От года до трех лет развитие ребенка нарушения
Администрация сайта viline.tv (ООО «ВилайнТв» ОГРН 1155476136804 ИНН/КПП 5406597997/540601001) уважает и
соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при
заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.
Мы запрашиваем Ваши персональные данные для обратной связи с вами в целях предоставления информации или
услуг, ответов на ваши запросы в службу поддержки сайта, проведения конкурсов и других рекламных акций,
проведения опросов в целях повышения качества услуг.
Персональные данные — это информация, относящаяся к субъекту персональных данных, то есть, к
потенциальному покупателю. В частности, это фамилия и имя, дата рождения, контактные данные (телефон,
адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О
персональных данных» (далее – «Закон») к категории персональных данных.
Если Вы разместили Ваши контактные данных на сайте, то Вы автоматически согласились на следующие действия
(операции) с персональными данными: сбор и накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использование, уничтожение, обезличивание, передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с
соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.
Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем
подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных
данных».
Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем
соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты (e-mail)
info@viline.tv
В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные
данные в срок не позднее 3 рабочих дней.
Безопасность и конфиденциальность платежа
При выборе данной формы оплаты заказа на сайте ViLine.tv Вы будете автоматически
перенаправлены на платежную
форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью
защищены в соответствии
с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о
совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено
сообщение об авторизации
платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт.
Информация о вашем платеже
может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению
произошла задержка в
обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800
500-65-37
Личные данные покупателя.
При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия,
Имя, адрес электронной
почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом.
Продавец обязуется не
разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление
Продавцом информации
агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для
исполнения обязательств перед
Клиентом.
Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с
обоснованными и применимыми
требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные
Клиентом на Сайте в
общедоступной форме.
После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы»
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте
ViLine.tv
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо
написать в службу поддержки
info@viline.tv
Правила возврата денежных средств
Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать
возврата денежных средств в
следующих случаях:
1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий
курс, шаблоны и
вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен
быть направлен с адреса
электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя
в течение 7 (семи) дней
с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и
денежные средства не
возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно
предоставление копии документа,
удостоверяющего личность (паспорт).
2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег
должен быть направлен с
адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу
поддержки Исполнителя до
14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении
указанного времени
претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о
возврате денежных
средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность
(паспорт).
Источник
В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media рассказывает о правильном развитии детей. На прошлой неделе мы затронули очень важную тему – отставание в развитии детей до года.
Сегодня поговорим об отставании в развитии детей 1-3 лет. Разобраться в том, как определить, отстает ли в развитии ребенок и что с этим делать, нам помогли детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.
Напомним, при поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет», которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.
Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских педагогических чтениях.
ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет», которые можно оставить в комментариях.
Ранее детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова рассказала Kaktus.media, что с самого рождения у ребенка должно быть медицинское и других специалистов, по возможности, сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики и другие специалисты были оснащены стандартами развития ребенка. Родители же должны обращаться к специалистам.
Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.
Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.
Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.
Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то в первую очередь ребенка с серьезной умственной отсталостью необходимо научить базовым вещам: гигиене (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно научить всему, что не сделает его обузой для тех, с кем он живет. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку, чтобы он морально не напрягал. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.
Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?
При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).
Ребенок 1-2 года
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Имеет плохой аппетит.
- НЕ ходит самостоятельно в 18 мес.
- НЕ может сохранять равновесие, когда он сидит, стоит или ходит.
- НЕ удерживает предметы, которые ранее удерживал.
- НЕ следит за движущимися предметами.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ отвечает на свое имя.
- НЕ реагирует на других, не смотрит им в глаза.
- У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ знает и не использует функций общедоступных предметов (чашки, телефона и т.п.) к 24 месяцам.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ произносит названия знакомых предметов к 18 месяцам (даже по-своему, не точно).
- НЕ слышит и не понимает обращенную к нему речь.
Ребенок 2-3 лет
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ играет в подвижные игры.
- Неуверенно двигается, часто падает.
- НЕ может брать и удерживать маленькие предметы.
- Плохой аппетит.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ отвечает на свое имя.
- НЕ общается с детьми и взрослыми.
- Ребенок сосет большой палец руки.
- У ребенка наблюдается необычное поведение после того, как за ним присматривали не родители.
- НЕ различает проявление эмоций близкими людьми, не выражает разнообразных эмоций сам.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- Отсутствует интерес к играм с игрушками и предметами-заместителями.
- НЕ реагирует на других.
- НЕ понимает и не объясняет простые причинно-следственные связи.
- НЕ задаёт вопросов об окружающем мире.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ способен говорить фразы из нескольких слов.
- НЕ способен понимать обращенную к нему речь.
- НЕ отвечает на простые вопросы.
- НЕ выражает словами свои потребности и желания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ от 1 года до 3 лет
Эмоции:
- Давайте ребенку возможность самостоятельно что-либо делать и радуйтесь за него, если у него это получается. Это разовьет в нем уверенность в себе.
- Он может рассердиться и ему может стать досадно, если не получит то, что захотел. Расскажите ему о его чувствах.
- Он научится правилам быстрее, если их будет немного и они будут четкими и постоянными.
- Он хочет делать все по-своему, упрямится. Иногда он ведет себя как младенец, иногда как повзрослевший. Отнеситесь с пониманием к этой фазе в развитии: возьмите его на руки, когда он хочет быть как младенец, и давайте ему больше независимости, когда ведет себя как взрослый. Этим самым вы окажете ему незаменимую услугу.
Общение:
- Этот возраст важен для постановки речи и понимания значения слов. Стимулируйте обучение, наблюдая за его действиями и сопровождая это речью. Используйте каждую возможность, чтобы поговорить с ребенком (например, во время кормления, купания или занимаясь своими делами рядом с ним).
- Задавайте простые вопросы и отвечайте на вопросы ребенка и поддерживайте разговор. Поощряйте малыша повторять слова. Слушайте слова ребенка, обращайте внимание на его жесты, это будет стимулом для ребенка вести разговор с вами. Игры на подражание, книги, песни, стихи, рассказы, игры с чередованием ролей внесут разнообразие в развитие ребенка.
Движение:
- Он начинает чаще и более умело пользоваться ведущей рукой. Давайте возможность пользоваться той рукой, которую «выбрал» мозг. Он может практиковаться, когда самостоятельно кушает, одевается, рисует, выводит каракули, играет с водой, играет с предметами, которые он может собирать или складывать, класть или вытаскивать из емкости.
- Выходите на улицу, где он может бегать, прыгать, карабкаться. Это укрепит его физически.
© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии
Источник
В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.
К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.
Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.
Особенности развития речи детей 3–4 лет
В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
Активный и пассивный словарь
Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.
Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.
Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):
Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.
Грамматика речи трёхлетних детей
Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».
Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).
Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».
Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:
Звукопроизношение
Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.
Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:
- Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
- Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
- Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.
Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.
Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.
Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.
Связная речь
Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.
Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».
Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).
Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет
Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:
- Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
- Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
- В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
- Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
- Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.
Как определить задержку речевого развития детей 3 лет
Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:
- Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
- Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
- Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
- Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.
Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.
Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:
- Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
- Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
- Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
- Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
- Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
- Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).
В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.
Самостоятельная диагностика задержки речи
Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.
Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:
- Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
- Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
- Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
- Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
- Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.
Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:
- сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
- умеет ли перешагивать через предметы;
- как он ловит мяч,
- умеет ли он лазать;
- сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
- может ли застёгивать пуговицы,
- в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.
При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.
Упражнения для профилактики речевого развития
Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.
Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.
Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.
Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.
Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:
- цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
- открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
- высунуть язык и убрать его обратно в рот;
- сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
- поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.
Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.
Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.
Источник