделяют на два периода: новорожденности и младенчества. Период новорожденности — это временной отрезок, в течении которого ребенок отделен физически, но имеет связь физиологическую со своей матерью, протекающий от рождения до появления «комплекса оживления» — 4–6 недель. Следом наступает период младенчества, протекающий до одного года.
Критическим актом рождения начинается развитие ребенка, а следующий за ним критический возраст, носит название новорождённости. Во время родов происходит физическое отделение малыша от матери, однако, в основных жизненных функциях он еще долгое время биологически несамостоятелен.
2. Кризис новорожденности.
Как известно, первым периодом в развитии ребенка является период новорожденности, протекающий 4-6 недель с момента рождения.
Данный кризис — это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его переломным и тяжелым моментом в жизни малыша. Особенности данного кризиса:
1) Физиологические — при рождении происходит физическое отделение малыша от матери, это уже травма, к тому же, он попадает в ощутимо иные условия — воздушная среда, необходимость смены питания, холод, яркая освещенность.
2) Психологические — при отделении от матери, малыш не ощущает привычного ее тепла — появляется чувство тревоги и незащищенности.
При первых часах жизни малышу помогают врожденные безусловные рефлексы, которыми располагает его психика — защитный, дыхательный, сосательный, хватательный, ориентировочный. Хватательный рефлекс будучи не особо нужным, вскоре пропадает.
Кризис новорожденности — это промежуточный период меж внутриутробным и внеутробным образом жизни малыша, характеризующийся в большей степени сном ребенка. Потому, ребенок может погибнуть, если рядом с ним не будет взрослых. Окружив ребенка заботой, взрослые удовлетворяют все его потребности: в питье, еде, тепле, спокойном сне, общении, гигиене, уходе.
Малыш оказывается не приспособлен к жизни потому, как не способен удовлетворять собственные потребности, не имеет сформированных поведенческих актов, ему приходится учиться даже сосанию. Терморегуляция у ребенка отсутствует, но наблюдается развитый инстинкт самосохранения — он способен уменьшить площадь теплообмена, принимая внутриутробную позу.
Следовательно, новорожденность – это физическое отделение малыша от матери при наличии физиологической связи. Данный период характерен кардинальным изменением условий жизни малыша, усиливающимся его беспомощностью. Выживание и развитие ребенка способствует становлению ситуации экстроспективно необходимых отношений меж взрослым и малышом. Условия жизни малыша социально опосредованы с момента его рождения.
Лицо человека — это первый объект, выделяемый ребенком из действительности, окружающей его, условный раздражитель, находящийся с малышом чаще всего в значимые обстоятельства удовлетворения его жизненных потребностей.
Основное новообразование критического периода — это комплекс оживления, возникающий из позитивной эмоциональной реакции на материнское лицо. Движения ребенка, до того времени, не скоординированы, хаотичны. В данном комплексе зарождается координация движений малыша — первые акты его поведения, выделения взрослого, общения. Комплекс оживления является попыткой воздействия на взрослого, а не простой реакцией — это окончание новорожденности и начало развития младенческого периода.
Психологическим критерием окончания кризиса периода новорожденности являет собой комплекс оживления. Физиологическим критерием является возникновение сосредоточения слухового и зрительного — появление условных рефлексов на раздражители, как слуховые, так и зрительные.
При психологическом исследовании кризиса периода новорожденности требуются особые методические средства и приемы, которые, иногда, выходят за психологические рамки. Нужно учитывать данные культурно-исторических исследований, физиологии, патофизиологии и иных сфер знаний, которые представляют общую основу парадигмы генезиса общения.
Л.С. Выготский акцентировал два важных момента, которые характеризуют своеобразность детской психической жизни периода новорожденности:
1. Преобладание нерасчлененных, недифференцированных переживаний, которые являют собой слияние ощущения, влечения, аффекта в одно целое.
2. Психика новорожденного еще не овладела умением отделять себя, свои переживания от восприятия экстроспективных вещей, дифференцировать физические и социальные объекты.
Проводя анализ нерасчлененности и целостности антецедентных реакций малыша, Выготский выказывает мнение о том, что закон выделения или структурности фона и фигуры — это самая простейшая особенность психической жизни, устанавливающей отправную точку дальнейшего развития сознания ребенка. Улыбка, являющаяся первой социальной реакцией малыша – это наступление перехода в следующую возрастную стадию.
Улыбка являет собой обращенный к другому жест. Она всегда адресована кому-либо, и потому улыбка социальная выделяется из «рефлекторных», «гастрических», «аутистических». Улыбка, которая обращена к другому человеку и выражает к нему отношение, означает начало психической жизни ребенка.
Возникает первая улыбка в обстановке общего удовольствия, исходит из эмоциональной сферы, но она несет в себе не только психологический смысл. Все экспрессивные средства, как и улыбка возникают и развиваются в процессе общения взрослого и ребенка. Следовательно, эмоциональная экспрессивность выполняет коммуникативную и выразительную функции.
Перед улыбкой обычно возникает контакт взглядов меж взрослым и ребенком. Поймать взгляд малыша, приблизительно до третьей недели жизни, не удается, так как окружающим кажется, что он погружен в себя. К третьей неделе происходит установление первой, так радующей родителей, встречи глаз: на протяжении нескольких секунд малыш сосредотачивает свое внимание на лице взрослого. Спустя неделю-другую происходит возникновение и первой улыбки.
В посвященных проявлению первых признаков психической жизни исследованиях, Штерн подробно анализирует характеристики психики ребенка в первые дни и недели жизни — врожденные характеристики. Развитие протекает по линии расчленения, дифференциации целостностей — от целостности восприятия к выделению противопоставления «Я и другой». Значительным диагностическим признаком является возникновение реципрокности — взаимности действий взрослого и реакций малыша. Реципрокность знаменует о координировании действий малыша в отношении действий взрослого или других влияний окружающей действительности.
Данное положение подтверждают многочисленные исследования. Так, выявлено, что к концу первого месяца движения взгляда малыша сосредотачиваются на чертах яркого фона и раздражителя — лицо, к двум месяцам — в зоне отличительных деталей внутри объекта — глаза, рот. Возрастает продолжительность и интенсивность рассматривания. Следовательно, восприятие развивается от охвата общего по его чертам к анализу признаков внутри объекта.
3. Особенности психического развития новорожденного.
В период новорожденности малыш различает сладкий, горький, соленый вкус и реагирует на звуковые раздражители. Но самым значимым этапом в психическом развитии ребенка становится проявление слухового и зрительного сосредоточения. На второй–третьей неделе возникает слуховое сосредоточение. Малыш замолкает и замирает при резком звуке. Реакция на голос взрослого возникает на третьей-четвертой неделе. На третьей-пятой неделе возникает зрительное сосредоточение — ребенок замирает и на некоторое время удерживает взгляд на попавшем в его поле зрения ярком предмете.
Так, при помощи развития зрительного и слухового сосредоточения, к пятой–шестой неделям у малыша закладывается основание для перетекания от мира ощущений к миру восприятий. Он уже воспринимает предмет целиком, следит взглядом или поворачивает голову за движущимся предметом. При реакции на раздражитель остальные реакции прекращаются, малыш замирает, сосредотачивается лишь на движущемся предмете или источнике звука.
По истечении некоторого времени, после того, как малыш приобретает способность узнавать голос матери, различать ее лицо, устанавливается эмоциональный контакт с ней — возникает «комплекс оживления».
Взрослые с первых моментов жизни малыша являются для него источником слуховых и звуковых сигналов. Они активизируют ориентировочные реакции ребенка — смотрят на него, разговаривают с ним, показывают ему различные предметы.
Новорожденный малыш появляется в этом мире с криком, что является нормой. Потом через крик малыш проявляет негативные эмоции. Он кричит, если появляются неприятные ощущения — потребность во сне, в тепле, в пище, мокрые пеленки. При крике происходит изменение мимики: покраснение кожи, сморщивание лица, к тому же, малыш совершает атактические движения.
На лице малыша во сне, на первой неделе жизни, наблюдается нечто схожее с улыбкой. Но исследователи считают это рефлекторным и спонтанным сокращением мышц, так как это проявляется во сне. В тоже время, спонтанная улыбка появляется на лице малыша при различных звуковых стимулах, высоких звуках, но уже к пятой неделе жизни ему нужен зрительный стимул — человеческое лицо. Реакция на голос и образ взрослого — у новорожденного затормаживаются общие движения, через 10 секунд на лице проявляется выразительная улыбка, исчезающая через 35 секунд. Происходит общение со взрослым, считающееся выражением первой социальной потребности малыша.
К первому месяцу, у малыша образуется особенная эмоционально-двигательная реакция — уловив лицо матери, запечатлевает свой взгляд на нем, тянет ручки к ней, ножками двигает быстро, улыбается, издает звуки громкие и радостные — это комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления является новообразованием этого периода, завершается период новорожденности и наступает стадия младенчества.
Д.Б. Эльконин считал, что улыбка на лице малыша являет собой конец кризиса новорожденности — происходит становление самостоятельной психической жизни. Он полагал, что дальнейшее психическое развитие малыша — это в первую очередь развитие средств общения со взрослым.
М.И. Лисина полагала, что комплекс оживления — это свидетельство проявления потребности новорожденного в общении со взрослым.
Р. Шпитц и Ф.А. Вольф в своих работах указали, что в возрасте двух до пяти месяцев малыш улыбается каждому, а с четырех–пяти месяцев улыбается матери и другим знакомым лицам. Благодаря улыбке меж малышом и родителями возникает позитивный эмоциональный контакт, способствующий становлению привязанности, отношений нежных и теплых.
Другие потребности не имеют такого значения, когда на первый план выходит комплекс оживления — взрослый попадает в поле зрения малыша. Он активно двигается и улыбается, привлекая внимание взрослых — эта реакция на близких говорит о том, что они являются источником развития для малыша. Развитию комплекса оживления способствует доброжелательное, частое общение малыша и взрослого, равнодушное и редкое – вызывает задержку развития детской психики.
4. Кризис первого года жизни.
В период младенчества — от месяца до года — устанавливаются эмоциональные контакты с окружающими, развиваются восприятие, зрение, речь, мышление, память.
В первую очередь развивается зрение, потому как, это один из важных органов человеческих чувств. Сначала малыш сосредоточивает свой взгляд на предмете лишь на малое время. В два месяца, при еще слабом зрении, он уже отличает человека и окружающие предметы.
К трем месяцам сосредоточение становится более длительным, движения глаз хорошо развиты. Младенец следит за движением предметов, различает их форму. В четыре месяца наблюдается активное эмоциональное реагирование на увиденное, повизгивает, двигается.
Все разнообразие впечатлений, получающие младенцем, содействуют развитию его познавательной сферы. Для удовлетворения потребностей младенца в новых впечатлениях необходимо сделать интересной и привлекательной окружающую обстановку, чтобы развитие познавательной сферы не замедлялось.
К году жизни у ребенка возникает предметность — соотнесение своих образов, ощущений с предметами окружающей среды. Он различает высоту и громкость звука, тембр, запоминает и хранит в памяти образы.
Познавательный интерес у младенцев развит сильно. Они длительное время рассматривают предметы, выделяя в них контрасты, простые формы. Наблюдается выраженная на все новое ориентировочно-исследовательская реакция.
На протяжении первого года жизни наблюдается активное развитие памяти ребенка — образная, эмоциональная, вербальная, моторная.
Первые мотивы появляются у малыша в следствие развития воспроизведения. Мотивы помогают формированию личности ребенка, развитию независимости — возникают мотивы и побуждения, направляющие деятельность малыша.
Также, наблюдается развитие мышления — наглядно-действенное, выражающееся в образовании операционных структур и манипулятивных движениях рук. При длительном рассматривании игрушки, малыш открывает большее количество различных в ней качеств, чем при кратковременном, следовательно, его интеллектуальный уровень от того лишь выше.
До 4-5 недель отмечают пассивную речь — малыш слушает, различает звуки, в 9-10 месяцев наблюдается произношение первых слов. К концу младенческого возраста ребенок воспринимает произносимых взрослым 10–20 слов.
Л.С. Выготский речь младенца назвал автономной, в виду ее сильного отличия от взрослой речи, хотя по звучанию иногда напоминает «взрослые» слова.
Д. Боулби, автор «теории привязанности», считал, что устанавливаемая, с первых дней его жизни, тесная эмоциональная связь с матерью формирует у малыша чувство безопасности и защищенности. При нарушении установления этой связи в психическом развитии малыша возникают проблемы. Д. Боулби ставит ласку и тепло, превыше любого обучения и ухода за малышом.
На фоне данных изменений в развитии малыша возникает критический период, сопровождающийся агрессией, упрямством, обидчивостью — с окончанием кризиса исчезают.
На стыке стадий развития — младенчества и раннего детства — возникает кризис одного года, сопровождающийся внутренними причинами и внешними проявлениями. Внешние проявления — взрослый не понимает ребенка или что-либо запрещает ему, тот капризничает, плачет, беспокоится, кричит, проявляет самостоятельность, возможно возникновение аффективных состояний. Внутренние причины — противоречия меж возможностями, которыми обладает малыш и потребностями в познании окружающей действительности.
Самостоятельность ребенка способствует зарождению кризиса первого года жизни, является его сутью. Исчезает социальная ситуация единого целого со взрослым, существует двое — взрослый и малыш. Благодаря кризису у него развиваются действия с предметами, он начинает ходить, говорить. И все же, возможности малыша ограничены — речь его автономна, зависим от взрослого при осуществлении какого-либо действия. Д.Б. Эльконин считал, что ребенку нужно раскрывать общественный способ использования предметов. Взрослому требуется конструировать предметы самому, так как младенцу показать это невозможно.
5. Заключение.
Новорожденный — непосредственное создание в точном и полном смысле данного слова. Потому на первой стадии развития жизни наблюдаются легче всего естественные реакции. Врожденные безусловные рефлексы, а именно их наличие, являются важным показателем предстоящего развития младенца.
Значимые особенности психической жизни новорожденного:
1) наличие бессознательного, развивающееся под доминирующим воздействием влечений и эмоций;
2) преобладание нерасчлененных, недифференцированных переживаний, представляющие слияние ощущений, влечений, аффектов;
3) существование индивидуальной психической жизни;
4) активное развитие восприятия, у ребенка развиты реакции сосредоточения, способствующие его ориентированию в окружающей действительности.
Индивидуальная психическая жизнь малыша является психическим новообразованием периода новорожденности.
Характеризуя механизм психического развития малыша выделяют непосредственно-эмоциональное общение, как ведущий вид деятельности — это единственный способ решения существенного противоречия социальной ситуации развития периода младенчества. Непосредственно-эмоциональное общение — это максимальная нужда малыша во взрослом, при отсутствии средств воздействия на него. Потому социальная ситуация стадии младенчества — ситуация единства взрослого и ребенка, ситуация «Мы» — это непосредственно-эмоциональное общение матери и малыша. Дефицит общения, отрицательно влияющий на ребенка, является доказывающим фактом, что общение — это важнейшее и необходимое условие психического развития младенца.
К концу стадии младенчества начинает прогрессировать кризис первого года жизни — малыш чувствует себя более самостоятельным. Социальная ситуация «Мы» перетекает в ситуацию двое: взрослый и малыш.
6. Список литературы.
1. О.А. Карабанова, Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 240 с.
2.К.Н. Поливанова, Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. — М.: Изд. центр, 2000. — 184 с.
3. О. О. Косякова, Возрастные кризисы / О.О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
5. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
Источник
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица — Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 –го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник