Отрасль психологии изучающая закономерности психического развития ребенка

Психология как наука. Предмет изучения психологии. Понятие о психике 

ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».

ПСИХИКА — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

1 этап

психология как наука о душе

2 этап

психология как наука о сознании

3 этап

психология как наука о поведении

4 этап

психология как наука,

5 этап

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция- самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Это связано с открытием в 1879 г первой в мире лаборатории экспериментальной психологии немецким ученым (психолог, физиолог, философ) Вильгельмом Вундтом (1832 — 1920) в г. Лейпциге (Германия).

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Бывают:

Познавательные

Эмоционально-волевые

1)       Ощущение

2)       Восприятие

3)       Память

4)       Мышление

5)       Речь

6)       Воображение

7)       Внимание+-

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

-направленность                -характер

-способности                      -темперамент

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – это психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

-активность                      -уныние                     -усталость                  -раздражительность

-пассивность                    -бодрость                  -апатия                       -рассеянность

-устойчивый интерес      -убежденность          -угнетенность            -творческий подъем и др.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

·          Коммуникативная деятельность (общение)

·          Игровая деятельность

·          Учебная деятельность

·          Трудовая деятельность

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

Функции психики

1.        Отражение человеком своего места в окружающем мире

— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2.        Регуляция поведения и деятельности

— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3.        Отражение воздействий окружающей действительности

— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

— происходит с помощью познавательных психических процессов.

— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

Задачи психологии

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей. 

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками 

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Биология — раскрытие биологических закономерностей протекания психической деятельности, изучение физико-биологических процессов, которые сопровождают проявления психики.

Физиология — связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС, раскрытие нервных механизмов психической деятельности.

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Читайте также:  Работа с семьей по развитию связной речи ребенка

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика — сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Философия — психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Отрасли психологии 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология — область психологической науки, изучающая природу и общие законы психики человека, разрабатывающая основные понятия этой науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Глубинная психология — психология, особо важную роль отводящая бессознательному в человеке.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая и объясняющая индивидуальные различия людей.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Патопсихология — область исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

Психология спорта — область, где знания психологии используются для подготовки спортсменов.

Психология управления — отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых  семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи  используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

ВЫВОД: таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики и находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Психология — сложная для изучения настолько, насколько сложен для исследования ее предмет — психика и  поведение человека. Поэтому неудивительно, что становление этой дисциплины шло извилистыми путями в поисках истин и заблуждений, прежде чем она стала тем, чем является на сегодняшний день.

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка левши

Источник

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • предмет и основные понятия детской психологии, термины «психическое развитие», «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», «ведущая деятельность», «сензитивный период», «возрастной кризис»;
  • • законы и движущие силы психического развития детей;

уметь

  • • характеризовать детерминанты и периодизации психического развития детей;
  • • определять основные категории детской психологии как науки;
  • • описывать стратегии исследования психики ребенка;

владеть

  • способами организации исследования по детской психологии;
  • • методами, которые используются при изучении детской психики.

Психическое развитие детей как предмет детской психологии

Детство – это уникальный период в жизни человека, в течение которого происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Развитие в широком смысле понимается как совокупность определенных изменений в материи и сознании, универсальное их свойство. Понятие развития следует отличать от понятия роста. Рост выражается прежде всего в количественных изменениях, связан с увеличением размеров отдельных органов и организма в целом. Развитие в отличие от роста сводится к качественным преобразованиям с появлением новых функций и структур. Понятие развития также следует отличать от понятия созревания. Созревание связано с последовательными изменениями структур и физиологических процессов организма по мере его роста в структуре и функциях центральной нервной системы и других системах организма. Рост и созревание организма являются одними из важных условий психического развития.

Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований. Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни. С первым планом связано понятие филогенеза психики, т.е. ее исторического развития, со вторым – понятие онтогенеза – индивидуального психического развития. Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Психическое развитие детей является предметом изучения одного из разделов возрастной психологии – детской психологии. Детская психологияэто наука, изучающая закономерности и факты психического развития ребенка от рождения до семи лет. Данный период принято делить на несколько возрастных этапов: новорожденность (от рождения до двух месяцев), младенчество (от двух месяцев до года), ранний возраст (от года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Изучение психологических особенностей детей и закономерностей их развития имеет очень важное значение для педагогической практики, так как исследования в области детской психологии позволяют более осознанно и эффективно осуществлять воспитательно-образовательный процесс. В рамках детской психологии изучаются: движущие причины и условия онтогенеза психики ребенка; различные виды деятельности, такие как игры, труд, учение; отдельные психологические процессы; познавательные, эмоциональные и волевые; психологические особенности каждого ребенка; формирование личностных качеств. Все задачи детской психологии можно условно разделить на три группы:

  • научно-исследовательские задачи – связаны с организацией и проведением научных исследований психики ребенка, с обработкой и обобщением результатов исследований, выявлением на этой основе фактов и закономерностей психического развития детей, с разработкой научной терминологии и построением научной теории в целом;
  • диагностические задачи – связаны с разработкой валидного и надежного диагностического инструментария (психодиагностических методик) для выявления особенностей познавательных процессов, психических состояний и свойств личности детей разного возраста, определением и основанием возрастных нормативов психического развития как критериев диагностики;
  • развивающие задачи – связаны с поиском эффективных средств и методов целенаправленного развития определенных сторон детской психики, разработкой программ развивающих занятий определенной направленности.

Первую группу задач можно назвать академическими, теоретическими, остальные задачи являются прикладными, наиболее приближенными к практике. Прикладные задачи решаются в рамках детской практической психологии. Основной задачей детской психологии является описание и объяснение особенностей психического развития детей. Каждый ребенок – эго уникальная индивидуальность со своими неповторимыми индивидуальными психологическими особенностями. Тем не менее дети определенного возраста имеют определенные общие психологические особенности, присущие всем представителям данной возрастной категории. Эти психологические особенности и закономерности и изучает детская психология. При решении своих задач детская психология использует тесные и взаимные междисциплинарные связи – связи с другими науками. С одной стороны, она использует данные философии, культурологии, морфологии и физиологии нервной деятельности, возрастной психологии и общей психологии и даст эмпирический, практический материал для них, с другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогических наук и практической психологии.

Читайте также:  Развитие творчество в жизни ребенка

В детской психологии выделяют два типа психического развития: преформированный и непреформированный. Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее определены закономерности, которые определят развитие ребенка в течение некоторого времени, например, пренатальное (внутриутробное) развитие. Непреформированный тип – это развитие, когда процесс задан не изнутри, а извне и определен уровнем развития общества и спецификой ближайшего социального окружения, в котором ребенок находится. Детское развитие представляет собой главным образом непреформированный тип развития. Специфическая особенность психического развития ребенка заключается в том, что оно подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам, происходит не как реализация врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка. Недостаточно родиться человеком, чтобы сформироваться развитой личностью. Для полноценного психического развития необходимы благоприятные социальные условия, общение со взрослыми, с помощью которых ребенок овладевает культурно-историческим опытом. Без общения со взрослыми невозможно полноценное психическое развитие ребенка. Доказательством этого служат многочисленные примеры развития так называемых детей-маугли, которые по тем или иным причинам оказались изолированными от человеческого общества и развивались среди животных. К сожалению, все чаще детей-маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а в городах и деревнях, и это в наше время. Чаще всего их находят по чистой случайности и только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.

Практический пример

В Волгограде в 2008 г. был обнаружен мальчик, который понимает птичий язык. Семилетнего малыша забрали у 31-летней матери. Мальчик жил вместе со своей матерью в двухкомнатной квартире, которая была заставлена клетками с птицами и перепачкана пометом. Женщина содержала домашних птиц и подкармливала диких. Установлено, что мать ребенка не била, кормила, но почему-то вообще не общалась с сыном. Поэтому ребенок обучился языку птиц. Когда с малышом заговаривал и педагоги, он чирикал. При этом он размахивал руками, подражая взмахам птичьих крыльев. Вскоре после изъятия мать написала заявление об отказе от ребенка. Мальчик был переведен в центр психологической реабилитации.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) сформулировал ряд законов психического развития:

  • 1) закон цикличности, психическое развитие характеризуется определенным ритмом и темпом, который меняется в разные возрастные периоды. Циклы интенсивного развития сменяются циклами замедленного развития, и наоборот. Эти циклы присущи и отдельным психическим функциям и развитию психики в целом;
  • 2) закон метаморфозы в развитии: развитие психики представляет собой цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого;
  • 3) закон неравномерности, развитие психики происходит неравномерно, непропорционально. Каждая психическая функция ребенка имеет свой оптимальный, наиболее благоприятный период развития – сензитивный период;
  • 4) закон сочетания эволюции и инволюции в развитии: прогрессивное развитие сопровождается определенными регрессивными изменениями в психике;
  • 5) закон развития высших психических функций•, высшие психические функции возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества со взрослыми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка.

Динамику психического развития можно представить следующим образом.

  • 1. К началу каждого возрастного этапа складывается определенная социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений ребенка в социальной действительности, отраженная в его переживаниях, неповторимое взаимоотношение ребенка с окружающей действительностью.
  • 2. Социальная ситуация развития закономерно определяет образ жизни ребенка, его виды деятельности, среди которой особое значение имеет ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований.
  • 3. Психологические новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений, социальной ситуации развития. Наступает связанный с этим критический период – возрастной кризис – это период, возникающий при переходе от одной возрастной ступени к другой, характеризующийся резкими психическими изменениями, системными качественными изменениями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

Психическое развитие происходит в обучении – организованном регулировании процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой для достижения им той идеальной формы, которой он должен достичь в своем возрасте. Связь обучения и развития психики Л. С. Выготский отразил в понятии зоны ближайшего развития, которую он понимал как расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его потенциального развития при содействии и помощи взрослых. То, что на прошлом этапе ребенок выполнял с помощью взрослого, в дальнейшем он должен выполнять самостоятельно. Обучение можно считать эффективным, если оно создает зону ближайшего развития и тем самым ведет за собой развитие. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о первостепенном значении обучения в психическом развитии ребенка.

Источник