От личности педагога к развитию и самореализации личности ребенка

От личности педагога к развитию и самореализации личности ребенка thumbnail

Министерство образования, науки и по делам молодёжи КБР

ГКПОУ “КБТТК»

Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж

Министерства образования, науки и по делам молодёжи КБР

Психолого-педагогический

семинар

по теме:

«Самореализация педагога – что это?»

Подготовила

педагог-психолог

Лигидова А.К.

Нальчик, 2017

Содержание

Введение в проблему (Лигидова А.К.)

Связь мотивации с самореализацией (Лигидова А.К.)

Условия, необходимые для профессиональной самореализации личности педагога (Мамиева Г.Х.)

Этапы профессиональной самореализации (Кошева Л.У.)

Планирование карьеры (Султанова З.И.)

Алгоритм планирования карьеры (Лигидова А.К., Масаева А.Р.)

Список использованной литературы

Введение

Существующие на сегодняшний день в психологии подходы к определению самореализации многочисленны и разнообразны. В отечественной и зарубежной справочной литературе термин самореализация является недостаточно разработанным, в связи с этим необходимы исследования для уточнения содержания данного понятия.

В данном исследовании профессиональная самореализация педагога – это процесс достижения педагогом практических результатов педагогической деятельности за счёт реализации поставленных профессиональных целей. Показателями профессиональной самореализации являются: профессиональные достижения, стремление к самоактуализации, реализованность ценностей.

Профессиональная самореализация имеет множество корреляционных взаимосвязей с мотивационной сферой. Следовательно, работая с мотивационной сферой можно повысить уровень профессиональной самореализации педагогов.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Связь мотивации с самореализацией

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» — совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

  • Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

  • Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

  • Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

  • В ОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

  • Результаты профессионального развития должны являться в ОУ организационной ценностью.

  • Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

  • Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

  • ОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

  • Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

  • Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

  • Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

  • Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Условия, необходимые для профессиональной самореализации личности педагога

  1. Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

  2. Специальное обучение педагогов внутри ОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

  3. Условия для внедрения инноваций в практику работы ОУ, перехода к инновационному режиму.

  4. Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

  5. Психологическая поддержка педагога. Организация психологической    разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ОУ, традиции коллектива.

  6. Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

  7. Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации

  1. Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией. 

  2. Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

  3. Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

  4. Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

  5. Разработка и внедрение авторских программ и проектов.

  6. Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

  7. Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Планирование карьеры

Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от много другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей. Целенаправленное, правильно организованное обучение играет в становлении профессионала немалую роль.

Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности.

Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьеры.

Составляющие карьеры:

1. Личностная составляющая:

— мотивация самого работника на карьеру, стремление к самореализации через повышение квалификации, которая выражается в желании продвинуться по службе и повысить свое материальное благосостояние,

— наличие у педагога личностных качеств (способности к достижению в избранной области профессиональной деятельности, уровень притязаний, самооценка, лояльность к собственному месту работы),

— социальное признание педагога со стороны профессионального окружения: одобрение как стремления к продвижению, так и используемых для этого средств и методов, высокая оценка престижности и социальной значимости, избранных работником целей профессионального роста.

2. Ценностная составляющая:

— общепринятые социальные ценности: человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, а также определенные ценностные нормы поведения в организации,

— ценность или престижность для человека самой карьеры,

— ценность организации, в которой педагог трудится.

3. Производственная составляющая:

— цели и задачи, которые в перспективе будет решать образовательное учреждение,

— планируемые изменения, в том числе новые образовательные технологии, направления в деятельности,

— предполагаемое расширение или уменьшение размеров организации,

— требования к качеству работы педагога и руководителей учреждения в дальнейшем.

Что значит сделать карьеру? Это добиться высокого престижного уровня положения в обществе и высокого уровня дохода.

Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется.

Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.

Планирование карьеры как самореализация в профессиональной деятельности неразрывно связаны с личностной сферой мотивами и потребностями.

Кроме того, в планировании карьеры не маловажное значение имеет кадровая политика учреждения это связано, прежде всего, со следующими моментами:

— Приветствуется ли продвижение по карьерной лестнице руководителем организации.

Читайте также:  Здоровый ребенок и его развитие

— Приветствуется им и коллективом  профессиональный рост, инициативность, творчество.

— Приветствуется ли в организации активность, исследовательская деятельность, исполнительность, разработка и внедрение собственных программ, проектов, технологий, обязательное участие в разных профессиональных конкурсах.

При планировании профессиональной карьеры в ОУ  учитываются следующие моменты:

— индивидуальные личностные качества (уровень притязаний, ценностные ориентации, общительность, мотивация к успеху, творческие способности).

— уровень профессиональных навыков, качественное исполнение должностных обязанностей, ответственность, интересы в профессиональной деятельности. При повышении профессиональных знаний умений навыков чаще всего используются: внутреннее обучение (семинары, консультации, мастер-классы, наставничество, деловые игры), внешнее обучение (курсы повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, городские методические объединения, работающие по определенной теме), участие в различных профессиональных конкурсах (на различных уровнях), самообразование.

— кого руководитель учреждения хочет продвинуть по служебной лестнице, включить в кадровый резерв руководителей учреждений, видит в качестве исследователя, руководителя творческой группы 

При построении карьеры педагог чаще ставит следующие задачи: добиться более высокого профессионального уровня, обеспечить материальное благополучие, расширить кругозор, поднять авторитет среди  коллег, родителей, добиться признания и уважения окружающих.

Цели руководителя, при этом: выделить компетентных сотрудников, продвинуть молодых, самостоятельных, творческих, инициативных, подготовить работника к занятию более высокого статуса,  обеспечить учреждение квалифицированными кадрами и соответственно повысить качество предоставляемых услуг.

Алгоритм планирования карьеры

Чтобы спланировать карьерный рост необходимо поставить цель. Одна должна быть конкретна, измерима,   и ставиться на определенный период. Цель может меняться с течением времени.

1. Разработка представлений о жизненных устремлениях. Изобразите для себя настоящую и будущую карьеру своей жизни в виде кривой, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах

Пометьте, где вы сейчас находитесь и ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками жизненной кривой.

Представьте свое будущее и продолжите кривую дальше, указав 5 важнейших пунктов целей, которые вы еще хотите достичь до конца вашей жизни.

2. Дифференциация во времени жизненных целей.

Цели профессиональной деятельности делятся в соответствии с временным критерием. Используется временной ряд.  При этом следует учесть собственный возраст, возраст ближайшего окружения, значительные события (поступление ребенка в школу, ВУЗ, юбилеи и т.д.)

3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере. Распределение личных желаний и профессиональных желаний по приоритетности достижения. 

1) долгосрочные —  более 5 лет.
2) среднесрочные – до пяти лет.
3) краткосрочные —  до 1 года.

4. Определение личных ресурсов необходимых в достижении поставленных целей.

Основными средствами для достижения целей являются способности человека, уровень развития профессиональных компетентностей. Таким образом, на этом этапе необходимо определить какими способностями, вы обладаете, как их развивать.

В экстремальных точках кривой, необходимо проанализировать, какие качества потребовались для достижения крупнейших успехов, каких качеств не доставало, какие неуспешные действия привели к поражению, какие качества позволили пережить эти поражения.

Педагогу, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, необходимо осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы  полностью реализовать свой творческий потенциал.

Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:

  1. Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?

  2. Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?

  3. Знаю ли я, чего от меня ожидают?

  4. Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?

  5. Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?

  6. Устанавливаю ли я приоритеты?

  7. В чем проявляются результаты моей деятельности?

  8. Что я хочу сделать как профессионал?

  9. В чем смысл моей профессиональной деятельности?

  10. В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут, что я могу сделать?

Таким образом, планирование карьеры обеспечивает совокупность факторов стимулирования мотивации педагога к профессиональной самореализации:

— Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода (оклад преподавателей определяется уровнем их квалификации, стажа). При планировании карьеры педагог видит возможности повышения собственного дохода.

— Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.

— Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.

Список использованной литературы.

1. Дружилов С.А.. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. — 2005 (выпуск 8), – С.26-44

2. Немова Н. Цель – повышение квалификации.//Директор школы 1998 № 6.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.

4. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.

5. Портнов М.Л. Труд руководителя школы.– М., 1984.

6. Статья «Современный учитель: образование через всю жизнь

7. Статья “Основные направления работы в рамках инициативы “Наша новая школа”. Источник: Министерство образования и науки РФ

Источник

Самореализация личности в условиях современного образования

Выступление на педагогическом совете

Федосеева Сергея Владимировича

I. Введение

 Познание – основа развития личности.

Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке?

Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания – основа развития личности.

Путь к новой школе лежит через любовь. Философия образования старой школы опиралась на принцип классового подхода. Теперь задача доплниетльного – отречься от идеологии ненависти и утвердить любовь как идеологию. Учить наших детей – учить их жизни без насилия, без страха строить отношения по законам гуманизма, бережного отношения к человеку и человеческой жизни как высшей ценности.

Помочь понять детям, что без любви к человеку и к жизни не будет ни здоровых отношений, ни здорового общества, ни общественного прогресса, ни нравственной ориентации в познании добра и зла. Любовь – залог от деградации человечества.

И школа начинается с любви. Опыт школ Толстого, Сухомлинского, Монтессори тому подтверждение. Лучше этих школ – школ воспитания на любви и без насилия. Настоящая педагогика – это и есть наука о любви. “Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему” (Ю.Азаров).

Ещё один путь к новой школе лежит через утверждение правды – правды во всем: в содержании образования, особенно истории и литературы, в отношениях между учителем и учениками, между родителями и детьми, во всех проявлениях школьной жизни. Избавиться от фальши, показухи, двойной морали, от расхождения между словом и делом. Вопрос правды – это вопрос нравственного выбора между правдой и кривдой, добром и злом, честью и бесчестием. Новая школа – школа правды, чести и совести. Главный смысл в свободе, в любви и правде.

Читайте также:  Проверить уровень развития ребенка 6 лет

В свете новой философии образования мы рассматриваем: не “лепить”, а развитие творческого потенциала, оберегая в ребенке индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу.

 II. Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности

Традиционное образование – это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.

Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и умения, и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.

Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной личностного развития и самосовершенствования.

Для того, чтобы достичь самореализации каждого члена общества необходимо расширить сеть взаимодействий как внутри семьи, между семьями, районами, селами, группами сел, то есть насытить потребности в общении. Для этого необходимо расширить доступ населения к информационным ресурсам, поскольку сравнение себя с другими, проникновение в широкий мир заставляет человека познавать самого себя, повышает интерес человека к своим истокам.

Цели и задачи

Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Главные задачи:

научить мыслить (развитие интеллекта);

воспитание чувств (формирование нравственных отношений);

здоровье (физическая закалка).

Научить мыслить:

развитие мыслительных способностей обучающихся;

формирование познавательных интересов;

раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;

выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Воспитание чувств:

научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;

формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;

индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;

развивать коммуникативные качества личности.

Здоровье:

физическая закалка детского организма;

систематическое занятие физкультурой и спортом;

квалифицированная диспансеризация детей;

постоянный медико-психологический контроль.

Бесконечное возникновение и образование нового характеризует непрерывный процесс самодвижения личности. Это активный, саморегулирующийся процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.

Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.

Термин “развитие” применим к нравственности человека. Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.

потребности как первичное в развитии, возвышении интересов, мотивов, чувств;

нравственные представления ребенка, возникающие в ходе его взаимодействия с миром, на основе которых формируются нравственные убеждения;

эмоционально-волевая сфера ребенка как основа его нравственных качеств. Чувства и воля являются интегрирующим началом, увязывающим в единую целостность все компоненты нравственной сфере.

Нравственное развитие – это не выработка отдельных качеств личности (честности, ответственности, совестливости), а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. Характер отношений проявляется в эмоциональных переживаниях, адекватном поведении, в соответствии сознания и поведения.

Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом индивидуума и поэтому глубоко индивидуален.

Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность. Субъективность среды есть потенциал для дальнейшего нравственного развития личности.

Мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.

Целевые ориентации.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей:

цели государственной образовательной политики;

региональные социально-воспитательные цели;

цели развития данного учреждения дополнительного образования;

цели, как планируемые результаты развития личности обучающегося.

Цели высшего уровня – это цели государственной образовательной политики.

  • Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”, “Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”):
  • формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
  • формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
  • разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;

формирование доминанты саморазвития и самосовершенствование личности;

развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;

приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;

включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);

организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности воспитанника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО “В новое тысячелетие” они сформулированы так:

научить учиться;

научить жить;

научить жить вместе;

научить работать и зарабатывать.

2. Становление личности — центр образования.

Этап становления новой образовательной парадигмы, в основе которой личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира. Большое значение придается образовательным технологиям.

Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – функция жизни.

Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают три основные вида деятельности:

Читайте также:  Теоретические основы речевого развития ребенка

значимая деятельность, которая способна повлиять на “вхождение в собственный внутренний мир”, деятельность по совершенствованию себя;

общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности, где акцент делается на глубинное общение, вызревание “коммуникативного ядра”;

деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.

Цели воспитания ориентируются на формирование социальности личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению, в пространстве саморазвития, в пространстве “взросления”, идет очеловечивание человека, где ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в констекте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Сначала неумело и нерешительно, в силу недостаточно развитого опыта субъектности. Затем этот опыт обогащается и осознанно реализуется в субъектной позиции: субъект сначала собственной учебной деятельности, а затем и своей становящейся жизни, тем самым ориентирует человека на развитие его возможностей как личности – на активный личностный рост. Таким образом, деятельностный аспект, как одна из подсистем индивидуальной культуры, должен быть направлен на изменение предметности человека, изменение его отношения к собственной деятельности. Данные подсистемы индивидуальной культуры личности – субъекта могут быть реализованы в условиях гуманизации образовательного пространства. Как вызревание образа “Я”, образа мира, образа мыслей, образа действий, образа жизни и дают ответ на вопрос: какова моя социальная роль. Чувство моего переживания, внутреннее мое состояние, в какой я позиции, каков уровень моего самосознания,когда содержание образования прикасается к личности всей своей полнотой, как культура, которая определяет более высокий уровень социализации личности.

3. Формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания.

Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Обновление советского общества привело к тому, что многие традиционные для нас запреты оказались сегодня устаревшими. Есть ценности, которые определяются законом, средой, обычаями, всеобщим одобрением. Есть ценности, которые “дают” семья, социум, средства массовой информации, сама жизнь и само учреждение.

На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и деятельности, ценность паритетности отношений, ценность общения. Таким образом, факты индивидуальной культуры личности соотносятся с принятой системой ценностей и, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.

Этапы развития, где само развитие рассматривается как социализация и инкультурация человека, воспитание индивидуальной культуры личности субъекта, приспособление к культуре, адаптация и защита собственного “Я”.

 III. Работа с детьми путь проб, ошибок, счастливых открытий

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.Э. Кант

Цели:

Создать и поддерживать у учащегося доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личности самой себя.

Помощь в самоопределении, саморазвитию, т.е. должна создать условия для развития учащегося как личности.

Развивать познавательные интересы через соответствующую организацию внеклассной работы.

Задачи:

Помочь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения.

Ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического роста.

Работа с детьми путь проб, ошибок, счастливых открытий.

Воспитание успешно, если оно системно. С одной стороны, это – система психолого-педагогическая, и влияет она на учащихся не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы). Но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках школы).

Главный критерий эффективности системного воспитания личности – развитие личности учащегося.

Родители доверяют нам самое ценное детей, свою надежду, своё будущее.

Мы воспитываем из детей завтрашних людей и в силу этого обязаны проектировать качества наших воспитанников, прививать им лучшие черты личности, взгляды и привычки, нормы и навыки поведения.

В Центр внешкольной работы приходят дети в значительной степени сформировавшимися как личности – в той степени, в какой это обеспечено воспитанием.

Разумеется, этот “материал” ещё достаточно пластичен и податлив для последующей “лепки” в положительную или отрицательную сторону. Важно не упустить их, помочь им развиваться, не допустить нежелательные качества.

Воспитание направляется на творческое развитие и обогащение интеллекта, но и на формирование благородных моральных и эстетических качеств – готовности отдавать свои знания людям, трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни.

Для всестороннего развития человека особенно важно единство труда и интеллектуальной жизни. Атмосфера творчества, исследования – важная черта коллектива. Формирование воспитания влияния коллектива на личность зависит от того, чем и как живет коллектив.

От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось к каждому слову. Учитель – благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.

 Самовоспитание по системе “Сделай себя”.

Достигнутые условия для выделения ребенком качеств своей личности из единства с поступками, для их осознания как причин своих достижений или неудач, для самовоспитания создаются лишь в подростковом возрасте.

Поэтому в объединении работали по системе “Сделай себя”, т.е. самовоспитание.

Достигнутый уровень позволяет обучающемуся  посредством качеств характеристики собственных поступков оценить свои возросшие умственные и физические силы. Это касается прежде всего взаимоотношений с друзьями, девочками и мальчиками, занятий в свободное время, стремления к самостоятельности.

И с этой целью были подобраны темы воспитательных мероприятий, коллективно творческих дел и темы родительских собраний.

И в конце года были обнаружены положительные изменения в поведении, они стали добросовестно выполнять свои обязанности, улучшили успеваемость, активнее стали участвовать в общественной работе.

Все, без исключения были ответственны за ту или иную деятельность в классе, и с этими работами справлялись. Были такие например, ответственные за библиотечным делом, за интеллектуальные игры, за информационную работу и т.д. Каждый в течение года отчитывался перед коллективом за свою работу.

Стали за год более активны не только в объединении, но и в ЦВР, более инициативнее, сплоченнее.

Источник