Отклонения в моторном развитии ребенка

Отклонения в моторном развитии ребенка thumbnail

Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств. Поэтому развитие детей так отличается, как и сами дети друг от друга. При этом само развитие имеет некоторые принятые нормы, задержка моторного развития у детейотклонение от которых пугает родителей.

Иногда опасения напрасны и безосновательны, в чем взволнованную маму может убедить любой опытный врач. Но бывают случаи, когда у ребенка действительно наблюдается задержка моторного развития. Как его распознать? Из чего состоит данный комплекс нарушений? Каким образом проявляется? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы прямо сейчас. И если вы действительно убедитесь в своих подозрениях, незамедлительно отправляйтесь с крохой на консультацию к специалисту!

Задержка моторного развития ребенка

В первые месяцы жизни ребенка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения. Сама задержка моторного развития проявляется у детей позже – в течение первых лет жизни.  

Чем раньше родители заметят отклонения, тем больше вероятность того, что терпеливые и регулярные занятия с ребенком позволят добиться положительных результатов и частично или даже полностью избавиться от недуга.

Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений.

Когда можно говорить о существовании у ребенка задержки моторного развития? Когда к определенному времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше.

Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить о наблюдении задержка моторного развития у детейведущему педиатру или семейному врачу.

Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, это не есть нормально. Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу. Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать элементарных и доступных остальным действий.

Причины нарушения развития детей

Для задержки физического и умственного развития детей сегодня существует масса причин. Это и инфекции, которыми могла переболеть мама в период беременности, и употребление алкоголя, а также других вредных веществ во время вынашивания крохи. Причиной задержки моторного развития, и не только моторного, могут стать родовые травмы, вредное производство или неблагоприятная домашняя обстановка во время задержка моторного развития у детейбеременности.

Чем могут помочь врачи при наличии нарушений? Какие советы и рекомендации дать? Все зависит от каждого отдельного случая. Задача родителей – во всем следовать рекомендациям, не отклоняясь ни на шаг! Ведь это может помочь ребенку достичь положительного результата в борьбе с недугом.

Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены.

Мышечная дистония может привести к появлению задержки моторного развития или к двигательным нарушениям.

Сосудистые препараты и витаминные комплексы, выписанные доктором, могут предупредить эту проблему или избавить от нее.

Нарушение мышечного тонуса может появиться в результате большого количества проблем, большинство из которых возникает преимущественно в центральной нервной системе – головном и спинном мозге. Они способствуют появлению гипоксии, во время которой организм малыша испытывает недостаток кислорода и ишемию.

Кстати последняя является нарушением кровоснабжения тканей всего тела, которое также ведет к гипоксии. И если вспомнить, как каждый из нас чувствует себя в душном помещении, при нехватке кислорода, нам станет предельно ясно, что именно испытывает организм и органы ребенка. Именно этими понятиями оперирует врач, подбирая курс лечения для ребенка, у которого выявлена задержка моторного развития у детейзадержка моторного развития.

Кроме сосудистых препаратов, витаминов и витаминных комплексов, доктор, скорее всего, назначит массаж, а также физиотерапевтические, водные процедуры, воздушные ванны, лечебную гимнастику.

Невропатолог и педиатр должны регулярно осматривать ребенка, что позволит им следить за динамикой лечения. В сложных случаях может даже быть назначено УЗИ головного мозга.

Особенности моторного развития

Неправильно оценивать способности одного ребенка относительно способностей другого, особенно на ранних стадиях развития. Да, один ребенок может сидеть уже в пять месяцев, а другой сядет только к семи. А ведь в данной ситуации мама огорчается, вот только задержка моторного развития у детейнапрасно.

Дело в том, что моторные навыки у детей преимущественно зависят от особенностей организма и развития отделов головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за равновесие и осанку. То есть пока структура мышц у ребенка не изменится должным образом, он будет не в состоянии выполнять желаемые мамой действия. И здесь для нетерпеливых родителей таится большая опасность, так как нельзя вынуждать ребенка выполнять ряд действий при неокрепшем скелете и мышцах. Таким образом ребенку можно только навредить. Ведь никто не раскрывает бутон розы раньше времени? Вот так и малышу надо дать время, чтобы он, как цветок, самостоятельно раскрылся.

Все, что в этом случае могут сделать родители, – это направить свои усилия на создания оптимальных условий. Так цветку нужны солнце и полив, а ребенку внимание, забота, массаж, физические упражнения соответственно возрасту и т.д.

А вот когда мозг маленького человека и его тело достигнут необходимого уровня развития, малыш сядет, возьмет в руки игрушки, поползет и пойдет. И зависит это не только от физического развития крохи, но и от генетики, здоровья родителей, наличия наследственных заболеваний, предрасположенности к хроническим недугам, от перенесенных мамой заболеваний и стрессовых ситуаций во время беременности, кормления ребенка грудью и образа задержка моторного развития у детейжизни родителей. То есть причин много, а результат один – задержка моторного развития.

Заложенная в ребенке программа моторного развития, унаследованная от близких, сама продиктует, во сколько кроха должен начать держать голову, сидеть, ходить, говорить…  Нет никаких доказательств того, что рано научившиеся ходить дети потом становятся спортсменами или танцорами или более успешно учатся в школе, чем те дети, у которых эти навыки включились позже. Поэтому повода переживать нет!

Закономерности моторного развития детей до года

Первый месяц жизни:

  • движения ребенка ограничены, повышен тонус сгибательных мышц;
  • хорошо действуют лишь мышцы, которые обслуживают сердце и другие важные внутренние органы;
  • мышцы быстро развиваются, но крепнут первыми мышцы шеи.

Второй месяц жизни:

  • малыш начинает поднимать голову, лежа на животе;
  • к концу второго месяца крошка держит голову несколько минут и вертит ею из стороны в сторону.

Третий месяц жизни:

  • у ребенка начинается комплекс оживления, он пытается схватить игрушку;
  • когда кроху выкладывают на живот, он стремится поднять не только голову, но и верх туловища, опираясь на предплечья.

Четвертый месяц жизни:

  • младенец поднимает голову из положения лежа на спине;
  • пытается сменить положение тела, ползать на животе.

Пятый месяц жизни:

  • ребенок поднимает туловище и опирается на ладони;
  • переворачивается со спины на животик;
  • пробует подняться из положения лежа на спине;
  • берет игрушки;
  • с поддержкой за туловище опирается на ножки.

Шестой месяц жизни:

  • малыш целенаправленно ползает;
  • совершает разные действия с предметами: стучит, бросает, берет в рот;
  • поднимается из положения лежа на спине, но сидит неустойчиво.

Седьмой месяц жизни:

  • дети уже сидят, хотя и не очень долго, так как быстро устают;
  • стоят при поддержке взрослых, хорошо ползают.

Восьмой месяц жизни:

  • ребенок хорошо сидит, легко меняет положение тела;
  • пытается самостоятельно встать, держась за кроватку или другую опору.

Девятый месяц жизни:

  • малыш хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за ручки;
  • пытается залезать на предметы, перелезать через бильца кровати;
  • становится ловким, легко поворачивает тело во время игры.

Десятый месяц жизни:

  • нагибается, становится на колени;
  • переходит от предмета к предмету, держась за опору;
  • пытается стоять самостоятельно;
  • открывает и закрывает коробочки, ящики;
  • вкладывает предмет в предмет.

Одиннадцатый месяц жизни:

  • уже долго ходит при поддержке за руку;
  • пробует преодолеть ступеньки, сползает с дивана;
  • играет с пирамидкой, коробочками, исследует свойства бумаги.

Двенадцатый месяц жизни:

  • прочно стоит на ногах, ходит без поддержки за ручки;
  • за руку задержка моторного развития у детейвзрослого поднимается по ступенькам;
  • может держать предметы двумя руками;
  • производит различные действия не только с игрушками, но и с предметами домашней утвари.

Это только график развития моторных навыков, который выработался на протяжении многих поколений. Отклонения от него не означают, что это непременно задержка в моторном развитии ребенка. Однако если указанные признаки сильно отличаются во временном промежутке, то это повод обратиться к врачу и вместе с ним найти причину отставания ребенка в овладении необходимыми навыками.

Почему важно проконсультироваться с врачом?

Дело в том, что доктор лучше неопытных родителей определит причину отсутствия у ребенка в определенном возрасте необходимых навыков. Во-первых, он незаинтересованное и не подверженное панике лицо. Во-вторых, он может оценить ситуацию со стороны и быстро выявить первопричину.

Задержка моторного развития детей может развиваться по причине болезни, которую трудно обнаружить не только родителям, но и врачам. задержка моторного развития у детейСуществуют заболевания со скрытым характером течения, без явных признаков проявления. То есть родители могут даже и не подозревать, что ребенок серьезно болен. А все дело в том, что многие заболевания имеют схожую симптоматику, и только врач может поставить точный диагноз и выявить причину отклонения в развитии, назначив ряд анализов и исследований соответственно своим подозрениям и предположениям.

В некоторых случаях детям назначается даже УЗИ мозга или МРТ. При этом некоторые исследования могут быть проведены только для того, чтобы успокоить чрезмерно взволнованную маму, начитавшуюся форумов и наслушавшуюся подруг «по песочнице».

Что делать при подозрении на задержку моторного развития у ребенка? Успокоиться и обратиться за консультацией к специалисту. Ни в коем случае не надо заниматься самолечением и тем более прибегать к народной медицине. Если нарушения есть, то справиться с ними смогут только специалисты, а от вас требуется выполнение всех рекомендаций и вера в собственные силы и силы ребенка. Будьте здоровы и не болейте!

Источник

Отклонения в моторном развитии ребенкаЕвгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.

Готовность ребенка к навыку

— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?

— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка. Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр.  При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.

Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.

Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:

  • Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
  • Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
  • Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.

Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.

Дети не умеют лениться

— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?

— Факторы риска следующие:

недоношенность менее 35 недель;
оценка по Апгар — 5 и менее;
ИВЛ после рождения;
желтуха более 300 мкмоль/л;
внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
если были судороги;
если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?

— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.

Таблица навыковПеревод таблицы с сайта Mamazanuda.ru

За границей детей не трогают? Это миф!

— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?

— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает. Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает. Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.

Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.

Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.

И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.

— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?

— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…

Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru

я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

Источник

Задержка моторного развития

Моторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы. Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность. Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша.

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур.

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

ВозрастДвигательные навыки
2 месяцаВ положении лежа на животе удерживает голову на весу в течение нескольких минут, может поворачивать ее, смотреть по сторонам.
4 месяцаПытается взять в руку игрушки. Лежа на животе, поднимает плечевой пояс, опирается на руки. В положении на спине поднимает голову.
6 месяцевПереворачивается на живот, берет игрушки, ползает, принимает положение сидя.
8 месяцевХорошо сидит, ползает. При поддержке взрослых стоит.
10 месяцевХорошо владеет телом, пытается ползком преодолевать препятствия. При поддержке взрослых переходит от предмета к предмету, стоит самостоятельно. Способен вкладывать предметы друг в друга.
12 месяцевХодит самостоятельно, может подниматься по ступенькам, держась за руку. Активно играет предметами, игрушками, удерживая предметы и правой и левой рукой.

Важно! Задержка моторного развития у детей до года может свидетельствовать о наличии отклонений в здоровье малыша. Это распространенный симптом повреждений ЦНС, анемии, пороков сердца. Поэтому при подозрении на ЗМР необходимо проконсультироваться со специалистом.

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Особенности патологии

При определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации.

Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой.

В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов.

Последствия и риски ЗМР

Если диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков.

Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает.

Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников.

Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания.

Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в психофизическом развитии ребенка, эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния.

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В десять месяцев не сидит, не может стоять у опоры.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Видео

029

Источник