От чего зависит эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушением развития

Страница 2 из 2

В специальной литературе достаточно много работ посвящено вопросу участия родителей, имеющих детей с различными отклонениями развития, в коррекционно-педагогическом процессе. В частности, проблемам семейного воспитания и обучения детей ребенка с речевой патологией (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская, М. Ф. Фомичева и др.); глухих и слабослышащих детей (Н. А. Морева, Е. Ф. Рау, Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Б. Д. Корсунская и др.); умственно отсталых детей (М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Д. Забрамная и др.); детей с детским церебральным параличом (ДЦП) (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова и др.); детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош и др.). Однако практически нет никаких работ в отношении детей с комплексными нарушениями в развитии. Это можно объяснить тем, что дети данной категории сразу попадают в специальные учреждения, и роль родителей в определенной степени «угасает». В настоящее время ситуация существенно изменилась. Многие родители предпочитают по возможности определять детей в учреждения, которые находятся недалеко от дома, а дети данной категории большую часть времени пребывают дома, в кругу семьи. Постепенно родители становятся участниками целостной системы коррекционной работы.

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно-интегративного педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким. Семья – это родной дом, где ребенок живет, играет, учится познавать окружающий мир и окружающих. Атмосфера сердечной привязанности, взаимной любви детей и родителей создает положительное эмоциональное отношение ребенка к процессу воспитания и обучения. Будущее ребенка, имеющего сложное нарушение, зависит от умелого подхода к воспитанию и обучению [5].

Ребенок растет, с каждым днем он больше внедряется в жизнь, изменяются его виды деятельности, вместе с этим изменяется и деятельность родителей. Можно проанализировать деятельность родителей, имеющих детей с множественными отклонениями в развитии и составить модель коррекционно-педагогической работы.

I МОДУЛЬ. Комплексно-диагностический: главная задача здесь состоит в выявлении нарушений, установлении возможных причин. Роль родителей очевидна – именно они в первую очередь дают исходные данные о своем ребенке, помогают специалистам в уточнении заключения. Специалисты в свою очередь помогает родителям лучше узнать ребенка, раскрывают им сущность нарушений. Несмотря на то, что родители какое-то время пребывают в состоянии растерянности или даже шока, присутствие их при обследовании и тактичные беседы с психологом, педагогом, врачами, позволяет им все-таки обнаружить потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря специалистам, родители запасаются определенным объемом сведений: с чего начинать, что делать, как правильно организовать помощь своему ребенку, нацеленную на преодоление имеющихся нарушений.

II МОДУЛЬ. Коррекционно-диагностический: задачей является выявление, уточнение и устранение особенностей развития детей с комплексными нарушениями, что позволит определить перспективу построения коррекционно-педагогической работы. Основным методом работы этого модуля является наблюдение за детьми в коррекционно-развивающем процессе. Эта задача возлагается не только на педагогов и психологов, но и на родителей.

Задача специалистов в отношении родителей заключается в постепенном и последовательном включении семьи в процесс коррекционной работы. Это предусматривает знакомство родителей с приемами, методами работы, расширение их знаний по проблемам общего психического развития детей, принятие участия в практическом обучении, наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-обучающего взаимодействия со специалистами.

III МОДУЛЬ. Коррекционно-педагогический. Главная задача – это, собственно, учебный процесс, для осуществления которого разрабатываются и уточняются индивидуальные коррекционные программы, подбираются наиболее эффективные методы и приемы обучения, организационные формы работы. Родители становятся активными участниками этого процесса. Особое значение придается установлению психологического взаимодействия между всеми участниками данного процесса, повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах поддержки в воспитании и обучении детей со сложными нарушениями развития.

Для достижения определенных положительных результатов необходимо проведение ряда мероприятий, предназначенных специально для родителей в форме консультаций, совместной работы педагогов и родителей, бесед-разъяснений, на которых освещаются вопросы организации работы в домашних условиях.

Читайте также:  Поликультурное развитие ребенка в доу

Наибольшая доля участия родителей в воспитании своих детей выпадает на ранний период, где основной ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. В этот период активно развиваются психомоторные функции, формируются предпосылки к овладению речью, подражательная способность.

Задача родителей – стимулировать все развивающиеся функции. Это не следует осуществлять хаотично. Необходимо выполнять мероприятия, способствующие коррекции развития в определенной системе. Программа разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Содержание может включать в себя: режимные моменты, упражнения, игры с детьми и др. [7].

Содержанием деятельности родителей в дошкольный период является выполнение совместно с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители являются помощниками педагогов в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

В школьный период круг общения детей расширяется, усложняются виды деятельности, вырастает степень самостоятельности детей. Процесс обучения продолжается, и задача родителей – отслеживать результаты усвоения знаний детьми, а также пополнять их новыми знаниями. В этот период у детей проявляются определенные интересы, согласно этому каждый из учащихся отдает предпочтение любимому делу. Родители должны стать помощниками и друзьями для своих детей.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.

Литература

  1.      Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. / Иваново – 1996 г.
  2.      Солнцева Л. И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей дошкольного возраста. – М., 1988 г.
  3.      Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотека для родителей / под ред. В. А. Феоктистовой. – М., 1993 г.
  4.      Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993 г.
  5.      Камсюк Л. Г., Мартынов В. Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. – М., 1989 г.
  6.      Ткачева В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 г. — № 2.
  7.      Морева Н. А. Методические рекомендации родителям по обучению и воспитанию глухих дошкольников. – М., 1999 г.

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Источник

Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др ).

Таблица 2 Социальная характеристика семьи

Группа семей Факторы, характеризующие данную группу семей
Оптимальная Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная
Хорошая Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки — кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — хорошая
Удовлетворительная Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная
Неудовлетворительная Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т. е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

Читайте также:  Развитие ребенка в пол года

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.

Подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен осуществляться строго на научной основе, т. е. при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).

Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

— методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования; так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка возрастной норме или об отставании от нее;

— важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, — от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

— подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития, можно получить только в результате использования нескольких методик, дополняющих друг друга;

— при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения — это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень его возможностей;

— задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

— содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

— при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

— отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер; только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;

— не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

— количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:

— процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная;

— методики должны быть удобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;

— анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным; в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

Читайте также:  Сайт о развитии ребенка у совенка

— выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способностью отражать уровни сформированное™ психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;

— для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

— для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.) считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розанова) — чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования он должен обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной комнате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок категорически на этом настаивает. После обследования психолог должен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным ыводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекцион-ной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушений психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

В заключении обязательно должны быть указаны возраст обследуемого, даты обследования и написания заключения, фамилия психолога.

Источник