Отклонения в физическом развитии ребенка нарушения состояния здоровья

Отклонения в физическом развитии ребенка нарушения состояния здоровья thumbnail

Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.

«Дети с отклонением в физическом развитии».

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.

Это далеко не весь перечень заболеваний, есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).

1. Что должен знать воспитатель?

— количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)

— хронические заболевания;

— выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:

* гр. риска по миопии;

* уплощение стопы или плоскостопие;

* нарушение осанки;

* ЧБД.

— ребенка с явным физическим недостатком.

— диагностику уровня физической подготовленности.

2. Оформить лист здоровья своей группы.

3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).

4. Внести мероприятия в циклограмму.

5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.

6. Оборудование в группе центра физического развития.

Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:

— снижение заболеваемости,

— изменение группы здоровья на более высокую,

— научить заботиться о своем зрении и осанке.

Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.

Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.

Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически. Например:

В группе слабовидящий ребенок.

Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.

Игры:

«Особый заказ».

Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.

Оборудование:

— щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;

— коробка с предметами по теме игры;

— пустые 1-2 коробки;

— карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)

Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.

Заказы могут касаться и фактуры материалов, из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.

Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.

Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.

«Лото».

Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» — вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».

Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.

Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.

Игра «Арома» — касается еще одной сферы чувств, обонятельной.

(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).

Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.

В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.

Читайте также:  Как психологическое развитие ребенка в семь лет

Внимание:

1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.

2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.

2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.

В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.

«Слушаем птиц».

Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.

Оборудование: запись голосов птиц.

Цель: Научить различать голоса птиц.

Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.

— кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.

— кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.

Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).

«Шуршунчики».

Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей; небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).

Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).

Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.

— приближается первый шуршунчик, — дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили — его можно отпугнуть гласным «а»

(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.

Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.

В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.

Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).

На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.

Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.

Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.

В группе слабослышащий ребенок.

Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.

Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.

Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.

Источник

Каждому из родителей хочется видеть своего малыша умным, красивым, жизнерадостным, а главное, здоровым. Вот только одного желания родителей здесь недостаточно. К сожалению, статистика последних лет говорит о том, что на свет нередко появляются детишки с нарушениями физического развития. Почему это происходит, как определить, имеется ли у ребенка нарушение физического развития, и что делать родителям? На все эти вопросы ответим в данной статье.

Прежде всего, скажем, что говорить о нарушении физического развития можно лишь в том случае, если врачи проведи ряд диагностических мероприятий и поставили соответствующий диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные умозаключения, основываясь на поведении крохи, но не сравнивая его с другими детьми.

Классификация нарушений физического развития

Отклонения в физическом развитии малыша могут быть обусловлены различными неблагоприятными факторами, которые в общем смысле можно разделить на два вида:

  • Эндогенные – нарушения, вызванные генетическими причинами, а также внутренние воздействия.
  • Экзогенные – нарушения, спровоцированные воздействием внешней среды.

Кроме того, все патологические факторы, которые могут воздействовать на ребенка, медики привычно делят на 3 группы:

  • Пренатальные – факторы, действующие на зародыш или же на плод во время развития в материнской утробе.
  • Натальные – факторы, действующие в период родовой деятельности.
  • Постантальные – факторы, действующие на кроху после появления на свет.

Причины нарушения физического развития у малышей в пренатальном периоде

1. Различные наследственные патологии. Сюда можно отнести муковисцидоз (дефект фермента поджелудочной железы), галактоземию (нарушение усвоения галактозы) и миопатию (нарушение обменных процессов в мышцах). Кроме того, к наследственным заболеваниям относят нарушения слухового и зрительного анализатора, ринолалию и другие патологии.

Читайте также:  Влияние группы на развитие ребенка

2. Хромосомные нарушения. К ним относят синдром «кошачьего крика» или болезнь Дауна.

3. Генетические патологии. Это такие заболевания, как тирозиноз или фенилкетонурия.

4. Нарушения питания зародыша или плода. Данные нарушения возникают в том случае, когда беременная женщина питается неправильно, т.е. хаотично, несбалансированно и нерационально. Зародышу или плоду в этом случае не достает питательных веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов и минералов).

5. Инфекционные заболевания беременной. Сюда стоит включить: сифилис и микоплазмоз, токсоплазмоз и различные вирусные поражения (грипп, гепатит, герпес или цитомегалию).

6. Интоксикации организма. Этот патологический процесс вызван химическим воздействием на организм вследствие курения или алкоголизма будущей мамочки, употребления наркотических веществ, длительного приема медикаментов или радиоактивного облучения.

7. Температурное воздействие на беременную женщину, в частности, ее сильное переохлаждение или перегрев.

8. Психические либо соматические заболевания будущей мамы. Сюда можно отнести патологии сердца, гипертонию, радикулит или сахарный диабет.

9. Несовместимость групп крови или резус-факторов у матери и малыша.

10. Механические травмы зародыша и плода в утробе матери из-за внешнего воздействия (падения, удары в живот).

Кстати, имеется взаимосвязь между временем воздействия негативного фактора и возникающими последствиями. Доказано, чем раньше повреждается эмбрион в процессе внутриутробного развития, тем тяжелее оказываются последствия.

Факторы, которые угрожают развитию малыша в натальный период

1. Стремительные или наоборот, затяжные роды. Действие этих факторов грозит ребенку асфиксией, т.е. кислородным голоданием.

2. Травмы, полученные новорожденным в процессе родовой деятельности.

3. Инфекции, полученные новорожденным в процессе родоразрешения.

Причины нарушения развития после появления на свет

В этот период на малыша негативным образом влияют и биологические и социальные факторы.

К биологическим факторам относятся:

1. Травмы.

2. Различные инфекции (менингит и скарлатина, грипп и корь, отит, полиомиелит, энцефалит и другие).

3. Нарушения питания ребенка.

4. Интоксикации организма (курение, алкоголизм или наркомания кормящей грудью матери, передозировка антибиотиков, радиоактивное воздействие).

К социальным факторам относятся:

1. Неблагополучные условия проживания ребенка.

2. Психологические травмы.

3. Тяжелые переживания малыша вследствие неблагоприятной обстановки дома или в детском учреждении (детский сад, школа), сопровождающиеся постоянными стрессами.

4. Недостаточность речевого общения с малышом.

5. Подражания неправильной речи.

6. Педагогическая запущенность.

Виды нарушений физического развития у детей

А теперь рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся нарушений физического развития в детском возрасте

Гипотрофия и паратрофия

Масса тела – один из самых нестабильных показателей у детишек младшего возраста. Отклонения в одну из сторон на 10% не должно пугать родителей. Такая проблема легко устраняется коррекцией питания, которую назначает педиатр. Когда же процент отклонения гораздо больший, да к тому же прогрессирует с ростом малыша, крохе ставится диагноз «гипотрофия» либо «паратрофия», то есть недостаток веса или ожирение.

Для определения этих показателей часто используется индекс Кетле. Высчитывается он сразу после появления ребенка на свет и свидетельствует о питания плода внутри утробы матери. Индекс Кетле представляет собой отношение массы тела (г) к росту малыша (см) при рождении. В норме данная величина варьируется в пределах 60–70 единиц. Превышение данного показателя будет свидетельствовать о внутриутробном ожирении, а занижение скажет о недостатке веса у плода.

Для детишек первого года жизни применяют индекс Чулицкой или индекс упитанности. Для его вычисления к 3 окружностям плеч (см) прибавляют окружность бедер (см), а также окружность голени (см), после чего отнимают рост (см). Нормальным показателем в этом случае является 20–25 единиц.

Детишкам с гипотрофией специалисты назначают диетотерапию, проводят симптоматическое лечение, с назначением поливитаминов и недостающих ферментов, а также находят причину, вызвавшую гипотрофию (в том числе и инфекционную), и принимают меры по ее устранению.

Однако наибольшую опасность для ребенка представляет детское ожирение. Оно может развиться в любое время, но чаще настигает детишек в возрасте 5–7 лет, а также в пубертатный период. Опасность этого состояния в том, что у ребенка появляются заболевания, характерные исключительно для взрослых: сахарный диабет, остеоартрит, высокое давление или повышенный уровень холестерина. Более того, ожирение в детском возрасте грозит плоскостопием, проблемами позвоночника, а во взрослой жизни – бесплодием и ранней смертностью.

Детишками с такими проблемами должны заниматься врачи совместно с родителями. Малышам с ожирением необходима коррекция питания, подвижный образ жизни, а в случае нарушения выработки ферментов – прием лекарственных средств.

  • Как Воспитывают Своих Детей Китайские Мамы
  • О Чем Плачут Наши Дети Не Рассказывая Родителям

Гигантизм

Данное заболевание у детей возникает из-за нарушения работы эндокринной системы, в частности, по причине аденомы гипофиза. В результате этого нарушения начинает усиленно вырабатываться соматотропный гормон. Это приводит к чрезмерному росту костей и серьезному превышению роста ребенка в сравнении с нормальными показателями. Кроме того у малыша с таким заболеванием увеличивается нос, губы, надбровные дуги, а сами черты лица приобретают грубые очертания. Первые симптомы развития гигантизма становятся заметны через 5–7 лет после начала развития недуга.

Кроме внешних проявлений у таких детей диагностируются частые головные боли, апноэ, ухудшение памяти, патологическое увеличение селезенки и наличие диффузного зоба.

Неудивительно, что лица с таким заболеванием, как в детстве, так и во взрослой жизни, испытывают массу проблем, начиная от отсутствия подходящей обуви, до развития заболеваний опорно-двигательной системы. Длительность жизни таких больных также существенно ниже средних показателей.

Для борьбы с этой проблемой используются консервативное, хирургическое, лучевое, а также комбинирование лечение. Все они направлены на стабилизацию уровня соматотропного гормона. При отсутствии эффекта от лечения препаратами и лучевой терапии, ребенку может быть назначена операция для удаления опухоли гипофиза. Для минимальной травматизации проводится такая операция трансназально, т.е через нос.

Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка с нарушением интеллекта

Нанизм

В противоположность гигантизму у детей может наблюдаться такое нарушение физического развития, как нанизм. Причины этой патологии могут быть самыми разными:

  • эндокринные (дефицит гормонов: соматотропина, половых гормонов, инсулина или гормонов «щитовидки», а также повышенный синтез глюкокортикоидов).
  • соматические, т.е. не связанные с гормональной системой (хроническая анемия или гипоксия, патологии печени, почек и костной системы, нарушение всасывания питательных веществ, а также болезнь Дауна).

Родители с детства замечают развитие у ребенка нанизма, ведь рост малыша не дотягивает до нормальных возрастных показателей, лицо крохи становится кукольным, а голос – высоким.

Учитывая, что в большинстве случаев к нанизму приводит недостаточная выработка гормона соматотропина, юному пациенту назначают гормонотерапию, которую проводят до приемлемого роста. Лечение может варьироваться в зависимости от причин, вызвавших нанизм.

Рахит

Эта проблема у ребенка связана с дефицитом витамина D, в результате чего в организме происходит нарушение минерального обмена. Чаще всего с таким заболеванием сталкиваются детишки первого года жизни, причем в большинстве своем недоношенные малыши или «искусственники».

Если своевременно не начать лечение, у крохи могут образоваться заметные невооруженным глазом деформации скелета, а именно, выпуклый лоб, горб на спине, «лягушачий живот» и искривленные ноги.

Для борьбы с этим заболеванием ребенку назначается витамин D. Причем, назначать витамин должен специалист, ведь слишком малая доза не даст необходимого эффекта, а слишком большая спровоцирует гипервитаминоз. Кроме того, больному назначают препараты кальция и фосфора, а также диетотерапию. Наконец, учитывая, что витамин D человек получает под воздействием ультрафиолета, каждому ребенку с данной проблемой назначаются ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Гидроцефалия

Это заболевание нередко называют «водянкой головного мозга», а все потому, что болезнь представляет собой скопление спинномозговой жидкости в головном мозге. Данная проблема может обнаружиться в первые дни жизни, а может появиться позже, в любом возрасте.

Гидроцефалию у ребенка можно заметить невооруженным глазом. Окружность головы у такого малыша значительно превышает нормальные параметры, да к тому же прирастает ежемесячно на 1,5 см. У ребенка большой лоб, выпирающий родничок, малыш часто срыгивает, страдает от косоглазия, нарушения зрения и слуха.

Лечение в этом случае достаточно сложное и направлено на понижение выработки ликвора. Для этого могут применяться медикаментозные препараты или оперативное вмешательство. Хирургическое вмешательство является более действенным способом лечения, ведь с его помощью достигается снижение внутричерепного давления и активизируется ликворосорбция.

Микроцефалия

Это неизлечимое заболевание характеризуется патологическим уменьшением размеров головного мозга и малой окружностью черепа при нормальных параметрах тела. Микроцефалия может быть врожденной, при которой заболевание диагностируют сразу после рождения, или приобретенной, а значит, появившейся в первый год жизни ребенка.

Заболевание может иметь наследственную природу, а также развиться в результате инфекции, перенесенной будущей мамочкой в первом триместре беременности. Кроме того, микроцефалия может появиться из-за нарушения обменных процессов.

Ребенка с таким пороком легко распознать по внешним признакам. У него узкий лоб и большие уши, выступающий нос, а также выпуклые надбровные дуги. Детям с микроцефалией свойственна умственная недостаточность различной степени тяжести, у них развивается косоглазие, мучают судороги и нарушена координация движений.

Для облегчения стояния таких пациентов назначаются препараты, улучшающие функции тканей головного мозга, средства, снимающие повышенный тонус мышц, успокоительные и противосудорожные медикаменты. Кроме того, облегчению симптоматики хорошо помогает нетрадиционное лечение.

  • Как Справиться с Детской Истерикой: 5 Советов Бывалых Мам
  • Методы Наказания Детей – Четыре Эффективных Метода

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич представляет собой комплекс двигательных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде. Чаще всего к заболеванию приводит гипоксия плода (недостаток кислорода), а также внутриутробные инфекции (вирус герпеса). Тем не менее, ДЦП может развиться вследствие генетических причин, травм головного мозга внутри утробы, а также из-за токсического поражения мозга.

У ребенка с таким заболеванием наблюдается укорочение конечности на стороне поражения, сколиоз и искривление тазовых костей. Суставы такого ребенка характеризуются тугоподвижностью и ограничением объема движений. К тому же ребенка часто одолевают судороги, он страдает от нарушения глотания, проблем с речью и слухом. Нередко у таких больных наблюдается задержка умственного развития.

Реабилитация детишек с ДЦП включает работу педагогов и врачей. Малыши от 1 года до 3 лет посещают занятия, где обучаются говорить, выполнять повседневные действия, учатся самообслуживанию и взаимодействию со сверстниками. Кроме того, посредством специальных устройств ребенку помогают развить правильные моторные навыки, тренируют артикуляцию и зрительную функцию. А еще каждому ребенку с ДЦП назначают курсы массажа и лечебную физкультуру.

Профилактика нарушений физического развития у малыша

Чтобы не допустить отклонений в развитии младенца, беременная женщина должна помнить, что отказ от посещения врача, попытки лечиться самостоятельно, а также голодание, нерациональное и неправильное питание, самым негативным образом отражаются на внутриутробном развитии малыша и могут привести к его гибели. Женщина должна консультироваться с акушером-гинекологом при любом недомогании и не принимать препаратов без назначения специалиста. Кроме того, еще перед зачатием ребенка будущей мамочке следует вылечить хронические и острые заболевания, которые также могут отразиться на состоянии здоровья малыша.

С появлением ребенка на свет женщина должна регулярно посещать педиатра, который проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, окружность головы и груди, а также взвешивает кроху. Кроме того, специалист осматривает ребенка, оценивая его физическое состояние. После этого делается заключение о состоянии ребенка. Все это необходимо для своевременного выявления отклонений и предотвращения нарушения физического развития.

Берегите своих детей!

Источник