От активного отдыха к здоровью и развитию ребенка

Марина Борисова
Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников

Педагогический проект

«Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

По содержанию: социально — педагогический.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет, воспитатели группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Формапредставления проекта: презентация на городском методическом объединении воспитателей по физической культуре

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Я считаю, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.

Поэтому тема моего проекта звучит «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»

Актуальность данного проекта определяется рядом существующих противоречий:

• между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;

• между необходимостью перехода на новые методы оздоровительных мероприятий и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;

• между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью.

ПРОБЛЕМА

Разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольныхучреждениях обозначили проблему: поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Я полагаю, что целенаправленная работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

• пропаганда здорового образа жизни;

• поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

• разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий;

• создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;

•развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;

• воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка;

• гармонизация детско-родительских отношений;

• повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

МЕТОДЫ ПРОЕКТА

1. Тематические физкультурные занятия;

2. Праздники, досуги, развлечения, туристические мини – походы с привлечением родителей;

3. Специальные игровые задания;

4. Мониторинговые процедуры (анкетирование).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационные ресурсы

1. https://www.iteach.ru – сайт программы Intel ® «Обучение для будущего»;

2. https://festival.1september.ru/

3. https://www.doshcolniki.ru./innovations/

Методическое

1. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж 2007

4. Н. В. Гуреев Активный отдых Москва «Советский спорт» 1991

5. Бочарова Н. И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ» / программно- методическое пособие/ — Центр педагогического образования Москва 2007.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.

8. «Инструктор по физкультуре» научно- практический журнал №1 2009.

9. «Инструктор по физкультуре» научно-практический журнал №2 2008.

10. «Современный детский сад» методика и практика №1 2007.

Дидактическое

1. перспективный план;

2. конспекты тематических физкультурных занятий;

3. конспекты досуговых мероприятий;

4. консультации для родителей;

5. конспект родительского собрания.

СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ №12 детский сад «Белочка»:

Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий оказывающих положительное влияние на формирование здорового образа жизни у детей;

с детьми – в специально организованной деятельности,в совместной деятельности педагога и детей:

• проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

• проведение праздников, досугов, дней здоровья;

• проведение подвижных игр;

• специальные игровые задания;

• использование на физкультурных мероприятиях нестандартного оборудования, личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми.

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья — детский сад»:

• анкетирование родителей;

• проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

• проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

• будет разработана система оздоровительных досуговых мероприятий;

• будут созданы необходимые условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщения ребенка к здоровому образу жизни;

• обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

• у детей повысится интерес к физкультурным занятиям и спорту;

• у детей сформируются представления о нравственно-ценных нормах и правилах поведения;

сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей;

• у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный

II этап – практический

III этап – заключительный

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

(АВГУСТ – СЕНТЯБРЬ)

1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;

2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;

3. Организация физкультурно-оздоровительной среды: изготовление нестандартного оборудования, составление картотеки игр;

4. Анкетирование родителей;

5. Диагностика физической подготовленности детей;

6. Анализ полученных результатов, выводы;

7. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;

8. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

(КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ – МАЙ)

1. Проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента.

2. Проведение Дней здоровья с участием родителей.

3. Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд.

4. Организация туристических мини-походов в лесной массив с участием родителей.

5. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.

6. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.

III ЭТАП — ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

(КОНЕЦ МАЯ)

• Диагностика детей

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Результатом реализации проекта стало:

сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;

• выросли показатели физической подготовленности детей;

• грамотное использование детьми разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;

• осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);

• повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ;

Презентация проекта на городском методическом объединении воспитателей по физической культуре.

Продукт проектной деятельности:

(конспекты, методические рекомендации, статья в газете, разработанная программа и т. д.)

1. Перспективный план организации физкультурно — досуговой деятельности в ДОУ в группе общеразвивающей направленности 6-7 лет.

2.Банк игр:

• Игровые упражнения с элементами спорта;

• Малоподвижные игры;

• Подвижные и сюжетно – инсценированные игры;

• Подвижные игры;

3. Конспект спортивного развлечения «Путешествие в загадочные джунгли».

4. Выступление на родительском собрании «Активный отдых в кругу семьи».

5. Анкета для родителей «О здоровье всерьез».

6. Сводная таблица анкетирования родителей «О здоровье всерьез».

7. Консультация для родителей «Приосанимся!».

8. Конспект физкультурного досуга «Мой забавный мяч».

9. Конспект тематического физкультурного занятия «Сердце я своё сберегу, сам себе помогу».

10. Конспект Дня Здоровья: музыкально – спортивного праздника «Чистота для здоровья нам нужна».

11. Конспект «круглого стола»с родителями на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ».

12. Конспект физкультурного досуга «Здравствуй Зимушка – зима».

13. Конспект спортивного праздника «Новогоднее спортивно – оздоровительное шоу».

14. Конспект спортивного развлечения с привлечением родителей «Хантыйские забавы».

Источник

В. Б. Родионова

МБДОУ «ДСКВ №116» г. Братск

Активный отдых как основа

формирования здорового образа жизни дошкольников

Ключевые слова: активный отдых, дошкольник, спортивные праздники и досуги, каникулы, день здоровья.

В статье рассматривается роль физической культуры как оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни детей в современных условиях.

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

Забота о здоровье человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток в движении.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений ниже возрастной нормы. Не секрет, что большую часть времени проводят в статичном положении (за компьютером, за столом или у телевизора). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития быстроты, плоскостопия, силы и гибкости.

Двигательная активность является важнейшим компонентом организации и поведении дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания  детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий социальной жизни и от индивидуальных особенностей телосложения, от функциональных возможностей растущего организма.

В нашем детском саду проводится систематическая работа по обеспечению полноценного активного отдыха воспитанников, охране и укреплению их здоровья, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни. Существуют различные организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы. Особое место занимает активный отдых, важным условием чего является эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение. Ребенок дошкольного возраста – это человек с постоянной потребностью в движении и эту особенность детского организма нужно поддерживать и развивать. Поэтому главной задачей нашего дошкольного учреждения является активный отдых:

  • спортивные досуги;
  • физкультурные праздники;
  • дни здоровья;
  • каникулы;
  • спортивные игры;

Спортивные досуги повышают интерес к занятиям, закрепляют двигательные качества, такие как: ловкость и быстрота, оказывает благотворное воздействие на организм детей. Спортивные досуги различные по организации и по содержанию. Спортивный досуг насыщен действиями, проходит без пауз, лишней траты времени, проводится один раз в месяц в каждой группе не более 20-50 минут в зависимости от возраста детей.

В системе физического воспитания дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки.

В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья. В День здоровья отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятельностью детей, включая мероприятия, предусмотренные программой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах. Организуя дни здоровья, следует учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями сверстников; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

В нашем детском саду проводятся два раза в год (в январе и в мае) продолжительностью одну неделю. Во время каникул учебные занятия, связанные с умственной деятельностью, отменяются. Создаются условия для ежедневной, самостоятельной двигательной деятельности детей и физкультурные мероприятия, где детей ожидают сюрпризы сказочных героев, чтобы дети почувствовали, что каникулы — это праздник, радость и веселье. В физкультурных праздниках принимают участие родители, братья и сестры наших воспитанников. Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Такая форма активного отдыха содействует улучшению физкультурно — массовой работы среди детей и взрослых.

Список литературы

  1. Активный отдых детей в детском саду. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/aktivnyi-otdyh-detei-v-detskom-sadu.html
  2. Лурри Ю. Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1991. – 39 с.
  3. Физкультурные праздники и досуги в детском саду. Режим доступа: https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac433.html
  4. Спортивные игры для дошкольников. Режим доступа: https://doshkolniki.org/fizkultura/116-sportivnye-igry-dlya-doshkolnikov.html
  5. Гуреев Н. В. Активный отдых. М.: «Советский спорт», 1991. – 5 с.

Источник